3 (1098985), страница 2

Файл №1098985 3 (Мозговые механизмы номинативной функции речи - нейропсихологический и нейровизуализационный подход) 2 страница3 (1098985) страница 22019-03-13СтудИзба
Просмтор этого файла доступен только зарегистрированным пользователям. Но у нас супер быстрая регистрация: достаточно только электронной почты!

Текст из файла (страница 2)

Формулировка темы диссертации достаточно полно отражает основные цели и содержание представленной теоретико-эмпирической работы, так как в ней предпринята попытка описания мозговых механизмов номинативной функции речи с использованием метода функциональной магнитно- резонансной томографии, и производится сопоставление полученных данных с данными, накопленными в нейропсихологии. Работа выполнена на очень хорошем теоретическом и методическом уровне.

Автор четко и ясно излагает свои позиции, убедительно обосновывает их, указывает на плюсы и минусы использованных методических приемов. Справедливо подчеркивает, что известному замечанию Джексона о том, что локализация поражения и функции — не одно и то же, не уделено достаточное внимания (с. 16), и всей своей работой компенсирует этот существеннейший методологический пробел. Хотя по работе и могут быть сделаны некоторые замечания, но, в основном, они являются обсуждением дополнительных путей обсуждения полученных данных.

1. Автор справедливо критикует «френологическую» направленность трактовок, появляющихся у «западных» авторов, работающих в «западной традиции» (с, 41), Это «локализация» трактовок неслучайна и связана как с соответствующими аппаратурными возможностями, так и с превалированием аналитизма и редукционизма в обыденном и научном мышлении, формирующемся в западных культурах и предполагающем особую готовность принятия традиционных представлений о структурах, выполняющих те или иные «психические» или «когнитивные» функции.

Однако, конечно, и в упомянутых культурах с давних пор высказывались и противоположные идеи. Особенно интересно, что именно Бродман, больше ста лет назад писал, что совершенно неправомерно связывать психические функции с той или иной структурой мозга. Но это не помешало на протяжении столетия использовать его цитоархитектонические карты ддя целей, против которых он как раз выступал. В последнее время (ГогЬев, бгайпап, 2013) отмечается„что «френологическая» фаза развития картирования завершается, столкнувшись с множеством противоречий, видных даже изнутри парадигм, основывающихся на традиционном понимании функций.

Некоторые авторы пытаются выйти из тупика противоречий довольно изощренно, говоря, что наличия достоверной активации структуры в данной задаче недостаточно для того, чтобы говорить, что данная структура связана с этой задачей. Е111ой В. Козз (2010) отмечает, что "существует имплицитное допущение, связанное с результатами функционального картирования и основанное на том, что если задача активирует область мозга (что выясняется вычитанием из вызванного стимулом состояния состояния покоя), то эта область вносит активный вклад в обеспечение выполнения тестируемой задачи. К сожалению, много результатов получено в последнее время, которые четко показывают, что это упрощенное допущение неверно». В качестве лишь одной из ряда возможностей автор отмечает возможность того, что данная структура может играть «тормозную или дополнительную роль, например, в детекции ошибок или вытормаживании нежелательных ответов» (2010, р.

234). Развертывается следующая фаза исследований, продолжают, ГогЬез и 6гайпап, на которой меньше внимания уделяется тому, где в мозгу происходят изменения, и больше — как со-организовани активность мозговых структур в тех или иных задачах. В нейронауке формулируются представления о том, что активность нейронов структур мозга, регистрируемая у индивидов, решающих разнообразные задачи, связана, скорее, не с многообразными приписываемыми этим структурам функциями, а с организацией, селекцией и реализацией действий (см. обзор С1зеК и Ка1аз1а в Аап. Кеч. Хепгозс1., 2010). Надо отметить, что в теории функциональных систем (при ее использовании с достаточным пониманием того, что в этой теории принципиально: отличное от традиционного понимание функции как достижения результата в целостном соотношении организма и среды, которое не может быть связано ни с одной, ни даже с комплексом мозговых структур) первая фаза представлялась неадекватной уже давно, а функционирование мозга связывалось с организацией, селекцией и реализацией поведения.

То, что автор, как я отмечал, отмечает неадекватность пройденной картированием фазы — очень хорошо. Эта оценка базируется на прочном системном фундаменте луриевской нейропсихологии. Для меня нет сомнений и в том, что теоретические подходы автора и связанные с ним трактовки результатов — далеко ушли от первой фазы, но пока не могут быть полностью отнесены ко второй фазе.

Иначе говоря, данная работа — яркий пример перехода от неолокализационизма к системно-динамическим представлениям о строении и мозговом обеспечении психических процессов. Это перспективный шаг к тому последующему переходу от системно- динамических к системно-эволюционным представления о формировании опыта, который представлялся бы последовательным с позиций оппонента. Частично, удовлетворенность системно- динамическим этапом может быть обусловлена «практически»: специфическими клиническими задачами нейропсихологии (необходимость описания патологического процесса). И эти задачи автор, как я уже отмечал, прекрасно решает.

А частично тем, что в работе все же осуществляется связывание структур с выполнением определенных «мозговых» (и в этом смысле — традиционных, как бы их ни называть) функций. Кроме того и в связи со сказанным, автор проявляет высокую толерантность к критикуемым традиционным преждставлениям: при обсуждении полученных в диссертационной работе данных с привлечением идей других авторов (например, на сс. 59-60, 85, 87 и др.), автор пользуется и «обычными» «локальными» функциями структур для своих теоретических построений. С какими процессами можно было бы связать активность анализируемых структур в предлагаемой автором задаче, я укажу в следующем пункте.

2. Автор предлагает для постановки задачи, разработки метода и трактовки результатов представления, развитые Якобсоном и Лурией. Именно в терминах этих представлений рассматривается те процессы, на обеспечение которых направлена активность анализируемых мозговых структур. При этом оказывается, что данные процессы— специфически «речевые» или «лингвистические». Это, как мне представляется, и так, и не так. Язык, слово и речь неотделимы от поведения. Мы полагаем, что оценивая результаты любых своих поведенческих актов, человек„даже находясь наедине с собой, смотрит на себя «глазами общества» и «отчитывается» ему.

Специальный видоспецифический инструмент отчета (если таковой требуется, например, при коммуникации или в условиях эксперимента), а также самоотчета — язык и речь. К сходному выводу приходят и другие авторы: язык, отмечают они, «спонтанно в режиме он-лайн» используется «во всех видах, казалось бы, нелингвистических задач», не требующих использования вербального отчета по инструкции (%1паиег е1 а1., 2007, р. 7784). Не вызывает тогда возражений и утверждение Н. Хомского о том, что «внутренняя речь — это большая часть речи» (2005, с.215).

Неудивительно также, что при достижении испытуемыми результата действия, о котором они по инструкции не должны давать вербального отчета, у них все же обнаруживается повышенная активность «речевых» зон мозга (Иваницкий, 1997; Тап е1 а1., 2008). Поэтому оказывается, что эти области (например, Брока) активируются не только в «языковом поведении», но во множестве задач, казалось бы, никак не связанных с их «классической функцией»: с «моторными целями», оценкой временных интервалов, памятью, сенсорным анализом и т.п.

Даже когда речь идет о словах„ обозначающих объекты, следует учесть, что слово представляет не просто объект, адействия с ним (Канцельсон, 2004);предпосылка появления речи не «чувственный образ предмета» (как если бы человека привели на выставку предметов), а образ — предвосхищение будущих результатов действий (Канцельсон, 2001, с.

526). Поэтому, как мне прдеставляется, не только глаголы подразумевают действие (как пишет автор на с. 36), но и существительные, подразумевающие предмет. Но набор этих действий различен. Слова (в том числе, обозначающие абстрактные категории) являются компонентом взаимодействий, и при предъявлении слов происходит актуализация (во внешнем и/или во внутреннем плане) соответствующих взаимодействий (Вагза1ои е1 а1., 2003; РиЬ еппй11ег, 2005; Ум аап, Тау!ог, 2006; б1епЬег8, Казсй|1с, 2002; Яржеу, беп8, 2001).

Так, восприятие аффективных слов «автоматически запускает» те типы поведения, которые с ними связаны (приближение или избегание) (Ка1шешап, 2003; Вагф, 1997; А1ехорои1оз, Ыс, 2007). В настоящей работе автор, конечно, имеет дело с решением задач, связанных с речью. Но можно ли себе представить активность человека, которая не имеет к ней отношения? Или иначе, если оперирование со словом развивается при реализации поведения всегда, то чем отличаются «обычные» задачи от лингвистических.

Если принять сказанное выше, то в определенном смысле нелингвистические задачи отличаются от лингвистических, как обычная ходьба отличается от ходьбы по полу, расчерченному на квадраты, на которые надо наступать испытуемому в эксперименте по изучению ходьбы. Ходьба - в обоих случаях, но Н.А. Бернштейн подчеркивал, что в последнем случае она переводится на более высокий уровень организации по сравнению с «обычной» ходьбой, механизмы которой хочет изучить расчертивший пол на квадраты экспериментатор. Как же выглядят результаты, описываемые автором, при учете кратко изложенной выи~е позиции, согласно которой то, с чем оперирует испытуемый во внутреннем плане, это - элементы его опыта, сформированные для достижения тех или иных ловеденческих результатов? Большая многозначность глаголов, большее число вокселей активации при оперировании с ними может быть объяснено связями глаголов с большим числом элементов опыта (систем поведенческих актов) имеющихся в индивидуальной памяти, чем таковых имеется у обозначений предмета.

Характеристики

Список файлов диссертации

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
6869
Авторов
на СтудИзбе
271
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее
{user_main_secret_data}