Популярные услуги

Ереси

2021-03-09СтудИзба

Ереси.

Богомильская ересь.

Замечание. Богомилы тесно связано с павликианами и евхитами. В своих системах они возобновили древние гностико-манихейские воззрения. Кроме окрестностей Филиппополя и в других концах балканского полуострова дуалисты имели свои организации. Так было в западной Македонии, в городах Колонии и Кавоссе, в городе Филиппах, даже в Ахайи. Но тем не менее манихейство упрочилось в Болгарии и переработалось именно там в новую систему. Возникновение дуализма богомилов находится в тесной связи как с историей взаимных отношений Рима и Византии, так с и существованием самостоятельной болгарской Церкви. Также на судьбу христианства в Болгарии влиял склад первобытных религиозных верований древних славян-язычников.

История: После равноапостольных Кирилла и Мефодия в некоторых местах Болгарии язычество оставалось неискоренимым, продолжая существовать до царя Петра Симеоновича.

С самых древних времен славяне были предрасположены к дуалистическому представлению о верховных силах. Дуализм был сроден славянской натуре. Это подтверждает славянская мифология, которая не объединяла понятие о божестве, а напротив раздробляла его. Славяне привыкли выражать свое счастье белым цветом, или светом, а несчастье черным или темнотой. А так как «доброе начало всегда производит для человека только добрые последствия, а злое - всегда только только пагубные» боги разделились на «белых богов», которые уже никогда не делали зла, и «черных», которые никогда не делали добра. Между собой они всегда враждуют; добрые и злые духи соблюдают и защищают свои интересы. Славянские Белобог и Чернобог были обоготворением противоположных начал, влиятельных в судьбе человека. Первое как символ развития, второе - увядания.

Через некоторое время, славянин перенес власть злой силы на все мрачное, разрушающее, а с Белобогом он слил понятие о Световиде, на основании тождества представлений о белом и светлом. При чем каждому богу полагался отдельный культ служения. Древняя дуалистическая система принадлежала всем славянским племенам, например, Черногория. Даже в России сохранились подобные топонимы, например, в Нижегородской области, в Кавернинском районе есть село с названием Белбаж. Если учесть трансформации (палатализации) свойственные славянскому языку - корни видны. Другое доказательство - место из Густинской Летописи, где славянским волхвам приписывается убеждение: «два суть бози: един небесный, другой во аде».

Кроме этого, политические события и колебания Болгарии между Восточной и Римской Церковью сделали болгар добычей манихеев, имевших своих проповедников и влиятельных представителей во всех пределах империи. Еретики отличались радушием, общительностью, красноречием.

Богомил (Φεοφιλος, или Иеремей[1], вождь первых еретиков Болгарии. В конце Χ века (царствование Самуила) реформировал манихейство и создал особый вид этой ереси на главных манихейско-павликианских основаниях. После себя оставив учеников. «Синодик царя Бориса», передавая их всех анафеме, перечисляет имена: Михаил, Феодор, Добря, Стефан, Василий и Петр.

Каждый из них выдавал себя за Иисуса, окружая себя апостолами, а иногда и простыми учениками. Один из них, Василий, обладавший искусством проповеди и тайной влияния. Он был уже в годах, когда вышел на проповедь. Носил иноческую рясу, но оставался врачом в течении всей 50-ти летней проповеди. Он назывался то апостолом Петром, то Спасителем.

Император Алексей Комнин будучи в Филиппополе, принял меры против павликиан. Позднее он узнал, что последователи и ученики Василия, скрываются в самом Константинополе. Император велел захватить престарелого проповедника. Он пригласил его к себе и высказал желание сделаться членом этого общества просил рассказать об учении. Василий открыл все, относящееся к секте. В это время в комнате отделенной завесой сидели скорописцы и записывали его слова, а также там были высшие духовные чиновники. После завершения рассказа завеса поднялась и начался суд. Василий от слов не отказывался. Его заключили в тюрьму. Вместе с ним схватили многих других богомилов, в том числе и 12 апостолов.

Чтобы узнать, кто из захваченных действительно принадлежит к богомильской ереси, император объявил, чтобы все готовились к смертной казни, он приказал поставить на площади два костра, при одном из них крест. Те, кто, идя на казнь, крестились на крест, признаны были невиновными и были отпущены. Ученики Василия были пожизненно заключены в тюрьмах, Алексий Комнин навещал их. Василий был осужден на сожжение в 1119 г.

Рекомендуемые материалы

Судьба Василия не потрясла богомильства. Центром ереси продолжал быть Филиппополь. Отсюда богомильство распространилось за Балканы, успев проникнуть в Россию, но главным образом оно тяготело к Западу. Теснимое и гонимое властями, богомильство не покидало своей отчизны, где следы его, как отдельной организации, с особым богословием Константина Хризомата, простирается до ХII века. Еще в XIII столетии патриарх Герман (1221-1239 гг.) обличал богомилов в своих проповедях.

История вероучения: С древнейших времен, системой магов, был выработан суровый принцип исконного и вечного бытия двух равносильных, равноправных и между собой враждебных богов, чему следовал и Манес. Уже Зороастр решился смягчить фатальную основу магов. Он полагал, что искони существовало только одно божество; оно произвело из себя, как называли болгары, Христа и Сатанаила, доброе и злое начало. Сатанаил создал первого человека и весь видимый мир (как у манихеев и павликиан). Христос открывает человеку путь ко спасению. В Болгарин оба толка, существовавшие издавна, получили самостоятельное значение. Это были две церкви, отдельные среди прочих церквей, исповедовавших катаризм.

Самоназвание богомилов – «катары». Это имя с первых веков христианства, прилагалось ко всем вымышленным учениям, имевшим некоторое воздержание. Признание Нового Завета, переведенного с греческого на славянский, отвержение Ветхого как изобретения диавольского, общедоступная проповедь на отечественном языке, отрицание Крещения и Причащения, мысль, что Христос имел только видимое тело, непринятие икон и креста, соблюдение некоторых практических обрядов, - все это связывало богомильство с манихейством и восточным павликианстовм. Собственно Богомилами был выработан обряд возложения рук для сообщения Святого Духа.

Вероучение: Каковы первоначальные верования болгарских дуалистов неизвестно. Исторические источники застают их за видоизменением первоначальной системы.

Злое и доброе начало богомилы считали рожденными от высшего, особого верховного Существа[2]. Сатанаил был старшим его сыном, а Иисус младшим.

Все вместе они составляют Троицу, над которой витает вторая, из Бога, Слова и Духа святого. Троица соль же духовна, как и само Существо, которое пребывает бестелесным, но человекоподобным (ανθρωπ-μορφος).

Сатанаил властвует над видимым миром. Полный гордости, он возмутил ангелов против Бога, их отца, и он принужден был низвергнуть их с неба. Сатана, довольный успехом своих замыслов, основывает из новых подданных новое царство - мир телесный.

Из материи, при помощи земли и воды, составляет он Адама. Первый человек уперся ногой в землю и из ноги истекла влажность, принявшая форму змия, затем потек духовный эфир, но нечистого свойства: Сатана думал обратить его на человека, но он попал в змия. Сатана обратился тогда с молитвой к верховному Богу и просил его дать ему одну из запасных душ. Потом понадобилась другая - для жены Евы. Прежде чем допустить Адама до Евы, Сатана сам совокупился с ней. Сын Каин и дочь Каломена были плодом этого; в них семя великого нечестия.

От Адама Ева родила Авеля. Если тело людей губительно, то в душах наследственно продолжает присутствовать часть небесного эфира, как ни старается Сатана внести падение в род человеческий. Верховное Существо сжалилось. Господь послал другого своего сына Христа; имя ему Слово или архангел Михаил. Он вселился в одного из ангела - Марию, и пройдя через ее ухо, остался чистым и святым, с тем же небесным, призрачным телом, чуждым земных ощущений, какое было у него всегда. Он погиб ради спасения людей, долго гонимый и наконец убитый своим могучим братом. Снизойдя во ад, Иисус приковал Сатану, но не избавил от его происков род человеческий, которому чтобы достигнуть спасения необходимо бороться с плотью. Совершив свою спасительную миссию, Иисус вернется к пославшему его, с которым он и святой Дух сольются во едино. Тогда зло исчезнет. Никакого иного Бога не станет, кроме бестелесного, но человекоподобного верховного Существа.

Таинства: они отвергали.

Крещение было духовное. Клали на голову вступающего апокрифическое евангелие Иоанна, читали «Отче наш» и призывали святой Дух.

Евхаристия - необходима, но выше - духовное общение со Христом.

Почитание святынь отвергали. Вели строгую аскетическую жизнь. Не ели мяса. Не женились.

Источники вероучения богомилов: Священное Писание Нового Завета, кроме канонического евангелия Иоанна, вместо него у него было апокрифическое. Из Ветхого Завета только: псалмы и пророки. Также принимали и ветхозаветные апокрифы.

Источники по богомилам: Труды богомильских богословов до нас не дошли, так как книги Хризомата были сожжены по определению константинопольского собора 1140 г., но «Слово» пресвитера Космы, их современника, своим складом, манерой обличения может заменить отсутствие других документов, особенно с нравственно-практической стороны учения. Этот памятник, дошедший до нас в русской редакции был издан в «Православном Собеседнике» за 1864 г. Он делится на 2 части: 1) Слово святаго Козмы пресвитера на еретики препрение и поучение от божественных книг и 2) О церковном чину слово.

Исихазм и ересь Варлаама и Акиндина.

Замечания. В первой половине ХIV в. в Византии появилось исихастское религиозно-мистическое движение.

Спор вокруг исихазма возник, когда государство было в сложной ситуации. С одной стороны, нападения внешних врагов, турок и позднее сербов, а с другой стороны, внутренние смуты. Лишь немного времени прошло со времени прекращения арсенитского раскола. Главным центром исихазма были афонские монастыри.

Исихастами (ησυχασται) или молчальниками, безмолвниками, назывались люди, желавшие достигнуть нераздельное и полное единение с Богом и для этого, совершенно удалившиеся от мира. Выбравшие исихию (ησυχια), или безмолвие, молчание.

Виновником споров был прибывший в 40-х годах XIV в. из Калабрии (Южная Италия) греческий монах Варлаам, исказивший и осмеявший исихастские воззрения, переданные ему одним необразованным византийским монахом в ненадлежащем освещении. Исихастов Варлаам называл мессалианами, исихастами, квиетистами и омфалопсихами.

Суть исихии: направив все свое стремление к познанию Бога, его созерцанию и единению с ним и сосредоточивая для этого все свои силы, исихасты должны были удалиться «от всей целокупности мира и всего, что напоминает о мире» и уединиться от него «посредством сосредоточения и собирания ума в самом себе». «Для достижения такого сосредоточения исихаст должен отвлечься от всякого представления, от всякого понятия и помысла, освободить ум свой от всякого познания, дабы он мог свободно, посредством безусловно независимого полета, легко погрузиться в истинно-мистическую тьму неведения... Самая высшая, проникновенная и совершенная молитва совершенных исихастов является непосредственным общением с Богом, во время которого между Богом и молящимся не существуют какие-либо мысли, воззрения, образы настоящего или обдумывания прошедшего. Это есть высочайшее созерцание, - созерцание одного только Бога, совершенное восхищение ума и отрешение от всего чувственного, чистая молитва, в которой нет никакой посторонней мысли или беспокойного на чем-нибудь сосредоточения. Дальше такой молитвы не мыслится ничего более совершенного или высшего; это есть состояние мистического единения с Богом, обожествление (η φεωσις). В этом состоянии ум всецело выходит за пределы окружающего чувственного мира, отлагается от всякой мысли, приобретает совершенную нечувствительность к тому, что в мире, и к внешним впечатлениям, становится глухим и немым. Он не только совершенно отрешается от внешних впечатлений, но и выходит за пределы своей индивидуальности, теряет сознание о себе, как всецело погрузившийся в созерцание Бога. Поэтому достигший экстаза не живет личной и индивидуальной жизнью; жизнь его духовная и телесная останавливается, ум пребывает неподвижным и прикован к объекту созерцания... Таким образом, основанием и центром исихии служит любовь к Богу от всей души, сердца и помышления и стремление к божественному созерцанию посредством отречения от всего, что в самой малой и отдаленной степени напоминает о мире и что в нем».

Это была «смерть для мира». Желанная цель исихастов достигалась посредством совершенного уединения и молчания, посредством охранения сердца и трезвления ума, посредством непрерывного покаяния, непрестанных слез, памятования о Боге и смерти и постоянного повторения молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, Сыне Божий, помоги мне». Следствием такого молитвенного расположения является смирение.

История. Выдающимся представителем исихастов и наилучшим теоретиком-систематизатором был солунский архиепископ, Григорий Палама, получивший широкое, разностороннее образование в Константинополе под покровительством Андроника II. Противник Варлаама и глава называемой по его имени партии паламитов. С юных лет Григорий тяготел к исследованию вопросов монашеской жизни. В 20 лет он поселился роду на Афоне, где и был пострижен в монашество. Жил он на Афоне, в Фессалониках и в некоторых уединенных местах Македонии. В это время Григорий пишет труды, посвященные исихазму и «созерцанию» (φεωρια). Одновременно с Паламой раскрывали и объясняли в своих сочинениях учение об исихии многие другие исихасты, особенно византийский мистик Николай Кавасила.

В это время Варлаам вошел в доверие византийского общества и был назначен игуменом константинопольского монастыря. Но, потерпев поражение на диспуте от Никифора Григоры, Варлаам бежал в Фессалоники, откуда, попал на Афон. Там он познакомился с учением исихии и выступил с обвинением, что афонские монахи разрушают догматы церкви, если утверждают, что телесными очами видят божественный свет высшей степени совершенства. Признавая этим божественную благодать сотворенной и существо Божие постижимым, что является уже двубожием.

Возникший по этому вопросу спор между Паламой и Варлаамом, не привел к окончательному результату. Дело было перенесено в Константинополь, где решено было созвать собор. Собор должен был заняться вопросом о природе Фаворского света, который видели ученики Спасителя во время Преображения. Был ли это свет созданный или несозданный? По учению Паламы, свет или сияние, которого удостаиваются совершенные, исихасты, есть именно свет, тождественный с Фаворским светом. Божественное сияние не сотворено, не сотворен и Фаворский свет.

На соборе, созванном в храме Св. Софии в 1341 г., учение Паламы одержало победу над Варлаамом, который вынужден был публично принести раскаяние в своем заблуждении. Но Палама приговором собора остался недоволен. Позднее Варлаам уехал в Калабрию и принял латинство.

Церковная смута продолжалась. У Варлаама были ученики (например, Георгий Акиндин, Никифор Григора), которые продолжали нападать на Паламу. Спорные вопросы обсуждались на ряде других соборов.

В 1341 г. император Андроник умирает. Вместо него империей управляют Анна - мать императора и опекун Иоанн Кантакузен.

"Лекция 4" - тут тоже много полезного для Вас.

В 1345 г. сторонники Варлаама осуждают Паламу, на некоторое время заключают в темницу за непримиримость религиозных воззрений. После воцарения, Иоанн Кантакузен в 1347 году созывает собор и низлагает патриархов, сторонников Варлаама.

В 1351 г. на соборе, упорного противника своим взглядам Палама находит в Никифоре Григоре, который раньше выступал против Варлаама, а затем перешел на сторону партии сближения с Римом

В конце концов, учение Паламы восторжествовало, и его учение было признано на соборе истинным учением православной церкви. Соборное определение, излагающее «богохульства Варлаама, отсекает его от общения с христианами, как за другие вины, так и за то, что он свет Преображения Господа, явившийся взошедшим с ними (на гору) блаженным ученикам и апостолам, стал называть созданным и описуемым и ничем не отличающимся от воспринимаемого чувством света». Мертвое тело Никифора Григоры таскали по улицам города и надсмехались над ним.

Однако борьба подорвала силы Паламы, который после тяжелой болезни скончался в 1360 г.



[1] Относительно имени единого мнения нет. Одни считают имя «Богомил» собственным (поп Богоумилъ), другие считают настоящим именем, греческий эквивалент «Феофил», а «Богомил» - переводом на славянский язык. Третьи считают нарицательным и производят название от «Бог милует».

[2] В данном случае, священные имена православной догматики пишутся просто как имена собственные, а местоимения относящиеся к ним - с маленькой буквы. Так как в данной системе они обозначают мифических героев.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее