Диссертация (1100522), страница 26
Текст из файла (страница 26)
157).§ 3. 5 Пульхерия Александровна РаскольниковаПульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона Романовича иАвдотьи Романовны. Как ее имя, Пульхерия является очень красивойженщиной. «Пульхерия», латинское имя, с онтологической точки зрения,означает «красивая, прекрасная»99. В романе имеется такое описание:«Несмотря на то, что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, лицоее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казаласьгораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами,сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жарсердца до старости» (с.
158). Видно, что у Пульхерии красота не только99Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. С. 603.127по-внешности, но и в душе. Она мягкая, добрая, и полна любовью к своимдетям.А имя «Александр» (отчество: Александровна), с онтологической точкизрения, обозначает «защищать, защитник, мужественный, помощник» 100 .Несмотря на ее смиренность, Пульхерия Александровна является защитникомсвоей детей. По этом поводу Г.
Мейер замечает: «Создавая духовный обликПульхерии Александровны, Достоевский, вне всякого сомнения, думая оПульхерииИвановнеиз«Старосветскихпомещиков».Беспощадноговысмеивания, умерщвления человека смехом, вот чего не прощал автор«Преступления и наказания» автору «Мертвых душ» <...> Старосветскаяпомещица, порабощенная бездушным обиходом чрезмерно отстоявшегося быта,обнаруживает свою убогую ограниченность и, умирая, уходит в сумерки <...> Ив честь всей госпожи, сумеречного положили в гроб Пульхерию Ивановну всереньком платье. Но Достоевский воскресил Пульхерию и, дав ей новоеотчество, вдохнул в нее волю к существованию и желание стать прекраснойматерью, защитницей своих детей»101.Как излагает Флоренский, «Прямолинейная, нарочито рассудочная,насильственно входящая в совершенство добродетелей, Александра такова всвоей феноменальности, в своей жесткой истине, тогда как в глубине она естьослепшая, без ума настойчивая...
Между тем, подталкиваемая слепою волею,Александра настойчива, упорна, крепко держась за преднамеченное ею, как заразумную и доказанную цель» 102 . Об этом в романе тоже упомянули:«Пульхерия Александровна была чувствительна, впрочем, не до приторности,робка и уступчива, но до известной черты: она многое могла уступить, намногое могла согласиться, даже из того, что противоречило ее убеждению, новсегда была такая черта честности, правил и крайних убеждений, за которуюникакие обстоятельства не могли заставить ее переступить» (с.
158). Хотя она100Там же. С. 30.Мейер Г. А. Свет в ночи. Опыт медленного чтения. Франкфурт на Майне. 1967. С.134-135.102Флоренский. П. Имена. С. 121.128101всегда мягкая, и всегда слушается других, но ее глубокая любовь кРаскольникову и твердая вера в Богу слишком настойчивы, что возможно ихизменить.В книге Флоренского еще упомянута трагедия Александры: «Александрапредчувствует катастрофу, в большом или малом — сейчас это безразлично,может быт, даже уверена в ней, но идет навстречу трагедии, хочет трагедии» и«Когдазнаменованиеименипобуждаетженщинустатьнаиболеепропорционально в себе построенным мужчиной, то это, легко предвидеть,клонится к судьбе трагической»103.
Разбираясь в романе, нетрудно заметить, чтоПульхерия действительно является женщиной со трагедией. Она живет беднойжизнью, и единственной надеждой для нее является ее сын Раскольников. Но ссыном возникли ужасное дело, которое она не знала, но уже чувствовала. Хотявсе обманули ее, но ужасное дело сына все еще принесло ей большой удар, идаже вело ее к смерти. «Еще в начале процесса мать Раскольникова сделаласьбольна... Болезнь Пульхерии Александровны была какая-то странная, нервная исопровождаласьчем-товродепомешательства...Дуня,воротившисьспоследнего свидания с братом, застала мать уже совсем больною, в жару и вбреду. В тот вечер сговорилась она с Разумихиным, что именно отвечатьматери на ее расспросы о брате, и даже выдумала вместе с ним, для матери,целую историю об отъезде Раскольникова куда-то далеко...
Но их поразило, чтони об чем об этом сама Пульхерия Александровна ни тогда, ни потом нерасспрашивала... Раза два, впрочем, случилось, что она сама так навеларазговор, что невозможно было, отвечая ей, не упомянуть о том, где именнонаходитсяРодя;когдажеответыпоневоледолжныбыливыйтинеудовлетворительными и подозрительными, она стала вдруг чрезвычайнопечальна, угрюма и молчалива... Наконец беспокойство ее возросло до крайнихпределов.
Она иногда вдруг начинала плакать, часто заболевала и в жарубредила... После тревожного дня, проведенного в беспрерывных фантазиях, в103Там же. С. 120-122.129радостных грезах и слезах, в ночь она заболела и наутро была уже в жару и вбреду. Открылась горячка.
Через две недели она умерла» (с. 412-415).130Глава Ⅳ Эпизодические лица романаСемен Захарович Мармеладов — титулярный советник, отец Сони.История его жизни рассказывается подробно им самим, в первом же из егоисповедальных монологов в его собственных уст. Мармеладов рассказалРаскольникову о своей несчастной жизни. Его семья живет в одной беднейшейкомнате шагов в десять длиной, к тому же еще и проходной. Из-за пагубногопристрастия к пьянству он вверг внищету всю свою семью и пропил всеценное, включая вещи его второй жены, Катерины Ивановны.
Из тяжелойдомашней работы у его жены усилилась чахотка, и она начала кашлять кровью.Из-за жалости к голодающим детям мачехи его дочь Соня отважилась пойти напанель. Можно заметить большой контраст между его настоящей жизнью и егофамилией.ФамилияМармеладов,напоминающаяосладостяхиассоциирующаяся с довольством, комфортом, чем-то приятным, призванаоттенить бедственное положение героев. Жизнь этого несчастного семействасовершенно противоположена этим ассоциациям. В. Я. Кирпотин писал,«Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастьянеправильно устроенного... общества, и, как сладок этот мир, рисуется ужегорько-иронической фамилией, подобранной Достоевским»104. По сути,фамилия призвана еще больше подчеркнуть бедственное положение семьи и«сладость» в таком обществе.С другой стороны, Бородина дает этой фамилии другое объяснение:«Буквально мармелад – мягкий, желеобразный, на натуральной основе, неподлежащий длительному хранению, очень (даже слишком) сладкий продукт.Основные качества мармелада, особенно ‹мягкий›, ‹слишком сладкий›соответствуют чертам характера героя и его манере изъясняться» 105 .
Этосовершенно верно. Мармеладов действительно мягкий человек. Он не способен104Кирпотин В. Я. Избранные работы в трех томах. С. 145.Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление инаказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского.
М., 2004. С. 49.131105на самоконтроль пьянства. Он сознает всю свою ничтожность и глубокораскаивается во всех своих грехах, но в то же время он не имеет сил что-тоизменить. «Но нет! нет! все сие втуне, и нечего говорить! нечего говорить! ...ибо и не один раз уже бывало желаемое, и не один раз уже раз жалели меня,но... такова уже черта моя, а я прирожденный скот!» (с. 15) — это еговнутренний раскаяние.Безусловно, с Мармеладовым связана идея самоуничижения. Этотчиновник праздный, ибо «уже целым веком отучен от труда, не имеет культуры,рос как институтка в закрытых стенах, обязанности исполнял странные ибезотчетные по мере принадлежности к тому или другому из четырнадцатиклассов, на которые разделено образованное русское общество». Мармеладов,фактически оказавшийся «на дне» общества, слишком мал и слаб, чтобыизменить свою судьбу.
Он только может слушать других и Бога. Именно этоотражает его имя Семен. Семен, имя древнееврейское, с онтологической точкизрения, имеет значение «слушать, Бог слышащий, услышание»106. У него нетвыбора кроме подчинения, как он сказал, «Понимаете ли, понимаете ли вы,милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Нет! Этоговы еще не понимаете...» (с. 16).У Мармеладова нет другого выхода в жизни кроме веры в Бога. Он твердоверит, что только Бог может их спасти. Об этом он говорит в романе: «Жалеть!зачем меня жалеть! Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять накресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда ясам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез! ...апожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он исудия...
И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит... И всехрассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных...» (с. 20-21). Этанадежда отражается в его отчестве. Его отчество «Захарович» происходит издревнееврейского имени «Захар», с онтологической точки зрения, означающего106Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. С. 311-312.132«Бог вспомнил, память Господня»107. Мармеладов надеется на то, что Бог, каксамый справедливый судия, воззрит на беду его семьи, будет их жалеть ипростить их вины.Катерина Ивановна Мармеладов — супруга, а потом вдова чиновникаМармеладова.















