Скифский звериный стиль Восточной Европы - классификация, типология, хронология, эволюция (1097216), страница 103
Текст из файла (страница 103)
Этоголовы кабанов в антитетической композиции на золотой обивке деревянногососуда из кургана Бабы (1), а также головы, оформляющие бронзовые уздечныебляхи из Нимфейского некрополя (2-1, 2-2) 7, из 4-го Семибратнего кургана (4) и сТаманского полуострова (случайная находка) (3).Характеризуя данные изображения, следует добавить к вышеприведеннымтипообразующим признакам ряд индивидуальных характеристик. Так, вбабинском изображении ограничение верхнего края уха абрисом головыдостигается наложением уха на теменную часть, причем непрерывность рифленойщетины при переходе на затылок достигается вписыванием в нее рифления ушнойраковины. Напротив, в остальных изображениях этого типа ухо скульптурновыделено и отходит в сторону, на зрителя, сообразно натуре.
Уши в двух случаяхимеют рифленую раковину (Бабы, Семь братьев), в двух – гладкую (Тамань,Нимфей). Для заполнения пустого пространства между основаниями голов7Нимфейская бляха из кургана1,1878 г.(2-2) учитывается не каксамостоятельное изображение, а как вариация нимфейской бляхи из кургана 241876 г. (2-1) - в силу значительной фрагментированности, не позволяющей бытьуверенным в характере трактовке морды кабана, хотя наличие щетины и формауха позволяет позволяют в принципе идентифицировать данное изображение каккабанье.541бабинских кабанов используется пальметка, лепестки которой вписаны врифлениешерстнойскладки.В бабинском итаманском изображенияхпродольными рельефными линиями переданы складки морды, тогда как морда всемибратненском и нимфейском (2-1; у нимфейского кабана 2-2 морда обломана)изображениях гладкая.Основу хронологии типа составляют объективно датируемые изображения(см.
Список опорных хрониндикаторов): из кургана Бабы 470–450 гг. до н.э., изНимфейского могильника (475-425 гг. до н.э.) и из 4-го Семибратнего кургана 2ая пол. V в. до н.э. или, более узко, 440-430 гг. до н.э.). В этих же рамках,очевидно,должнодатироватьсятаманскоеизображение,оченьблизкоебабинскому и семибратнему.Таким образом, хронологические рамки данного типа: 2-я четв.
– 2-я пол. Vв. до н.э.Тип 2 (Нимфейско-днепрянский) первой половины V - начала IV в. дон.э.Данный тип представляет собой относительно схематичное, трапециевидноеотображение головы кабана, с приоткрытой пастью, обозначенной двумяпрорезями, разделеннымиполоской -недифференцированными слитымивоедино нижним и верхним клыками или же попросту нижним клыком, приотсутствии верхнего; с условно-геометрично переданным глазом (овальным илиромбическим), без слезниц либо со слабо намеченными слезницами; сгеометризированным (овальным или овально-треугольным) ухом, полностью или542частично выступающим за пределы общего контура головы (в тузлинском (2) иелизаветовском (5) изображениях ухо едва намечено невысоким выступом)8.К данному типу относятся 11 оригинальных изображений, которыепроисходят с территории Среднего и Нижнего Поднепровья, Среднего и НижнегоПодонья, Крыма, Прикубанья и Центрального Предкавказья.
Это головы,оформляющие бронзовые уздечные бляхи с Нимфейского городища (1), изТузлинского могильника (2), из курганау с.Днепряны (3), из кургановРоменского уезда (4), из Елизаветовского могильника (5), из кургана 7 раскопок1911-1915 гг. группы «Частые курганы» (8), из погребения 13 кургана 2 ус.Владимировка в Крыму (9) и из кургана 24 Нартанского могильника (11)9.Кроме того, к данному типу относятся изображения головы кабана на роговомпсалии из кургана 4 могильника Терновое I (10) и на кабаньих клыках - подвесках8Предпринятое нами различение типов изображений, обозначенных внашей работе как Бабинско-семибратненский и Нимфейско-днепрянский, сопорой на такие признаки, как трактовка морды и щетины, уже было ранеенамечено в работах В.М. Скудновой (Скуднова, 1954.
С.316) и А.И. Шкурко(Шкурко, 1975. С.85), выявивших две стилистические группы кабаньих голов.При этом А.И. Шкурко показал хронологическую параллельность этих групп,а не их последовательность, как полагала В.М. Скуднова (Шкурко, 1975. С.85).9Вероятно, критериям данного типа соответствует еще одно изображение изЦентрального Предкавказья – на бронзовой бутероли, найденной в окрестностяхКаррасского могильника (коллекция Свинадзе), которое В.Б. Виноградовсвязывает с изображениями скифо-савроматского круга (Виноградов, 1972. С.176, рис.32:7).
Однако недостаточное качество публикации и отсутствие нашегознакомства с этимпредметом de visu не позволяет нам в данный моментвключать это изображение в изучаемый тип.543с городища Глубокая Пристань Ольвийской хоры (6) и из разрушенногопогребения (?) около Керчи (7).Анализируя индивидуальные характеристики изображений, находящиеся запределами вышеприведенных типообразующих признаков, следует отметить, чтоиконографическое ядро типа составляет наиболее близкое к натуре днепрянскоеизображение – как по очертаниям головы, так и по наличию выпуклости в местепрохождения клыка, как бы приподнимающего верхнюю губу и подпирающегосаму морду животного.
Днепрянскому изображению весьма близки (по контуруголовок, по моделировке пасти, по форме глаза и уха) изображения на бляхах изРоменского уезда и из Частых курганов. Роменское изображение являетсяобразцом "подчеркнутой ажурности" (Шкурко, 1976.
С.97). Изображениям типаднепрянского и роменского, возможно, старался не совсем удачно подражатьсоздатель сходного по контуру нимфейского изображения; здесь роль верхнегоклыка, разделяющего пасть надвое, играют зубы, тогда как нижний клык сильновынесен вперед, и окончание пасти не проработано отверстием, а лишь намеченообрамляющими рельефными полосками.<b>Текст обрезан, так как является слишком большим</b>.