Автореферат (1136388), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Политическая слабость мэроврегиональной столицы также благоприятствовала «выживанию» прямых выборовмэра и местной демократии. Губернатору было легче заменить мэра, который емупротивостоит, чем инициировать полную реорганизацию местной исполнительнойвласти. Более высокий уровень неподконтрольной региональным властям местнойполитики, в свою очередь, ускорял отмену прямых выборов мэра и введениеинститута сити-менеджеров взамен.Сделанные выводы могут быть использованы для определения направленийдальнейшего развития политического режима в России как на федеральном, так ина региональном и местном уровнях власти.Материалы исследования могут использоваться в преподавании курсовполитологии, теории государства и права, а также написании монографий,учебников и учебных пособий.Проведенноеисследованиеможетбытьиспользовановнаучнойдеятельности для системного изучения региональных и местных формальныхполитических институтов, для уточнения понятийного аппарата, изучениясовременных представлений о региональной политике и местном самоуправлении15в России и способствовать новому пониманию взаимодействия ветвей властифедеративного государства на современном этапе их развития.Теоретико-методологическойосновойисследованияслужитнеоинстиуционализм рационального выбора, который строится на допущении оналичии у актора определенных целей и способности постоянного соотнесенияэтих целей с выбором средств для их достижения.
Выбор средств определяетсялишь калькуляцией максимальной полезности их использования. Для политиковизэтойуниверсальнойсхемыделаетсяодносущественноеуточнение.Исследователи сходятся в том, что главными целями человека, занимающегосяполитикой, являются его карьера и сохранение должности. Это определяется неособой эгоистичностью политиков в сравнении с другими людьми, а прежде всегосвязано с зависимостью достижения всех остальных целей от успешностиреализации этих двух задач.23Таким образом, губернаторы рассматриваются как ключевые акторырегионального политического процесса, обладающие наибольшим объемомресурсов (по сравнению с иными акторами) и нацеленные на максимизацию своейвласти.Методологическидиссертационноеисследованиевыполняетсявконвенциональной для политической науки сравнительной перспективе.Конкретныеисследовательскиезадачирешаютсяспомощьюколичественных методов и статистического анализа.
Эмпирические разделыработы выполнены с применением дескриптивной статистики, т-тестов и трехвидов регрессионного анализа: использованы множественная логистическаярегрессия, пропорциональная регрессия Кокса («анализ выживания», или «survivalanalysis»)24 и регрессия Вейбулла.25Вспомогательную роль в исследовании играют интервальная методикаШугарта-Кэри, с помощью которой производится анализ региональных основных23Geddes B. Initiation of New Democratic Institutions in Eastern Europe and Latin America. In: Lijphart A., WaismanC.
H. (eds.), Institutional Design in New Democracies. Eastern Europe and Latin America. WestView Press, 1996. P. 8.24Cox D. R. Regression Models and Life-Tables // Journal of the Royal Statistical Society. Series B (Methodological).1972. Vol. 34, № 2. P. 187-220.25См., например: George B., Seals S., Aban I. Op. cit. Zhang Z. Parametric Regression Model for Survival Data //Annals of Translational Medicine. 2016.
Vol. 4, № 24. P. 1-8.16законов, а также экспериментальный метод, с помощью которого проводился сборнеобходимых данных для анализа хода реформы местного самоуправления вкаждом конкретном городе.Для решения конкретных исследовательских задач в работе использованыкак данные, рассчитанные самостоятельно (индекс Шугарт-Кэри для всехрегиональных основных законов в нескольких редакциях, индекс эффективногочисла партий для региональных легислатур и т.д.), так и статистика, полученнаяиз конвенциональных источников, таких как Росстат и ЦИК РФ.Выбранныеметодологияиметодыанализаданныхпозволяютпроанализировать общие сюжеты трансформации субнациональных формальныхинститутов, однако за пределами анализа остается механизм воздействия главрегиональной исполнительной власти на данные процессы эволюции институтоврегиональной и местной властей в каждом конкретном случае.Эмпирическая база диссертационной работы представлена несколькимигруппами источников.Первую группу составляют тексты конституций (уставов, основныхзаконов)субъектовраспределенияРФ,которыеформальныхиспользуютсяполномочийдлямеждуанализадинамикиисполнительнойизаконодательной властями в регионах.Вторую группу источников составляют материалы с официальных сайтоврегиональных и местных администраций и парламентов: данные о мэрахрегиональных столиц с 2003 по 2015 гг., о рассмотрении и принятиирегионального или местного закона, регламентирующего систему органов местнойвласти в региональной столице.Третью группу источников составляют статистические данные по регионам.Они включают данные по ряду социально-экономических, географических иполитических(электоральных)показателей.Последниехарактеризуютособенности партийной и избирательной систем регионов.Положения, выносимые на защиту:1.Главы субъектов РФ стремятся максимизировать свою власть,используя стратегию «отъема» полномочий у более слабых акторов.
В 1990-е годы17основной мишенью губернаторов были региональная законодательная власть ифедеральная власть. В 2000-х годах, с началом политики «укрепления вертикаливласти», губернаторы заключили с федеральным Центром «пакт»: возврат многихполномочий Кремлю взамен на усиление контроля губернаторов над уровнемместного самоуправления. Установка на максимизацию власти объясняет отказгубернаторов от борьбы с Центром в начале 2000-х годов.2.регионахАнализ конституционного (формального) разделения властей впоказывает,чтомногообразиеинституциональныхдизайнов,закреплявшее позицию глав исполнительной власти по отношению как кфедеральной власти, так и к региональным парламентам в начале 1990-х годов,сменяется относительным единообразием конституционного дизайна в субъектахРФ к началу 2000-х годов.
Это означает, что процесс борьбы губернаторов зарасширение своих полномочий, протекавший в каждом субъекте федерации поразному, завершился, что отразилось в стандартизации системы формальныхинститутов. За редкими исключениями можно говорить, что в РоссийскойФедерации появились некие универсальные правила взаимодействия главсубъектов федерации и с Центром, и с региональной легислатурой.3.«Наступление» губернаторов на полномочия муниципальной властина законодательном уровне, поддержанное федеральным Центром, привело кмассовой смене модели местного самоуправления в региональных столицах.Повсеместно избираемые мэры были заменены на назначаемых сити-менеджеров,что усилило политический контроль губернаторов над местной властью и внутрирегиональной политикой.4.Способность местного самоуправления сохранять свою автономию инезависимость через сохранение старой модели организации исполнительнойвласти, а именно – прямых выборов мэра, перед натиском глав субъектов зависелапрежде всего от того, насколько регион в целом был отдален (экономически,географически и политически) от федерального центра и насколько уверенноглава региона контролировал политическую ситуацию в своем регионе.18Апробация результатов работыОсновные положения диссертации изложены в научных публикацияхавтора и выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах:Девятая ежегодная международная научная конференция «ВДНХ-9:1.Знание и технологии: производство, трансферы и циркуляции», НОУ ВПО«ЕвропейскийСекционныйУниверситетдокладвСанкт-Петербурге»,«Конституцииимеют13-14значение?ноябряСлово2015г.российскимрегионам!».2.XVII Апрельская Международная научная конференция по проблемамразвития экономики и общества, НИУ ВШЭ Москва, 19-22 апреля 2016 г.Секционные доклады:a) «ЭволюцияконституционногодизайнасубъектовРоссийскойФедерации»;b) «Реформа местного самоуправления в РФ: “анализ выживания” мэров в2003-2015 гг.»3.Перваяежегоднаятартускаяконференцияпороссийскимивосточноевропейским исследованиям, Университет Тарту, Эстония, 4-6 июня 2016г.
Секционный доклад: «Local Self-Government Reform in Russian Regions 20032015: Factors of Mayors’ Survival».4.Пятая ежегодная научная конференция «Октябрьские чтения», НИУ«Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, 20-22 октября 2016. Секционныйдоклад: «Факторы правового разнообразия в регионах Российской Федерации:институты имеют значение?»5.XI Общая конференция Европейского Консорциума ПолитическихИсследований, Университет Осло, Норвегия, 6-9 сентября 2017 г.