Литургические семьи
Тема: Литургические семьи
Мы будем изучать литургику (т.е. богослужение) Византийского обряда. Что такое “Византийский обряд”?
В течение первых 3-х веков христианства в разных местах формировались разные местные традиции совершения богослужения (для разных областей христианского мира характерны разные анафоры - евхаристические молитвы).
Памятники II-III веков достаточно немногочисленны.
В IV веке Церковь переживает важное изменение: она перестает быть гонимой и христианство становится официальной религией Империи:
- ей не нужно было уже скрывать свое устройство
- значительно увеличилась по численности.
Это привело к тому, что появилась необходимость в создании церковных центров. Они существовали и раньше - и в 3-м веке: Антиохия, Александрия и Рим - были главными городами. В 4-м веке это оформляется уже на правовом уровне: принимаются соответствующие Соборные каноны о возвышении тех или иных кафедр. Церковь организовывалась т.о., что в каждой области есть некий центр, который со временем стал образцом для всех близлежащих епископий, храмов. Соответственно, и богослужение такого Церковного центра стало парадигмой для богослужения всей области. С этого времени м. говорить об устойчивых традициях, существующих в той или иной местности. В науке их иначе обычно называют обрядами. Какие существуют обряды?
I восточные. Все восточные обряды принадлежат к одной из 3-х больших групп:
1. Александрийская: (IV-VI вв.)
Рекомендуемые материалы
- это обряд Александрии и всего Египта - в IV и последующих веках - вплоть до их завоевания арабами. После арабского завоевания греков стало там настолько мало, что они в своем богослужении со временем уподобились остальному греческому миру. Т. о. своеобразная греческая Александрийская традиция умерла; осталась только в памятниках.
Но в Коптской Церкви она существует до сих пор. От Александрийского обряда отделились:
- коптская и
- эфиопская традиции.
Основной анафорой Александрийского обряда была анафора ап. Марка.
2. Анатолийская традиция (более многочисленная) (не путать с Антиохийской - одной из ветвей ее).
- по имени греческого византийского диоцеза Анатоли, границы которого в целом соответствуют границам сохранения этой традиции. “Анатоли” - “Восток”.
В диоцез Восток входили:
- Греция (современная)
- Малая Азия
- Сирия
- Палестина.
(Эту традицию называют Антиохийской неправильно, т.к. Антиохийская - одна из разновидностей данной традиции).
Сюда относятся богослужение:
- Антиохии (или Антиохийский обряд). [Своеобразный грекоязычный Антиохийский обряд до нас не дошел, но он сохранился в Сирийском переводе богослужения сирийцев-монофизитов, который называют западно-сирийским богослужением]. Итак, Сирийская или сиро-яковитская - по разному можно называть.
Основная анафора Антиохии - анафора апостолов, со временем превратившаяся в анафору Иоанна Златоуста. Иоанн Златоуст за основу своей анафоры взял древнюю Антиохийскую анафору апостолов.
- Малой Азии: (в IV в. была). Основную анафору Малой Азии Василий Великий переделал и она превратилась в анафору Василия Великого. И та, и другая существуют в Византийском обряде в настоящее время. Объединившись с Антиохийской малоазийская традиция к кон. IV в. привела к формированию
- Византийского обряда - это богослужение Константинополя, а со временем, и всех греко-язычных православных, а также и всех вообще православных - сейчас.
Византийский обряд - это сложный комплекс, который, в основном, базируется на Малоазийском обряде, частично что-то заимствует из Антиохийской традиции и совсем чуть-чуть - из Александрийской традиции.
Языком богослужебным до IV в. по всей империи был греческий.
Даже латинский язык в богослужение вводится в IV веке (на Западе).
Византийский обряд начинает складываться с V-го века:
- собственно, с 330 г. - даты освящения Константинополя - начинает складываться,
- но как самостоятельная традиция - после Иоанна Златоуста - когда в ней появились 2-е основные анафоры
(для нас анафора - главное): анафора Василия Великого и анафора Иоанна Златоуста.
С этого момента можно говорить о самостоятельной традиции.
Основным отличием обрядов является 1 или 2 традиционные анафоры.
- Традиция Армении - некий комплекс из Малоазийской традиции, на которую повлияла сильно Византийская традиция - существует в настоящее время.
- Традиция Иерусалима - основная анафора ап. Иакова, брата Господня. Когда-то в Грузии служили по древней Иерусалимской традиции, но с XI века грузины служат по Византийскому обряду. Иерусалимская богослужебная традиция в самом Иерусалиме прекратила свое существование в VII веке после нашествия арабов. Но она повлияла на многие традиции - и на армян. - потому что в Иерусалим ездили паломники в большом количестве.
Эти все обряды - как некий большой котел, в котором все перемешивалось, как-то изменялось.
3. Восточно-сирийская традиция - 3-я основная восточная традиция - использовалась христианами восточных областей Антиохийского епископата, а также епископиями, находившимися за пределами империи (и, следовательно, не подчинявшихся Антиохии) - Персидских епископий, т.е. находящихся на территории Персии. Восточно-сирийский обряд - это обряд христианской персии и восточной части Антиохийского патриархата. Православные им давно перестали пользоваться (после того, как арабы опустошили это пространство), но он сохранился у несториан - в богослужении Церкви Востока. (Несториане свою церковь называют Великая Церковь Востока). Основная анафора - апостолов Аддая и Мари. Восточно-сирийская традиция - довольно своеобразная. Существует и в настоящее время. Ассирийцы служат на сирийском, хотя считают, что это арамейский язык. Ассирийцы исповедуют несторианство в настоящее время и некоторые индусы. Ассирийцы считают себя православными. Свое своеобразное богослужение считают национальной особенностью. Восточно-сирийский обряд из всех восточных обрядов сохранил в наибольшей степени древние архаические черты.
От всех этих 3-х основных типов:
- александрийской
- анатолийской
- восточно-сирийской
реально ответвляются (ныне) существующие традиции:
- Антиохийская
- Византийская
- Иерусалимская
Хорошо бы знать основные анафоры:
- апостола Марка
- апостолов (впоследствии переработанная Иоанном Златоустом),
- Каппадокии, переработанная Василием Великим
- апостола Иакова
- апостолов Аддая и Мари.
II Западные обряды: 1) Римо-карфагенская, 2) Галло-испанская группы.
2. Галло-испанская группа:
- галльский (или галикарский) обряд древней Франции
- Испано-мосарабский обряд (Испании):
Мосарабы - это арабоговорящие христиане (после заоевания арабами Испании, Конкиста-Реконкиста - завоевания Испании арабами обратно (много веков арабы отвоевывали Испанию; наконец, отвоевали)
- кельтский обряд (островов Британии и Ирландии)
1. Римо-карфагенская это
- Римский обряд и
- Карфагенский обряд - про него ничего не известно. Это богослужение христиан Северной Африки - территории Магриба (где раньше проживал блж. Августин, Киприан Карфагенский), сейчас там проживают арабы. Творения блж. Августина и Киприана Карфагенского - основные источники, по которым можно судить о Карфагенском обряде. [В Средневековье очень боялись Магриба: оттуда исходила некая военная арабская сила (в сказках западно-европейских появляются магрибские колдуны]. Нет никаких богослужебных текстов этого обряда.
* - Амвросианский обряд - стоит особняком. Его можно назвать Медиоланским (по географическому признаку).
* - Аквилейский (Аквилей был патрирхат в Северной Италии)
Литургия в этих обрядах совершалась по Римскому чину, а все остальное - по галло-испанскому. Поэтому эти обряды своеобразны и стоят особняком.
Римо-карфагенская группа близка к Александрийской - римская месса имеет достаточно большое сходство с литургией ап. Марка.
[Для названия обряда главное - Литургия].
Вместе с этой лекцией читают "5.5 Галицко-Волынская земля".
На востоке: все своеобразные обряды сохранились в переводах, чаще всего - у инославных (монофизитов, несториан...);
православные, несмотря на то, что в начале пользовались разными обрядами, со временем перешли к одному обряду - Византийскому. На западе: не было никаких арабов, которые уничтожали целые провинции (кроме Испании); поэтому существовали достаточно независимо. Однако при Карле Великом происходит унификации богослужения на всей территории империи (он создал Империю Каролингов). Карл Великий хотел сделать так, чтобы во всей его империи служили одинаково, и при нем начался процесс унификации богослужения, а после его смерти - закончился. И все эти обряды были запрещены и не используются. На Западе служат только по Римскому обряду. Как исключение, в Милане разрешают служить по Амвросианскому обряду, в Испании - по испано-насорабскому обряду. Остальных обрядов не существует. Рим подчинил себе весь Запад. Некоторые отождествляют богослужение католиков с Римским обрядом, а богослужение православных - с Византийским. Это не совсем правильно. Есть такая реалия, как православные западного обряда:
- раньше были в Европе; потом их там запретили.
- сейчас они есть в Америке (есть несколько приходов православного западного обряда); они находятся под Антиохийским патриархатом. Они претендуют служить по галиканском обряду, но на самом деле, - это римский, немного измененный, обряд.
Из таблицы видно разнообразие (многообразие) христианских богослужебных традиций. Мы должны уметь ориентироваться в этой таблице, но заучивать мы это не будем.
Обряд Константинополя называют Византийским обрядом (это не совсем корректное название). Византийский обряд (из всех восточных) - наиболее разработанный и, наверное, наиболее совершенный (и красивый!). Вся православная церковь, за исключением нескольких приходов в Америке, пользуется Византийским обрядом. [В самих обрядах самих по себе ничего не м. б. еретического - это древняя традиция, они складывались с самых ранних времен. Еретическое м. б. понимание; какие-то могут возникнуть впоследствии искажений. В самом обряде, как таковом, ничего еретического быть не может].