Внутреннее состояние Церкви
Внутреннее состояние Церкви.
Иерархия и церковное управление.
Замечание. За третий период истории число патриархатов осталось прежним. Первенство чести за Константинополем. Другие восточные патриархаты теперь теснимы от турок и латинян, управляют лишь небольшими приходами, или находятся за пределами своего патриархата, например, в Константинополе. Это ограничивало их участие в общецерковных делах. При этом прямого подчинения Константинопольскому патриархату не было, хотя попытки оказать влияние осуществлялись. Превышение своих полномочий Константинопольским патриархом восточные патриархи пресекали. Они осудили униата патриарха Митрофана и низложили Григория Мамму. Внутренние дела управления осуществлялись самостоятельно.
Высшей формой управления были соборы. Но в этот период уже не созываются Вселенские Соборы, так как генезис ересей закончился. Поэтому теперь высшая инстанция - Поместный собор.
Поместные соборы собирались:
1) частные (одного патриарха - или уполномоченного) и
2) общие (несколько патриархов).
1) - Синоды действовали постоянно. Осуществляли высший надзор за жизнью патриархата: осуждали ереси, судили иерархов, избирали кандидатов на епископские и патриаршие кафедры.
2) - Были редко из-за политических притеснений со стороны иноверных и латинян. Но все-таки они созывались: как реакция на попытку олатинить Восточную Церковь. После Флорентийской унии было два собора: Иерусалимский в 1443 г. и Константинополе в 1450 г.
Отношение императоров к патриархам.
Замечание. Со времен святого Константина Великого, императоры имели большое влияние на церковные дела и на патриархов, особенно столичных. Императоры избрали и низлагали с кафедры, духовенство при играло второстепенную роль.
Рекомендуемые материалы
Порядок избрания патриархов. Синод, под председательством императора или уполномоченного избирал трех кандидатов. Их имена на бумажках клали в сосуд. Чье имя вынимали - тот патриарх. При выборе патриархов императоры смотрели, в первую очередь, на их преданность императору или не способность вредить императору. Если патриарх не удовлетворял императора, его низлагали с помощью интриг и архиереев, низложение осуществлялось с соблюдением всех необходимых формальностей.
Около 1320 г. Андроник II Палеолог на овдовевшую кафедру избрал патриарха. Его кандидатом был Герасим - глухой старик, который «даже и ногтем не касался эллинской учености».
«Иоанн Кантакузен, соправитель Андроника III младшего, употребил следующую хитрость при избрании в патриархи священника своей домашней церкви, Иоанна Калекаса. Члены синода не соглашались избрать его, Кантакузен уговорил их поставить его архиепископом; когда же те согласились на это, он потребовал, чтобы избрали его и в патриархи, так как он, как и все епископы, имеет право на занятие патриаршй кафедры». [1]
Исаак Ангел в конце XII века низложил Василия Каматира, Никиту, Леонтия и Досифея. В ХIII веке Михаил VIII Палеолог низложил патриарха Арсения, а на его место поставил Германа, из-за этого образовался арсенианскнй раскол, после него Иосифа, свергнув этого за антиуниональные настроения поставил Иоанна Векка.
Из-за этого на кафедры возводились не лучшие люди.
Известные патриархи этого времени.
Замечание. Из-за захвата восточных патриархатов арабами, турками и крестоносцами, жизнь и подвиги многих патриархов остались в безызвестности для нас, так как в время не были зафиксированы. Поэтому предлагаемый ниже список патриархов весьма скуден и указывает лишь те имена, сведения о которых до нас дошли.
Константинопольский патриархат.
XI в. Николай Грамматик, любивший просвещение, снискавший народную любовь.
XII в. Михаил Каракуа, благочестивый.
Козьма Аттик - благотворитель, человек святой жизни.
Михаил Анхиалий - борец с латинянами.
Феодосий.
XIII в. Арсений - аскет высокой жизни.
Афанасий - отшельник и ревнитель нравов клира.
XIV в. Иоанн Гликис.
Александрийский патриархат.
XII - XIII вв. Николай I, переписывавшийся с папой Иннокентием III, относительно помощи крестоносцев в освобождении Египта от турок.
Николай II, сторонник Арсения константинопольского и бывший на соборе его осудившем,
Афанасий III.
XV в. Филофей - противник Флорентийской унии.
Иерусалимский патриархат.
Около XIV в. Лазарь, пострадавший от турок в Египте.
XV в. Иоаким - осудивший Флорентийскую унию.
Имущество Церкви. Содержание духовенства.
Замечание. Из-за политической ситуации имущество Церкви сокращалось. Во-первых, сами императоры, во-вторых, завоеватели.
1. Императоров привлекали: а. Собственность:
В Х в. император Никифор Фока отобрал некоторые церковные земли и запретил передачу земель по завещанию.
В XI в. Исаак Комнин, которому противодействовал патриарх Михаил Керуларий.
В XII в. Мануил Комнин повторил закон Никифора Фоки.
б. Богослужебные драгоценные сосуды:
Алексей Комнин для войны с Робертом Гюискаром изъял оклады, несмотря на недовольство народа.
Исаак Ангел пользовался священными сосудами за столом. Из окладов делал ожерелья и цепи. Ризницей расплатился за четвертый крестовый поход.
2. В бытность латинской империи все имущество захватили латиняне.
После 1261 года имущество вернули церкви: имп. Михаил Палеолог даровал церкви доходы, приписал села церквям и отдельным священнослужителям.
В остальных восточных патриархатах после латинян имущество перешло туркам, кроме самих зданий церквей, которые грабили и разрушали. Из-за постоянного имущественного притеснения доходы духовенства сокращались. Константинопольская церковь была почти полностью лишена недвижимого имущества. Доходов чуть хватало на содержание патриарха и клира. В XIV в. при патриархе Гликисе такое печальное положение обсуждалось на синоде. В 1324 г. решили обложить епархии ежегодными податями.
Поэтому, единственный источник доходов требы и пожертвования. В Великой Церкви сбором занимался великий скевофилакс. Доходы каждый месяц делились между клириками. Духовенство первой пятерицы и протопопы (из 6) получали двойную часть; второй пятерицы - полторы; третьей - одну с четвертью, другие по одной.
Состояние духовного просвещения.
Комнины и Палеологи. При Комнинах и Палеологах духовное просвещение Восточной Церкви набирало силы, во-первых, из-за богословской грамотности некоторых из императорской фамилии, многие из которых покровительствовали богословию.Центрами учености были Константинополь и Фессалоники.
Богословы собирали творения святых Отцов и учителей, изучали их наследие и компилировали их в новые сочинения. Основной темой было опровержение или оправдание унии и западных обычаев.
Классическое образование тоже было на высоте, благодаря чему поддерживался высокий уровень знаний в светских науках.
Поэтому практические все отрасли богословия были разработаны: догматика, антилатинская полемика, труды против ересей и иноверцев, экзегетические труды, работы по Церковному праву и нравственное богословие.
Церковные писатели в век Комнинов (1050 -1250 г.)
1. Михаил Пселл (+1106 г.)
Воспитывался в Афинах. Был учителем философии, сенатором, воспитывал детей императора Константина Дуки (1059 - 1067 гг.). При императоре Михаиле VII около 1076 г. удалился в монастырь.
Сочинения: По богословию, философии, истории, математики, ораторскому искусству и медицине. Компилятивные: своего рода энциклопедия. Начинает с догматики, нравственного учения - заканчивает кулинарией. Богословские: «Толкование на Песнь Песней», «Главы о Св. Троице и о Лице Иисуса Христа».
2. Феофилакт, архиепископ Охридский, Болгарский. (+ ок. 1107г.)
Воспитатель малолетнего императора Константина. Порфирородного. Потом - архиепископ Охриды. Постоянно заботился о нуждах паствы.
Сочинения: Экзегетические: Толкования на Новый Завет (кроме Откровения) и малых пророков, - сокращал творения свт. Иоанна Златоуста. Полемические: разбирал разности в практиках и догматическом учении между западными и восточными церквами. Эпистолярные: переписка с лицами императорской фамилии.
3. Евфимий Зигабен (+1118г.)
Монах Константинопольского монастыря, богослов и экзегет. Был известен при дворе императора Алексея I Комнина.
Сочинения: Полемические: Император Алексей I Комнин был заинтересован обращением богомилов в Церковь, поэтому всех современных ему богословов обязал собрать все написанное против ересей, из чего потом Зигабен составил: «Догматическое всеоружие православной веры» в 24 главах. - Опровержение всех ересей: от Симона Волхва до богомильства (до богомильства - компиляция). Экзегетические: Толкования на 4 Евангелия и все псалмы. Сохранил многие отрывки потерянных произведений некоторых авторов.
4. Евстафий, архиепископ Фессалоникийский. (ХII век}.
Родился в Константинополе, воспитывался в монастыре, где и постригся. Был диаконом Церкви Св. Софии, где преподавал риторику. В 1175 г. архиепископ Солунский. Он утешал паству, ревновал о чистоте жизни христиан и монахов.
Сочинения: Эпистолярное наследие. Основная тема - борьба с вешним лицемерием и фарисейством, обращая внимание на внутреннее устройство и духовный настрой человека. Комментарий на Гомера.
5. Николай, еп. Метонийский, Месинский (2 пол. ХII в.).
Сочинения: Апологетические: «Опровержение богословских начал Прокла - платонического философа». - Защищал высоту христианского учения перед интересом к древней философии (платонизм и неоплатонизм). Руководствовался наследием свт. Григорий Богослова. Полемические: о filioqe.
6. Иоанн Зонара, монах.
Сведений очень мало. Был заместителем председателя императорского трибунала и первого секретаря империи. После смерти жены и детей ушел в монастырь.
Сочинения: Исторические: «Историческая хроника» - духовная всемирная история. Канонические: Комментарии на церковные правила. - Исходил из исторической, догматической и практической точек зрения, стараясь извлечь из объясняемых источников общие догматические положения и показать их применение в практике. Толкования на воскресные каноны Иоанна Дамаскина, канон Богородицы.
7. Феодор Вальсамон, Константинопольский хартофилакс, антиохийский патриарх.
Родился в Константинополе. При императоре Мануиле Комнине - хартофилакс. В 1193 г антиохийский патриарх. Жил в Константинополе, из-за окупации Антиохии крестоносцами.
Сочинения: Канонические: «Синтагма», толкования на правила Номоканона Фотия. Дополнял и исправлял Иоанна Зонару, отличается большой практичностью.
Писатели в век Палеологов (1250 - 1450).
Замечание. Век Палеологов или «Палеологическое возрождение». Не смотря на раздробленность и постоянную опасность от завоевателей на просвещение обращали пристальное внимание. Любовью к просвещению отличался император Михаил VIII Палеолог, его сыновья Андроник и Мануил. Богословский интерес сосредоточился на полемике с латинянами. Также, это время варламитских и паламитских споров.
1. Никифор Влемид (ХIII век).
При имп. Феодоре Ласкарисе (1255 - 1259 гг.), отказался от патриаршего престола ради уединения и занятий философией и богословием. Ему многие были обязаны своим образованием. Выступал против соединения церквей по политическим причинам, выдвигая религиозные. Пытался примирить ex filio и per filium.
2. Георгий Машампар и Константин Акрополит (жили в это же время) .
Первый был бибилотекарем Св. Софии, сочинения которого до нас не дошли. Второй - великим логофетом, его произведения из-за разжигания религиозных споров были сожжены
3. Нил Кавасила, архиепископ Солунский (XIV век).
Противник латинян.
Сочинения: Полемические: «О причинах разделения церквей и о первенстве папы».
4. Григорий Палама, архиепископ Солунский.
Из знатной и богатой семьи. Имел желание вести нищенский, монашеский образ жизни. Удалился на Афон. Около 1347 г. архиепископ Солунским.
Сочинения: Полемико-догматические: С выступлением Варлаама (о споре см. далее) написал против него несколько сочинений. Так же против латинян, об исхождении Духа только от Отца. Гомилетические: омилии.
5. Николай Кавасила.
Племянник Нила Кавасилы.Преемник по кафедре архиепископа Григория Паламы. Противник латинян и исихаст.
Сочинения: Е. Смирнов указывает следующие его сочинения «Изъяснение на литургию», «Семь книг о жизни во Христе», «Слово на ростовщиков» и «Опровержение на Фому Аквината».
6. Иоанн Кантакузен (XIV век).
Император, с 1355 г афонский монах.
Сочинения: Апологетические: против исламистов и иудеев.
7. Феофан, архиепископ Никейский
Апологет против иудеев.
8. Симеон, архиепископ Солунский (XV век +1429 г.)
Вам также может быть полезна лекция "8 Фазность при интоксикации морфином".
Противник унии.
Сочинения: Полемические: «О вере, обрядах и таинствах церковных» - дает православное учение, ведет полемику с еретиками, куда относит и латинян. Гомилетические.
9. Марк архиепископ Ефесский.
Участник и противник Флорентийской униию. На смертном одре умолял Константинопольского патриарха бороться с латинянами.
Сочинения: «Послания о флорентийском соборе», «Окружного послания ко всем живущим на земле» о томже соборе и «Рассуждение об освящении св. Даров».
[1] Е. Смирнов стр.392.