Диссертация (1099187), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Мамардашвили). К подобнымобразцам автор относит: «реальные деяния лиц, которые запечатлены вразных исторических источниках, поступки литературных героев, а такжепоступки современников, свидетелями которых может быть ребенок, еще несовершивший в своей жизни ни одного «лично сконструированного»действия» (Соколова, 2006, с.20). Важно отметить, что наличие образцовпоступков в культуре – необходимое, но не достаточное условие дляусвоения этих идеальных форм. Важно, чтобы эти образцы приобрелиавтобиографический смысл и зафиксировались в АП (ведь субъект можетпросто не обратить на них внимание).Открытым остается вопрос, как происходит «вращивание» идеальнойформы в реальную. В качестве одного из механизмов такого превращенияЕ.Е.Соколованазывает«эстетизацию»совершенногопоступкавпроизведениях литературы и искусства, посредством чего усваиваютсястоящие за поступком ценностно-нравственные нормы.
Как же субъектприобретает те или иные «вершинные» смысловые установки? Процитируемточку зрения автора, с которой мы также выражаем согласие: «Часто говорято том, что большую роль в этом процессе играет Его Величество Случай(случайно попала книга в руки, стал неожиданным свидетелем подвигадругого и пр.). Однако в психологии давно известно, что «внешние причиныдействуют через внутренние условия» (С.Л.
Рубинштейн). Одна и та жеслучайность может оказать совершенно разное влияние на человека взависимости, например, от сформированной у него ранее в предыдущейдеятельности готовности воспринять имеющуюся в книге информацию ит.п.» (там же, с. 21).591.4.3.3. Медийные сценарииКак заметил Д. МакАдамс, «некоторые люди конструируют своижизненные истории на базе классических трагедий, а некоторые используютв качестве основы телевизионные шоу» (МакАдамс, 2008, с.152).Внастоящеевремясредствамассовойинформации(СМИ):телевидение, печатные издания, радио, Интернет являются значимымфакторомвлияниянасоциализациюличности.Какотмечаютисследователи, СМИ предоставляют человеку готовые модели восприятия иинтерпретации окружающей действительности, «образы, в большинствесвоем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируяопределенныеидеальныемоделисоциальнойсамокатегоризации»(Белинская, Тихомандрицкая, 2001, с.94; Андреева, 2000). В связи с этимвозрастает важность исследования медийных сценариев как источниковсоциальной идентификации и самоопределения субъекта, и, соответственно,конструирования его автобиографии.Примером возможности конструирования виртуальной идентичностиявляетсямеждународныйонлайнпроект«Втораяжизнь»(http://secondlife.com).
На данном сайте можно создать собственныйвиртуальный образ («аватар»), выбрать страну проживания, профессию,образ жизни, взаимодействовать с другими участниками. На сегодняшнийдень в проекте зарегистрировано более 36 миллионов пользователей,которые вложили более 3,2 миллиардов долларов в создание своей второйвиртуальной жизни (большинство опций проекта являются платными).Проводятся антропологические исследования «жителей» (residents) мира«Вторая жизнь» (Boellstorff, 2008).Согласно эмпирическим данным исследования "Дети России Онлайн",более 30% подростков хоть раз представлялись в процессе общения вИнтернете другим человеком.
Как отмечает Г.В. Солдатова, «подросткупроще выразить свою индивидуальность в Интернете, чем в жизни»60(Солдатова, Гостимская, Кропалева, 2010, с.40). Однако в связи с этимвозрастает риск «застревания» на стадии «диффузной» идентичности(Эриксон, 1996), т.к. "демонстрируя разные фасады своего "Я", подросток нестолько определяется с идентичностью, сколько инсценирует ее, занимаясьбесконечными самопрезентациями (Солдатова, 2012, с.66, Войскунский,Евдокименко, Федунина, 2013).В 2011 году в Канаде прошла конференция, посвященная репрезентациимнемических процессов в литературе и кинематографе (“Memory, Mediation,Remediation: An International Conference on Memory in Literature and Film”) ивоздействию,котороеоказываетсяискусствомконференцияпоказалазначимостьпроблематикинапамять.влиянияДаннаямедийныхсценариев на то, как поколения помнят исторические события мировогомасштаба, ведь не вызывает сомнений тот факт, что знание о военныхпериодах,геноциде,стихийныхбедствияхит.д.форматируютсяинформацией, предоставленной зрителям в кинематографе и читателям влитературе (Memory studies, 2012, c.497-499).Соответственно, логично утверждать, что в информационную эпохупроцессинтериоризациисубъектомразличныхформмедийнотранслируемых жизненных сценариев также выступает в качестве значимогосредства фиксации и актуализации автобиографических событий в памятисубъекта.1.4.3.4.
Семейный сценарийСемейный сценарий понимается нами как представленность в памятисубъекта значимых событий жизни своих родителей, близких родственников(а в пределе - это информированность о том, как жили предки, знаниесемейных архивов). Н.
Браун и К. Своб используют семантически схожеепонятие альтербиографической памяти, содержаниями которой являютсявоспоминания о жизни своих родителей (Svob, Brown, 2011).61Как было показано выше, большинство исследований развития АП всемейном контексте сфокусированы на изучении процесса совместногоприпоминания в диаде родитель-ребенок. Мы считаем, что не менее важнообратиться к альтербиографической памяти субъектов, т.е. к тому, каксобытия жизни родителя вспоминают и интерпретируют их дети во взросломвозрасте.«Воспоминания» о событиях жизни родителя включают в себя каксовместно прожитые эпизоды, так и лишь знаемую информацию (например,о детстве родителя), полученную из различных источников.
В связи с этимсодержанием данных представлений является как автобиографический, так ибиографический материал. Отсюда можно выдвинуть гипотезу о том, чтохарактерные для субъекта особенности АП наблюдаются также в еговоспоминаниях о событиях жизни родителей.Рассказ родителя ребенку о своей жизни выполняет несколькофункций: это одновременно и трансляция собственного автобиографическогоопыта, и предъявление модели того, как следует строить жизненный путь,передача своих ожиданий.Как отмечают Е.
П. Белинская и О. А. Тихомандрицкая, «семья, выполняясвою социализирующую функцию по отношению к личности, является, вопервых, проводником макросоциальных влияний, в частности влиянийкультуры, а во-вторых — средой микросоциального взаимодействия,характеризующейся своими особенностями» » (Белинская, Тихомандрицкая,2001, с. 79). Интересна точка зрения авторов на увеличение семейного вкладав процесс социализации в ситуации высокого уровня неопределенности вжизни общества и радикальных социальных перемен, когда «семьязакономерноначинаетигратьрольнекоторого«буфера»,«оплотастабильности»» (там же, с.90), ограничивающего влияние макросоциальныхфакторов на личностное развитие ребенка.
Получены эмпирические данные,свидетельствующие о том, что основным источником формирования Яконцепции российского подростка является взаимодействие с родителями,62через призму семейных представлений осуществляется осмысление и оценкасоциальных изменений, а роль сверстников в процессах личностногостановления подростка снижается. Авторы подчеркивают, что подобнаятенденция далеко не всегда является результатом осознанного выбораподростка, а часто является следствием «делегирующего» стиля детскородительских отношений, когда родители не имеют определенного ипозитивного жизненного плана и возлагают ответственность за свое будущеена своего ребенка.
«Такие подростки имеют четкие представления о будущеми,соответственно,большуюидентификационныеструктурыуверенностьсодержатвсевсебе,чертыоднакоих«предрешенной»идентичности, провоцируя на объектное отношение к самому себе и,следовательно, блокируя способность быть субъектом своей жизни» (там же,с.285).В исследовании П.Б. Селюгиной (2012) показано, что особенностьюроссийскойсемьиявляетсянетольковысокаязначимость детско-родительских отношений на протяжении всей жизни субъекта, но ивлиятельность семьи прародителей (бабушек и дедушек) на формированиеличностной идентичности.Мы также полагаем, что усвоение семейного сценария тесно связано симплицитными теориями семьи (Минеева, 2011; Варга, 2000), т.е.















