Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Пастырское богословие » Храм - основное место учения, богослужения, душепопечения

Храм - основное место учения, богослужения, душепопечения

2021-03-09СтудИзба

2. Храм - основное место учения, богослужения, душепопечения.

а. Значение храма для верующего человека.

Пастырь свое учительство, по большей части, совершает в храме, поэтому дальнейшее раскрытие нашего материала бу­дет касаться пастырских отношений к храму Божию, как месту благодатного присутствия Божия и общения с паствой, где пастырь своим благоговейным отношением к храму дает пасомым прекрасный пример подражания.

Человек всегда радуется, когда устрояет обыкновенный дом для своего жилья. И немало есть причин для этой ра­дости. Дом для него есть место приюта и отдыха. Здесь он укрывается от зноя и стужи, здесь он находит пристанище от бурь и непогоды. И кому незнакома радость  находиться в родном теплом углу, когда за порогом жилья сильная стужа. Кто не знает чувства страха и оставленности, когда буря и холод настигают в пути. Кто не испытал тогда сильного стремления скорее достигнуть теплого жилья и укрыться там от ненастья.

Но кроме всего этого дом служит источником радости для человека и как родной, дорогой ему очаг. Здесь жилище его родной семьи, сюда несет он свое святое чувство любви, здесь его встречает и согревает та же святая любовь. Здесь он находит утешение в скорби, поддержку в несчастии, обод­рение в минуты неудач и тревог жизни.  Дом становится для него святынею, местом тихого счастья и блаженного доволь­ства. Естественно поэтому радоваться человеку, когда устрояет он жилище для себя и своей семьи.

Но рядом с этой любовью к родному месту в человеке жи­вет настойчивая потребность в жилище и пристанище иного, высшего порядка. Есть и бесприютность иная, есть и бури, и непогоды иные. Это бесприютность сердца и души, это несчастия и бедствия жизни, стужа и холод отношений. Не укрыться и не согреться человеку от всего этого ни в теплом  углу, ни у родного очага.

Один только есть дом для всех, где и восторги высокой радости получают полное удовлетворение, где и бесприютность сердца и скорби людские находят себе облегчение. Это - храм Божий. Здесь живет, как солнце животворное, благодать и милость Божия. Сюда человек идет с самыми высокими, свя­тыми и чистыми чувствами. Сюда несет он благоговение, мир,  всепрощение.

Храм Божий для бездомного - дом, для бесприютного -приют, для сиротствующих - тихое и надежное пристанище. Здесь Бог - Отец всех. И душа человеческая стремится к Не­ну, как ребенок к своей матери.

И если рядовая верующая душа имеет такую настойчивую потребность в доме Божием, то что сказать о пастыре, кото­рый сам является служителем Дома Божия и водителем словес­ных овец.

Рекомендуемые материалы

В самом начале пастырского служения у молодого священ-ника должна сразу же установиться органическая духовно-благодатная связь с храмом, к которому он получил назна­чение.

б. Значение храма для пастыря и основы связи с храмом.

Храм - центральное место для учительной деятельности пастыря. Богослужения и душепопечения. Здесь преимуществен­но он наставляет свою паству. Здесь он совершает Тайны Бо­жии, молится за своих овец и ведет их по пути спасения. Здесь проливаются в его душу дары благодати Божией, люб­ви и умиления, духовной радости и отеческой близости к миру дольнему, его окружающему, и миру горнему - идеалу всех стремлений. Здесь он берет в свою душу скорби и немощи членов своей паствы, страдая и распинаясь за них пред Жертвенником и Престолом Божиим.

Вот почему так дорог и неизъяснимо близок должен быть храм нашему пастырю. Неотделимы они друг от: друга и не­мыслимы один без другого. Где бы пастырь ни был и чем бы он ни занимался, всегда его мысль и сердце тянутся к хра­му, как месту полноты жизни с паствой и Богом. 

Вот он направился к церковной службе и, истово перекрестясь,   открывает двери храма. Здесь уже горят лампадочки, и каждая из них как бы указывает ему путь к алтарю и Престолу Божию. С икон  смотрят на него строгие и выразитель­ные лики святых угодников Божиих. И чудится пастырю, что они насквозь видят, как он приготовился к Богослужению, что у него в душе преобладает: мирское или духовное, сможет ли он сегодня достойно предстоять пред лицам Божиим у Его жертвенника и Престола.

Подходя к алтарю, пастырь благоговейно крестится, целу­ет икону на северной двери иконостаса и входит в алтарь. Здесь его сразу же охватывает острое чувство страха Божия и благоговения пред "Святое Святых».  Робко и смиренно он трижды преклоняет колена пред святым Престолом и целует его. Перекрестившись перед Горним местом и духовно сосредо­точившись, пастырь приступает к приготовлению Богослужения.

Так обычно начинается у идейного пастыря вхождение в святой храм. И чем чаще он бывает в храме и трепетнее слу­жит, тем сильнее и  органичнее его связь с ним. Почему так?

Во-первых, потому что храм - место особого присутствия Божия, а также и единения Церкви эемной и Небесной и, преж­де всего, в душе самого пастыря. Вот как говорит об этом один из верных пастырей Церкви Христовой.

"Я каждый день, совершая Богослужение, нахожусь в жи­вом общении с Богом, Богоматерью, Небесными силами, святы­ми... - затаеннейшие чувства, сокровеннейшие порывы, лазурные радости богообщения, святые минуты острого раская­ния, благоухание молитвы и тихая тоска по небу, - все это здесь в храме..."[1].

Во-вторых, . храм есть место духовно-благодатной связи целого ряда умерших поколений с поколением ныне живущих. Здесь молились наши отцы, деды и все более отдаленные пред­ки. Здесь они крестились, венчались и отпевались. Здесь каждая икона участвовала в жизни этих поколений, принимала их молитвенные воздыхания, слезы, и ниспосылались им через неё благодатные утешения.

...Вот пред  этой иконой Божией Матери так любили молить­ся моя умершая мать и бабушка, - слышится голос любимой внучки, склоняющей свои детские колени перед образом Пречистой, - и я молюсь пред Ней, выражая свои скорби и ра­дости, мечты и невысказанные надежды...

Много здесь других, по выражению народа, "намоленных" святых икон. Здесь и порог в притворе храма носит следы молитвенного усердия; стерт ногами богомольцев, взыскующих Христова утешения.

"А вот святые мощи "печальника" родной эемли в неугаси­мых огнях свечей и лампад, зажженных нежной любящей рукой. Неужели не встречает он, как и раньше, приходящих к Нему за тысячи миль из шумных столиц, из тихих деревень?'" Сокровища мои, сокровища? - утешая, радостно говорит им старец.»[2].

Душа пастыря  невольно располагается впитывать в себя молитвенный дух храма от всех предшествующих поколений и тем духовно связываться и общаться с ними через молитву о них теми записочками об умерших, которые так преизобидьно любит подавать наш народ, особенно в дни родительских по мановений.

Душа молодого пастыря располагается невольно узнать прошлое своего храма: время его постройки, участие в ней народа, отношение к храму прихожан в прошлом и настоящем, местные религиозно-церковные обычаи  и прочее.

В-третьих,  храм связывает пастыря с еще более отдален­ным прошлым. Любой храм в своем архитектурном стиле есть продукт зодчества той эпохи, которая создала его. Каждая из этих эпох, давая от себя нечто новое, вместе с тем увязывалась и с предыдущей эпохой,  заимствуя от неё все существенные признаки храма , и со стороны внешней его фор­мы, и со стороны внутреннего устройства. Чем дальше в глу­бину веков уходило строительство храма, тем ближе и ближе они подходили к типу базилик, катакомбных храмов первого века.

Смотря на любой храм, мы, таким образом, видим, что он -сооружение не только эпохи, но и всех предшествущих, вплоть до первохристианской , то есть видим в нем исторический памятник христианской церковной жизни и культуры, ведущий свое начало от Сионской горницы, от Тайной Вечери, от Са­мого Господа нашего Иисуса Христа.

Но храм, однако, не просто памятник, но, главное, он есть священное место постоянно действующего процесса спасения всех живущих во Христе.

В кругах верующего народа нередко понятие о храме сме­шивается с понятием о Церкви и даже заменяется одно другим. А между тем, это, конечно, не одно и то же. Храм есть свя­щенное здание, где благодатно присутствует Бог.

Понятие Церкви настолько всеобъемлющее, что, по мысли П. Флоренского,  Церковь не подлежит даже определению[3].

В понятие Церкви входит Церковь земная и Небесная во главе со Христом. Церковь земная воинствует о спасении своих членов и называется поэтому "воинствующей", церковь Небес­ная вошла в "субботний покой" в торжество и ликующую ра­дость непосредственного Богообщения, а поэтому и называ­ется "торжествующей".

Единение в храме Церкви Небесной и земной настолько реально-осязательно, что вызывает у духовно чутких людей ощущение храма как Неба.

Глубоко понять и трепетно пережить преизобилие благодат­ной силы пастырь  может только в духовной атмосфере своего храма и своего пастырского в нем служения. Поэтому храм с паствой, которой молодой пастырь был обручен при хиротонии, должен быть особенно дорог ему. Здесь он, кроме того, должен воспитываться как пастырь. Здесь предстоит ему учить­ся всему тому, что требуется от него как учителя, как тайно-совершитедя и духовного руководителя своей паствы.

в. благоговение и любовь к храму.

(Храм внешний и внутренний).

При постановке вопроса церковного руководства священник не входит в состав административных лиц, управляющих при­ходской жизнью. Вся ответственность за состояние церковной жизни: ремонты, покупки, бытовые вопросы, - ложится на церковный совет (Двадцатку), во главе которой стоит ста­роста. Обязанность священника слагается из чисто нравст­венного долга - совершать по чину и благоговейно все Бого­служения, ревностно заботиться о нравственном состоянии вверенных ему душ, быть горячим молитвенником и дерзновен­ным ходатаем за всех людей пред Богом. Постановка руковод­ства в такой плоскости исключает для священника заботы о хозяйственных нуждах храма, перенося центр тяжести на чис­то духовную сторону. С точки зрения апостольской практики такое положение соответствует правде. "Не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах..." Для чисто хозяйст­венных дел святые Апостолы выбрали особых людей (семь архи­диаконов) и поручили им вести все хозяйственно-бытовые меро­приятия. «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова»  (Деян. 6,2-4).

Однако, надо сказать, что такое внешнее ограничение духовного руководителя может понизить авторитет перед прихо­дом, делая его в  глазах прихожан в какой-то мере подчи­ненным, неполновластным священнослужителем, исполнителем воли, может быть, низших себя по благодати. Чтобы сохра­нить свой авторитет и не допустить указанного положения, духовный руководитель должен поставить дело так, чтобы его уважали. Чтобы церковный совет и клир с ним считались как с священником, чтобы они во всех важных вопросах цер­ковной жизни советовались с ним, как со своим духовным отцом. Это очень важно для благополучия и согласия церковно-приходской жизни. Такой оборот дела придает этому положению совершенно иное, более благоприятное направление.

Спрашивается, как же священник может заставить уважать себя? Ответ один. Он должен проводить жизнь достойно сво­его высокого звания, подавать примеры только положительные, примеры честности, трудолюбия, истинной любви, т.е. примеры, вызывающие уважение, одобрение и даже восхище у всех людей, даже не церковных.  А самое главное  и сущест­венное - он должен быть пламенным молитвенником.  Эта сторо­на особенно вызывает у людей уважение и даже более - благо­говение в священнику, поднимая его на недосягаемую высоту служителя страшного Престола Божия, с которым не считать­ся нельзя, тем более его унижать или оскорблять. Чувство любви и благоговение к храму каждый пастырь должен воспи­тывать в себе с первых шагов своей пастырской деятельности, даже больше - с студенческих лет.

Речь идет о таком благоговении к храму, когда священник всем своим существом трепетно ощущает храм как дом Божий, как место реального обитания в нем и славы Божией  и себя самого как избранного служителя Божия.

Речь идет о той любви к храму, когда молодой пастырь всем сердцем прилепляется к нему, живет с ним одной благо­датной жизнью, заботится о благочинии Богослужения и чув­ствует себя сиротливо вне храма.  Попечение о храме настолько захватывает его, что он вовлекает в него и свою, разделяя с ней любовь и уважение к храму.                           

Надо сказать, что любовь к храму не создается по зака­зу или по прочтении учебника, лекции. Она возникает в благо­говейной и молитвенной душе пастыря вследствие самовоспи­тания и постоянного возгревания пастырского духа. Прекрас­ное чувство любви и благоговения к храму очень сильно было у пророка Давида и подробно и вдохновенно раскрыто им в 83-м псалме.

"Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни. Ибо день во дворах Твоих лучше тысячи.  Желаю лучше быть у порога в доме Твоем, нежели жить в шатрах нечестия" (Пс, 83, 2-11).

Боговдохновенному взору пророка везде и во всем видят­ся жилища Бога, больше же всего душа его жаждет и ощущает Бога у алтарей "дворов" Его, то есть в храме Божием.

Спрашивается, кому же, как ни пастырю,  следовало бы воэгревать в себе чувство .живой духовной связи со своим храмом, с постоянным желанием быть и служить в нем?!

Конкретно, что может помочь воэгреванию в душе пасты­ря живого чувства любви и благоговения к храму как дому Божию?

Во-первых, благодать Божия, даруемая пастырю в хиро­тонии. Возгревая живым подвигом и пламенной ревностью эту благодать, пастырь никогда не будет жертвой холодности и бездушного оледенения к своим обязанностям и храму.

Во-вторых, могут помочь пастырю и вдохновляющие живые примеры ревностного отношения к храму со стороны верующего народа. Нашему народу всегда было свойственно благоговей­ное отношение к храму. Проходя мимо храма, простые люди истово  крестились, благоговейно целовали наружные  иконы, остепенялись в своих чувствах и духовно обновлялись. В дни Богослужений они любят придти пораньше в храм, чтобы не пропустить начало службы. Свое почитание храма как дома Божия они выражают истовым крестным знамением при входе в храм и в самом храме целованием икон и заботой о покупке просфор и свечей, чтобы активно включиться в духовно-благодатную жизнь храма.

Восприятие храма, как места особого присутствия Божия, обостряет у простых людей религиозное ощущение Богослуже­ния и располагает не столько умом, сколько сердцем и духом воспринимать весь чин Богослужения, которое не может не трогать верующую душу, стремящуюся к живому Богу.

Начинающему пастырю, как видим, есть чему поучиться у своих прихожан: и непосредственности, и силе религиозного духа, и идеальной простоте сердца, и искреннему благогове­нию к святыне храма.

В-третьих, значительно в большей степени может помочь пастырю а деле возгревания живого духа чтение жития свя­тых и святоотеческой литературы, откуда он узнает, как от­носились к храму святые отцы и подвижники. Многие из них проводили в храме значительнейшую часть своей жизни, и время, проведенное вне храма они считали потерянным.

Представим нашему духовному взору маленькую церковь преподобного Сергия, срубленную в дремучем Радонежском лесу и посвященную святой Живоначальной Троице. Здесь ког­да-то "трещали и чадили лучины, а молитвы святых восходи­ли до небес"[4].

Интересно отметить, что святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси преподобного Сергия называет "Великим пастырем". Обращаясь с наставлением к новопоставленному епископу Волоколамскому Питириму в Богоявленском Патриаршем соборе 23 мая 1963 года,  Святейший сказал ему:

"Нам ведомо, что ты, скажу словами святого апостола Павла, "из млада Священное Писание умееши, могущая умудрити тя во спасение верою, яже о Христе Иисусе"(2 Тим. 3,15), А также, что немалое время прошло у тебя в церковном служении в качестве служителе высшей богословской  науки и воспитателя духовного юношества, будущих пастырей,  притом в священной уделе земном великого пастыря преподобного отца  нашего Сергия, под кровом его святой обители. И, таким об­разом,  непостижимыми судьбами Провидения Божия (Рим. 11,33), предопределяюшими пути человека,  ты духовно был подготов­лен к тому высокому пути, который ныне предлежит тебе»[5].

Не лишне вспомнить, как тесно связана была с храмом Пресвятая Дева Мария, и какое исключительное значение имел храм в воспитании Её в младенческие и отроческие годы.

В Иерусалимском храме как доме Божием раскрылась Божест-венная душа Отрока Иисуса,  и Он ощутимее, чем когда-либо позвал  Своего Небесного Отца и Самого Себя (Лк. 2,49),

Спаситель питал особую любовь к храму Божию в течение всей Своей земной жизни* "...Дом Отца Моего не делайте до­мом торговли" (Ин. 2,16), - говорил Он фарисеям, и когда книжники и фарисеи просили указать основание для Его поступ­ка,  Он, отвечая им, сопоставил храм Божий с "храмом Своего Тела" (Ин. 2,21), сказав: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин. 2,19).

Сопоставление Христом двух храмов имело целью указать пребывание в них зиждительной силы Божией. Божественное учение Спасителя о Себе как "хлебе жизни" (Ин. 6,55) возвещено было Им в синагоге Капернаумской: «Плоть Моя истинно есть пища, Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в последний день» (Ин. б, 55-56).

Эти замечательные слова были сказаны при наступлении Нового Завета, несущего в себе непосредственное общение с Господом через Евхаристическую Жертву, приносимую в храме.

Как глубоко, трепетно и живо должен воспринимать в свою душу храм Божий наш молодой пастырь, чтобы с первых же шагов деятельности установить к нему благоговейное, религиозно-духовное отношение.

Таким образом, если храм - дом Божий по преимуществу, в нем все прекрасно, все свято: и Престол, и Жертвенник, и Евангелие, и Крест, и иконы и прочее, то, следовательно, и отношение во всему в нем должно быть духовное, живое, благоговейное, святое. Такое высокое отношение всегда тес­но связано с чувством другого храма, того, что пастырь но­сит, по слову Апостола, в самом себе. И этот внутренний храм души должен быть также  прекрасен, свят, чист и благо­лепен.

"Разве вы не знаете, что вы - храм Божий и Дух Божий живет в вас?" (I Кор. 5,1б; 2 Кор. 6,16). От этого внут­реннего храма и тянутся нити благоговейного отношения к храму внешнему. И горе пастырю, если  он  «разоряет»  (Кор. 3,17) свой внутренний храм, если живет не по духу Божию, ибо тогда все в нем самом и вокруг него духовно гаснет, меркнет, леденеет.  На все в храме Божием он будет смот­реть холодными, безучастными глазами. Все здесь утратит для него свой духовный животворящий смысл и предстанет ему в обыденной незначительности: Святое Евангелие будет казаться всего лишь историческим памятником земной жизни Иисуса Христа, святой Потир - простым сосудом, Лжица -ложкой, Копие - ножом, икона - портретным живописным изображением и прочее, а само Богослужение в храме - механичеекой  службой, вечно повторяющей         один и тот  же бого­служебный чин.

Чтобы предостеречь себя от опасности подобного духов­ного омертвения, пастырь должен с первых шагов пастырского служения создавать навык "возгревания в себе  дара Божия" (I Тим. 1,6) в отношении храма внутреннего и храма внешнего. Такой навык тем легче будет создаваться и укреплять­ся, чем больше и сосредоточеннее всякий раз пастырь будет молитвенно готовиться к очередному Богослужению, к выпол­нению всех своих пастырских обязанностей, чем глубже будет он проникаться ответственностью пастырского служения, со­знанием чрезвычайной важности своего дела.

Если говорить вполне конкретно о должной красоте внут­реннего храма пастырской души, то кратко скажем, что под­линная красота пастырской души определяется наличием в ней следующих добродетелей: крепкой веры в Бога, любви к Богу и людям, терпение во всем, кротость, смирение, скром­ность и благоговение к святыне.

Нужно подчеркнуть исключительную важность этих двух последних добродетелей. Красота всякой души и, тем более, пастыря облагораживается именно пленяющим качеством скром-ности. Если взглянем на чарующую, божественную личность Богочеловека, то Она поразит нас Своей исключительной скромностью. Смотрите, как Он теряет Себя в толпе после совершенного  Им потрясающего чуда. Как Он просто одевается и держит себя, как Он любит называть Себя  "Сыном че­ловеческим" .         Искренняя неподдельная скромность наиболее сильно при­ковывает к пастыре беззаветной преданностью сердца пасомых и побуждает их лучше всякого слова исправлять свою гре­ховную жизнь. От пастырской скромности, как от неувядающе­го цветка исходит дивное благоухающее настроение для бла­гоговейного отношения к святыне.

Верующему народу ничто так не дорого,  не мило, как если они видят, что их батюшка с искренней любовью и благогове­нием обращается в церковной святыне. Их крайне умиляет, если они видят,  как священник благоговейно,  не торопясь их благословляет, как он любит класть глубокие поясные по­клоны и, тем более, земные,  как он тихо и с живой верой прикладывается к иконам, - все это очаровывает верующих глубоко и неотразимо и действует на них вероутверждающе.

Поистине, скромность и благоговение - наиценнейшие качества пастыря, облагораживающие и украшающие его душу - внутренний храм.

г.  Наставления Святейшего Патриарха Алексия о храме

Наставления Святейшего Патриарха Алексия благочинным города Москвы о храме (22.УП-1953 г.). (Освещение, пение, украшение).

Нашу главу о храме мы заканчиваем пожеланием Святей­шего Патриарха Алексия о церковном Богослужении и благо­лепии храмов, высказанном настоятелям храмов г.  Москвы.

- Я хочу преподать необходимые для всех о. настоятелей и для всех храмов нижеследующие указания: :принимая во внимание, что Москва, Московские церкви,  Московское духовенство, Богослужения в Московских храмах должны яв­ляться примерными во всех отношениях, так как здесь в центре, для этого имеются все возможности и так как приезжающие в Москву из провинции церковные люди, начиная от епископов, желают и надеются найти здесь образец для подражания, и внешний, и внутренний вид храмов, как праздничный, так и рядовой должен бить образцовым.

Внутренний вид храмов

Обратим внимание на то,  что в храме Божием все отлично от того, что мы видим  постоянно вокруг себя, в наших жи­лищах: иконы не такие, какие мы имеем в домах, стены расписаны священными изображениями, все блестит, все как-то поднимает дух и отвлекает от обыденных житейских дум и впечатлений. И когда мы видим в храме что-либо несоответ­ствующее его величию и значению, то это оскорбляет наш взор. Святыми отцами, установившими не только богослужебный чин в храме, но и их внешний вид и внутреннее устройст­во; все было продумано, все предусмотрено и устроено для создания особого настроения у молящихся, дабы ничто в храме не оскорбляло ни слуха, ни взора и дабы ничто не отвлекало от устремления к Небу, к Богу, к миру горнему, отображением которого должен являться храм Божий.

Если в лечебнице телесных недугов все предусмотрено к тому, чтобы создать для больного условия, потребные ему по состоянию его здоровья, то как же все должно быть пред­усмотрено в лечебнице духовной - в храме Божием.

Освещение храмов

Пора нам изгнать из нашего храмового обихода излишнее увлечение электрическими лампочками. Где только их не поме­щают: ими окружают иконы в иконостасе,  их сажают в лампады на семисвещнике в алтаре, причем часто получается весьма неблагообразно, так как лампады по величине не соответ­ствуют огромным электрическим лампочкам, которые для боль­шего света помещают в семисвещник. Целыми прожекторами освещают чтимую икону в храме... Получается не освещение храма, а какая-то беспорядочная иллюминация.   Все это мы видим и в витринах магазинов, и  на рекламах кинотеатров, и на вокзалах, и на улицах и менее всего желаем это иметь в храмах.

Когда стало распространяться электрическое освещение, то оно было допущено в храмах лишь как освещение в паникадилах, но ни в коем случае не как замены исконно  освященным церковным преданием жертвенного освещения лампадами и    ' освященными свечами церковными.

Мерцание возженных лампад, тихий свет восковых свечей, - вот что хочет видеть богомолец, вступающий в храм для сосредоточенной молитвы. Яркий и искусственный свет электричества не только не создает, но рассеивает молитвенное настроение.

Итак, оставим гореть этим искусственным светом паника­дила в храме для общего освещения и уничтожим его или, во всяком случае, сократим его до возможной степени в других местах, особенно в алтаре; и во всяком случае, не будем окаймлять разноцветными огнями ни иконостаса, ни отдельных икон. Пусть темнее  в храме, зато в сердцах моля­щихся будет царить тишина, и от нее ярче будет гореть внутренний свет.

Пение в храмах

Об этом много говорилось и говорится, но пока резуль­татов не видно. Большая часть молящихся в церкви не является знатоком пения. Но опросите у этого большинства, чего оно ожидает от церковного пения и какого пения оно желало бы? и большинство вам ответит? дайте нам такое пение, кото­рое трогало бы сердце, которое вызывало бы у нас слезы умиления,  которое бы поднимало наш дух и помогало бы мо­литься. Народ прекрасно понимает истинный дух и надлежащий тон церковного пения и лучше всякого знатока отличает пение церковное от пения театрального. Зачем ему навязывать то, чего не принимает его молящийся дух? Зачем навязывать ему, в лучшем случае "наслаждение", притом мирское, "душевное", когда он ищет "умиления11 духовного[6].

Если в просьбах наших к людям, от которых мы ожидаем получить то или иное, мы выдерживаем нужный часто почти-    тельный и, во всяком случае, серьезный тон, то почему в прошениях наших ко Господу мы дерзаем брать тон дерзно­венных и легкомысленных театральных излияний? Исполнение церковных песнопений в крикливом тоне светских романсов или страстных оперных арий не дает возможности молящимся не только сосредоточиться, но даже уловить содержание и смысл песнопения.

Такое пение дает лишь впечатление слуху, но в душе не оставляет никакого следа. Зачем нам гоняться за безвкусным, с точки зрения церковной, подражанием светскому пению, когда у нас есть изумительные образцы пения строго церков­ного, освященного веками и традициями церковными.

Необходимо отцам  настоятелям со вниманием следить за тем, чтобы пение в их храмах было церковным не по назва­нию только,  а на самом деле, чтобы в угоду малоцерковным или совсем не церковным регентам не исполнялись песнопения, чуждые церковному слуху.

Пение Символа веры и молитвы Господней пусть будет всегда всенародным.

Замечается на торжественных богослужениях, что в то время, как правый хор по большей части, видимо, подгото­вился к праздничному богослужению, левый хор кое-как справляется с пением ектений и остающихся на его долю песнопений. Это производит жалкое впечатление и, конечно, нарушает торжественность службы. Необходимо в таких слу­чаях так разделять хор, чтобы и правый и левый были более или менее однородны. Если это потребует так называемого «лишнего» расхода, то ради благолепия следует это произвести.

Украшение в храмах

Приходится оказать несколько слов ещё об одном обычае, не так давно вкравшимся в обиход московских храмов. Имен­но об обычае постоянно украшать цветами, и притом, чаще вето безвкусными, искусственными цветами, а также всякими полотенцами святые иконы, причем, и в алтаре,  в торжественных случаях ставятся целые корзины цветов. Этого обычая не следует одобрять и поощрять,  искусственные цветы уже по тому одному, что они искусственные,  не должны быть допуска­емы в храмах.

Приснопамятный митрополит Филарет об искусственных фальшивых камнях и цветах и т.п. украшениях говорил, что они предосудительны в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому, что заключают в себе ложь. Так и в данном случае желательно совсем вывести из церковного употребления искусственные цветы, которые не украшают, а по большей части, уродуют те предметы, которые думают ими украсить.

Но и живые цветы, хотя они и допустимы в храме, однако, не в таком виде, в каком, по большей части, теперь мы их видим в церквах. Эти безобразные корзины с землей, обвитые нелепыми лентами из древесины, еле уместные и в комнатах, совсем не уместны в храмах, особенно в алтаре. Живыми цве­тами, но отнюдь не в корзинах, можно украшать святые иконы, но в алтарь их вносить не следует.

Я желал бы, чтобы вы приняли эти мысли мои к сердцу и постарались провести их в жизнь. Полагаю, что вам это не трудно будет исполнить и что вы сами убедитесь в их целе­сообразности.

Пользуясь настоящим случаем, чтобы, с одной стороны, поблагодарить тех из вас пастырей московской паствы, кото­рые с должным благоговением и страхом Божиим совершают свое служение Церкви Христовой и верующему народу, жажду­щему видеть в пастырях пример благочестия и доброго на­ставничества и, с другой стороны, призвать мало усердных и нерадивых к тому, чтобы осмотреться и устрашиться своего нерадения, постоянно приводя себе на память грозные слова пророка о творящих дело Господне с небрежением...

Господь благодатию Своею да благословит и помилует всех нас![7].



[1]  П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 4.

Вам также может быть полезна лекция "28 Повреждения органа зрения".

[2]  Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни. СПб., 1913, с. 190.

[3]  П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 5-7.

[4]  Митроп. Филарет Московский. См.: Свят. Патриарх Алексий. Слова и речи. М., 1954, с. 128.

[5]  Там же, т. 4, с. 84.

[6]  Срав: Митр. Антоний. Лекции по Пастырскому богословию. М., 1909, с. 103.

[7]  Св. Патриарх Алексий. Слова и речи. М., 1954, с. 59.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5168
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее