Проза А.Н. Радищева в литературном движении конца XVIII в. - начала XIX в. (1101448), страница 3
Текст из файла (страница 3)
«Просвещенный» царь прямо увиделвсюегоситуациюсосвоей,теперьужеистинной,точкизрения,воспользовавшись своим разумом, а не по словам его окружающих. Толькопосле снятия бельм он «мыслит, следовательно, существует (cogito ergo sum)».Но несмотря на важность разума в просветительской идее, наш вопросзначительно сложнее; проблема заключается в том, что Просвещение состоит истроится не только на идеях разума. Человеческая история не пряморазвивается с помощью разума. Хоркхаймер и Адорно утверждают, что«иррационализм выводится из сущности как самого господствующего разума,так и соответствующего ему образа мира»26 с развитием просвещения (курсив –Хоркхаймер и Адорно).
Для Радищева восемнадцатый век также есть «столетьебезумно и мудро» (I, 127). И в «Путешествии» читаем: «в мире сем всёприходит на прежнюю степень, ибо всё в разрушении свое имеет начало»(«Путешествие», 30 27 ). В главе «Зайцово» прямо обнаруживается смыслдиалектики Просвещения: «на свете все колесом вертится. Сего дня умное,завтра глупое в моде» («Путешествие», 45). И в тексте «Путешествия» см.авторские примечания к оде «Вольность»: «Таков есть закон природы; измучительства рождается вольность, из вольности рабство...» («Путешествие»,102).Итак,Радищевилисознательноилинесознательноощущаетдинамичность эволюции человеческой духовной истории и это, по нашемупониманию,обозначаетчувствованием.Вдинамику«Дневникеоднойсоотношениянедели»междупрозреваетсяразумомидиалектикасоотношения между разумом и чувством: «Ужели человек толико раб своея26Хоркхаймер, Макс и Теодор В.
Адорно. Диалектика Просвещения. Философскиефрагменты М. СПб: Медиум. 1997. с. 14.27Радищев, А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Санкт-Петербург: Наука.1992. В дальнейшем ссылки на «Путешествие из Петербурга в Москву» даются в даннойработе с обозначением «Путешествие» и страницы в тексте.12чувствительности, что и разум его едва сверкает, когда она сильновостревожится?» (I, 140) Читатель «Дневника» становится свидетелемнастоящей внутренней драмы одиночества, которая разыгрывается между егочувствами и разумом. Так, мировоззрение героя сложнее сенсуалистскогопредставления о приоритете чувственного над разумным, радищевский геройвоскликнул: «Нет, обманчивое чувствие, ты лжешь, я жить хочу» (I, 142).В третьем разделе речь идет о понятии полезности и «со-чувства» уРадищева.Весьма вероятно, что Радищев считал личное важнее общего.
Общее неможет и не вправе требовать от его членов своего личного блага любой ценою.Так он следует теории Гельвеция.28 Если термин «общей воли», которая ставитакцент на «общее», принадлежит Руссо, то «воля всех», которая ставит акцентна «всех», восходит к Гельвецию. Теория Гельвеция, это - этика наслаждения,«разумного эгоизма», которая обеспечивает максимальное личное счастье.Следовательно, для Радищева «народ есть общество людей, соединившихся дляснисканиясвоихвыгодисвоеясохранностисоединеннымисилами,подчиненное власти в нем находящейся…» (I, 188) По мнению Т. Пейдж29,Радищев постарался строить науку гражданской нравственности на пользукаждогонарода.Такойподход,какпринятополагать,называется«утилитаризмом» - этот термин является ключевым в философии Просвещениятогдашнего времени.В этом контексте, в главе «Путешествия» «Клин» появление слепогостарика занимает особое место и играет особую роль. Он поет народную песню.По окончании песни все его окружающие отплачивали старику за его труд.Путешественник тоже подошел к ним и в дрожащую руку, «только же28Гельвеций пользовался популярностью в России после 1760 г.
Его книга «De l'Esprit» былапереведена на русский не позднее 1762 г. См.: Page, Tanya. Radishchev's polemic againstsentimentalism in the cause of еighteeth century utilitarianism // Russian literature in the age ofCatherine the Great, ed. by A.G. Cross. Oxford: W.A. Meeuws. 1976. с. 170.29См.: Там же. сс. 159-162.13дрожащею от боязни, не тщеславия ли ради то делаю» – положил ему рубль. Ностарик, поняв, что это целый рубль, отказался от подаяния. Так произошлопотому, что подавать такие большие суммы нищим певцам было не в обычае.Но он получил праздничной пирог и принял его обеими руками отпятидесятилетней женщины с восторгом. И сказал: «Вот истинное благодеяние,вот истинная милостыня» («Путешествие», 112).
Наконец, путешественникснял платок со своей шеи и подарил ее старику.Здесь ясно обнаруживается характер добродетели у Радищева. Деяниедолжно быть полезно. И эта полезность должна быть конкретной и соразмерной,уместной для каждого человека в конкретном времени и месте. Еще заметно,что эта полезность основана на «сочувстве» со стариком. Эта идея связываетРадищева также с идеей масонства и кладет основание апологии мужества уРадищева.В второй главе речь идет о русском масонстве и сочувственномотношении Радищева к нему.В первом разделе рассматривается русское масонство в культуре второйполовины XVIII века.Несмотря на явную трудность исследования масонства (секретность,разнообразность и др.), очевидно, что оно играло огромную роль в развитиидуховной и интеллектуальной жизни России в определенный историческийпериод.Между исследователями масонство до XVIII века принято определять какдоисторическое; «исторический» же период масонства начался в 20-е гг.
XVIIIвека. 30 Их общее мнение заключается в том, что «официальное» масонствовозникло из гильдии каменщиков в Великобритании. Между тем английскиемасоны называли себя «франкмасонами» (галлицизм: «вольные каменщики»).Масонское братство - тоже по-французски - fraternite. Традиции западно30Мельгунов, С.П. и Н. П. Сидоров. ред.
Масоны. История, идеология, тайный культ. М.:Вече. 2005. с. 496.14европейского масонства были продолжены русским масонством, которымосваивались идеи умозрительной, духовной и «спекулятивной» деятельности.31Эти идеи распространялись в течение XVIII века во всех странах Европы, и в1787 г. масонов насчитывался уже не один десяток тысяч человек.Первые достоверные сведения о русских масонах относятся к 30-40-мгодам XVIII в. В протоколах Великой Ложи Англии сохранилась запись оназначении 2 января 1731 г. великим провинциальным мастером для России иГермании капитана Джона Филипса.
Отсюда мы узнаем, что масонские ложиуже существовали в России до этого года. И еще другие источники32 сообщают,что Джеймс Кейт, шотландец, бежавший из Англии после якобинскоговосстания и поступивший в 1728 году на русскую службу (генерал-майором), в1740-1741 годах стал провинциальным Великим мастером России.Одним из самых ярких периодов для расцвета русской интеллигенциистало время правления Екатерины II. Первое время своего царствованияЕкатеринаII,благожелательно.кажется,ЕслиотносиласьвовремякмасонствуЕлизаветытерпимомасонствоужеидаженачалораспространяться среди дворянства, то при Екатерине это распространение шлозначительно быстрее.
В это время влиятельные в правительстве лица были«сочувственными» к масонам и участвовали в разных орденах масонства. И сраспространением масонства среди дворянства, чиновников и интеллигентов,Россия освоила масонство на русской почве.Наиболее интересующий нас аспект в проблематике масонства - идеягражданства. Хотя возникали споры о соотношении между Просвещением имасонством, ясно, что такие понятия, как добродетель, общее благо, равенствои т.
д., с нашей точки зрения также соответствуют идеям Просвещения. Помнению С.В. Аржанухина, «Русское масонство было первым проявлением31См.: Соловьев, О. Русские масоны. М.: Яуза-пресс. 2007. с. 11.Смит, Д. Работа над диким камнем. Масонский орден и русское общество в XVIII веке:НЛО. 2006. сс. 21-22.1532гражданскойинициативы»33. Основныеположениямасонскойэтикисформулированы в одной песне, которая пользовалась популярностью междубратьями: «Если честности кто знает, / Всегда правду наблюдает, / Притомскромен любить жить, / Тот масоном может быть. / … / Тот, кто беднымпомогает / И от бед их защищает, / Добродетели хранит, / Тот масоном можетбыть».34Опираясь на подобные факты, мы можем предположить, что одной изсамых главных задач деятельности масонства XVIII века в России являетсяидеяГражданства–необходимостьбытьхорошимгражданиномсобщественной моралью. Этот факт свидетельствует о том, что в России XVIIIвека существует независимое от государства общество.
И это обществоназывается «гражданским обществом». В этом контексте, мы можем считатьмасонство одним из видов деятельности гражданского общества.Во втором разделе второй главы представлены рассуждения об образерусского масонства XVIII века и его отношении к государству.Хотя государство и общество были не полностью разделены и все былотесно связано (например, множество масонов трудились на поприщегосударственной службы в царствование Екатерины II), мы можем отличить ихдруг от друга в нашей проблематике: если нравственная программа масонствавходит в уровень общества, то моральный проект Екатерины II – в уровеньгосударства. В этом отношении Н.И. Либан изображает деятельность масонстваи Екатерины II как «два государства»: «… Екатерина почувствовала, что естьдва государства – ее империя и новиковская Москва» 35 .
Вследствие этойдвойственности (и ввиду распада рационализма у масонов), русское масонство33Аржанухин, С.В. Философские и общественно-политические взгляды русских масоноввторой половины XVIII - первой четверти XIX вв. (Автор. докт. философ. наук).Екатеринбург: Уральский гос. ун-т. имени А.М.















