Популярные услуги

Главная » Лекции » Туризм » Города мира » Знаменитые архитектурные ансамбли

Знаменитые архитектурные ансамбли

2021-03-09СтудИзба

Знаменитые архитектурные ансамбли:

Эфиопский город Лалибэла считается одной из самых интересных достопримечательностей. Долгое время он был местом паломничества и религиозным центром. Высеченные в скалах,11 храмов украшают Лалибэлу.

Храм Христа Спасителя (Бетэ Мэдхане Алем) считается самым большим сооружением. Его длина -33,7 метра, высота – 11,6 метра, а ширина – 23,7 метра. Наибольшее почтение оказывается храму Девы Марии (Бетэ Марйам). Уникальные по форме окна выполнены в виде греческих, римских, переплетенных крестов и свастики. Большой церковный двор высечен непосредственно в скале. В более позднее время в северной стене была вырублена церковь Креста (Бетэ Мэскэль).

Церковь Богородицы (Бетэ Дэнагыль), возведенная в знак почитания к страданиям Пресвятой Девы, расположена на противоположном конце двора. Лабиринт-тоннель связывает все скальные строения, находящиеся во дворе.

Цельным блоком в скале первоначально была выбита церковь Святого Георгия (Бетэ Гийоргис), которого считают своим покровителем эфиопы, англичане и грузины. Затем этому сооружению была придана форма греческого креста, в котором позднее выдолбили и внутреннюю часть. Церковная крыша расположена вровень с поверхностью земли, само помещение находится глубоко под землей, пройти туда можно только по тоннелю Аксум

Древний город Аксум в первом тысячелетии до нашей эры был столицей одноименного царства, где господствовала династия Соломонидов, предположительно ведущих своё начало от царицы Савской и царя Соломона. Ореол древности буквально окутывает весь город.

Согласно преданиям, царь Эфиопии Менелик забрал когда-то «Ковчег Завета» из Иерусалима и перевез в аксумскую церковь Девы Марии, где до сих пор тайно хранится эта реликвия.

К северу от озера Тана находится город Гондар, который был эфиопской столицей вплоть до середины 19 века. Напоминают об этом историческом факте величественные замки, возведенные в 16-18 веках, в стенах которых размещается в настоящее время Исторический музей Эфиопии.ю.

Абу Симбел. Одна из наиболее известных достопримечательностей Египта. Оба храма Абу Симбел были вырезаны из песчаниковых утесов, возвышающихся над Нилом, в 1257 г до н.э. согласно приказу фараона Рамзеса II (1304-1237 до н.э.). Наиболее известны 4 колоссальные 20-метровые статуи фараона Рамзеса II, стоящие у входа в храм, хотя на самом деле они были появящены богу солнца Ре-Герахте. Храмы, которые были обнаружены в 1813 году швейцарским исследователем Буркхардтом, выдержали течение времени, пока в 1970 г не была построена дамба в Насере, в результате чего уровень воды в озере значительно повысился. При поддержке ЮНЕСКО в течении 4 лет (1964-1968) храм был перемещен на более высокое место.

Рекомендуемые материалы

Пирамиды в Гизе являются всемирно известными древними монументами. Из семи чудес мира сохранились только они. Из трех пирамид пирамида Хефрена, также называемая Второй пирамидой, наиболее известна благодаря своему внушительному размеру. Только ее основание занимает площадь в 216 кв. м. Впереди Великой Пирамиды находится знаменитый Сфинкс с туловищем льва и головой человека. Каждый вечер здесь проходят свето-музыкальные шоу, которые добавляют таинственности этому месту.

Достопримечательности Зимбабве

На реке Замбези (на границе с Замбией) расположен знаменитый водопад Виктория (высота - 120 м., длина - 1700 м., один из крупнейших в мире), окруженный национальным парком, и большое живописное водохранилище Кариба. Отвесные стены ущелий ниже водопада как будто созданы для захватывающего дух рафтинга, а спокойное течение верховьев реки Замбези великолепно подходит для круизов и каноэ, особенно популярен маршрут Виктория Фоллз - Парк Замбези - пороги - река Тсова - река Чанду - Виктория Фоллз.

В Зимбабве сохранились монументальные каменные сооружения древней цивилизации - Мономотапа (VI-XVIII веков). Всего их около 400, но наиболее известны "акрополь" и "храмы" близ Форт-Виктория, украшенные каменными изваяниями. Хараре - ворота в страну уникальных заповедников дикой природы. В южном ее пригороде находятся руины Великого Зимбабве - древнего "сердца нации".

Незабываемое впечатление оставит посещение Мбаре - уникального Африканского базара, и аукциона табака, проводящегося с апреля по октябрь, Национальной галереи и музеев.

Национальные парки Виктория-Фолс, Хванге, Матопо и другие - изобилуют редкими животными и удивляют красотой пейзажей. Зимбабве на полном основании занимает выдающееся место среди охотничьих стран Африки - разнообразие природных условий и видов животных, сочетание возможностей охоты на специализированных охотничьих ранчо и в условиях дикой природы, великолепные размеры трофеев, очень высокий уровень сервиса, делает ее привлекательной для самого взыскательного охотника и путешественника. Лучшая спортивная рыбалка в Африке, по отзывам специалистов, тоже здесь. Путешествия по стране организуются на высоком уровне, т.к. это один из крупных источников дохода государства. Это обеспечивается государственным лицензированием и строгим контролем за деятельностью гидов, егерей и сопровождающего персонала.

Паленке - древний город майя. Древнейший период истории майя ученые называют периодом Древнего царства. Но сразу же следует оговориться, что это название одного из периодов истории майя, а вовсе не название государства. Древнее царство кончилось примерно в IX или X веке, когда майя покинули последний из своих великолепных городов на берегах животворной реки и переселились на Юкатан, в новую область, которая теперь уже навсегда станет их отчим краем. На Юкатане майя построили тоже много великолепных городов — Кабах, Чичен-Ица, Ушмаль и др. Но самый прекрасный из них и более всего вызывающий восхищение — это Паленке. Его называют «самым утонченным городом» индейской Америки.

Название Паленке появилось уже в послеколумбову эпоху Так называлась небольшая деревенька, которая возникла здесь вскоре после прихода испанцев Однако никто тогда не подозревал, что в нескольких километрах от деревни, среди Лакандонских джунглей много столетий назад существовала настоящая столица. По всей видимости, это был самый красивый город в этой части индейской Америки. В лесах вокруг развалин и сейчас, как много столетий назад, живут несколько разбросанных семей индейцев племени чоль Они, вновь открывшие город своих давних индейских предков, называют эти развалины «Оттиоттиун» — «Каменный город». Кроме чолей, в непосредственной близости от Паленке жило когда-то еще одно индейское племя — цельталь. На их языке Паленке переводится как Гхо-Гхан — «Змеиный город». Вполне вероятно, что это название и было доколумбовым обозначением Паленке. «Змеиный город» находится неподалеку от окраины Ланкандонского леса, на высоте примерно 100 метров над уровнем моря. Развалины зданий встречаются примерно на расстоянии восьми километров.

Паленке с первого взгляда завораживает необычайно красивым расположением. В нескольких метрах за пирамидами и необыкновенным дворцом возвышаются горы, покрытые густой зеленью. Девственный лес заявляет о себе повсюду. Задние стены зданий паленке упираются в Тумбольские горы (один из отрогов центрально-американских Кордильер). Со стороны фасадов зданий, от дверей дворцов и святилищ открывается великолепный вид на бесконечно зеленый ковер — на море непроходимых лесов, которое тянется 130 километров и кончается у настоящего моря — Мексиканского залива.

Этот древний город случайно нашел воинский патруль, заблудившийся в джунглях мексиканского штата Чьяпас. Солдаты обнаружили в лесу деревушку Санто-Доминго-де-Паленке, о существовании которой колониальные власти даже не подозревали, и одновременно развалины великолепного храмового центра. Но только через 25 лет, в 1784 году, колониальная администрация послала для изучения древнего города первую экспедицию, давшую блестящие результаты. Паленке великолепно расположился у гряды холмов, поросших высоким тропическим лесом. В древности его здания были украшены лепными фризами и росписями. Лишь немногое сохранилось до нашего времени, поэтому приходится полагаться на рисунки, сделанные ранними исследователями, особенно Казервудом. nРаботая в очень тяжелых условиях, больные малярией. страдающие от клещей и других кровососущих насекомых, Стефенс и Казервуд составили первое точное описание города, сопроводив текст множеством отличных иллюстраций.

В официальной части города расположено множество зданий, имевших большое значение в социальной и религиозной жизни индейцев майя: Пирамида (или храм) Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Черепов, Храм Креста, Храм Процветшего Креста, поле для игры в мяч. Все эти здания возводились под личным патронажем правителей Паленке, самым выдающимся из которых был Пакаль, взошедший на престол в 615 г. н. э. в возрасте 12 лет и скончавшийся в 683 г. Пакаль унаследовал трон после краткосрочного правления своей матери, госпожи Зак Кук. После ее смерти он провозгласил Зак Кук родительницей трех богов майя, тем самым придав монарху статус сына божьего.

Пакаль погребен в каменном саркофаге под пирамидой, которую часто называют Храмом Надписей. Тело правителя было богато убрано нефритовыми украшениями, а на лицо была положена также нефритовая маска. Саркофаг закрыт искусно вырезанной плитой. Храм Надписей, пожалуй, самый известный из всех сооружений Паленке, впервые подвергся тщательному изучению в 1952 г. Его высота достигает 23 м — это самое высокое из всего комплекса здание; он имеет сложную восьмиуровневую структуру. Наверх ведут 69 крутых ступеней.

За всю свою историю Паленке находился под властью 12 монархов, каждый из которых выполнял одновременно роль светского правителя, верховного жреца и главнокомандующего. Пакаль и его дети оставили самый яркий след в истории: именно в период их правления была создана основная масса всемирно известных таинственных строений. После смерти Пакаля его сын Чан-Балум (имя переводится как «Змея-Ягуар») взошел на престол и правил в течение 18 лет. Помимо создания Пирамиды Надписей, период его правления ознаменовался строительством Храма Креста, Храма Процветшего Креста и Храма Солнца.

После смерти Чан-Балума власть перешла в руки его брата Кан-Ксула, который провел на престоле следующие 23 года. В это время дворец был перестроен и приобрел облик, частично сохранившийся до наших дней. Тогда же в дворцовый ансамбль была добавлена загадочная башня, которая, очевидно, использовалась в качестве обсерватории. Здание представляет собой лабиринт комнат, подземных помещений и внутренних двориков. При правлении Кан-Ксула был возведен Храм XIV.

Загадочный Паленке представляет огромное поле для исследований: в настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений. В процессе изучения возникает множество вопросов и загадок. К примеру, Храм Ягуара украшен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а Процветший Крест имеет определенное сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже.

Центр города образуют четыре главные пирамиды и посреди них — паленкский дворец. Это огромное (104×80 метров) здание, многократно перестраивавшееся, имеет в основании четырехугольник. Во дворце есть четыре внутренних дворика (патио) — два больших и два поменьше. Их окаймляют галереи, впоследствии разделенные на ряд помещений. Правда, сейчас уже трудно с определенной точностью установить назначение этих помещений В галерее северо-восточного патио имеется настоящая парная баня и даже три хорошо оборудованных клозета. С северной стороны ко дворцу ведет широкая лестница. Внешние стены дворца украшены штуковыми рельефами, часть которых сохранилась до сих пор.

Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. В Паленке вся архитектура города словно бы обращена к небесным божествам. Паленкский дворец, резиденция правителей города, венчается башней обсерватории, где жрецы по движению звезд читали вечные законы и волю богов. Башня была пятиэтажной, что совершенно необычно для архитектуры майя. На верхнем ее этаже до сих пор сохранилась каменная скамья, на которой сидел жрец-астроном, наблюдавший расположение небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начиналась только со второго этажа. Чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, пользовались приставной лестницей. По соседству с дворцом возвышаются три прославленные пирамиды: «Храм Солнца», «Храм креста» и «Храм лиственного креста». Названия эти современные, они произведены от главных мотивов росписи алтарных плит, находящихся внутри святилищ. Пирамиды Паленке, как правило, невысокие, имеют наверху небольшие храмы с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах.

Самая знаменитая пирамида Паленке, окутанная множеством тайн и легенд, — «Храм надписей» Прежде чем спуститься внутрь «Храма надписей», надо сначала подняться на высоту 24 метров — по десяткам ступеней девяти уступов этой пирамиды. Там, наверху, и расположен сам храм. Его наружные стены и дверные колонны украшены рельефами, каких нет ни в одном другом майяском городе: помимо мужчин, они изображают и женщин. Матери держат на руках невероятно уродливых детей, лицо каждого ребенка заменяет маска бога дождя, из детской ножки вырастает змея. Ученые предположили, что, возможно, эти странные изображения матерей и детей запечатлели привычное для центрально-американских индейцев представление, будто роженицы, умершие во время родов, возносятся в ту часть небес, которая отведена только им да павшим на поле боя воинам. Внутри храма находится самая большая из известных науке майяских надписей. Три плиты, заполненные иероглифическими знаками, занимают всю заднюю стену святилища. Если сложить иероглифы трех плит, получается цифра 620. В самом тексте есть календарные данные, которые дополняют даты «Храма креста», «Храма лиственного креста» и паленкского дворца Каменная надпись содержит календарные даты, охватывающие почти целых 200 лет. Основополагающей вехой каменных плит ученые считают дату, соответствующую нашему 692 году.

Исследователи провели на каменном полу святилища долгое время, чтобы тщательно скопировать текст этих надписей. Но они даже не подозревали, что прямо под ними (под каменным полом храма) скрывается другой клад, открытие которого поразит весь мир. Ни один из исследователей, которые часами сидели на вершине пирамиды, не задался вопросом, каково же назначение этого сооружения. В городах майя пирамиды обычно строились как великолепные постаменты для небольших святилищ, где ближе к небу совершались богослужения. Но в данном случае здание, украшающее вершину этой пирамиды, не было храмом. Тогда каким же целям служил паленкский «Храм надписей»?

…В 1949 году профессор Альберто Рус в который уже раз посетил Паленке. Его давно привлекала тайна высокой пирамиды, но ни удивительная надпись, ни знаменитые рельефы на колоннах ничего не говорили о подлинном назначении храма. Тогда он заинтересовался полом помещения, который (в отличие от полов в других храмах Паленке) был покрыт искусно обработанными каменными плитами. На одной из них по краям было пробито 12 отверстий, плотно закрытых каменными пробками. Плита немного выступала из пола, и помощники Руса с помощью рычага попытались поднять ее. Когда плиту отодвинули, перед ними открылась часть лестницы, заваленная тоннами камня и глины, но стены ее прекрасно сохранились. Стало ясно, что кто-то специально закрыл вход в глубь пирамиды. Долгих четыре года исследователи вместе с индейскими рабочими освобождали ступень за ступенью, продирались через засыпанную лестницу, чтобы открыть тайну необычной пирамиды. За первые два года очистили 21 ступень, в 1951 году добрались до вентиляционных шахт, через которые сюда поступали воздух и свет. На глубине 16 метров лестница кончалась и начинался коридор, вход в который загромождала стена из камней, зацементированных раствором извести с песком. Стена закрывала вход к какому-то другому «святому месту». Об этом же говорила и другая находка: в стене нашли замурованную глиняную шкатулку, а в ней жертвенные предметы — раковины, окрашенные в красный цвет, прекрасную жемчужину диаметром в 1,3 сантиметра и множество драгоценностей из нефрита. Когда участники экспедиции проломили стену, они увидели другую — толщиной в целых 4 метра. В конце ее Рус обнаружил небольшой каменный ящик с останками шестерых человек — пять мужчин и одна женщина. Кости погребенных (а это были человеческие жертвоприношения) были первоначально сломаны, чтобы потом уложить их в такой маленький ящик.

Потом А. Рус и рабочие подошли к последнему препятствию — огромной каменной плите. После ее устранения они вступили в просторную крипту, лежащую на глубине 25 метров ниже уровня пирамиды. Постоянные тропические дожди, которые поливали пирамиду 1200 лет, образовали на потолке склепа сосульки из белоснежных сталактитов. В крипте лежала монолитная плита, закрывающая большую часть пола гробницы. Сама крипта довольно просторная: 9 метров в длину, 4 метра в ширину, почти 7 метров в высоту. Одну из стен крипты этого склепа покрывали рельефы 9 Властителей ночи — изображения богов 9 преисподних майя. Все они празднично разодеты: их наряды украшают перья птицы кецаль и пояса, на каждом из которых изображения трех человеческих черепов. На полу храма и на каменной плите лежали богатые жертвенные предметы, среди них — прекрасно сделанная мужская голова. Лицо этого человека (жреца или аристократа) не просто передает портретное сходство: оно выражает все, что надлежало соединять в себе властителям майя — возвышенность духа, напряженную внутреннюю жизнь и покорность неизменной философии времени. Так было открыто тайное святилище, где для совершения обрядов собирались правители майя, а этот огромный камень был центральным алтарем святилища внутри пирамиды. Каменный алтарь до сих пор лежит на своем первоначальном месте. Плита очень огромна и превосходит размерами все ей подобные, найденные до сих пор в индейских городах Америки. Длина ее почти 4 метра, ширина — 2,2 метра, толщина — 25 сантиметров. Поверхность алтарной плиты богато украшена. В центре ее изображена голова молодого мужчины — но не портрет конкретного человека, а изображение просто представителя человеческой расы. По обе стороны от него из кукурузных листьев выступают двуглавые змеи. А змея в представлениях майя связывалась с урожаем, точнее сказать, с дождем (дождевые тучи якобы ползут над землей, как эти ленивые пресмыкающиеся). Мистический смысл изображений на плите вполне очевиден: да, человек умирает, отправляясь в землю, но только для того, чтобы снова вернуться в этот мир, когда-нибудь вновь ожить, подобно зернышку священной кукурузы.

Огромная алтарная плита покоилась на каменном цоколе, ее поддерживало еще шесть богато украшенных каменных столбиков Нижний несущий блок весил 20 тонн, а сама алтарная плита еще 6 тонн. Когда исследователи попытались простукать ее, то обнаружили в ней пустую полость. А. Рус предпринял попытку приподнять каменную плиту и заглянуть внутрь каменного постамента Но узкий коридор крипты не позволил доставить сюда технические средства, и камень пришлось двигать лишь с помощью ломов. После всех усилий была найдена первая индейская пирамида, служившая надгробием. В каменном саркофаге покоился мертвец, которого жрецы положили сюда, вероятно, в 692 году. Погребенный был довольно высокого роста (1,73 метра) и относительно статен. Умер он в возрасте примерно 45 лет. Значительная влажность атмосферы повредила скелет, особенно верхнюю его часть, поэтому нельзя было установить, подвергался ли череп искусственной деформации, как это было принято у знатных майя. На зубах мертвого не было инкрустаций, привычных для майяской аристократии и украшавших, в частности, челюсти тех покойников в преддверии святилища, которые (как мы теперь понимаем) были принесены в жертву перед входом в гробницу, чтобы их души после смерти охраняли душу покойного и прислуживали ей.

Воздействие губительного влажного воздуха испортило праздничное облачение покойного, но драгоценности сохранились хорошо. На нем было ожерелье из более чем 1000 зерен нефрита, нанизанных в 9 рядов. На обеих руках — браслеты, на каждом пальце — нефритовый перстень. В ногах покойного лежала маленькая каменная статуэтка бога Солнца. Но самые изумительные драгоценности украшали голову погребенного. К огромной диадеме было подвешено нефритовое изображение бога — летучей мыши. Пластинки серег были исписаны иероглифами, а во рту лежала раковина, которой покойный должен был заплатить за свое загробное пропитание (как предполагают некоторые ученые). Лицо покойного покрывала прекрасная мозаичная маска, сложенная из более чем 240 кусочков нефрита, только для глаз были использованы обсидиан и раковины.

Открытие А. Руса поставило перед учеными множество вопросов. Вновь стала обсуждаться традиционная проблема: не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные же пирамиды, служившие гробницами фараонов? Кто был похоронен в этом великолепном мавзолее? Некоторые исследователи видели в погребенном правителя, то есть «великого» человека Паленке. Но кто, с точки зрения выполняемых функций, считался «великим»?

Древний город Чичен-Ица находится на севере полуострова Юкатан, что в Мексике. Некогда Чичен-Ица была настоящей политической и религиозной столицей для империи майя. Сейчас руины города внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Предположительно Чичен-Ица была основана где-то в 450-е года н.э. племенами майя, которые мигрировали с юга Юкатана. Название города означает на древнем майском языке “место у колодца племени Ица”. В то время словом “Ица” обозначало этническую группу, которая смогла получить экономическое и политическое преимущество на севере полуострова. Также существует мнение, что Itz означало “волшебство”, а “а” – это “вода”.

В V-VI веках Чичен-Ица считался одним из самых крупных городов майя. Однако по неизвестным причинам уже к концу X века город был покинут людьми и постепенно приходил в запустение. Спустя некоторое время Чичен-Ицу заняли тольтеки, которые пришли в Юкатан из центральной Мексики. Это произошло в 987 году н.э., когда в город прибыл вождь тольтеков. Намерения его были явно не мирные, и город был просто захвачен. Лидеры майя, которые до сих пор оставались в городе, были жестоко убиты – тольтеки принесли их в жертву богу Солнца. Обычных горожан тольтеки просто поработили.

Захватчики привнесли в облик города часть своей культуры – появились новые строения, обряды и обычаи. Чичен-Ица снова расцвел. В эти года население города по разным данным насчитывало от 20000 до 30000 человек.

Усиление влияния Чичен-Ицы на другие политические центры Юкатана росло. Соседей это совсем не радовало, что в результате вылилось в кровопролитное сражение трёх городов против войск Чичен-Ицы в начале XIII века. Последние были буквально разгромлены. С этого момента город вновь пришёл в упадок и в течении всего нескольких лет опустел.

Интерес к древнему городу майя снова появился только в 1842 году. Тогда исследователи Фредерик Катервуд и Джон Ллойд Стефенс, побывав в Чичен-Ице, опубликовали ряд статей и описали несколько зданий города. Всё это вызвало повышенный интерес у археологов всего мира. В последующие годы руины древнего города периодически навещали различные археологические группы из Франции, Германии, Англии и ряда других стран.

Хотя время не было милосердно к архитектуре города, но в Чичен-Ице сохранилось немало занимательных сооружений практически в первозданном виде, а часть была отреставрирована. Все городские строения сгруппированы в комплексы, каждый из которых ограждён невысокой каменной кладкой.

Самыми известными комплексами являются Большая Северная Платформа (включает такие строения, как Храм Воинов, Большую Площадку для игры в мяч и Эль-Кастильо) и комплекс Осарио (пирамида Осарио и Храм Xtoloc).

Часть города с наиболее древними строениями называется Старый Чичен (Chichén Viejo). Здесь находятся еще несколько комплексов: группа Старого Замка, группа Перемычек и группа Начального Ряда.

Говоря о древних городах майя нельзя не упомянуть о Священных колодцах, так называемых сенотах. На севере Юкатана довольно засушливый климат, поэтому без источника воды выстроить крупный город было практически нереально. В Чичен-Ице находится сразу два сенота, которые представляют из себя естественных отверстия в земле заполненных водой. Самый крупный из двух сенотов – Священный Сенот (Cenote Sagrado) – достигает 60 метров в диаметре, а в глубину около 50 метров.

Однако сеноты служили не только для водоснабжения. Периодически у колодцев совершали жертвоприношения для бога дождя Chaac. Жертвовали как различными предметами обихода, так и людьми. В результате археологических исследований дна сенота было обнаружено множество кусочков глиняной посуды, ткани, человеческих останков…

Стоит вкратце рассказать о самых интересных строениях города. Так Платформа Орлов и Ягуаров представляет из себя площадку, на каждой стороне которой изображены ягуары и орлы с человеческими сердцами в пастях.

Храм Воинов – это четырёх ступенчатая пирамида, в которой между рядов колонн изображены фигуры воинов.

Храм Xtoloc был в плачевном состоянии, но недавно его всё таки восстановили. Строение служит проходом к одноимённому сеноту. На стенах храма множество изображений людей, животных и различных мифических сцен.

В северной части города расположено строение округлой формы на массивной квадратной платформе — Эль Каракол. Архитектура здания довольно необычна для Чичен-Ицы, так как большинство построек имеет прямоугольную форму. Археологи предполагают, что строение служило чем-то вроде обсерватории.

Площадка для игры в мяч представляет из себя поле размерами 83 на 30 метров. Площадка находится в окружении четырёх храмов и огорожена высокими стенами. На стенах изображены две команды по семь человек в каждой. Один из игроков победившей команды держит в руке голову члена поверженной команды. На боковых стенах находятся кольца, через которые необходимо было пробросить мяч.

К северу от мексиканской столицы, у отрогов горной цепи Восточная Сьерра-Мадре, находится Теотиуакан — древний город в долине Мехико, в I тысячелетии н. э. — крупнейший культурный центр Мексики. До сих пор точно не установлено, что за народ создал в III–II вв. до н. э. теотиуаканс-кую культуру. Предполагается, что это были предки нахуа — индейских племен юто-ацтекской группы. Люди этой культуры поклонялись богу дождя Тлалоку и обожествляли ягуаров. Один из народов группы нахуа, тольтеки, создал в Центральной Мексике крупное государство, которое в X–XI вв. сменило государство ацтеков, также народа группы нахуа.

Когда ацтеки пришли в долину Мехико, города Теотиуакана уже не существовало. Было только множество заросших травой холмов, над которыми возвышались две могучие пирамиды, по преданию, отмечающие «место рождения Солнца и Луны». Истинное название древнего города неизвестно, а позднее наименование «Теотиуакан» на языке нахуа обозначает «место превращения богов». Ацтеки не имели ни малейшего представления о строителях города — Теотиуакан погиб задолго до их прихода. Тогда, видимо, и появилась легенда о том, что грандиозные сооружения мертвого города могли построить только боги.

Между тем первые поселения возникли в этих местах еще в V веке до н. э. По данным археологических раскопок, город Теотиуакан был основан в конце I века н. э., а в V столетии он уже являлся крупнейшим городом Центральной Америки. По некоторым оценкам, число его жителей достигало 200 тыс. человек.

Работавшая в Теотиуакане в течение одиннадцати лет — с 1955 по 1966 год — археологическая экспедиция под руководством Л. Сежурне осуществила раскопки на площади 1 кв. км и обнаружила ряд великолепных древних строений, фрески и цветную керамику. Л. Сежурне впервые описала и принципы теотиуаканской архитектуры.

Центр Теотиуакана состоит из двух длинных перекрещивающихся «проспектов», ориентированных по сторонам света. С севера на юг тянется длинная (до 3,5 км) и широкая (до 50 м) «Улица мертвых» (Calle de los Muertos). На ее северном конце расположен гигантский массив Пирамиды Луды — пятиярусного сооружения с плоской вершиной. Основание пирамиды составляет 150x130 м, высота 42 м.

К востоку от «Улицы мертвых» возвышается главный храм Теотиуакана, Храм Солнца — серая усеченная пирамида громадных размеров. По совершенству форм и их умелому расположению в пространстве Храм Солнца в Теотиуакане считается эталоном мировой архитектуры. Это третья по высоте пирамида в мире. Гениальные создатели храма мощью творческого замысла и художественностью исполнения и сегодня продолжают вдохновлять современных мексиканских архитекторов, создающих образы Мексики XXI века. Храм Солнца в Теотиуакане стал своеобразной визитной карточкой Мексики, его изображения можно увидеть на мексиканских монетах и банкнотах.

По оценкам исследователей, храм Солнца строился около двадцати лет, и на его постройке трудилось не менее двадцати тысяч человек. Они проделали огромную работу: объем пирамиды составляет 1 млн. 300 тыс. кубометров, то есть немногим меньше, чем объем пирамиды Хеопса. Храм Солнца сложен из земли, камней и высушенного на солнце кирпича-сырца. В начале 1970-х годов в толще пирамиды археологами были обнаружены погребальные камеры, а под пирамидой — естественная пещера, разделенная на несколько помещений, соединенных между собой туннелями. Они, очевидно, предназначались для культовых церемоний.

В плане Храм Солнца представляет собой прямоугольник с протяженностью сторон 225x220 м. Сегодняшняя высота храма составляет 63 м, ранее она равнялась 75 м. По традиции индейских храмов, пирамида завершается площадкой, на которой некогда находилось главное святилище, посвященное богу Солнца (ныне оно разрушено). Храм венчала каменная статуя-монолит, украшенная полированным золотым диском, который ослепительно сверкал в солнечных лучах. Этот «идол язычников» был разрушен по приказу первого католического епископа Мехико Сумарраги. Многое пострадало и от неумелой работы первых археологов — исследователей пирамиды Солнца. Ее раскопки начались в 1884 году, и они, как и последовавшая в 1905–1910 гг. реставрация, проводились без тщательного и всестороннего исследования.

Все пространство вдоль теотиуаканской «Улицы мертвых» застроено величественными зданиями — храмами, дворцами, общественными сооружениями. В самом центре города «Улица мертвых» упирается в обширный комплекс построек, известных под названием «Сьюдадела» («Цитадель»)

Это гигантская четырехугольная платформа около 400 м длиной, на вершину которой с западной стороны ведет широкая лестница. К «Сьюдаделе» примыкают еще четыре платформы меньших размеров, ориентированные строго по сторонам света, на каждой из которых стоят по четыре пирамиды. На внутренней площади «Сьюдаделы» расположен один из главных храмов Теотиуакана — «Храм Кецалькоатля». Эту шестиярусную каменную пирамиду украшают скульптуры Пернатого Змея — Кецалькоатля.

К западу от «Сьюдаделы» находится так называемый «Большой комплекс» — обширная площадь, окруженная платформами и зданиями преимущественно светского характера. Один из исследователей Теотиуакана, американский археолог Р. Миллон, предположил, что «Сьюдадела» — это «текнан» (дворец) правителя города, а «Большой комплекс» — главный городской рынок.

Севернее «Сьюдаделы» «Улицу мертвых» пересекают под прямым углом Западный и Восточный проспекты. Все остальные улицы тянутся параллельно этим проспектам, образуя правильную сетку кварталов, застроенных почти одинаковыми по размерам (57–60 м длиной) дворцами. Многие из них украшены великолепными фресками и колоннадами с пышной резьбой. На фресках из теотиуаканских дворцов можно видеть не только богов и жрецов, но и персонажей в воинских доспехах, с оружием в руках. Здесь найдены также терракотовые статуэтки юинов в шлемах наподобие головы орла. Это свидетельствует о наличии в городе значительной прослойки светской военной знати, которой и принадлежало большинство пышных дворцов в центральной части города.

К аристократическому центру примыкали тесно застроенные кварталы рядового населения Теотиуакана — торговцев, ремесленников, земледельцев, охотников и т. д. Однако основную массу рядового населения Теотиуакана составляли земледельцы. По подсчетам Р. Миллона, они составляли до 75 % всех жителей города.

Влияние и могущество Теотиуакана и созданной его жителями в I тысячелетии н. э. культуры на территории значительной части современной Мексики неоспоримо. Однако структура Теотиуаканского государства остается во многом неясной. Что это было — гигантская единая «империя», или просто сильный город-государство, подчинивший себе соседние племена и сделавший их зависимыми от себя?

дя по археологическим данным, Теотиуакан погиб в эпоху своего наивысшего расцвета (450–650 гг. н. э.). Гибель города наступила мгновенно, по некоторым версиям — от нашествия тольтеков. Во времена тольтеков главным городом Центральной Мексики стал Толлан, а при ацтеках — Теночтитлан. А древний Теотиуакан на долгие годы был заброшен, и только древние пирамиды продолжали одиноко возвышаться над равниной, отмечая место рождения Луны и Солнца.

Тикаль – частица мира майя 

Насколько полное представление о жизни древних майя, об их мировосприятии можно составить, познакомившись лишь с одним городским центром загадочной цивилизации? Ведь многие агентства рекламируют туры, предлагающие уделить посещению древних руин, всего лишь в один день (например, в рамках тура Куба + Гватемала + Коста-Рика намечено пребывание в Тикале в течение нескольких часов). Попытаемся спроектировать ситуацию, опираясь на материалы сайтов, разработанных для туристов, и на данные исторических источников и литературы.

Тикаль считается крупнейшим городским центром майя на территории современной Гватемалы. Как и в случае с другими городами майя, существовавшими в I тысячелетии н.э., подлинное название поселения неизвестно, что неудивительно. Еще полтора столетия назад данный архитектурный комплекс был скрыт от глаз любопытных плотным пологом тропического леса. В 1848 г. во время сбора чикле[4] случайно были обнаружены руины древних строений. Но только в конце XIX века началось изучение таинственных развалин. Со слов местных индейцев, исследователи дали архитектурному комплексу романтическое название Тикаль, что значит «Место, где слышны голоса духов». Ученые полагают, что в древности Тикаль назывался «Холмами Ягуара».

К систематическому исследованию данного археологического памятника специалисты приступили в 1956 г. В течение 10 лет исследователи из Музея Пенсильванского Университета (США) реализовывали «Археологический проект Тикаль». Благодаря работе А. В. Киддера, У. Р. Ко, А. М. Тоззера и других специалистов, мировое научное сообщество было ознакомлено с находками, сделанными в древнем городе майя[5]. В древнем городе были обнаружены сотни храмов, дворцы, в том числе пятиэтажный, стелы с рельефами и надписями, алтари, произведения прикладного искусства. До сих пор раскопана лишь центральная часть комплекса, и археологические работы продолжаются.

Сегодня древний город Тикаль является составной частью одного из национальных парков Гватемалы, которые включены в Биосферный заповедник майя. Национальный парк Тикаль, занимающий значительную часть расположенной на севере страны провинции Петен, был создан в 1979 г., но открыт только в 1990 г.[6]

Сам город занимает площадь 16 тыс. кв. км, на которой было обнаружено около трех тысяч разнообразных сооружений[7]. Чтобы посетить древний город, в страну вечной весны, как называют Гватемалу, ежегодно направляются сотни туристов из разных стран мира. Комфортабельный автобус доставляет путешественников в городки Флорес или Санта-Елена, откуда самолетом за полчаса можно долететь до столицы Гватемала-сити. Специально для них неподалеку от индейского города построено несколько благоустроенных отелей.

Как выяснили археологи, первые поселения майя возникли в этом районе в VII веке до нашей эры. Спустя тысячелетие, в III веке нашей эры на землях Петена уже существовал довольно большой город, который оказался на несколько веков старше таких известных индейских центров, как Чичен-Ица на полуострове Юкатан или ацтекская столица Теночтитлан. Если судить по календарным датам, высеченным на стелах Тикаля, то город существовал с 292 г. по 889 г. н. э. После того как крупнейшее из поселений майя на севере Гватемалы было покинуто его исконными обитателями, древние постройки на несколько лет занимали какие-то немногочисленные переселенцы. В конце X века жизнь в древнем гватемальском городе по невыясненным причинам окончательно замерла.

В период расцвета, в 600–800 гг., население Тикаля, по мнению ряда ученых, могло составлять от 70 до 100 тыс. человек, хотя встречаются и более сдержанные оценки – 10– 45 тыс. обитателей.

Расхождения в оценке численности населения древнего городского центра отчасти обусловлена ограниченностью данных о хозяйстве аборигенов в I тысячелетии н.э. Для современных земледельцев гватемальская провинция Петен, где находится Тикаль, – неблагоприятный регион. Здесь обширные влажные болотистые низины и труднопроходимые джунгли или, точнее, сельва, как называют тропические леса в Латинской Америке. Поблизости от древнего города нет ни рек, ни озер. В дождливое время года в этом крае выпадает до 1200 мм осадков, тогда как в течение сухого сезона о дожде приходится только мечтать. Ученые выяснили, что климат и природные условия в этой местности сегодня такие же, как и две тысячи лет назад[8].

Только благодаря многолетним исследованиям в различных областях расселения майя специалистам удалось установить, каким образом в окрестностях Тикаля индейцы добивались высокой урожайности. Привычным для майя подсечно-огневым земледелием заниматься в такой обстановке было невозможно. При помощи воздушного радара с последующей наземной проверкой удалось обнаружить так называемые «приподнятые поля». Они представляли собой искусственно сделанные длинные и узкие земляные гряды, окруженные каналами. В данном регионе система «приподнятых полей» была построена на периодических паводках: разливы рек или переполнение болот водой в сезон дождей. В этот момент обновлялась почва на грядах. По каналам сбрасывалась лишняя вода. На таких полях можно было собирать очень богатый урожай, а каналы облегчали процесс его транспортировки.

Кроме того, каналы в сочетании с болотистыми низинами в окружении тропической растительности создавали благоприятные условия для жизни рыб, моллюсков, водоплавающей птицы, пресмыкающихся, которые пополняли пищевой рацион аборигенов

Местным жителям удалось решить и проблему питьевой воды. Поскольку около города нет ни рек, ни озер, его жителям пришлось позаботиться о сооружении хранилищ для живительной влаги. По сети каналов, покрытых специальным составом, индейцы собирали дождевую воду в искусно возведенные каменные цистерны, так называемые «агуадвас». В Тикале их найдено три.

Эффективное использование пищевых ресурсов специфической экологической ниши позволило обитателям древнего города возводить великолепные постройки. Нужно оговориться, что Тикаль не был городом в «русском» понимании – само поселение не было огорожено. Линия внешних оборонительных укреплений была обнаружена в 8 км к юго-востоку и 4,5 км к северу от центра города. Стеной, по-видимому, была обнесена вся подвластная владыкам Тикаля территория

Первоначально археологи обозначали расчищаемые от многовековых напластований творения майя при помощи цифр и букв латинского алфавита. Сейчас у многих строений появились колоритные названия, которые обычно указывают не на предназначение сооружения, а на наиболее известное изображение, так или иначе связанное с данным памятником.

По-видимому, из-за высокой влажности и паводков постройки города были размещены на высоких пирамидальных основаниях или группировались на вершинах искусственных или естественных холмов с крутыми склонами, которые обычно называют акрополями. Важнейшие ансамбли были соединены между собой широкими каменными дорогами-дамбами. Из-за большого числа болотистых низин, оврагов и холмов здесь не могло быть прямых улиц и плотной застройки.

Однако планировку Тикаля в значительной степени определяли не только рельеф местности и природные условия, но и новая модель мира. Она включала и мир живых, и мир мертвых. Мир живых, по представлениям майя, напоминал четырехугольник. По его углам возвышались 4 «мировых дерева». Вероятно, данные представления были связаны с расположением построек: в Тикале они сгруппированы, часто – по 4, вокруг двориков или площадок. Данный принцип организации пространства характерен и для жилой застройки, и для ритуально-административных центров города[11].

Важнейшие здания города группировались вокруг площадей: Большой, Западной, Восточной и «Семи храмов». Около площадей расположены так называемые «Великие храмы»: Гигантского Ягуара, Масок, Жреца-Ягуара, Двуглавого змея, Прекрасного рельефа, Надписей.

Главные постройки города были сосредоточены вокруг так называемой Большой площади. Сейчас это свободное пространство покрывает травяной газон, а в период расцвета города площадь была покрыта слоем штука особого состава, изготавливаемого из глины. В ходе раскопок удалось обнаружить четыре уровня покрытия, которые датируются 150–700 гг. н.э.

С западной и восточной сторон Большую площадь ограничивают пирамиды, на верхних площадках которых располагаются храмы. В специальных исследованиях эти сооружения обозначены соответственно цифрами I и II, а в рекламных проспектах туристских фирм нередко именуются Храмом Гигантского Ягуара и Храмом Масок.

Размеры пирамид сравнительно невелики – высота составляла соответственно 44 и 38 м. Однако эти строения производят сильное впечатление. Нужно учесть, что угол наклона их боковых граней – около 60 градусов. Подняться на вершину такой пирамиды не легко, еще труднее спуститься с нее: приходится опускать ногу на практически невидимую сверху ступеньку. Кроме того, на вершину ведет единственная лестница без перил.

Предшественниками монументальных святилищ майя были небольшие строения, выполненные из дерева, глины и тростника. Основанием для них служили не могучие пирамиды, а земляные или щебеночные насыпи квадратной, овальной или прямоугольной формы. Постепенно древние строители пришли к мысли покрывать насыпь слоем штука, что придавало ее контурам большую четкость и прочность. Насыпи превратились в стилобаты со сложным профилем и карнизами[12].

По мнению Г. Ершовой, именно пирамиды являлись воплощением некоей «модели мира», характерной для цивилизации майя. «Концептуально пирамида воплощала гору-прародину далеких предков, которые остались в мифологической пещере… Пирамида заключала в себе и астрономические представления, и частично исторические, и географические»[13]. Подтверждением данной мысли может служить, например, такой факт: пирамида имеет 9 ярусов, а по представлениям майя было 9 преисподних.

Храм Гигантского Ягуара был воздвигнут в начале VIII в. Вероятно, здесь совершались важные и для многих загадочные ритуалы. Их таинственность была обусловлена, в частности, тем, что находиться внутри святилища могла лишь небольшая группа людей, так как внутреннее пространство величественных храмов майя крайне невелико. Дело в том, что индейцы владели лишь техникой возведения так называемых ложных сводов. На стены укладывали каменные плиты, одна больше другой, самые верхние из них смыкались. Чтобы с внешней стороны сооружение казалось более высоким и массивным, сверху святилище украшал каменный гребень. Естественно, что выдержать подобное перекрытие могли лишь мощные стены (до 7 м), между которыми оставалось незначительное свободное пространство (до 1 м). Вероятно, зрители наблюдали за обрядами издали, благо следить за ритуальными действиями, разворачивавшимися на вершине пирамиды, можно было из разных точек города.

Вознесенные на пирамиды Большой площади святилища, судя по всему, служили заупокойными царскими храмами. Как показали исследования, первоначально в скальном грунте были высечены гробницы, над устьями которых были возведены пирамиды[14]. Согласно одной из версий, в Храме Гигантского Ягуара был захоронен легендарный правитель Ах Какао. В период правления Ах Какао были перестроены многие из ранее возведенных городских построек. Считается, что под расположенной напротив пирамидой с Храм Масок нашла последнее пристанище супруга легендарного правителя, которая умерла в 703 г.

Наличие гробницы в храме-пирамиде в Тикале не было редкостью. Майя, как и некоторые другие народы Центральной Америки, хоронили наиболее уважаемых людей в таких сооружениях. Гробницы, как правило, соединялись с храмом наверху специальным каналом для души покойного, так называемым психодуком. Некоторые исследователи убеждены, что главным элементом всего комплекса была именно гробница под полом храма, а не храм. Сам же храм служил местом для общения жрецов с духом умершего правителя. Трудно сказать, какие именно представления побуждали их устраивать гробницы подобным образом. Известно, что индейцы нередко погребали своих родичей под полом тех домов, в которых жили. Может быть, место упокоения знатного лица со временем превратилось в святилище, а усопший стал восприниматься как персонификация какого-либо божества.

Выводы ученых о назначении храмов основаны не только на материалах погребений. Специалисты тщательно реконструировали изображения на гребнях святилищ, на балках-притолоках над дверными проемами и на расположенных неподалеку от храмов стелах. Центральной фигурой или одной из центральных фигур на них был правитель. Суждения исследователей косвенно подтверждаются словами испанских монахов-хронистов. Диего де Ланда, оставивший интереснейшие сведения об индейцах майя XVI века, писал, что они поклонялись своим умершим царям как богам[16]. Сто лет спустя другой летописец Ф. А. Фуэнтес и Гусман отметил, что правителя хоронили с большой торжественностью. «Место его погребения становилось святилищем, поскольку они приписывали его статуе божественные свойства, считая, что…он и после смерти будет заботиться об их процветании»[17].

У подножия пирамид расположены стелы, богато украшенные резьбой. На них изображали правителей в торжественных позах, в пышных одеяниях, с атрибутами, подчеркивавшими их высокий ранг. На самых древних стелах, по свидетельству известного мексиканского археолога А. Руса, в профиль изображалось все тело, позднее только ноги и лицо и, наконец, только лицо[18]. Фигуры обычно сопровождались иероглифическими надписями, в которых, как полагают специалисты, были указаны имя властелина, его титул, дата рождения и важнейшие события его жизни. Рельефы на стелах тематически связаны с изображениями на резных деревянных притолоках соответствующих храмов.

Мир живых, по представлениям майя, располагался на юге. Его участки имели разный «статус». Индейцы выделяли сакральную территорию, где и располагались главные святилища, а рядом с ними возводились постройки для знати. Поскольку в жизни майя в I веке н.э. огромную роль играл культ предков, то элите было выгодно подчеркивать свою родственную связь с обожествленными правителями-предшественниками. Сакрализация власти также нашла отражение в планировке административно-ритуального центра.

С южного края Большой площади Тикаля расположен Центральный акрополь. Акрополями в городах майя называют разнообразные по назначению постройки, составлявшие большие комплексы и размещенные на возвышающихся над поверхностью площадей единых платформах. В Тикале найдено три акрополя – Северный, Центральный и Южный. Обнаруженные на нем постройки, судя по всему, представляли собой дворцовый комплекс. У исследователей нет единого мнения о назначении данных сооружений. Одни полагают, что здесь находились жреческие комнаты для отправления религиозных культов, другие рассматривают эти строения как чисто административные здания. Третьи убеждены, что в каменных палатах проживали представители правящей династии и их многочисленная свита.

Наиболее известное из дворцовых строений – Дворец «Великого Когтя Ягуара». Здание построено в 360 году н. э. правителем, имя которого переводится как «Коготь Ягуара». По-видимому, данное сооружение являлось резиденцией для правящей династии («Коготь Ягуара» и его потомки). Дворец был для индейцев настолько священным и важным, что в дальнейшем его никто не решился перестроить.

На север, где по легендам майя находилась их прародина, направлялись души умерших. Поэтому к северу от административно-ритуального центра часто располагались «стадионы» для игры в мяч. В Тикале между Центральным акрополем и Храмом Гигантского Ягуара археологи от многовековых наносов расчистили площадка для игры в мяч, как оказалось – одну из нескольких, устроенных в древнем городе. Площадка представляла собой длинную и узкую аллею, обрамленную с двух сторон низкими каменными сооружениями.

Данная игра была не столько развлечением, сколько ритуальным действом. Ученые полагают, что движение каучукового мяча могло символизировать движение солнца или звезд, а занятые игрой команды таким образом инсценировали борьбу дня и ночи, богов Неба и Подземного мира (Царства смерти). Участники игры поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог его отбить его, причем касаться мяча можно было только бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество, очков, или редкий удалец, сумевший пробросить мяч сквозь установленное вертикально в продольной стене площадки кольцо, отверстие которого незначительно превышало диаметр мяча. Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия[20].

Соответствующие характеру игры находки были сделаны археологами на так называемом Северном акрополе. Здесь различные сооружения возводились в течение одиннадцати веков. В результате появился сложный комплекс зданий, в котором выделяется 12 храмовых построек, расположенных на разных уровнях, но имеющих в основе одну искусственную платформу. Самые ранние строения появились еще в III веке. Позже по соседству расположилось множество зданий разнообразного назначения. Северный акрополь нередко сравнивают со слоеным пирогом. Правда, у него своеобразная «начинка»: на протяжении 500 лет здесь хоронили правителей города. Перед акрополем вдоль края площади установлено множество стел, напоминающих надгробные плиты.

В результате раскопок в Тикале удалось обнаружить еще семь административно-ритуальных комплексов (в научной литературе они обозначаются латинскими буквами N, O, P, R, Q и т. п.), представляющих собой площади с храмами-пирамидами, стоящими друг напротив друга, но все они значительно меньше комплекса вокруг Большой площади. Возведенные в VIII в. небольшие комплексы отличает одна любопытная особенность. Все они были построены с промежутками в 20 лет, т.е. строительство каждой группы сооружений отмечало окончание Катуна – особого 20-летнего периода в жизни майя. Майя использовали двадцатеричную систему вычисления (возможно, основываясь на количестве пальцев на руках и ногах). По-видимому, каждая новая династия возводила собственный комплекс, чтобы поклоняться в нем тому из обожествленных предков, от которого власть перешла к соответствующим правителям.

Среди множества пирамид специалисты выделяют, помимо Храма Гиганского Ягуара и Храма Масок, святилище комплекса «Затерянный мир», пирамиду IV с Храмом Двуглавого Змея и «Храм надписей» (Храм VI). Комплекс «Затерянный мир» – один из наиболее древних в Тикале. Его пирамида, точнее, первый вариант пирамиды, позже достроенный, была возведена еще в VII в. Высота сооружения 32 м, а длина стороны основания 80 м. На вершину пирамиды ведут четыре лестницы. Предположительно, сооружение служило для астрономических наблюдений. Пирамида IV, известная также как Храм двухголового змея – самое высокое сооружение Тикаля (64 м). Храм был построен в середине VIII века неподалеку от так называемого Дворца Летучей Мыши. «Храм надписей» привлекает внимание тем, что на его гребне сохранились следы выполненной в древности надписи.

Кроме того, в Тикале обнаружены руины так называемых «малых дворцов» – одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными комнатами, и множество относительно невзрачных простых домиков, в которых жили простые горожане. Как и многие другие архитектурные сооружения майя, домики строились на платформе, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей.

На внутренних стенах зданий, на дверных косяках, на притолоках и балках перекрытий часто встречаются граффити – рисунки, прочерченные или реже – нарисованные черной краской. Многие из них выполнены непрофессионально, хотя иногда угадывается рука мастера. По мнению исследователей, Тикаль, изображенный на граффити, точно соответствует реальному городу времени его наивысшего расцвета. На основе рисунков, можно много рассказать о социальной организации, о праздниках и ритуалах, о божествах, которых почитали горожане. Наиболее «популярными» сюжетами изображений служили обряды, приуроченные к празднованию нового года или связанные с подтверждением власти правителя, ритуальная игра в мяч, жертвоприношения и танцы.

На граффити фигурируют боги – покровители правивших в Тикале династий, божества войны и преисподней, а также божественные правители четырехлетнего календарного цикла. Майя считали, что в конце года сменяют друг друга божества-властелины, от которых зависело существование и других богов, и людей. Во многих сценах представлен Бог Ягуар (Предок Ягуар) – древнейший покровитель воинов и владык, по представлениям майя. Исследователи относят его к группе божеств преисподней, куда также попадают другие божества в образе птиц, насекомых, рептилий с чертами монстров. Во главе Царства смерти, как показывает анализ изображений, стоял Владыка черепов. Его запечатлевали в виде скелета с черепом вместо головы.

Среди одиночных персонажей на рисунках выделяются фигуры людей, явно принадлежавших к правящей верхушке. Их нередко изображали в паланкинах или сидящими на циновках. На правителях пышные головные уборы, особые пекторали из бусин. Рядом могли оказаться придворные, в более скромных уборах, сидящие со скрещенными на груди руками (в знак повиновения). Воины Тикаля, на высокий ранг которых указывали плащи из перьев, особые головные уборы и другие «знаки отличия», показаны чаще всего с копьями, дротиками, щитами и ножами в руках. Не стоит удивляться отсутствию у них луков. До Х века майя не владели данным видом оружия. Естественно, среди воинов выделялись полководцы. В сценах отправления посланника к богам изображены жертвы – скорее всего военнопленные. На многих рисунках изображены жрецы, совершавшие различные обряды. Встречаются также фигуры, явно обозначавшие иноплеменников, поскольку у них иные, чем у майя, костюмы и недеформированные головы.

Каждому путешественнику, которого интересует все, что связано с легендарными памятниками древности, чудесами природы и прочими редкостями, несомненно, будет полезна информация, размещенная на нашем сайте. Здесь мы расскажем о мифическом городе древней цивилизации инков – Мачу-Пикчу, который известен как «потерянный город».

Неудивительно, что таинственные руины Мачу Пикчу невероятно привлекательны для любителей всего загадочного: практически каждый камешек руин хранит на себе печать тайны. Даже настоящее имя города неизвестно никому до сих пор, так как затерялось в глубине веков, а археологам не осталось ничего другого, как назвать открытый город по имени горной вершины, расположенной неподалеку.

Мачу Пикчу наверняка придется по душе любителям приключений, но особенно здесь понравится тем, кто неравнодушен к прекрасной архитектуре древности, инженерным сооружениям наших предков. Перед их взглядом предстанут великолепный Храм Трех Окон, знаменитая обсерватория инков, комплекс "Царская группа", напоминающий роскошные дворцы Куско и многое другое. Несмотря на то, что со времен постройки зданий минули века, они и сегодня поражают своим блеском, изысканностью и величием.

Красота местных пейзажей тоже сомнению не подлежит. С горного плато, на котором расположен прекрасный город-призрак, открываются потрясающие виды на дивные заснеженные вершины и своенравную горную речку Урубаму. вилизации Древней Америки.

Куско — город древнейшей истории. Археологические раскопки обнаружили, что люди селились в этих местах уже более 3 тысяч лет. Согласно испанскому хронисту Сармьенто де Гамбоа, Педро, имеется индейская легенда по которой основателем города является первый Инка — Манко Капак. Он со своей семьей, уйдя от озера Титикака, искал где-бы золотой посох Манко Капака «вошел в землю». Таким местом оказалось поселение племени Савасера Панака, которое пришлось уничтожить, после чего ничто не мешало созданию столицы империи инков — Куско.

Название города в переводе с языка кечуа — официального языка Империи инков, означает Пуп Земли, то есть, по сути — Центр Мира, что вполне соответствовало столичной роли. Это понятие было очень распространенным и являлось центральным даже для предмета священного поклонения — чаканы.

15 ноября 1533 г. сюда прибыла экспедиция Франсиско Писарро и согласно исторической традиции, испанцы «заново основали» уже свой город.

После Манко Капак, город был значительно расширен Пачакути. Ему удалось превратить Королевство Куско из спящего города-государства в огромную империю. Однако археологические данные говорят о более медленном и органичном росте города до инков — так, считается, что самое первое поселение здесь основали люди племени Вари. Пачакути же построил несколько дворцов и крепостей, обновил Храм Солнца, известный сейчас как Кориканча.

Город состоял из двух секторов — Верхнего Куско и Нижнего Куско, позже они были разделены стенами на четыре района: Чинчасуйу (СЗ), Антисуйу (СВ), Кунтисуйу (ЮЗ) и Колласуйу (ЮВ). Из каждого района вела дорога в соответствующую часть империи. Верхнее Куско в начале XX века составляли приходы Сан-Кристобаль и Сан-Блас; Нижнее Куско — все кварталы на правом берегу реки Ватанай. Эти две кварталы разделяла дорога Антисуйу. Самый важный район назывался Колькампата, также были районы Кантокпата («Гвоздичные грядки»), Пумакурку, Тококачи, располагавшемся на правом берегу потока Ккольккечака («Золотой мост»), Мунайсенка, Римакпампа («Говорящая площадь», где оглашались приказы), Пумакчупан («Хвость пумы»), Койянкачи (селение в 500-х метрах), Чокильчака, Пикчу, Кильипата, Карменкка (из него выходила дорога на Чинчасуйу), Уакапунку («Врата Храма»).

Руководящее лицо каждой области империи должно было построить себе дом в соответствующем районе Куско и жить часть года в столице.

После Пачакути, когда Инка умирал, его титул переходил к одному из сыновей, а собственность — к другим родственникам. Поэтому каждый носитель титула Инки должен был построить новый дом и, соответственно, приобрести для империи новые земли.

Андские индейцы до сих пор покидают свои дома и строят новые после свадьбы, даже если в старом доме никого не остается.

Невдалеке от Куско находится Морай — ещё один памятник инкской цивилизации с крупным «амфитеатром», который в действительности представлял собой сельскохозяйственные террасы древнего происхождения.

В центре города находились жилища Инков, окруженные их Айлью — домами вассалов, принадлежащими к данному дворцу Инки:

Первыми дворцами, возможно, были Колькампата — дворцы Манко Капака и Синчи Рока, в начале XX века их места занимала резиденция итальянского купца Сезара Ломельини. Тогда ещё были целы 60 метровый фасад и часть гранитной стены с дверным проёмом со сторожевыми башенками по сторонам (две слева и пять справа от двери) в отличном состоянии. Дворцы эти выходили на площадь Сан-Кристобаль.

Площади Ла-Матрис, Регосихо и Сан-Франсиско ранее образовывали единую площадь, где отмечались главные общественные праздники, посвященные Солнцу.

Первые испанцы появились в городе 15 ноября 1533. Испанский конкистадор Франсиско Писарро, по официальной традиции, заново основал Куско в 1534. Многие здания, построенные после испанского завоевания Перу, выполнены в испанских традициях с примесью инкской архитектуры; в основном в округах Санта-Клара и Сан-Блас. Испанцы переняли структуру старого инкского города, построив на месте инкских храмов — церкви, на месте дворцов — жильё для завоевателей. В течение колониального периода Куско был преуспевающим городом благодаря сельскому хозяйству, горному делу и торговле с Испанией. Были построены многие церкви и монастыри, а также кафедральный собор, университет и архиепископство. Часто испанские сооружения располагались по соседству и даже были построены прямо на массивных каменных стенах, выстроенных инками.

Здание префектуры, в котором жил Франсиско Писарро, им же было подарено впоследствии местному муниципалитету. В особняке де-Аринас жил Гонсало Писарро. Считается, что в доме № 55 на площади Сан-Франсиско жил монах Вальверде и его брат. На опоре лестницы были прикреплены четыре герба, на одном из них был такой девиз: «Добродетель облагодетельствует меня тем, чего не даст сила». На улице Кока, № 46, в доме сеньора Антонио Муньис Кастро ранее жил известный историк Инка Гарсиласо де ла Вега.

В 1590 году в провинции Куско проживало 74977 индейцев, плативших ежегодную подать в размере 380835 песо.[1]

В 1950 году произошло землетрясение, которое сильно повредило доминиканский монастырь и церковь Святого Доминика, которая была построена на основе Кориканчи (Храма Солнца). Инкская же архитектура, напротив, успешно пережила землетрясение. Сначала считалось, что многие старые инкские стены утеряны, однако оказалось, что гранитные стены Кориканчи сохранились, так же как и многие стены по всему городу. Некоторые хотели восстановить сооружения колониального периода, однако часть жителей Куско потребовала оставить оказавшиеся на виду стены. Таким образом, туристам со всего мира предоставилась возможность видеть древние сооружения в сердце большого города. Землетрясение 1950 года было вторым, уничтожившим доминиканский монастырь, первое произошло в 1650 году.

Следует отметить, что в наши дни Куско получил две достопримечательности выделяющие его из ряда других южно-американских городов. Одна из них — геоглифы на склонах окружающих гор, которые возникли силами перуанской армии в середине XX века. Вторая — статуя Христа — дар городу второй половины XX века. Она немного меньше своей знаменитой предшественницы из Рио-де-Жанейро в Бразилии, но и Куско тоже невелик.

Древний город Тиауанако в Боливии может служить еще одним прекрасным примером необычайно высокого мастерства, которого достигли доисторические строители — быть может, не без помощи инопланетян. Обширные развалины этого города находятся сегодня на невероятной высоте 13 тысяч футов, в двухстах милях от Тихого океана, — однако многое указывает на то, что некогда город располагался вровень с уровнем моря и соединялся с океаном специальным проходом. Тиауанако был выстроен на озере Титикака — огромном водоеме, занимающем площадь около 3140 квадратных миль. С древних времен озеро значительно уменьшилось в размерах, так что ныне развалины города лежат на расстоянии нескольких миль от его берегов. В воде содержатся некоторое количество соли и остатки океанической растительности — память о тех днях, когда озеро было гораздо шире, находилось на одном уровне с морем и сообщалось с Тихим океаном. Местами до сих пор видны судовые причалы, вырубленные из твердой породы, с кольцами, к которым канатами привязывали приплывшие от океана корабли.

1 Гильбертовы пространства - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

На то, что суша в окрестностях Тиауанако некогда находилась гораздо ниже, указывают и другие факторы. Находимые здесь скелеты мастодонтов и гигантских ленивцев — животных, не приспособленных к обитанию на такой большой высоте, где сейчас пребывают руины, — говорят о том, что этот участок суши приподнялся сравнительно недавно, уже в ту эпоху, когда преобладали эти звери. Заметные на склонах ближних гор скальные уступы отмечают тот уровень, на котором велось террасное земледелие, — на нынешней высоте 18 тысяч футов. А там, где начинается снеговая черта, до сих пор сохранились остатки оросительной системы. Даже учитывая благотворное соседство большого озера, растения вблизи развалин вызревают очень медленно на их нынешней высоте 13 тысяч футов, так как почва в столь возвышенных местах крайне плохая. Террасы на ближних горных склонах засевались сельскохозяйственными культурами для прокормления многочисленного населения, которое и строило город в те времена, когда здешняя земля пребывала на более низком уровне. А спустя некоторое время после того, как здесь поселился некий цивилизованный народ, в земных недрах произошли сильные изменения, которые и заставили приподняться данный участок Андского хребта вместе с городом Тиауанако на высоту более двух миль.

Боливийский профессор германского происхождения Артур Познански из Ла-Пасского университета проводил в Тиауанако обширные исследования. Его труды были переведены Дж.Ф.Ширером с кафедры испанистики Колумбийского университета и собраны в книгу «Тиауанаку: Колыбель человека американского». Познански выявил в ареале раскопок пять последовательных культурных слоев. Древнейший из них, для которого характерны известняковые постройки, датируется приблизительно эпохой основания Мурьяса. Вторая по времени цивилизация, наиболее развитая, возникла в Тиауанако около 15 000 г. до н.э. По мнению Познански, 10 тысяч лет назад город разрушила какая-то крупная катастрофа.

Атланты, которые устремились вверх по течению притоков Амазонки и достигли Тиауанако около 15 000 г. до н.э., обнаружили, что там уже живут выходцы с Дальнего Востока. В доисторические времена многие мореходы пересекали не только Атлантический, но и Тихий океан, причем в обоих направлениях. То, что это было вполне выполнимо, доказал в 1947 г. знаменитый путешественник Тур Хейердал, проплывший от Перу до Полинезийских островов на хрупком плоте, аналоге древних моделей. В Тиауанако сосуществовали разные группы племен, вместе выстроившие прекрасный город, во многом напоминавший Город Золотых Ворот на родине атлантов: здесь тоже были водопроводы, храмы, дворцы и обсерватории. Те скудные сведения о красоте и величии Тиауанако, которыми мы располагаем, были оставлены Диего де Алькобасо и другими испанскими монахами, побывав-шими здесь в XVI веке еще до того, как город разграбили испанские конкистадоры, явившиеся следом. Здесь возводились постройки, вытянутые в длину на тридцать шесть футов, причем на их строительство шли идеально обтесанные каменные блоки весом более двухсот тонн каждый, которые привозили из каменоломни, находившейся в пятидесяти милях отсюда. Расстояние, с которого приходилось доставлять эти огромные тяжелые глыбы, безупречная точность кладки, колоссальные пропорции сооружений — все это типичные признаки строительной техники, которую тысячелетиями позднее инопланетяне продемонстрировали в Шумере; возможно, они же помогали и жителям Тиауанако.

На вершине усеченной пирамиды граждане Тиауанако соорудили величайший в мире храм Солнца, оснащенный астрономической обсерваторией с каменным календарем. Познански установил, что в 9550 г. до н.э. — а именно после этого времени обсерваторию забросили — астрономы наблюдали северную полярную звезду. По всему Тиауанако ремесленники украшали здания доступными им металлами — золотом и серебром; так, для огромных монолитов своеобразными «заклепками» служили серебряные болты весом тонны по три с лишним. Рабочие ровно мостили улицы, а ваятели водружали вдоль них — как и вдоль берегов озера, излюбленного места для прогулок, — натуралистичные статуи самих горожан, приветливо поднимающих навстречу прохожим куб-ки. Изваяния чернокожих людей, а также некоторые знаки и символы дальневосточного происхождения свидетельствовали о том, что в этот великолепный город со всего мира стекались путешественники и искатели новых впечатлений.

Испанские завоеватели почти дотла уничтожили удивительные сооружения Тиауанако, а чудесные произведения искусства и предметы из драгоценных металлов они без устали грузили на бесчисленные суда и отправляли в Испанию, где всю эту красоту равнодушно переплавляли на одинаковые слитки. Лишь немногие уцелевшие произведения выставлены сегодня в музее Ла-Паса. Камни, выломанные из огромных построек, пошли на укладку железнодорожных путей, новых улиц и зданий в основанном колонизаторами городе Ла-Пас.

Некогда северные и южные районы Южной Америки соединяла хитроумная дорожная сеть. Главная дорога, выложенная из идеально подогнанных друг к другу каменных плит, проходила по нынешним Эквадору, Перу и Боливии и достигала Аргентины и Чили, покрывая расстояние свыше десяти тысяч миль. До сих пор различимы и фрагменты тщательно выстроенной сети побочных дорог, служивших для сообщения с удаленными поселениями в самых разных краях. Эта необычайно мудро продуманная дорожная система предусматривала и постоялые дворы, где могли остановиться на ночлег путники, и мосты, перекинутые через глубокие ущелья и реки, и даже тоннели длиною до шестисот футов, пробитые в горных массивах.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее