Диссертация (1099187), страница 12
Текст из файла (страница 12)
теминерефлексируемымипредставлениямиосистемномсемейномфункционировании, которые сложились у человека. Например, факторзначимости родительской модели жизни для субъекта имеет критическоезначение при оценке актуальности и полезности знания родительскогожизненного пути и, соответственно, доступности воспоминаний о событияхжизни родителей.В докладе на конференции, посвященной проблематике АП, SARMACIX, Н.
Браун и К. Своб (Svob, Brown, 2011) представили результатыисследования феномена межпоколенной трансмиссии автобиографическихвоспоминаний (intergenerational transmission of autobiographical events), суть63которого заключается в том, что воспоминания о каких-либо событиях жизниодного поколения встречаются в АП представителей другого поколения.Исследовалась межпоколенная трансмиссия воспоминаний двух группреспондентов: «конфликтной» и контрольной. Родители респондентов«конфликтной» группы переживали в своей жизни серьезные политическиепотрясения (война, репрессии, революции).
Было выявлено, что 25%воспоминаний о жизни родителей респондентов данной группы такжесвязаны с военной тематикой. Авторы интерпретируют этот факт как примерпередачи воспоминаний о «конфликтном», травмирующем опыте от одногопоколения другому, в результате чего поколение детей помнит события,произошедшие с родителями так, как они выражены в автобиографическихвоспоминаниях последних.В этом контексте закономерными представляются эмпирическивыявленные значимые взаимосвязи между уровнем сформированностисемейногонарративаблагополучияличностииразличными(McKeough,показателямиMalcolm,2010).субъективногоВодномизисследований нарративы изучались в условиях повседневного семейногообщения («разговоры за обеденным столом»). Выборку составили 37 полныхсемей (количество детей в семье варьировало от 1 до 6, среднее 2,7).Процедура исследования заключалась в том, что спонтанно возникающие впроцессе обеденного общения диалоги о прошлом записывались на диктофони впоследствии расшифровывались и анализировались исследователями.Было показано, что за время 20-30 минутного обеда семейные воспоминанияо прошлом рассказывались в среднем каждые 5 минут, а всего быловыделено 235 нарративов, из них 12% являлись рассказами родителей о своейжизни.
Было также выявлено, что матери вносят больший вклад в созданиенарративов, чем отцы (данный вклад измерялся механически посредствомподсчета количества слов в протоколе текста воспоминания: в среднем161,21 слов матерей и 89,54 слов отцов).64На следующем этапе исследования у детей измерялся уровеньсубъективного благополучия (использовался опросник Child BehaviorChecklist, CBCL, Achenbach, 1991).
Было показано, что в семьях, гдедоминирующим рассказчиком личных воспоминаний были матери, для детейхарактерны более низкие показатели по шкалам тревожности и депрессии (помнениюавторов,этоинтрасубъектныепоказателисубъективногоблагополучия). А в семьях, где доминировали отцовские воспоминания, удетей отмечались высокие показатели эмоциональной регуляции поведения,в частности ниже агрессивность (интерсубъектное благополучие). Нампредставляется интересным результатом найденные авторами различия вроли матерей и отцов в трансляции схем семейного нарратива, а такжевыявленные связи доминирующих рассказчиков нарративов с субъективнымблагополучием детей, т.е.
установленная роль вклада каждого из родителей встановление АП ребенка. Интересно отметить, что в другом исследованиисемейных нарративов (Zaman, Fivush, 2009) также получена значимаяположительная связь их представленности в семейном общении ссубъективным благополучием детей. Более того, не выявлено гендерныхразличий в качественных и количественных критериях оценки воспоминанийо родителях.В наших эмпирических исследованиях усвоение семейного сценарияоценивается по степени согласованности воспоминаний детей о жизни своихродителейи(межпоколеннаясобственновоспоминанийсогласованностьАП).родителейБылоопоказано,своейчтожизниуровеньсогласованности семейных воспоминаний значимо положительно связан сфункциональным потенциалом АП респондентов (r=0,514, p<0,05) ивыраженностью у них такого личностного качества как жизнестойкость(r=0,604, p<0,01) (Алюшева, 2011).Как писал Д.Б.
Эльконин, идеальная форма - это не просто какая-тосторона взрослой жизни, «образец – это не образ другого, а образ себя черездругого. Это то, каким я хочу, стремлюсь быть. Образец – это не что-то65внешнее, это форма его (ребенка) сознания другого в себе» (Эльконин Д.Б.Научные дневники // Архив Д.Б. Эльконина, цит. по Венгер, Слободчиков,Эльконин, 1988). В результате проведенного теоретического анализа мыприходим к выводу, что представление о прошлом родителя выступает какважный источник становления организации собственной автобиографии, т.е.макроструктуры АП.1.5. ВыводыВ нашем диссертационном исследовании АП понимается как системадолговременной декларативной памяти, которая формируется как высшаяпсихическаямнемическихфункциясистемназаосновесчетэпизодическойиинтериоризациисемантическойразнообразныхаутомеморативных практик в ходе социокультурного развития ребенка.Специфической особенностью АП является отсутствие ее натуральной,врожденной формы.АПобладаетсистемноймногоуровневойорганизацией.Микроструктура АП представлена отдельными воспоминаниями, которыепредставляют собой специфичные единицы ее анализа.
Макроструктураобразована конфигурациями автобиографических воспоминаний, которыесобираются в жизненные темы, этапы, периоды и, в итоге, в целостнуюисторию прошлого.С наступлением подросткового возраста субъект ставит перед собойзадачи самопознания, формируется качественное новообразование АП механизм автобиографической аргументации и, соответственно, новыеединицы АП: характерные, «самоопределяющие» воспоминания, которыевносят значимый вклад в процесс становления идентичности.В культуре существует множество доступных для присвоения вкачестве образца сценариев, которые можно объединить в следующие66категории: общекультурные (типичные, художественные и медийные) исемейные сценарии.Структурнаяисодержательнаягомогенностьпроспективныхкультурных жизненных сценариев (представлений субъектов о «расписании»событий жизни) и ретроспективной картины прошлого (их воспоминаний особытиях своей жизни), по данным литературных источников, отражаетформатирующуюрольсценариеввразвитиимакроструктурыАП.Подчеркнем, что субъект не просто присваивает готовые «форматы»автобиографии,существующиевкультуреобразцыприемлемых,поощряемых построений историй прошлого, но личностно прорабатывает,дополняет их.На основании проведенного нами теоретического анализа можносделать вывод о том, что макроструктура развитой АП представляет собойконфигурацию воспоминаний разной степени однородности.
Вспоминаясвою жизнь, субъекты со сформированной макроструктурой АП обращаютсяпреимущественно к сценарным воспоминаниям, включают в репрезентациюпрошлого типичные события, а также уникальные эпизоды. В свою очередь,преобладание какого-либо одного из типов воспоминаний является маркеромболее низкого уровня развития АП (т.е. сценарное и несценарное вавтобиографической продукции – не оппозиция). Очевидно, что личноепрошлое, представленное в самосознании человека лишь посредствомтипичных, ничем не выделяющих его как уникального субъекта эпизодовповседневной жизни так же неадаптивно, функционально бесполезно, как ипрошлое, состоящее исключительно из воспоминаний о неординарныхситуациях, вырывающихся за рамки рутины.
В первом случае личностьоказывается лишенной возможности подтверждать свою индивидуальность инеповторимость прошлого (не развертывается процесс индивидуализацииАП), во втором – не происходит самоопределения в исторических,культурных, а также социальных координатах (не происходит социализацииАП).67Таким образом, предположение о линейном нарастании сценарных инесценарных воспоминаний в макроструктуре АП снимает оппозициюкультурное-индивидуальноеиподдерживаетположениео«индивидуализации через интеориоризацию» как механизме развитияавтобиографического самосознания, базирующегося на функционированииАП.Итак, представленный выше теоретический анализ приводит к выводуо том, что усвоение культурных жизненных сценариев в реальныхсоциальных практиках становится системообразующим фактором дляразвитиямакроструктурыиндивидуальнойАП.Исследованиюобщепсихологических механизмов культурной детерминации процессастановления макроструктуры АП в аспекте анализа освоения транслируемыхв социуме жизненных сценариев посвящена эмпирическая часть нашегодиссертационного исследования, представленная в Главе 2.68ГЛАВА2.ЭМПИРИЧЕСКОЕДЕТЕРМИНАЦИИИССЛЕДОВАНИЕСТРУКТУРЫКУЛЬТУРНОЙАВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙПАМЯТИ2.1.
Постановка проблемы эмпирического исследованияЦелью эмпирического исследования является изучение детерминациимакроструктуры АП личности культурными жизненными сценариями.Для достижения поставленной цели были определены следующиеэмпирические задачи:1. Выявить параметры макроструктуры АП, определяемые системнымстроением общекультурного и семейного жизненных сценариев.2. Выявить систему параметров макроструктуры АП, не представленныхв общекультурном жизненном сценарии, однако демонстрирующихвнутрисемейную согласованность и высокую степень совпадения.3.
Описать дополнительную систему характеристик макроструктуры АП,которые не корректируются при описании прошлого другого человека.Гипотезы эмпирического исследования:1. Ряд параметров культурного жизненного сценария, представленных вмакроструктуре АП, имеет общекультурный источник, что проявляется вих межпоколенной устойчивости.2. Ряд параметров культурного жизненного сценария, представленных вмакроструктуре АП, интериоризуется преимущественно в процессевнутрисемейного взаимодействия, что закономерно приводит к высокойсогласованности показателей по данным параметрам внутри семейнойдиады.3. Индивидуальная структура АП включает в себя не отраженные вкультурном жизненном сценарии параметры, источниками формированиякоторых может быть конкретная семейная ситуация развития.4.
Характеристики индивидуальной АП не исчерпываются указанными69выше параметрами, в них также присутствуют вариативные показатели,связанные с возрастом, личностными особенностями, жизненным опытомсубъектов и другими факторами.2.2. Метод2.2.1. Методический инструментарий эмпирического исследованияМетодический инструментарий эмпирического исследования составили:1. Методика «Линия жизни» (ЛЖ) (Нуркова, 2000). Методиканаправлена на экспликацию целостной субъективной истории прошлого вграфической форме.















