Возвышение константинопольского патриарха и совершенствование церковного управления
Возвышение константинопольского патриарха и совершенствование церковного управления..
1. В период после IV Вселенского Собора стал возвышаться Константинопольский патриарх, как епископ Нового Рима (II Вселенский собор). Близость императора давало ему большие возможности (покровительствовать другим епископам ). II и IV Вселенские соборы дали ему первенство чести перед восточными епископами.
VII век — Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархи теряют свою власть, так как подпадают под власть турок. Соответственно власть Константинополя возвысилась, так как мог свободно действовать решения в своей область.
2. В связи с этим церковное управление организуется полностью. Должностные лица делились на 9 пятериц:
1 пятерица: великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, хартофилакс и сакелпий. – Высшие церковные сановники.
Степень: диаконы. На должности возводились торжественно. Во время богослужения носили венцы с крестами.
Обязанности: Присутствовать в Синоде. Начальники особых присутственных мест, советов (σεκρετον). Управление той или иной отраслью.
1) Совет великого эконома.
Заведовал: всеми церковными доходами и расходами.
2) Совет великого сакеллария.
Рекомендуемые материалы
Управлял: константинопольскими монастырями, монастырским хозяйством, наблюдение за нравственной жизнью монахов.
3) Совет великого скевофилакса.
Заведовал: утварью в епархии, церковными доходами и пожертвованиями в пользу клириков. Наблюдение за благочинием в храме.
4) Совет великого хартофилакса (уста и око патриарха).
При посвящении надевали кольцо на руку, на грудь хартию и ключи.
Заведовал: административными и судебными делами в патриаршей епархии. Разрешал строительство церквей и монастырей. Представлял к рукоположению. Наблюдал за нравами клириков и мирян (брак, разрешал недоумения относительно таинств и обрядов). Производил суд; виновных подвергал наказанию. Делал все что патриарх, кроме рукоположения. Влияние на всю патриаршую епархию.
5) Совет великого сакеллия.
Заведовал: приходами (хозяйственной частью). Поведением клириков, преступных клириков сажал.
Остальные 8 пятериц — помощники высших сановников: писцы. Некоторые — независимые. Например, протоэкдик — состоял во 2 пятерице, но потом стал в 1 пятерице возглавлять совет 10 - 12 экдиков.
Патриархий синод. Высший правительственный и судебный орган при патриархе.
Состав: митрополиты, архиепископы находившиеся по делам в столице и должностные лица первой пятерицы. – Присутствовали, так как там рассматривали подведомственные им дела, но превышавшие их полномочия. Председательствовал патриарх, в его отсутствие — хартофилакс. Ход дел зависел от него. Все решения и постановления были не действительны без его подписи и печати. Для надзора за монастырями, церквами и епархиями была учреждена должность экзархов (заменили собой периодевтов). — Наблюдали. Вникали во все стороны церковного управления и доносили патриарху.
Вселенское соборное управление и церковное законодательство.
Замечание. Вселенские Соборы — высшая инстанция церковного управления для всей Вселенской Церкви без исключения. Ими обуславливалось единство веры, богослужения и церковного управления. Соборное управление было и до IV века, но после — достигло расцвета, так как соборы могли не ограничиваться только епархией. Такого рода соборы стали называться Вселенскими (хотя там были епископы не из империи).
Порядок созыва (см. лекции I курса): Император, по представлению духовных властей, созывал собор, брал на себя расходы, заботился об удобствах отцов и обнародовании постановлении.
Всех Вселенских соборов — 7 (IV — VIII вв.). Все постановления, утвержденные властью получали силу общеобязательных законов и иногда приводились в исполнение светской властью.
Поместные соборы признавались обязательными когда утверждались Вселенскими соборами.
Последствия: развитие церковного законодательства. К правилам (до Константина Великого) были присоединены многие новые правила:
I. Вселенских соборов:
1) Никейского (325г.) — 20.
2) Константинопольского (381г.) — 7
3) Ефесского (431r.) — 8.
4) Халкидонского (451r.) — 30.
5) 2 Константинопольского (553г.) и
6) 3 Константинопольского (680г.) +
пято-шестого Трулльского собора (692г.) — 102.
7) 2 Никейского (787г.) — 22.
II Поместных соборов (IV — IX вв.).
1) Анкирский в Галатии (314 г.) — 25. О принятии в Церковь падших во время гонении.
2) Неокесарийский в Каппадокии (315 г.) — 15. О церковном благочинии и чистоте супружеской жизни.
3) Гангрский в Пафлагонии (362 — 370 гг.) — 21. Против Евстафия Севастийского (отвергал брак).
4) Антиохийский собор (341г.) — 25. О церковном управлении (похожи на апостольские).
5) Лаодикийский (ок. 364 г.) — 60. О порядке богослужения и нравственности христиан.
6) Сардикийский в Иллирии (343г.) — 20. Сначала из-за святого Афанасия Великого и правила о церковном управлении (3 — 5 правила только для Запада).
7) Карфагенский собор (419 -- 426гг.) — 147. Систематизация правил Африканских соборов:
а) Обще-канонические.
б) Местные правительственные венные.
в) Догматические (против пелагиан и донатистов).
8) 4- й Константинопольский (861г.) — 17.
9) 5-й Константинопольский (879г.) — 3.
Оба из-за избрания Фотия. Правила по благочинию и управлению
В лекции "4 Электронная почта" также много полезной информации.
III. Святых Отцов.
Излагались по разному: по хронологии, в систематическом порядке по предметам содержания.
Наиболее интересные сборники:
На Востоке: Иоанна Схоластика (+ 578г.) и Фотия ( ок.891).
На Западе: Аббата Дионисия Малого (+ок.556г.) — 50 апостольских правил + папские декреталии.
Приписываемый Исидору епископу Севильскому (+ 631г.) — Правила африканских, испанских, гальских соборов и папские декреталии — не внесены в церковный канон.