Церковность в широком понимании
Церковность в широком понимании
а) По мере усиления религиозно-духовной жизни на началах послушания и церковности, возрастает, углубляется и сама церковность в душе каждого учащегося. В храм он идет уже не по одному внешнему нажиму, а и по внутреннему зову, и не только тогда, когда звон колокола созывает на молитву, а и в другое время. На этой стадии духовного развития храм приобретает еще большее значение для учащегося. Раньше он воспринял его преимущественно как дом молитвы, где богослужение с пением, чтением и совершением даже бескровной жертвы лишь создавало условия для молитвенной настроенность, и душа учащегося не всегда располагалась к углублению во внутренний, таинственно-мистический смысл этого богослужения. Так что, если прерывалась в душе молитва, то падало у учащегося и настроение, возникала рассеянность, а за ней появлялась усталость в ногах, томление в теле и желание выйти из храма. Даже клиросное послушание (пение и чтение) не всегда поддерживало это молитвенное настроение. Здесь (на клиросе) свои соблазны (рассеянность) и помыслы (тщеславия) отнимали силы на борьбу с ними и понижали молитвенную настроенность. Теперь же, на этой новой стадии, пребывание в храме осмыслилось и одухотворилось в большей мере, чем это было раньше. Сам храм превратился в место более ощутимого сияния славы Божией, общений Церкви Небесной и земной, славословия ангельского чина, служения Самого Иисуса Христа, как «Приносимого и Приносящего Жертву сию». Лики святых на иконах в большей мере оживились и вошли в таинственно-благодатное общение с душой молящегося. По-новому зазвучали в душе песнопения-призывы: «горе иметь сердце», «отложить всякое житейское попечение», «вкусить и видеть, яко благ Господь»1 и проч. Углубилось понимание и созвучие душе ектенийных прошений. Почувствовалась большая близость и единение в Боге всех «предстоящих и молящихся». Душерастворенностью в общей молитве («едиными усты и единым сердцем») и единением всех в Едином Господе чрез Причащение Телом и Кровию Христа - создалась реальность ощущения, радость праздника осеняла и осеняет душу духовным обновлением и благодатным состоянием.
б) От посещения Богослужения усиливается и дар молитвы. Этот дар дается учащемуся уже не только в местах и моментах общих для всех (храме, столовой, чертогах), но и при других условиях. То на уроках, как бы забывшись, он уходит в безмолвие внутренней молитвы при сохранении внешнего внимания к уроку. То в столовой, прислушиваясь к чтению жития святого, он непроизвольно настраивается на благодатно-молитвенный лад. То в спальне, раздеваясь и ложась незримо для всех вновь творит молитву на сон грядущий и просит Господа простить грехи сегодняшнего дня и послать мирный сон в предстоящей ночи. Усиление молитвенности учащегося ведет к усилению сознания своей греховности и вины пред Богом и людьми и желания исправиться, обновиться.
в) Чаще всего такое состояние возникает тогда, когда душа остается одна, сама с собой. Поэтому она и ищет время от времени уединения, безмолвия, внутренней сосредоточенности и самозамкнутости. Правда, жизнь в школе - это непрерывный напряженный поток, целиком вовлекающий в себя каждого учащегося. И все же нужно находить в себе силу, чтобы время от времени «вынырнуть» из этого потока, «удалиться в пустыню» внутреннего безмолвия, уединения и, «придя в себя» (Лк. 15,17) проверить свою жизнь мысленно, мужественно взглянуть в свою душу с вопросом, есть ли в ней борьба с грехом и связь с Господом в покаянном чувстве и молитвенном уединении.
Моменты уединения и самопроверки можно создавать и на прогулках в стенах Лавры, и у раки Преподобного, и в спальне, и даже в классной комнате.
Периодическое, краткое уединение не ведет к расхолаживанию отношений с товарищами. Наоборот, после самопроверки учащийся с новой энергией берется за учебу и чувствует большую связь с товарищами. Это сказывается в том, что усиливается прямодушие в отношениях с ними, искренность, доброжелательство, уменьшается раздражение, гнев, зависть, зложелательство. В каждом товарище все более начинают выступать черты образа Божия, и в своем сердце обретается тяготение к нему, как к брату во Христе.
г) Все это создает потребность в подлинном братолюбии и христианской верности. Обычно верность создается общностью интересов и чаще всего таких, которые влекут людей к подъему их внутренних сил и духовному росту. Подлинная верность не часто встречается между людьми. И счастлив тот, кто нашел верного друга по душе.
Христианская верность, правдивость отличается от всякой другой тем, что в ней участвует и третье лицо, объединяющее людей. Это Бог, ради взаимного восхождения к Которому любовно и жертвенно действует душа каждого из двух остальных. Такой верностью озарялись еще на школьной скамье сердца юных Василия Великого и Григория Богослова. Такая любовь объединяла святителя Иоанна Златоуста с его сотаинником Василием (см. Иоанна Златоуста книги о священстве). Она возможна и желательна в нашей среде. Дружба и христианская любовь к одному товарищу проливает живительный свет на отношения к другим. Сердце начинает ощущать единство со всеми. Так создается ощущение коллектива, как единого организма, призванного к единой цели - приращать самого себя в любви (Еф. 4,16).
Бывает ли так в жизни школьного коллектива у всей массы учащихся? Едва ли можно сомневаться, что у всех учащихся то в большей, то в меньшей мере, то в одно, то в другое время, но все же возникает чувство своей духовной общности, своего единства со всеми товарищами в своих духовных упованиях и устремлениях. Тем самым пред их сознанием все яснее выступает всеобъемлющий характер подлинно христианского духовно-благодатного единства в Боге и христианской любви, то есть, единства в Церкви Христовой.
Рекомендуемые материалы
Так естественно учащиеся подходят по опыту своей внутренней жизни к восприятию Церкви в ее более глубоком понимании и значении.
Что же есть Церковь в этом глубоком понимании? Церковь есть объединение в Боге и христианской любви общества, имеющего свои церковные формы и благодатные средства для достижения спасения. Говоря иначе, Церковь есть единый благодатный, собранный, со времен апостольских существующий организм или тело, Главой Которого является Сам Христос (Кол. 1,24).
Это и есть «Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь».
Чрезвычайно важно учащемуся не просто знать это определение, ибо он знает его еще со времени изучения катехизиса, а внутренне воспринять и запечатлеть его в своем сердце, чтобы им руководствоваться в жизни и определять отношение к школьному коллективу.
Что представляет из себя этот коллектив в глубоко-церковном его понимании? Он представляет из себя малую домашнюю Церковь, долженствующую строить свою жизнь по-церковному и в узком, и в глубоком смысле этого слова.
Вот отсюда-то с этой высоты каждый учащийся и должен рассматриваться и определять свое поведение как именно члена домашней Церкви, а не только как воспитанника школы.
У членов этого единого тела (домашней Церкви), то есть, у товарищей существует разделение и по одаренности, и по многим другим признакам (1 Кор. 12,4-6). Одному дано от Бога больше мудрости, другому больше знания, третьему - больше прилежания, терпения, усидчивости, четвертому - дар к усвоению языков. Но, однако, все они составляют одно тело, и должны хранить единство духа в союзе мира и любви (Еф. 4,3).
Когда и где будущему пастырю подготовлять себя к пастырскому душепопечению, как не на школьной скамье, имея справа и слева от себя членов единого коллектива, братьев во Христе. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12,26).
Что значит страдать с другим? Значит душевно войти в его болезнь, ощущать ее, как свою собственную и, соболезнуя ему в этой болезни, как бы принять на себя часть ее и тем облегчить состояние страждущего брата.
Кто из людей не чувствовал облегчения, когда сострадательный взгляд или участливое слово другого человека касались его души? Равнодушию и безразличию нет места там, где находится кто-либо, нуждающийся в нашем участии. Нельзя утешать и расслаблять себя ссылкой на неумение подойти к душе, на могущую возникнуть неловкость и смущение. Нельзя отводить от себя заботу о нем, кивая на Петра или Ивана: пусть, дескать, они окажут помощь.
Если я вижу впавшего в беду, то я же в простоте души и непосредственности сердца и должен помочь ему. Чем? Тем, чем могу: добрым советом, молитвой, сердечным отношением и проч. А если постигнет неудача? Неудача в одном случае научит удаче в другом. Лишь бы хотеть, дерзать... и не искать мотивов к отказу.
Где еще, как не в школе, учащиеся должны создать навык подхода к душе человека, чтобы на приходе только углубить и расширить этот навык обращения с людьми разного возраста, пола, духовного развития. Чтобы сердечно, участливо подойти к ближнему, надо знать его душу, знать его переживания и состояние этой души в разных обстоятельствах жизни. Без этого знания нельзя воспитать в себе пастырский дух, создать психологию пастыря-душепопечителя. Но как мы можем знать состояние души кого-либо другого, если не навыкнем разбираться в своих собственных душевных состояниях, если будем оставлять без внимания процессы своей собственной внутренней жизни? Поэтому изучение психологии человека вообще и психологии своей души в ее разных состояниях и в особенности в борьбе со страстями совершенно необходимо для учащегося еще на школьной скамье, а затем и в работе на приходе.
У нас нет науки психологии, - может сказать кто-либо из учащихся. Школьного предмета нет, но есть книги по психологии, есть, наконец, собственная внутренняя лаборатория, где творятся и могут наблюдаться и самые простые и самые сложные явления своей собственной психической жизни.
Как это делать? - спросит кто-нибудь из учащихся. Как проводить самонаблюдение и где искать помощи и проверки в этой трудной работе? Попытаемся ответить на эти вопросы путем разбора одного из распространенных болезненных психических состояний.
... Вот возникло и укрепилось во мне чувство недоброжелательства к одному из товарищей. Как быть? Можно пытаться ослабить и подавить это чувство путем отвлечения внимания с этого товарища на какой-либо предмет. Но, однако, эта попытка не даст нужного результата, так как таким путем можно противиться только случайным помыслам и совне навеянным мыслям. Здесь же не помысл и не мысль, а чувство, вгнездившееся в сердце. Как же быть? Прежде всего нужно разобраться, по какой причине возникло это чувство: по внутренней или внешней. Легче бороться с чувством, когда причина его находится вне меня, например, в заносчивости, нетактичности товарища. Гораздо труднее бороться, когда причина во мне самом - в страстях и недостатках моей собственной натуры.
Так, если удалось установить, что неприязнь и враждебность к товарищу пришла ко мне из-за зависти к его учебным успехам, то все дело здесь в моем собственном самолюбии и гордости. Это оно задето успехом товарища.
Разбираяясь дальше, я нахожу, что эти чувства имеют уже свою историю и этапы в своем развитии. Еще в прежние годы мне были неприятны успехи в науках товарища, и я стал втайне завидовать ему. Потом обнаружилось в душе злорадство при неудачах его. В разговоре с ним начал лицемерить, скрывая от него свои подлинные чувства. Незаметно для меня чувство неприятности перешло в неприязнь и скрытую вражду к нему. Время шло. И вот теперь я утратил чувство былого покоя, добродушия и психического равновесия; моя вражда перешла в болезнь (ненависть). Стыжусь своей болезни, но продолжаю носить ее, как подневольный раб носит своего господина. Страшусь ее, но ничего не могу сделать с собой. Кто поможет мне в болезни моей? Кто укажет пути борьбы с этим страшным недугом?
Но, однако, это последнее состояние - желание избавиться от болезни - уже благодетельное состояние. Самое опасное положение, так называемый кризис, миновал. Я уже думаю не столько о своей жертве (товарище), сколько о себе, о своей болезни, и ищу средств избавления от нее.
Зависть в своем крайнем выражении ведет, как это видим из Священного Писания, к трагической развязке1. И это потому, что болезнь эта не одинока. Сила ее в содействующей силе вдохновителя - диавола. Цели же последнего известны: гибель тех, кому он содействует, и тех, против кого восстает. Поэтому борьба с завистью может быть только при помощи Божией. Эта борьба нелегка, так как корень болезни, как было уже сказано, в самолюбии и гордости, то есть, самых смертных и страшных грехах человека.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 4 Патофизиология реактивности и резистентности организма.
Где найти духовную поддержку и указание путей дальнейшей борьбы с недугом? Кроме Священного Писания описание болезни и путей борьбы с ней можно найти в «Добротолюбии» (III, 290, 306), в проповеди святителя Василия Великого «О зависти» и у других святых отцов и учителей Церкви.
Святитель Василий Великий, например, говорит, что «как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой живет... или как о ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая рождающую утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, которая ею мучится»2.
Вот приблизительный путь самоанализа, которым нужно идти в борьбе с самим собой, с грехами, страстями своей человеческой природы еще будучи на школьной скамье. Поэтому-то воспитанники-студенты и призываются не только слушать, читать богословские книги и теоретические науки о пастырстве, но и учиться по мере сил практически применять эти науки в опыте своей школьной жизни. Как смогут они успешно проводить в жизнь принцип глубокой церковности и душепопечительности на приходе, если не сделать первых шагов по овладению им еще в школе.
1 Служебник.
1 Завистью денницы поколебались небеса, и сердце Адама преклонилось к непослушанию Богу. Завистью Каина пролилась первая кровь на земле. Завистью братьев Иосиф был продан в египетское рабство. Завистью книжников и фарисеев был схвачен, мучим, возведен на Крест страдания и смерти Господь наш Иисус Христос.
2 Еп. Никанор. Св. Василий Великий. СПб., 1894, с. 243.