Популярные услуги

Главная » Лекции » История » Конспект по отечественной истории » Экономическое и политическое развитие России

Экономическое и политическое развитие России

2021-03-09СтудИзба

Экономическое и политическое развитие России в XVII в.

  После восстановления государственности Россия еще долго преодолевала внешнеполитические проявления Смуты. В 1614 году шведы осадили Псков, а в 1617-1618 годах королевич Владислав предпринял большой поход на Москву. России удалось отразить поляков и шведов, но за мир с соседями пришлось заплатить территориальными уступками. Швеция вернула России Новгородскую землю, но оставила за собой Ижорскую землю с берегами Невы и Финского залива. Россия потеряла единственный выход к Балтийскому морю. За Ре­чью Посполитой оставались Смоленские и Северские (Черниговские) земли. Несмотря на тяжелые условия мира со Швецией и перемирия с Польшей, для России настала долгожданная передышка. Русский народ от­стоял независимость своей Родины.

Пути развития государства после Смуты определялись задачами восстановления страны. Стране требовалась центра­лизация управленческой власти, чтобы преодолеть развал налоговой системы, упадок хозяйства, разгул преступности, снижение обороноспособности. Восстановительный процесс после смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине столетия. После освобождения из польского плена веду­щее место в управлении страной занял отец царя — патриарх Филарет, кото­рый «всеми делами царскими и ратными владел». Власть восстановилась в форме самодержавной монархии.

Социальная структура российского общества. Служилое сословие:

высшим сословием в стране было боярство (в их числе было много потомков бывших великих и удельных князей). Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. Происходил процесс сближения его с дворянством.

дворяне составляли верхний слой государевых служилых людей. Они владели поместьями на основании наследственного права в случае продолжения службы детьми после их родителей. Дворянство значительно усилило свои позиции в конце Смуты и стало опорой царской власти.

духовенство держало монополию в сфере просвещения, культуры, идеологии, и, имея крупные земельные владения и монастыри, являлось крупным феодалом.

к низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору или по набору. Он включал в себя стрельцов, пушкарей, ямщиков, служилых казаков, казенных мастеров и т. п.

Категории крестьянского населения:

Рекомендуемые материалы

владельческие или частновладельческие, жившие на землях вотчин или поместий. Они несли тягло (комплекс повинностей в пользу феодала). В 1678 г. из 888 тыс. кре­стьянских дворов боярам и дворянам принадлежа­ло 71%. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские – 14%;

черносошные крестьяне (5% от общего их числа – всего 42 тыс. дворов). Проживали на окраинах страны (Поморский Север, Урал, Сибирь, Юг), объединялись в общины. Не имели права поки­дать свои земли, если не находили себе замену. Несли тягло в пользу государ­ства. «Черные земли» можно было продавать, закладывать, передавать по на­следству (т.е. положение легче, чем у частновладельческих);

дворцовые крестьяне (10%), обслуживавшие хозяйственные потребности царско­го двора. Они имели самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам.

Городское население:

– верхушку городского населения составляли купцы. Самые богатые из них (в Москве XVII в. таких было примерно 30 человек) царским повелением объявлялись «гостями».

посадские люди – основная масса городского населения. Они объединялись в тягловую общину. Буржуазия в городах еще не сложилась.

городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли тягло – повинности в пользу государства, вы­бирали своих старост и сотских (черные слободы). Кроме них, в городах были белые слободы, принадлежавшие боярам, монастырям, епископам. Эти сло­боды «обелялись» (освобождались) от несения городского тягла в пользу го­сударства.

До Петровских времен, как в городах, так и в сельской местности, жило значительное число рабов-холопов. Полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ. Слой кабальных холопов формировался из чис­ла попавших в рабское состояние (кабала — расписка или долговое обяза­тельство) ранее свободных людей. Кабальные холопы служили до смерти кре­дитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу на­следника умершего.

Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников, служилых и посадских людей, наемные рабочие, бродячие музыканты и скоморохи, ни­щие, бродяги) не несли государственного тягла. Из их числа набирались служилые люди по прибору. Однако государство всячески стремилось поставить их под свой контроль.

  Таким образом, за каждой общественной группой в общегосударственной структуре за­креплялось определенное место. Дворяне в России были не более свободными, чем крестьяне и горожане. Применяя гибкую тактику, центральная власть сумела закрепить в структуре государства и казачество. Православное понимание сословных обязанностей как формы религиозного служения приводило к тому, что все население несло всеобщую государственную повинность: дворяне лично, а крестьяне и горожане через налоги на содержание войска. Создается своеобразная система российского государственного крепостного права.

Эволюция государственно-политического строя. Начало правления динас­тии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. При молодом царе Михаиле Федоровиче власть в свои руки захватила Боярская дума. Однако для укрепления централизованной власти в государстве требова­лась постоянная поддержка дворянства и верхушки городского посада. По­этому Земский собор с 1613 по 1619 г. заседал почти беспрерывно. Роль и компетенция Земских соборов несомненно возросла (при царе Михаиле собор собирался не менее 10 раз), выборный элемент получил численное пре­обладание над должностным. И тем не менее самостоятельного политическо­го значения соборы все же не имели, поэтому утверждать, что в России была классическая сословно-представительная монархия западного образца, вряд ли уместно даже применительно к XVII в., но можно говорить об элементах сословного представительства: Земском соборе и Боярской думе. Постепенно к концу XVII в. соборная деятельность прекратилась.

  Меняется облик и значение Боярской думы. В думу входили, в основном, представители аристократических фамилий. При царе Алексее в нее были введены наиболее компетентные выходцы из среднего дворянства. За счет думных дворян и дья­ков увеличивается ее численность с 35 человек в 30-е гг. до 94 к концу века. Власть же концентрируется в руках так называемой Ближней думы  и Расправной пала­ты, решавших текущие судебные и административные дела.

Не желая полностью зависеть от Боярской думы и руководства приказов, Алексей Михайлович создал своего рода личную канцелярию – Приказ тай­ных дел (он стоял выше всех остальных, так как мог вмешиваться в дела всех государственных учреждений).

Технические функции в думе выполняли дьяки, секретари и докладчики. Дума, обладая законодательными полномочиями, обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Члены думы для проведения конкретных мероприятий создавали специальные комиссии, а также назначались послами, начальниками приказов, воеводами.

В 1625 г. вво­дится новая государственная печать, в царский титул включается слово «са­модержец».

С ограничением полномочий Боярской думы усилилось значение приказов число их постоянно росло и временами доходило до полусотни.

В местном же управлении произошли перемены, которые свидетельство­вали об усилении централизаторского начала: во все земли страны из Москвы командировались воеводы, забиравшие в свои руки военную и гражданскую власть. При этом в некоторых центральных и большинстве северных волостей на уездном уровне сохранялось прежнее самоуправле­ние – во главе «все­уезд­ных миров» ставились выборные старосты. Сохранялось также крестьянское и казачье само­управ­ление. Помещикам и чиновникам приходилось иметь дело с крестьянскими общинами, действовавшими на принципах круговой поруки и защищавшими своих членов.

При Филарете восстановила свое пошатнувшееся положение церковь. Особой грамотой царь передал в руки патриарха суд над духовенством и мо­настырскими крестьянами. Расширились земельные владения монастырей. Появились патриаршие судебные и административно-финансовые приказы. Патриарший двор был устроен по царскому образцу.

Экономическое развитие государства. Сельское хозяйство. Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. К середине XVII в. разруха и разорение времен смуты были преодолены. А восстанавливать было что – в 14 уездах центра страны в 40-е годы распаханная земля составляла всего 42% ранее возделываемой, сократилось и число крестьянского населения, бежавшего от ужасов безвременья. В условиях сохранения традиционных форм ведения хозяйств, резкоконтинентального климата и низкого плодородия почв в Нечерноземье – наиболее развитой части страны, экономика восстанавливалась медленно. В этих условиях рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири.

  В XVII в. происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI-XVII вв. произошел своеобразный передел земель внутри господствующего класса. Новая династия Романовых, укрепляя свое положение, широко использовала раздачу земель дворянам. В центральных районах страны практически исчезло землевладение черносошных крестьян. Дворянское землевладение широко проникло в Поволжье, а к концу XVII в. – и в освоенные районы Дикого поля. В целом феодальные хозяйства обслуживали 95% зависимых крестьян.

Ремесленное производство. В XVII в. наблюдалось повсеместное перерастание ремесла (производства для конкретного заказчика) в мелкотоварное производство. Этот процесс начался задолго до XVII в., но в XVII в. он приобрел массовый характер. К концу XVII в. в России насчитывалось не менее 300 городов. Самым крупным была Москва, в которой проживало до 200 тыс. жителей. Она имела 120 специализированных торговых радов. Несколько десятков тысяч жителей насчитывали Ярославль, Новгород, Вели­кий Устюг, Кострома, Вологда, Псков, Казань. Однако для России XVII в. пере­растание товарного ремесла в товарное производ­ство еще не означало перехода к капитализму. Мощные путы феодально-крепостнических отноше­ний не давали в полной мере развиваться капита­листическим отношениям.

В XVII столетии развитие мелкотоварного производства подготовило базу для появления мануфактур. Мануфактура – это крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Мануфактуры были двух типов: казенные и посес­сионные (от слова «посессия» – владение), основан­ные при поддержке государства. Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало приписывать, а позднее (1721) разрешило покупать крестьян к заводам. Приписные крестьяне должны были свои подати государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам. Государство оказывало владельцам предприятий помощь землей, лесом, деньгами. Однако техни­ка в мануфактуре оставалась еще рутинно-ремеслен­ной.

В XVII в. в России насчитывалось приблизительно 30 мануфактур. Металлургические заводы были построены на Урале и в районе Тулы, кожевенные предприятия – в Ярославле и Казани, Хамовный (текстильный) двор в Москве.

В резуль­тате переключения некоторых сел и населения на промышленный труд и торговлю они становятся про­мышленными центрами (Павлов, Иваново, Лисково и др.). Отдельные феодальные хозяйства все больше приспосабливались к интересам рынка. Центрами солеварения становятся Прикамье и север стра­ны; поташного производства – Поволжье и При­камье; производства кожаных изделий – Ярос­лавль, Казань, Псков, Вологда; льна – Ярославль и Кострома. Центрами металлообработки стано­вятся Тульско-Серпуховско-Московский район, район Устюжны, Заонежье.

Торговля. Новым явлением по сравнению с предшествующим временем в развитии хозяйства было усиление его связи с рынком. Дворяне, бояре и особенно монастыри все активнее включались в торговые операции и промысловую деятельность. Торговля хлебом, солью, рыбой, производство на продажу вин, кож, извести, смолы, ремесленных изделий в ряде вотчин стали обычным делом.

В XVII в. возросли роль и значение купечества в жизни страны. Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки: Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Свенская ярмарка в районе Брянска, Ирбитская в Сибири, ярмарка в Архангельске и т.д., где купцы вели крупную по тем масштабам оптовую и розничную торговлю. Значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему. Растущие экономические связи укрепляли политическое единство страны.

Русское правительство поддерживало усиливающееся купечество. Развитие торговли побудило правительство стать на путь меркантилизма – политики покрови­тельства отечественной торговли и промышленнос­ти. Она была направлена на развитие русской торговли, укрепление позиций русского купечества, складывание крупных капиталов. Торговый устав повышал пошлины на иностранные товары. Иностранные купцы имели право вести оптовую торговлю только в пограничных торговых центрах.

Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку, поташ и т.д. Достаточно сказать, что английский флот был построен из русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки. Россия в XVII в. торговала с Англией, Голландией, Швецией, Польшей, германскими государствами, го­родами Западной Европы, с Персией, Бухарой и Китаем. Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск. Тесные связи устанавливались со странами Востока через Астрахань, где находились индийский и персидский торговые дворы.

Образование всероссийского рынка имело важные последствия:

а) Образование всероссийского рынка означало пре­одоление экономической замкнутости отдельных территорий и слияние их в единую экономичес­кую систему. Этим завершался длительный про­цесс образования Российского централизованного государства. Достигнутое ранее политическое единство было закреплено экономическим объ­единением страны.

б) На базе всероссийского рынка в начали зарождаться элементы капитализма.

в) Складывание всероссийского рынка было важней­шим фактором, определившим развитие русской народности в русскую нацию, т.к. наличие на­ционального рынка, экономической общности, является характерным призна­ком нации. В то же время шел процесс складывания националь­ного языка. Этот процесс сопровождался постепен­ным слиянием в единый язык местных, областных диалектов под влиянием усиления различного рода связей между областями России. В основу русского на­ционального языка лег диалект Москвы и земель, при­мыкающих к ней с юга. Таким образом, в XVII в. начи­нается постепенное оформление русской народности в нацию, которое полностью завершилось в XIX в.

XVII в. стал важным этапом в социально-экономическом развитии России. И в сельском хозяйстве, и в промышленности особенно (воз­никновение мануфактур) произошли серьезные сдвиги. Однако нет оснований говорить о зарождении в стране капиталистических отношений, главный при­знак которых – увеличение в экономике доли свободного наемного труда. Раз­витие товарно-денежных, рыночных отношений, рост числа мануфактур (сре­ди работников которых преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне) наблюдались в России в условиях поступательного движения фео­дальной экономики и формирования социальной структуры общества. Ста­новление единого национального рынка, начальный этап которого относится к XVII в., происходило при отсутствии элементов капиталистического хозяй­ства на основе неразвитого капиталистического производства.

Антигосударственные выступления. Развитие экономики страны сопро­вождалось крупными социальными движениями. XVII столетие не случайно названо «бунташным веком». Именно в этот период произошли две крестьян­ские «смуты» (восстание И. Болотникова и Крестьянская война под предво­дительством С. Разина) и ряд городских восстаний в середине столетия, а так­же Соловецкий бунт и два стрелецких восстания в последней четверти века.

 Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди, зельцы, дворяне, недовольные политикой Б. И. Морозова. Указом от февраля 1646 г. был введен высокий налог на соль (цены выросли в 3-4 раза). Сотни пудов рыбы и мяса просто сгнили, в то время, как народ голодал. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Московский Соляной бунт отозвался восстаниями 1648-1650 гг. в других городах.

В 1662 г. в Москве произошел так называемый Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что отразилось на жаловании солдатам и стрель­цам, а также ремесленникам и мелким торговцам.

Городские восстания середины века оказались прелюдией Крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина (1670-1671 гг.). Это движение заро­дилось в станицах донского казачества. Донская вольница привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписаного закона – «с Дона выдачи нет». Правитель­ство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жа­лованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением.

Среди народа распространились «прелестные (от слова «прельщать») письма», в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей, «изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить». С.Т. Разин «повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига... бояр или дворян...» В то же время среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили в доброго царя. Распространялся слух, что вместе с С.Т. Разиным на Москву идут якобы сын царя Алексея Михайловича - Алексей (умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон.

Крестьянская война охватила обширные районы Дона, Повол­жья, Приуралья, нашла отклик на Украине. Восставшие сумели захватить Ца­рицын, Астрахань, Саратов, Самару и другие города. Однако под Симбирском Разин был разбит, а затем выдан «домовитыми» казаками и казнен.

В целом народные восстания XVII в. имели двойственное значение для развития страны. Во-первых, они отчасти играли роль ограничителя эксплуа­тации и злоупотребления властей. А, во-вторых, еще больше подталкивали централизацию и укрепление госаппарата.

Церковная реформа. Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явивший­ся результатом церковной реформы патриарха Никона. В исторической литературе преобладает точка зрения, согласно которой процесс становления абсолютизма вел с неизбежностью к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха, считая Никона последовательным идеологом «симфонии власти».

Причины проведения церковной реформы – унификация обрядов и установление единообразия церковной службы.

Инициатор реформы – московский патриарх Никон. Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру, благодаря дружбе с царем Алексеем Ми­хайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался.

Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный и "крутой" патриарх Никон начал реформу по возвращению традиционных устоев церкви (веру отцов и их предков), пошатнувшихся в период смуты под влиянием католиков. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором в 1654 г., были:

– крещение троеперстием;

– произнесение славословия Богу «аллилуйя» не дважды, а триж­ды;

– движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него;

– запрещались проповеди собственного сочинения. Русские рукописные и печатные богослужебные книги велели везти на просмотр в Москву. Если там находили расхождение с греческими, то книги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые;

– возвращены каноны иконописи.

Хотя все изменения были чисто внешними и не затрагивали православного вероучения, они воспринимались как посягательство на саму веру, ибо нарушали традиции.

Никон боролся с новшествами, но именно его реформы часть московского народа восприняла как новшества, посягавшие на веру. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев.

Старообрядцы не расходились с православной церковью ни в одном догма­те (основном положении вероучения), а лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а только раскольниками.

В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиций русской культуры. Тут были князья и бояре, такие как боярыня Ф. П. Морозова и княгиня Е. П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей: горожан, стрельцов, крестьян, ви­девших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.

Светские и духовные власти преследовали старообрядцев. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Вожди старообрядцев протопопы Аввакум и Даниил писали челобитные царю, но, видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый при­ход конца света, потому что в Россию явился Антихрист. Царь и патриарх – «два рога его». Спасутся лишь мученики – защитники старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». С тех пор старообрядцы часто подвер­гали себя «огненному крещению» – самосожжению. Раскольники запирались в церквах и сжигали себя заживо. Так, не признававший никонианства Соловецкий монастырь сидел в осаде с 1668 по 1676 г., пока воевода Мещеряков не взял и не повесил всех мятежников (из 600 человек в живых осталось 50).

Священный собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.

Предводители старообрядчества Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустоозерск, в низовье Печоры, и провели 14 лет в земляной тюрь­ме, после чего были сожжены заживо.

Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула «великого государя», святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор сместил Никона с поста патриарха.

Таким образом, церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который всколыхнул сознание миллионов людей, заставив их усомниться в легитимности существующего миропорядка, породил раскол между официальной светской и духовной властью и значительной частью общества. Раскол, ослабивший церковь в XVII в., послужил предпосылкою для последующего подчинения церкви государственной власти, превращения ее в идеологический придаток абсолютизма. Нарушив некоторые традиционные устои духовной жизни, раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву для грядущих преобразований.

Военная реформа. Эволюция государственного устройства сопровож­далась эволюцией организации вооруженных сил. XVII в. предъявил   войскам требование – быть постоянно готовыми к отпору внешним врагам и подавлению восстаний на­родных масс. Прави­тельство  уже  не  устраивала  боеспособность стрельцов и городовых казаков. Необходима была регулярная армия, т.к. основным противником являются войска, устроенные по западноевропейскому образцу. Так появляются полки «ново­го строя». При царе Михаиле Федоровиче были созданы первые солдатские, рейтарские и драгун­ские полки. Несколько позже была введена новая система комплектования   солдатских   полков из числа «даточных людей». Каждые 20-25 кресть­янских или посадских дворов давали одного даточ­ного, который служил пожизненно. Эта система предвосхищала рекрутские наборы Петра I и слу­жила основой создания русской регулярной, на­циональной армии, состоящей из крестьян и горо­жан. К 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк (60 тыс. человек) и 26 рейтарских и копейских пол­ков (30,5 тыс. человека), около 20 тыс. стрельцов и до 28 тыс. дворянского ополчения (уменьшилась). Всего же русское войско вместе с украинцами составляло 214 тыс. человек. Полки «иноземного строя» составляли почти по­ловину войска России.

В царствование Алексея Михайловича имела ме­сто и попытка создания «регулярного флота». На Дединовских верфях были построены для Каспийского моря корабль «Орел» и другие суда.

Внешняя политика России. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Внешне­политический курс России на протяжении XVII в. был нацелен на решение следующих задач:

– достижение выхода к Балтийскому морю;

– обеспечение безопасности южных границ от набегов Крымского ханства;

– возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий;

– освоение Сибири и Дальнего Востока.

Длительное время основной узел противоречий составляли отношения России и Речи Посполитой. Усилия правительства патриарха Филарета в 20-х-начале 30-х гг. были направлены на создание антипольской коалиции в составе Швеции, России и Турции. Провозглашенный Земским собором в 1622 г. курс на войну с Польшей на протяжении 10 лет выражался в экономической помо­щи противникам Речи Посполитой – Дании и Швеции. В июне 1634 г. между Россией и Польшей был подписан Поляновский мир.

В 1648 г. начинается освободительная борьба украинского народа против польских панов под руководством Б. Хмельницкого. Земский собор в 1653 г. принимает решение о воссоединении Украины с Россией. В свою очередь Переяславская рада в 1654 г. единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России. Начавшаяся война с Речью Посполитой продолжалась 13 лет, с 1654 по 1667 г., и завершилась подписанием Андрусовского перемирия (1667), условия которого были в 1686 г. закреплены «Вечным миром». К России ото­шли Смоленщина, Левобережная Украина и Киев. Белоруссия оставалась в составе Польши. Кроме того, договор предусматривал совместные действия России и Польши против возможной турецко-крымской агрессии.

С 1656 по 1658 г. шла война России со Швецией. Попытка России овладеть побережьем Финского залива закончилась неудачно. В 1661 г. был подписан Кардасский мир, по которому все побережье оставалось у Швеции.

В 1677 г. началась русско-турецко-крымская война, закончившаяся в 1681 г. Бахчисарайским перемирием, по условиям которого Турция признала права России на Киев (незадолго перед тем Турции удалось отвоевать у Речи Посполитой Подолию, и она стала претендовать на Правобережную Украину). В 1687 и 1689 гг. князь В. В. Голицын возглавил походы на Крым, но оба за­кончились неудачно.

Таким образом, Россия так и не смогла получить выходы к морям, и в этом ее внешнеполитические задачи остались прежними. Крымские походы не принесли России ни крупных военных успехов, ни территориальных преоб­разований. Тем не менее, основная задача «Священной лиги» (Австрия, Польша, Россия – 1684 г.) была выполнена – русские войска блокировали силы крымского хана, который не смог предоставить помощь турецким вой­скам, терпевшим поражение от австрийцев и венецианцев. Кроме того, включение России впервые в состав европейского военного союза значитель­но подняло ее международный престиж.

Среди успехов российской внешней политики освоение Сибири и Даль­него Востока. В XVI в. русские люди завоевали Западную Сибирь, а к середи­не XVII в. покорили значительную часть Восточной Сибири. Гигантское про­странство от Енисея до Охотского моря было «пройдено» казаками-перво­проходцами за 20 лет.

Из междуречья Оби и Енисея русские землепроходцы двинулись на юго-восток в Прибайкалье, к Амуру и южным дальневосточным землям, а также на восток и северо-восток в бассейн реки Лены – в Якутию, на Чукотку и Камчатку.

Между Обью, Енисеем и Нижней Тунгуской в те времена обитали ненцы (которых русские называли самоедами), ханты (остяки), манси (вогулы) и эвенки (тунгусы). Эти народы стали выплачивать России дань.

С 1632 г. России стала платить ясак Якутия, завоеванная с помощью пи­щалей и пушек. Русские казаки, основавшие Якутск, стали новыми хозяе­вами края.

Бурятские племена вошли в состав России в начале 50-х гг. XVII в. Глав­ным городом Прибайкалья, куда свозился бурятский ясак, стал построен­ный в 1652 г. Иркутск. Столицей же всех российских владений в Западной и Восточной Сибири оставался Тобольск.

Утверждение русских в середине века на реке Лене и в Прибайкалье откры­ло возможность движения первопроходцев и переселенцев далее на восток, се­веро-восток и юго-восток (экспедиции С. И. Дежнева на Чукотку, Е. П. Хаба­рова в Приамурье). Приамурье вошло в состав России, что вызвало недовольство правителей Маньчжурии. Нерчинский договор 1689 г. установил границу между владениями Китая и России по Амуру и его притокам.

Москва установила в Сибири свою власть достаточно прочно. Сибирь являлась своеобразным анклавом, в который уходили силы непримирившегося и непокоренного народа. Сюда устреми­лись не только торговые и служилые люди, но и беглые холопы, крестьяне, посадские. Здесь не было ни помещиков, ни крепостного права. Налоговый гнет в Сибири был мягче, чем в центре России.

Русские поселенцы получали от назначенных царем воевод хлеб, порох, свинец и прочую помощь и поддерживали порядок. В пользу казны пересе­ленцы платили налоги, коренные жители — пушной ясак. И не напрасно Москва поощряла труды землепроходцев и промышленников: в XVII в. дохо­ды от сибирской пушнины составляли четвертую часть всех государственных доходов.

Таким образом, в начале XVII в. Россия находилась на грани поте­ри суверенитета. Смута расколола общество и повлияла на все сфе­ры общественной жизни. Спасителем государства высту­пил народ. Ликвидация негативных последствий Смуты заняла длительное время. XVII столетие – время выбора дальнейшего пути развития страны. Страна медленно, но уверенно набирала силу. И в сельском хозяйстве, и в промышленности особенно произошли серьезные сдвиги, что дало толчок для образования всероссийского рынка, который в свою очередь стал определяющим в процессе развития русской народности в русскую нацию. По числу жителей к концу XVII сто­летия Россия занимала четвертое место среди европей­ских государств – 10,5 млн. человек. (Во Франции в то время жили 20,5 млн. человек, в Италии и Германии – по 13,0 млн. человек, в Англии – 7,2 млн. человек.).

Описание: 

.

.

Вместе с этой лекцией читают "Вестибулярный анализатор".

.

.

Описание: 269

.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее