Популярные услуги

Освящение воды

2021-03-09СтудИзба

Тема: Освящение воды: Великое и Малое

На богослужении освящение таких символических, отчасти, предметов, как вода на Богоявлении (она символически готовит Крещение Христа в ней; хотя вода освящается реально, но эта символика присутствует) или ветви вайи на недели Вайи, происходит накануне: мы готовим все для события, затем происходит Литургия - Христос приходит к нам в виде Святый Тайн - и затем уже эта вся подготовка не нужна, т.е. вайи освящать после Литургии - бессмысленно: Христос уже пришел; зачем встречать Его с ветками, если Он уже пришел. Есть такая традиция, она очень древняя: освящать воду на Богоявлении дважды. Итак, здесь есть противоречие между Уставом, с одной стороны, и многовековой церковной традицией, с другой. Уже в памятниках XI-XII вв. отмечается, что в одних места совершается 2 освящения, в других - одно. Аргументы сторонников одного освящения: Христос 1 раз крестился. Аргументы сторонников двух освящений: это традиция. И значит, совершается освящение воды дважды - и в России, и в Греции. Хотя время от времени предпринимаются попытки совершать его 1 раз. Например, патриарх Никон однажды за время своего патриаршества совершил освящение воды 1 раз. Царь Алексей Михайлович страшно рассердился, назвал его “собакой”. Так что страсти кипели уже тогда. Во всяком случае, неважно, сколько раз совершается освящение воды. Важно, что различия между этой водой нет. Крещенская, Богоявленская... Я так и не понял, какая из них Крещенская, какая Богоявленская. Страшное суеверие полагать, что есть какое-то различие. Первые упоминания о Великом освящении воды на Богоявлении принадлежат IV веку. Иоанн Златоуст пишет, в частности приводит Типикон пишет: “В этот день, а точнее, в эту ночь, все исходят на источники, черплют воду. Считается, что в полночь вся вода освящается”. Так по мнению Иоанна Златоуста. Когда появился специальный чин освящения воды, сказать пока трудно. Именно чин. Церковная традиция приписывает авторство составления молитвы Великого освящения воды святителю Василию Великому.

Византийская традиция знает 2 освящения воды - это особенность Византийской традиции: никакая другая традиция не знает двух освящений воды. 2 освящения воды знает Византийская традиция и, следовательно, русская, греческая... и т.д., которые отходят от Византийской. Только армяне заимствовали у греков Малое освящение воды, но это только заимствование первоначальная армянская традиция также не знала двух освящений воды - Великого и Малого. Великое освящение воды - это освящение воды на Богоявление, а также при совершении Таинства Крещения. Когда появился этот обычай освящать воду при Таинстве Крещения, сказать трудно. В III веке, он уже существовал. В I веке, по-видимому, нет, потому что “Дидахи” - древнейший христианский памятник, не считая Нового Завета - описывая Крещение водой, ничего об этом не сообщает, говорит просто, что нужно в реке крестить. Достаточно в глубокой древности появился этот обычай - Великое освящение воды. Порядок Великого освящения воды зафиксирован просто в Таинстве Крещения, просто в Требнике и состоит из одной молитвы. Чин Великого освящения воды в Таинстве Крещения состоит из одной молитвы и ее составление приписывают Василию Великому. Как эта молитва, так и другие древнейшие молитвы Великого Освящения воды (сохранилось несколько таких молитв - Александрийского, Сирийского - разного происхождения, не только Константинопольского) имеет структуру Анафоры - главной молитвы христианского богослужения, Евхаристической молитвы. Это можно наглядно увидеть.

- Молитва начинается с прославления Бога: “Велий еся Господи и чудны дела Твоя...”

- Затем идет рассказ о сотворении мира - что напоминает Анафору Василия Великого: “... четырех стихий тварь сочинивый, четырьми временных публей повенчал еси, Тебе трепещут умныя все силы, Тебе поет солнце...” и т.д.

- Затем говорится в славословии ангелов: “Многочитые Херувимы и шестикрылатые Серафимы о престояще облетающе, страхом неприступной славы Твоея покрываются”.

В Анафоре вслед за этим славословием приводится собственно и ангельская песнь из книги пророка Исаии 6-й главы. “Здесь такой песни нет. Но в древнейших свитках она была.

- Потом идет рассказ об искуплении человечества Христом - также, как и в Анафоре. И у Иоанна Златоуста и у Василия Великого есть рассказ об искуплении человечества. также и здесь: “Ты бо Бог неописанный пришел еси на землю зрак раба приим...”

- После повествовательной части также, как и в Анафоре, там идет повествование о сотворении мира, об искуплении, а также о Тайной Вечере. Но в этой молитве ни к чему этот рассказ о Тайной Вечери. И дальше начинается вторая часть - просительная.

Сначала прошение об освящении воды - также, как в Анафоре прошение об освящении хлеба и вина - Святым Духом, т.е. эпиклеза: “... человека... царю прииди и ныне наитием Твоего Святаго Духа освяти воду сию” - призывание Святаго Духа на воду.

Рекомендуемые материалы

Процесс взаимодействия Русской Православной Церкви с органами государственной безопасности в Сибири и на Дальнем Востоке (во II половине XIX – начале ХХ вв.)
Вариант 26А - Кинематический анализ (Угол 60) (Все построения выполнены в Компас 3D)
-12%
Гидравлический расчет гидросистемы комплекса средств обеспечения мобильной доставки питьевой воды населению (48 вариант)
Определить отношение числа молекул водорода, обладающих скоростями в интервале от 2500 м/с до 2600 м/с, к числу молекул, обладающих скоростями от 1500 м/с до 1600 м/с, если температура водорода 273 К. Постройте график зависимости F(u), отметьте (зашт
-50%
Ознакомительная Практика (ОП1) Вариант Н26
вариант 26-В ДЗ ТММ

И ходатайственная просьба о Церкви, о разных нуждах церковных - также, как в Анафоре интерцессия. В молитве на праздник Богоявления - просьба о патриархе, о властях, о разных нуждах церкви. В молитве на Таинстве Крещения - просьба о крещаемом. [К чину Великого освящения воды мы еще вернемся]. Итак, мы видим, что при Великом освящении воды вода освящается не так же, но аналогично Святым Дарам в Евхаристии: освящается само естество воды, оно преображается, становится для нас Великой Агиасмой, т.е. Великой Святыней. Великую Агиасму можно пить только натощак и обращаться с ней, как с великой святыней. Старообрядцы, например, полагают, что если Великая Агиасма упала на пол, то нужно это место вырубить и сжечь - также, как если бы Святые Дары упали на пол, или считают, что если человек очень грешный, то ему нельзя пять святую воду Великого освящения. Старообрядческий перегиб и в Типиконе полемику ведет: говорится, что святой водой даже лошадей кропят, так что... Почитайте Типикон.

Совсем иное происхождение и совсем иной смысл имеет чин Малого освящения воды, неспроста он есть только в Византийском обряде; видимо, он не очень древний, раз он есть только в Византийском обряде. В Константинополе с V-VII вв.: связан с обычаем ходить по Константинополю и его окрестностям с частицей Истинного Древа Креста Христова, того самого, который обрела царица Елена. Большой кусок этого Истинного Древа находился в Константинополе. В конце июля - начале августа вода в водоемах совсем портилась из-за жары: там субтропики, жарко. И со временем поэтому появился обычай ходить (в конце июля- начале августа) в последнюю неделю (седмицу) июля - первую неделю (седмицу) августа по окрестностям, погружать Истинное Древо в воду, чтобы сообщить воде не зловредный, а наоборот, целительный характер. Это не освящение естества воды - Великое освящение, а такое как бы благословение воды Крестом. Так возник даже праздник “Происхождение Честных Древ” - 1-го августа. Они “происходят” - “исходят” из... Софии и ходят с этим Древом по всему городу. Поэтому называется “Происхождение Честных Древ”. Центральным моментом Малого освящения воды первоначально была не молитва какая-нибудь, а сам обряд погружения Креста. Если в Великом освящении воды главной была молитва, то здесь главным был сам акт опускания Креста. Кроме освящения воды Истинным Древом, в Византии практиковалось также Малое освящение воды мощами святых, например, головой. Скажем, Кирилл и Мефодий обретают мощи святого Климента Римского (не Александрийского!), они тут же идут освящать воду (новыми обретенными мощами). Чин в последствии получил называние “Чин омовения мощей” и в Москве, например, практиковался до начала ХХ века - до революции: в Успенском Соборе 1 раз в году, в Великую Пятницу совершался чин омовения мощей. Сейчас забыли про него, а можно было бы его, кстати, возродить. Здесь совсем другой акцент - акцент на погружении святыни в воду. Но со временем чины и Великого и Малого освящения воды как-то приблизились друг к другу. С другой стороны, хотя есть различие, но есть и сходство: все-таки вода освящается и в том, и в другом случае. И стали более или менее похожи друг на друга. Хотя здесь есть коренное идеологическое различие. Неспроста воду Малого освящения можно пить не натощак, а в любое время: использовать для приготовления пищи; а вода Великого освящения - великая святыня: с ней обращаться нужно очень трепетно.

Чин Великого освящения воды на Богоявление включает в себя:

- стихиры “Глас достойно на водах доволен...” (стихиры во время шествия к самой купели)

- читаются 3 паремии, Апостол, Евангелие

- произносится специальная Мирная ектения, во время которой священник читает тайную молитву о своем недостоинстве

- молитва Великого освящения воды (о которой мы уже говорили).

Мы можем заметить, что в Чине Таинства Крещения и в Чине освящения воды на праздник - одна и та же молитва, там только разные окончания

- читается еще дополнительно Главопреклонная молитва, тайная

- и совершается погружение Креста на праздник; хотя в Таинстве Крещения нет погружения Креста, а вода такая же, Великого освящения, получается. Т.е. это не главное в Великом освящении. Но здесь тоже совершается погружение Креста - по аналогии с малым освящением.

- при пении тропаря “Во Иордане крещающегося Тебе. Господи...”

- окропление всех водой

- заключительная стихира

- “Буди имя Господне”, окончание Литургии (Литургия заканчивается). Вот порядок Великого освящения воды.

Теперь порядок Малого освящения воды (в Требнике). По Уставу бывает 1 раз в году, также, как и Великое: 1-го августа, в День Происхождения Честных Древ. В греческой традиции, поздней (но не слишком поздней) Малое освящение воды бывает первого числа каждого месяца (не только 1-го августа), а также в престольный праздник. А в русской традиции - вообще очень часто бывает Малое освящение воды, даже его заказывают. Но в будние дни Великого Поста обычно воду не святят, потому что этот чин радостный такой, торжественный.

Порядок Малого освящения воды состоит из двух частей.

1-ая часть - шествие к реке, т.к. при Малом освящении воды первоначально святили не сосуд с водой, а именно источник или реку, чтоб вода в ней не портилась. Поэтому 1-я часть - шествие. Начинается как обычный молебен:

- начало

- псалом 142

- “Бог Господь”

- тропари на Бог Господь

- затем особые алфавитные тропари, тропари для практикон: первая буква каждого тропаря - это какая-то из букв алфавита, и они идут по порядку алфавита, и притом - греческого алфавита: a, b, g... т.е. 24 тропаря, и даже еще несколько дополнительных тропарей. Это как раз тропари, предназначенные специально для того, чтобы во время шествия их петь, т.е. идти не молча, а петь духовно. Тропари для шествия. Ясно, что когда Малое освящение воды бывает в храме, т.е. шествия нет, эти тропари можно или сократить, как обычно бывает или вообще даже не петь. Они не имеют какого-то значения. Потом, когда люди пришли на источник, священник говорит: - “Яко свят еси Боже наш...”

- поются тропари Малого водосвятия, параллельные тропарям Великого водосвятия “Глас господень на водах...”: “Ныне наста время…”

- Апостол

- Евангелие.

- Мирная ектения (специально порядок приближен к порядку Великого освящения воды)

- Молитва. Но в отличие от молитвы на Великое освящение воды, здесь она на Анафору похожа очень мало: совсем другой порядок, небольшое число имен святых призывается, - в первую очередь разных святых целителей, т.к. вода освящается, чтобы быть целебной, поэтому так много целителей призывается в этой молитве.

- Главопреклонная молитва

- погружение креста - центральный момент чина (в Великом освящении воды молитва - центральный момент чина, а здесь - погружение креста). По Уставу в это время бывает трезвон (во все колокола); в предшествующее время - перезвон колоколов.

- пение тропаря “Спаси, Господи, люди Твоя...” Почему здесь такой тропарь? При чем здесь вода? Потому что это тропарь праздника первого августа, поэтому он здесь поется.

- окропление всех водой при пении стихир святым-целителям

- тропари и стихиры святым-целителям

- окончание Молебна: - сугубая ектения

Рекомендуем посмотреть лекцию "Современные СМИ Китая".

- специальная молитва, заключительная

- отпуст.

Вот это порядок Малого освящения воды. Его вы найдете в Требнике, с. 25-49. Домашнее задание: 1) прочесть молитву Великого освящения воды и 2) просмотреть чин Малого освящения воды.

Теперь скажем несколько слов об обычае освящать предметы через окропление - очень распространенном в Русской Церкви обычае. В русской церкви принято через окропление освящать: иконы, кресты - все, что угодно, даже автомобили. Откуда такой обычай? Греки такой обычай не знают. Греки кропят святой водой на Богоявление дом, потому что праздник такой: можно дом кропить; и используют святую воду, когда освящают колодец, потому что можно ее туда налить, больше в колодец ничего не положишь. А иконы греки либо вообще не освящают, либо помазывают святым миром. А некоторые предметы греки вообще не освящают, например, нательные крестики не освящают, потому что свят образ, а не материальная сторона. А у нас освящают водой. Откуда такой обычай? Обычай проник в русскую церковь под влиянием Украины, в XVII веке, - в первую очередь, под влиянием Петра Могилы, его Требника. А в Требник Петра Могилы, и вообще на Украину, этот обычай попадает под влиянием ... католической практики, это католический обычай: католики все освящают, не только иконы и кресты - все, что можно: сыр, пиво, электростанцию и многое другое. У них в Требнике есть такие чины: “Освящение электростанции”, причем меняются... на уголь, на газ. Они все освящают через окропление водой. Но обычай прижился, и ничего плохого, наверное, в этом нет: раз церковь восприняла этот обычай, значит все в порядке. Вопрос только один: какой водой нужно освящать - Великого освящения или Малого? Мне кажется, что все-таки Великого освящения, только она предназначена именно для освящения (а не Малого). Наверное, это тоже не принципиально, но мне кажется так более логично.

Что делают с водой, остающейся после Таинства Крещения? Ее выливают в непопираемое место - это нашло отражение в нашем Требнике; не просто куда-то выливают, а в непопираемое место (например, в речку, т.к. ее нельзя попрать, кто же ходит по речке?).

Вода Великого освящения.  Про воду малого освящения вообще нет никаких правил: ее освятили в реке и все. Речь идет про воду Великого освящения, в праздник Богоявления или в таинстве Крещения. Если затухнет вода после праздника Богоявления, ее надо выливать в непопираемое место. Также как и Святые дары, если они заплеснеют, их надо выкидывать в непопираемое место. Есть небольшая тонкость. Греки, когда служат по новому стилю, у них 6 января - это наш Сочельник Рождества. В Иерусалиме служат по-гречески. Пасха у всех одинакова. А Месяцеслов у них по новому стилю.  [Положено в праздник Богоявления окропить квартиру. При этом никаких молитв не надо читать, кроме тропаря Богоявления. Но это не будет освящением квартиры. Это разные вещи: окропление и освящение квартиры].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5155
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее