Богослужение и христианская жизнь
Богослужение и христианская жизнь.
Состояние богослужения.
Замечание. Чинопоследования были определены прежние века. Богослужение строилось и развивалось антилатински, с сохранением древних чинов. Крестили погружением. Миропомазание совершали вместе с крещением (не только епископы). Евхаристию совершали на квасном хлебе, а не опресноках. Причащали под обоими видами.
Литургическое творчество, обусловленное требованиями времени, развивалось в строго ортодоксальном духе.
1. Устанавливались новые праздники и писались песнопения, посвященные им.
В конце XI веке митрополит Иоанн евхаитский установил 30 января праздник трех вселенских святителей, из-за споров развернувшихся вокруг их памяти.
1 августа 1164 г. Мануил победил турок, а Андрей – болгар, посредством чудесного знамения Креста и икон, бывших в войске. Поэтому 1 августа был установлен праздник Происхождения честных древ животворящего креста. В этот день выходили с крестами и иконами на источники.
2. Писались акафисты и каноны Спасителю, Божией Матери и святителям.
В XI в. Никита Стифат, монах Студийского монастыря написал канон свт. Николаю.
Митрополит Иоанн евхаитский - каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и Трем Святителям.
В XII веке Феоктист Студит пересмотрел ноябрьскую минею и сделал добавления.
Рекомендуемые материалы
В XIII веке - имп. Феодор Ласкарис составил канон Богоматери, об утолении бед.
Иоанн Кукузель, начальник императорского хора и монах исправил стихирные мелодии и составлял напевы для тропарей, кондаков и вообще службы.
В XIV веке митрополит Феолипт Филадельфийский составил канон о Страшном суде. Спасителю и Божией Матери.
Патриарх Константинопольский Феодор Бухирас составил акафист архангелу Михаилу, Иоанну Предтече и святителю Николаю.Также святители: Симеон Солунский и Марк Ефесский.
Относительно Григория Кукузеля и песнопения «О Тебе радуется» стоит лишь заметить, что видимо он сочинил мелодию к ней, так как составителем самого текста Предание называет Иоанна Дамаскина.
Состояние христианской жизни.
Замечание. Для данного периода истории, на Востоке, характерен нравственный упадок.
Бесплатная лекция: "6.4. Кавитационные режимы движения жидкости" также доступна.
Правила христианской жизни не исполняются. Никифор Григора в своей истории пишет: «Все слилось в безразличную массу; люди впали в бессмысленное состояние и не стало человека, который мог бы сам решить, что полезно и какими признаками отличается благочестие от нечестия».
Мотивацией исполнения заповедей стало лицемерие. Это было свойственно всем слоям общества. Императоры занимались, по большей части, интригами, насилием, жестокостями и убийствами. Религиозные убеждения у них часто отсутствовали. По отношению к своим подданным они были тиранами. Высшие классы распутничали и занимались грабительством казны. Составляли интриги и заговоры против императоров. Народ погрязал в суеверии, которое было характерно не только для простого народа. Астрология и гадания были распространены при императорском дворе. Императоры не начинали сражения без благоприятного расположения звезд и счастливых дней, даже не переезжали из одного замка в другой без этого. Волшебники разного пошиба находили себе применение при императорском дворе. Андроник Комнин предпочитал гадание на мутной воде, Исаак Ангел обращался за прорицаниями к Васильюшки и даже посетил его своей персоной. Никита Хониат тоже пользовался константинопольскими талисманами. Духовенство было деморализовано. Патриархи интриговали при дворе и вели распущенную жизнь. Епархиальные архиереи предпочитали отсиживаться в Константинополе.
В конце XIII века патриарх Афанасий Константинопольский выпроводил всех праздно шатающихся епархиальных архиереев на свои кафедры: «Проживая здесь, пусть не наговаривают друг на друга и на меня самого, - они, обязаны быть учителями мира. Каждому следует пасти врученную ему паству, как патриарх пасет столичную, и руководит своих овец, находясь при них же, а не проживать в столице, и только получать оттуда доходы». Монахи проводили время в больших городах, особенно любили Константинополь и вели распущенную жизнь.
Патриарх Афанасий стал ревностно исправлять нравы мирян и духовенства. Праздношатающихся монахов он водворил в монастыри и очистил от них площади и улицы. На него ополчились архиереи и миряне, из-за этого недовольства он оставил престол.
«Врата адова никогда Церковь не одолеют» и поэтому она постоянно являла образцы праведной жизни во Христе, в том числе и среди мирян. Примерами таковой жизни были монастыри: Афонские и Студийский.
Первый назывался Святой Горой не только по обычаю, но и по жизни монахов. Древние уставы были незыблемыми, все виды древнего подвижничества (см. тему про восточное монашество) практиковались. Вместе служили, работали, спасались и проводили жизнь в молитвах и трудах.