Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по литургике » Богослужение праздников рождества и богоявления

Богослужение праздников рождества и богоявления

2021-03-09СтудИзба

Тема: богослужение праздников рождества и богоявления

Богослужение других праздников Месяцеслова имеет какие-то особенности, но в целом одно и то же.

Богослужение Рождества и Богоявления - совсем другое, совсем необычное. Вы уже должны были понять, что Рождество - это не просто какой-то день календаря, а некий центр, вокруг которого выстраивается достаточно большое количество памятей. Так Рождество оказывается таким эпицентром. Но Богоявление совсем не вписывается в эту систему. В ней все логично: память младенцев, ... к Рождеству, память обрезания, Сретения. Но почему Богоявление оказывается рядом с Рождеством, и не просто рядом, а прямо ему сопоставляется (богослужение на Богоявление очень похоже на богослужение на Рождество)? Вспомним историю установления праздника Рождества Христова. Когда появляется первое упоминание праздников Рождества и Богоявления в христианской церковной письменности? О Празднике Пасхи, хотя и иудейском, говорится уже в Деяниях; там апостолы отмечают Пасху и Пятидесятницу: Павел спешит в Иерусалим на Пятидесятницу. Пятидесятница - иудейский праздник, но т.к. апостолы отмечали эти праздники, они плавно перешли и в христианство. А с Богоявлением и Рождеством: в Ветхом Завете нет упоминания об этих праздниках. Первое упоминание о праздниках Рождества и Богоявления относится к первой половине III-го века. Об этих праздниках упоминает Климент Александрийский, известный церковный учитель, основатель Александрийской школы (он не святой, не канонизирован). [Кто такой Дидим Александрийский? А Диадор...?] Итак, Климент Александрийский, живший в первой половине III-го века, упоминает, что гностики-василидиане, последователи Василида..., придумали праздник явления Епифании - Богоявление. В чем смысл праздника с точки зрения гностиков? В том, что Христос, по их лживому нечестивому мнению, не был Богом с самого начала. Но после Крещения является Бог во Христе. Такой придумали праздник, поэтому праздновали Крещение. Праздник приобрел популярность. И чтобы не смущать сердце новообращенных, православные вводят свой, альтернативный праздник Явления, но празднуют не только Крещение, а, в первую очередь, Рождество, подчеркивая, что Христос явился как Бог с самого Рождества. Явился миру с самого начала Богом - вот в этом православный смысл праздника. Итак, Богоявление - это, в первую очередь, Рождество - явление Бога в мир. Затем в конце IV-го века, сначала в Риме, а потом под влиянием Рима постепенно на всем Востоке (а в Иерусалиме еще позже - в V-м веке) происходит отделение Рождества Христова - оно переносится с 6-го января (как оно праздновалось с III-го века) на 25-е декабря. Это происходило постепенно, поэтому некоторые церкви так и остались праздновать Рождество с Богоявлением 6-го января, например, Армянская церковь. Когда прошло какое-то время сменилось несколько поколений, и люди забыли, что когда-то это был один праздник, и стали думать, что в праздновании этих праздников в один день есть монофизитство.. Но в этом нет никакого монофизитства, и, наоборот, такое празднование более правильное. Просто исторически так случайно вышло, что монофизитские церкви празднуют эти праздники в один день. Получается, что праздник Богоявления снова празднуют с Крещением - так, как это придумали василидиане. В чем здесь дело? Православная интерпретация - иная. Мы, конечно, не говорим, что Христос является Богом после Крещения. Мы говорим иначе: с одной стороны, это первое явление Пресвятой Троицы, описанное в Евангелии: Бог-Отец провозглашает, Дух Святый под видом голубя сходит на Господа Иисуса Христа и Второе Лицо Пресвятой Троицы - Христос - присутствует в человеческом образе. А кроме того, Крещение - это явление Христа обществу: если в Рождестве Христос явился миру, но только Своим близким, Симеону Богоприимцу, тем, кто Его окружает, а обществу как таковому Он еще не явился, общество еще не узнало о пришествии Мессии. И в этот момент явления Христа общество узнает в Нем Мессию. Это праздник Богоявления, содержание праздника Богоявления. Тесная связь двух праздников, происходящая из их содержания и из того, что первоначально это был один праздник, - сохранилось в богослужении до сих пор и выражается, в первую очередь, в том, что богослужение имеет одинаковый порядок.

Богослужение на праздники Рождества и Богоявления (общие особенности).

1. Перед праздниками бывает... пост. Надо воздерживаться от всякой пищи до вечера.

В этот день отменяется Литургия, а вместо нее... специальные часы. Вечерню и Утреню обычно совершают, а вместо часов и Литургии совершают специальные - Царские (или Великие) - часы. Красивая торжественная служба.

Во второй половине дня по Уставу совершается Праздничная Вечерня (В Москве обычно совершается сразу после часов, поэтому, к сожалению, многие на нее не попадают: все хотят попасть на Праздничное Бдение. Не всем получается ходить утром на Праздничную Вечерню, а жаль, потому что она очень красивая). Праздничная Вечерня:

- читается большое число паремий (не 3, как всегда на празднике, а больше: на Рождество - 8, на Богоявлении - 13.

Всего только 3 праздника есть в году, в которые на Вечерне большое количество паремий. Кроме Рождества и Богоявления, еще на Пасху - в Великую Субботу - на Вечерне читается 15 паремий).

Рекомендуемые материалы

- совершается Литургия Василия Великого (т.к. люди целый день постились, ничего не ели, то на Вечерне можно совершить Литургию). Т.к. Вечерня Праздничная, то Литургия тоже праздничная - Василия Великого.

В эти праздники для большей торжественности совершается Литургия Василия Великого - только на Вечерне, накануне.

- После Литургии вносится свеча. (Мы говорим об общем порядке службы на оба эти праздника). На Рождество свеча символизирует звезду, явившуюся волхвам. Поэтому говорят: до звезды пост. Какую звезду свеча символизирует на Крещении, я не могу вам сказать. Но на Крещении делают также, как и на Рождество. И перед этой свечой - не перед иконой, а именно перед свечой - поется тропарь и кондак праздника. После чего разрешается, наконец, вкушение пищи.

... служится Всенощная. Она состоит не из Вечерни и Утрени, а из Великого Повечерия - окончательная часть Вечерни и Утрени, потому что Вечерня уже отслужена. Поэтому совершается:

- Великое Повечерие

- 2-я половина вечерне, начиная с литии

Рекомендация для Вас - 69. Фотодеструктивные процессы.

- Лития

- стихиры на стиховне и далее - Утреня.

Литургия на сам праздник - это уже вторая литургия, по сути, - Литургия Иоанна Златоуста (для разнообразия). Накануне - Литургия Василия Великого, а на сам праздник - Литургия Иоанна Златоуста. Причем, на Рождество, например, на Литургии читается Евангелие о том, что было уже после Рождества (т.е. не о Рождестве, а о последующих событиях). Таков порядок службы на эти 2 праздника.

Но что будет, если Сочельник попадет на субботу или воскресенье? В этом случае канонические правила запрещают поститься до вечера: по канону в субботу и в воскресенье днем обязательно нужно покушать. Литургия в субботу и в воскресенье совершается. Только 1 раз в году в субботу каноны дозволяют, и даже предписывают, поститься до вечера - это в Великую Субботу. В воскресенье никогда не разрешается поститься до вечера! Если Сочельник в субботу или в воскресенье, тогда что будет? Тогда мы совершает обычное богослужение. Будут песнопения какие-то в честь предпразднства Рождества, но порядок богослужения будет обычный. И Литургия будет обычная (или в субботу, или в Воскресение), она к празднику еще не относится. Потом, во второй половине дня (в Московской практике сразу после Литургии; по Уставу после обеда, после трапезы...) совершается Вечерня - до половины, без Литургии, потому что Литургию нельзя 2 раза служить, тем более, что все уже поели. Итак, совершается Вечерня до (половины) середины. А дальше - ночью - как обычно: Всенощная, состоящая из Великого Повечерия, 2-й части Вечерни и Утрени и Литургии. Так как Литургии Василия Великого не было, а на практике ее нужно обязательно совершить, то служат Литургию Василия Великого. Когда Сочельник в Понедельник, прежде всего в пятницу, то две литургии получается у праздника: накануне - Василия Великого, а в сам праздник - Иоанна Златоуста. Когда накануне - Суббота или воскресенье, то нельзя поститься, поэтому на праздник только одна литургия.

Что происходит с Царскими часами, если Сочельник в субботу или Воскресение? Царские часы в этом случае читаются в пятницу - ближайший постный день, накануне. В эту пятницу Литургии нет: Царские часы с Литургией несовместимы. При этом нет поста до вечера (когда Сочельник в субботу или в воскресенье). В пятницу тогда Царские часы без литургии. В Сочельник - обычный порядок служб. А на праздник - Литургия Василия Великого. Это мы уже разбирали. Я просто вам это напомнил.

Обращаю ваше внимание на то, что это совсем необычный устав. Никакой другой праздник (кроме разве что Благовещения) не имеет такую Всенощную, состоящую из Великого Повечерия и [всего остального]. Никакой другой праздник не имеет две литургии (Это две литургии в 2 разных астрономических дня, т.е. все в порядке. Нельзя совершать две литургии в один астрономический день, а в один богослужебный день можно). Только в Пасху две литургии: в Великую Субботу и в саму Пасху. Там тоже после Вечерни Литургия... Но это праздник Триоди. Богоявление отличается от Рождества не только тем, что 13 паремий на Вечерне (вместо 8), но еще особым чином - Освящением воды. Даже в билетах есть тема: “Освящение воды - Великое и Малое”. Сколько раз, по Уставу, совершается Освящение воды в Богоявление? По Уставу, чин освящения воды совершается 1 раз. В Типиконе вы найдете только одно Освящение воды. Оно происходит после Литургии Василия Великого, т.е. еще в Сочельник - после за амвонной молитвы перед пением “Будет имя Господне...” Почему перед пением “Будет имя Господне...”? Потому что по старой традиции, отраженной в Студийском Уставе, до первого вкушения Святой воды нельзя совершенно ничего есть, даже антидор. А во время 33 псалма раздается антидор. Поэтому - перед 33-ым псалмом, перед вкушением антидора. Причащение, но перед запивкой, как бы, грубо говоря. По Студийскому Уставу нельзя было запивать Святый Дары до того, как люди причастятся Святой воды. Такой был Устав Студийский. Это только 1 раз, на Богоявление. Подчеркнуть важность этого момента. Не вообще всегда, а только в этот момент.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее