Я.И. Френкель - Кинетическая теория жидкостей (1108150), страница 116
Текст из файла (страница 116)
Очень хорошо сказал об этом Л. Ф. Иоффе: «Нельзя па вспомнить деятельной помощи якова Ильича всем, кто к нему обращался или кому он считал нужным помочь. Необычайная доброта, лкебовь и уважение жить добрые побуждения и анически присущи светлан ся наивным, доверяя даясе Но«чик-»и««рафик«ской очерк 53>с> недостойным доверия. Ему чу кда была сама мысль об обмане, так далек был его душевный мир от лк>бой нечестной мыслю>. Несмотря на ценность и болыпой объем научного наследства Я. И.
(за 35 лет работы он опубликовал около 300 статей и более 20 книг), я не стану ограничиваться в дальнейшем рассмотрением только его научной деятельности, а попытаюсь по возможности воскресить его облик таким, каким его помнят друзья и товарищи по работе. Эта задача облегчается тем, что сын Якова Ильича Виктор Яковлевич привел в порядок и систематизировал обильное эпистолярное наследство отца, многие сотни сохранившихся в его семье писем, адресованных жепе и родителям.« Эти письма, которые я буду в дальнейшем широко цитировать, охватывают период с 1906 примерно по 1941 г.
Особенно интересны его письма времен начала революции и гражданской войны, письма из длительных заграничных командировок. Из этих писем вырисовывается образ человека, преданного идеалам революции, прожившего прекрасную жизнь: Яков Ильич был щедро наделен талантом, работал в любимой им области, был счастлив в семье. Икон Ильич родился 10 февраля 1894 г. в Ростове-па-Дону. Его отец, , Илья Абрамович Френкель, в молодости принимал активное участие в народовольческом движении.
Эта его деятельность послужила причиной ареста и ссылки в Сибирь, в г. Березов, где он провел около семи лет.оо Вернувшись в 1892 г. на родину, Илья Лбрамович женился на Розалии Абрамовне Баткипой; Я. И. был их старшим сыном. «В детстве, — пишет Я. И. в своей автобиографии в 1946 г., — я проявлял способности к л«узыке и живописи; это побудило моих родителей ' .организовать мое обучение игре яа скрипке (с 8-летнего возраста) и рисованию (с 12-летнего возраста). Оба этих занятия остались моим излюбленным отдыхом вплоть до настоящего времени». В 1909 г. семья Френкель переезжает в Петербург; в этом городе .(с небольшими перерывами) и протекает вся жизнь Я. И. Приблизительно ' и тому времени, когда Я. И. учился в 6-м классе гимназии, относится пробуждение его интереса к физике и особенно к математике.
Этот интерес ие только пассивный, по и активный: наряду с чтением специальной литературы Я. И. начинает пробовать свои силы в этом направлении и занимается теорией рядов. Результатом этих усилий явилась большая работа, озаглавленная юным автором «Прогрессивное исчисление». Свое сочинение молодой Френ- * В. я. >Эроэкеаь и в других отношениях оказал мэе эооцеяпиую помощь при яаовсавяи атой огаты>.
««В посходив« годы жи»ап, в «935 г., И. А. Френкель аочол па«ать оставшиеся незановчевяыии в я«опубликованными осипом»заиия об этом оромоаа «Пут«око и тюрьму я Сиоари>. кель в июле 1911 г. показал профессору )!етербургского университета Я. В. Успенскому, который обнаружил, что з представленной работе содержатся основы исчисления конечных разностей (и сумм) — предмета, развитого еще в трудах Ферма, Лейбница и Ньютона, по пе включавшегося в обп>ие курсы математического анализа, а потому и пеизвестпого Я >! р, н кел>о.
Я. В. Успенский сообщил ему обо всем этол>, естественно, свльн» огорчив. Он снабдил Френкеля списком монографий по исчислению конечных разностей; соответствукпцие книги (включая книгу Л. Л. Мар>«ова) с тех давних лет сохрапилвсь в библиотеке Я. И. Френкеля; поля пх испещрены его карандашными пометками. В 1913 г. Я.
И. окончил гпмнази>о с золотой медалью и в том же году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Преподавания теоретической физики в те годы в университете практически яе велось. Соответству>ощие курсы (на весьма низком уровне) читал проф. П. А. Булгаков. Я.
И. вспоминал о нем с улыбкой; это был большой путаник и чудак. Приступал он к чтению своих лекций еще находясь в коридоре, входя в аудиторнк>, продолжал говорить, а слушали его 3 — 4 студента, которые, чтобы не срывать курса, сговаривались между собой о «дежурстве» на его лекциях. Но Н. А.
Булгаков видел выдаклциеся способности Я. И. и довольно энергично хлопотал об оставлении его при университете для подготовки к профессорской деятельности. В октябре 1916 г. Я. И. в трехгодичный срок оканчивает физико-математический факультет университета (по «математическому разряду»); его дипломная работа посвящена строению атома в свете радиоактивных излучений (впоследствин она была опубликована в виде серии статей на страницах ЖРФХО [1 )).
По представлению профессоров Хвольсона, Булгакова и Рождественского Я. И. был оставлен при Петербургском университете «для приготовления к профессорской и преподавательской деятельности»; он работал там до начала 1918 г. Теоретической физикой Я. И. занимался, таким образом, самостоятельно. В упоминавшейся автобиографии он пишет, что первое его исследование по теоретической физике возникло в результате участия е работе физического семинара, организованного А. Ф. Иоффе (с осени 1916 г.) при Политехническом институте. Эта работа была посвящена физике контактных явлений и содержала плодотворную идею об электрическом двойном слое на поверхности твердых и жидких тел.
Доброжелательная критика со стороны А. Ф. Иоффе сыграла, по словам Я. И. Френкеля, стимулирующую роль; его исследование было опубликовано на английском и русском языках (см. (2)). Я. Р. Дорфман, вспоминая о времени участия Френкеля в работах семинара Иоффе, пишет: «Уже тогда Яков Ильич выделялся своей огром ной разносторонней эрудицией. Хочется особо отметить то удивится> нее добреду!пие н терпение, кагор е оп проявлял, де ясь свои и об>эир- Пр и»аж е и ии ными познаниями с младшими участниками семинара.
Эта замечательная черта отличала Якова Ильича в течение всей его жизни».а Трудно переоценить ту громадную роль, которую сыграли в деле развития физики в нашей стране как сам А. Ф. Иоффе, так и группа молодежи, органиаовавшаяся под руководством Иоффе, — они были подлинными пионерами современной физики в Советском Сон>зе. Ведь несмотря на существование отдельных корифеев науки вроде Н. Н. )!ебедева, как преподавание физики, так и исследовательская работа в области физики и целом находились в дореволюционной России на крайне низком уровне. Чтобы стало понятно, почему Я. И. пришлось быть самоучной, достаточно привести два характерных примера.
Когда я учился в 1914 — 1!И8 гг. в .Московском университете, в курсе физики проф. Станкевича теория Максвелла вообще не затрагивалась, тан каь считалось, что по своей сложности зта теория не поддается ленционному изложении>.** Второй пример. А. Ф. Иоффе рассказывал при мне, что когда он, проработав некоторое времн в 1'ермании у Е'ентгена, начал работать н Нетербургском университете, профессор физики И. И.
Боргман спросил его, какие научные исследования он собирается поставить. Когда А. Ф. Иоффе изложил свои планы, Боргмап спросил, кто и где уже проводил такие исследования. Услыхав, что этого еще никто нигде не делал, профессор изумился: «Что аа самомнение у Вас, молодой челозен, — ска' зал он Л. Ф., — нам нечего пытаться искать новое; было бы уже очень хорошо, если бы мы смогли правильно воспроизвести у нас в стране измерения, сделанные за границей».*** Именно ленинградской школе физиков мы в значительной степени обязаны тем, что в настоящее время такого рода высказывания звучат попросту нелепо.
Интересно, что первая печатная работа Я. И. была опубликована на страницах русского журнала «Лвтомобиль» [3[ под названием «Механические условия работы дифференциала». Ироисхождение этой работы связано с дружбой Я. И. и Н. В. Фаусека, одаренного конструктора„ который после револа>ции работал в авиапромышленности. Описание его оригинальных конструкций часто помещалось па страницах журнала «Автомобиль». Очевидно, по его просьбе Я. И. и провел соответствун>гцуа> работу. Осень и зиму 1916 — 1>917 гг.
Я. И. очень много работает. Он часто выступает на семинарах Иоффе, па заседаниях Физико-химического общества. Наряду с упомянутыми чисто физнческилеи работами е я. Г. д о р ф и а н. Вступительная сталя ио второму тому «И»бр«вакх со. члвеиий» Я. И. Френкеля. М., 1958, етр. 4. ** Ираида, ова и»лагаиась и специалы>ом курсе «по иыбору» доа. А.
Ба«ив«восо, ио я иа экзамене но этому вреди««у иолу»ил 5 только еа то, что прк выводе формул ва доске написал зван векторного произведения и»вал, каное смысл этого ирсшееедевия; никаких лр>твх эоиросои мве нообше ве заливалось. "ее Обитом»изводе А. Ф. е>о4>фе расска»ал в «зоей нвпш «Встречи с фиги«ами» (М>, 1960, стр. «27). Научна-ли»грай>ичееиий очерк того периода [1, 2 [ он пишет статью, оставшун>ся незаконченной и неопубликованной, под названием «Общий характер жизненных процессов». В " работе Я.
И. пытается определить основное различие между живой и;ртвои природой. Различие Я. И. видит в том, что для тел мертвой р р ды характерно стремление н состоянию устойчивого равновесия„ пения от которого, вызванные той или иной причиной, вызывают уюся уменьшить отклонение и противодействовать силе, это отклонение вызывающей. «Нормальное состояние всякой мертвой системы есть состояние устойчивого равновесия, — пишет Я. И, . в ло время как нор емя как нормальное состояние всякой живой системы, с каной бы точки арения она н рения она ни рассматривалась (механической или химической), есть состояние неустойчивого равновесия, в поддержании которого и заключается жизнь». Осенью 1917 г.