Система постов
Тема: Система постов
В христианской церкви есть 2 понимания Поста: с одной стороны, это пост, назовем его, эсхатологический - пост, соблюдаемый ради ожидания пришествия Христа, как сказано в Евангелии: воздержание полное от пищи и воды и от всего воздержание, когда человек ждет жениха - Христа. Когда-то в древней церкви так постились Великим Постом: 40 часов перед Пасхой (не 40 дней) ничего не ели и не пили. Сейчас таким постом является Евхаристический пост - перед Причащением: человек ничего не ест и не пьет с полуночи, ожидая встретить Христа в Святых Таинствах.
В те дни, когда литургия бывает утром, этот Евхаристический Пост не очень-то продолжителен - большая его часть попадает на время сна. В такие дни Типикон называет, поста нет. Этот день может быть постным во 2-м смысле (о нем мы узнаем позднее).
В те дни, когда литургии нет совсем, и в те дни, когда литургия должна совершаться вечером, Типикон говорит, что пост есть, т.е. есть это ничегонеядение в течение дня. Это пост - мы его назвали эсхатологическим - пост ожидания Христа: для него характерно полное воздержание от всякой еды и пития.
С другой стороны, есть пост аскетический. Главное назначение такого поста уже не ожидание Господа, а аскетический подвиг - борьба со страстями: человек смиряет свою плоть, чтобы побороть страсти.
Такой аскетический пост - это пост в обыденном его понимании: например, говорят: “Сегодня постный день”, т.е. сегодня день, когда воздерживаются, скажем, от мясного и молочного. Т.е. постные дни во 2-м смысле. У нас на практике часто постные дни отличаются от непостных разве что скоромным: в непостные дни можно есть скоромное, а в непостные - нельзя. На самом деле градация в Типиконе дана более сложная.
Градация продуктов по степени постности:
- мясо, - самое непостное. Далее следуют
- молоко, яйца, сыр (“сыр” - по церковно-славянски “творог”)
- рыба
Рекомендуемые материалы
- икра
- елей
- вино
- вареная пища
- невареная пища (при сухоедении (не горячая еда)). Некоторые думают, что при сухоедении нельзя пить воду, - это неверно.
- хлеб, вода.
- ничего нельзя есть.
Наконец, есть такие дни в году, когда по Уставу вообще ничего есть, не положено. Это как раз те дни, когда нет литургии. В эти дни аскетический пост превращается в эсхатологический.
Литургия не совершается 6 раз в году:
- в сырную среду и пятницу (т.к. в среду и пятницу на Масленицу);
- в Понедельник, Вторник, Четверг на 1-й седмице Великого Поста;
- В Великую Пятницу.
В прочие будние дни Великого Поста совершается Литургия Преждеосвященная: в среду и пятницу - обязательно. В будние дни, если случится праздник полиелейного святого или настоятель изволит.
Итак, литургия не может совершаться в названные 6 дней. Например, если на Четверг 1-й седмицы Великого Поста попадет память Иоанна Предтечи, то она переносится на субботу.
Однако, если в Великую Пятницу случится Благовещение, будет совершаться Литургия Иоанна Златоуста. Точно также, если в среду или пятницу Сырной седмицы случится Сретение Господне, то также будет совершаться литургия Иоанна Златоуста.
Оказывается, наиболее постными днями в году являются: Понедельник, Вторник, Четверг 1-й седмицы Великого Поста, в эти дни никакой праздник случиться не может, и литургия не служится никогда.
Далее (по постности) следуют: Среда и Пятницы Сырной седмицы и Великая Пятница, на них могут иногда (очень редко) попадать двунадесятые праздники.
Далее - дни будние Великого Поста.
Система постов (в аскетическом смысле).
В Православной Церкви существуют 4 многодневных поста и несколько однодневных.
Древнейшими постами являются:
- Среда и Пятница
- Великий Пост.
Среда и Пятница восходят еще к дохристианскому - иудейскому - обычаю поститься (во Вторник и Четверг) (или в Понедельник и четверг - я не помню точно). Это фарисейский обычай. Многие христиане первые, перешедшие из иудейства, не хотели упразднить этот благочестивый обычай, но и с фарисеями они не хотели вместе поститься. И тогда пост был перенесен на среду и пятницу, как дни, когда Христа предали и распяли. Пост Среды и Пятницы отмечается уже в стол раннем христианском памятнике - “Дидахи” (конец I века). Уже в “Дидахи” присутствует указание об обязательности поста в среду и пятницу.
Великий Пост. Древнейшим христианским установлением является Пост перед Крещением. Оно упоминается в “Дидахи”: перед крещением необходимо попоститься самому человеку, которые хочет креститься, а также крестным и крещающему. Со временем крестить стали на Пасху, и Пост перед Крещением превратился в Великий Пост, тем более, что перед Пасхой вспоминаются Страсти Христовы, и очень уместно в эти дни тоже попоститься. И уже к IV веку мы имеем Великий Пост практически в его современном виде: в виде его Страстной седмицы и еще 40-я дней перед ней: 40 дней Поста и Страстная седмица.
Следующим постом, по времени установления, является Апостольский Пост. Он встречается впервые в Апостольских постановлениях (в 380 году). Там отмечается, что после Пятидесятницы одна неделя - сплошная бывает, а следующая за ней неделя (седмица) - постная. Этот пост после Пятидесятницы с течением времени превратился в Пост перед праздником Петра и Павла - в наш апостольский пост.
В начале V-го века уже существует Пост перед Рождеством Христовым: сначала в течение 5 дней, затем он увеличился почти до размеров Великого Поста. Но и до сих пор Рождественский Пост - нестрогий, кроме последних пяти дней: последние 5 дней Рождественского Поста - строгие - это более древняя его часть. Остальные 40 дней - нестрогие.
Наиболее поздние посты, по времени их появления, - это Успенский Пост и Пост на Усекновение Главы Иоанна Предтечи. Есть еще 1 однодневный пост, кроме Усекновения Главы Иоанна Предтечи, - это пост на Воздвижение Креста Господня. Но время его установления неизвестно: этот вопрос не исследован.
Итак, существуют многодневные посты и однодневные. Однодневные - это:
- Среда, Пятница весь год,
- Усекновение Главы Иоанна Предтечи,
- Воздвижение Креста.
Многодневные:
"72 Действия благодати просвещающей" - тут тоже много полезного для Вас.
- Великий,
- Апостольский,
- Успенский
- Рождественский.
Домашнее задание: читайте 8-ю главу Типикона о том, когда начинать литургию, в зависимости от праздника: например, в воскресенье положено начинать литургию в 7 часов утра, а в будний день - около 9 часов. У нас сейчас ровно кверху ногами: в воскресенье - к 9 (позже приходят, чтобы отоспаться), а в будние дни - наоборот. Читайте также 32, 33, 34, 35, 36 главы Типикона: о Постах и продуктах.
Мы возвращаемся к теме: