Сретение Господне
Тема: Сретение Господне
Впервые упоминается в памятниках о богослужении Иерусалима конца IV века, в первую очередь, в “Паломничестве” Егерии. Известное “Паломничество”: благочестивая дама по имени Егерия (западная дама) совершила паломничество по святым местам Палестины, в первую очередь, Иерусалима. Она подробно описала, как смогла (все-таки она была не литургистом, а женщиной западной), и ее свидетельства очень важны для истории богослужения в Иерусалиме в конце IV века. “Паломничество” Егерии - знаменитый текст. В старом русском переводе, не очень удачном: там есть ошибки, она неправильно названа Сильвией Аквитанкой. Давным-давно уже ученые доказали, что это не Сильвия Аквитанка, известная в то время дама, а Егерия. Итак, Иерусалим, конец IV века - первое свидетельство. Какого числа праздновали Сретение, как вы думаете? Мы празднуем: не 15 февраля (т.к. это новый стиль), а 2-го февраля (по старому стилю). В Иерусалиме в конце IV века Сретение праздновали на 40-й день после Рождества. Теперь вопрос: какого числа праздновали Рождество в Иерусалиме в конце IV века? Мы говорили, что в Иерусалиме до V века праздновали Рождество вместе с Богоявлением - 6 января. Значит, Сретение праздновали на 40-й день после 6 января, на две недели позже, чем мы теперь празднуем. Но когда Рождество перенесли, то, естественно, и Сретение перенесли. Праздник Сретения праздновался чрезвычайно торжественно в Иерусалиме в конце IV века - как очень большое торжество. Со временем его стали праздновать повсюду, в том числе и на Западе. Но на Западе праздник получил название Сретение Божией Матери - Симеон встречает Божию Матерь в храме; праздник получился как Богородичный. И такая двойственность - с одной стороны, Господский, с другой - Богородичный - сохранилась в Православном богослужении до наших дней; праздник двойственный: в большей степени Богородичный, отчасти только Господский. Почему праздник Сретения скорее Богородичный? Первое, самое главное отличие Господских праздников - отмена воскресной службы при совпадинии с воскресением. Если Сретение - в Воскресение, воскресная служба не отменяется. Т.е. это никак не может быть Господским двунадесятым праздником; это Богородичный двунадесятый праздник. Но, с другой стороны, на Сретение есть антифоны Изобразительные, и есть Входное. На отдание литургичное чтение не повторяется - как в Господский праздник. Тропарь праздника Сретение обращен к Божией Матери: “Радуйся, Благодатная Богородице Дево...”, а кондак обращен ко Христу: “Утробу Девичу освятил Рождеством Своим... Христе...”. Тоже двойственная природа: отпустительный тропарь - Божией Матери, а кондак Христу. Праздник: с одной стороны, Богородичный, с другой стороны, Господский. Поскольку Сретение уже на грани начала Триоди находится (в этом году Пасха очень поздняя, и до Триоди еще далеко: Сретение - в пятницу, а ... через Воскресение. В другие годы Сретение может попадать на Воскресение, подготовительное к Посту, может попадать на Масленицу, может вообще попасть на первый день Великого Поста - на Понедельник первой седмицы. Соответственно этому, меняется попразднство. Попразднство праздника Сретения имеет разную длину. В этом году - максимальную ... длину, потому что дальше, после него ничего не наступает. А если, например, Сретение в пятницу, на Масленицу, - через 3 дня уже Великий Пост, то соответственно попразднство сильно сокращается. Попразднство Сретения имеет переменную длину, в зависимости от наступающей пасхи. Очень редко Сретение попадает на Понедельник первой седмицы Великого Поста, но все-таки попадает. По старому Уставу в этом случае все равно совершалась Литургия - праздник не переносился на Воскресение. По послениконовскому Уставу праздник этот переносится на день раньше (такой случай будет через несколько лет, кстати) - на Воскресение, т.е. праздник этот получается на 39 день по Рождестве, - что с богословской точки зрения достаточно сомнительно, что важнее: соответствие точное Евангелию или день как день Поста, даже путь и Понедельник. Сретение, кстати, не отменяет пост в среду и пятницу, т.е. разрешается рыба, но не отменяется: мясо, молоко не разрешается. Господские праздники отменяют пост. Библейские чтения на праздник Сретения, паремии: паремии из книги “Исход”.
1) первое чтение из “Исхода”, где повествуется об установлении Господом Ветхозаветной заповеди о посвящении первенца мужского пола Богу. Почему Богоматерь пришла в Храм? Потому что Христос - ее первенец мужского пола, и она обязана была по Закону посвятить Его Господу. Поэтому Она и пришла в Храм на Сретение. Если бы Он был не первенец Она уже не должна была приходить на 40-й день, только обрезать Его должны были - и все. Это первенец мужского пола, поэтому читается чтение из “Исхода” о посвящении первенцев.
2) второе чтение пророка Исайи (6-я глава) - знаменитое видение пророка Исайи, где ему являются (в храме Иерусалимском) Господь страшный и ангелы, которые воспевают Господа, поют: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, Господь Бог Сил (небесных)». Это популярная церковная песня “Свят, Свят, Свят...”. Она вошла и в Литургию в этом виде (“Свят, Свят, Свят...”), и в Трисвятое она вошла в немножко измененном виде: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас”. “Святый” - это перевод по-русски; на самом деле это перевод неправильный. Правильный перевод был бы: “Свят Бог, Свят Крепкий, Свят Бессмертный...”. Эта церковная песня “Свят, Свят, Свят...” и в других вариантах вошла в церковное богослужение. Почему читается такое чтение на Сретение? Сюжет видения: Исаия приходит в Храм Иерусалимский и видит там страшного такого Господа. А на Сретение что происходит? То же самое. Симеон приходит в Храм и видит там совершенно другое: видит Господа в таком смиренном виде. Т.е. то же самое явление Господа, в том же самом Храме - не где-то, а в том же самом месте; Исаия и Симеон находятся в одном и том же месте, но Исаия видит Славу Божию, ужасную, страшную, а Симеон видит Христа в таком “рабьем зраке”.
3) третье чтение - из Исайи: пророчество о том, что “Господь грядет в Египет”. Почему? Потому что после Сретения святое семейство удаляется в Египет - это мы знаем из Евангелия: после Сретения Божия Матерь Иосиф и ... бегут в Египет. Бегут не сразу после Сретения. Здесь не так важно, насколько сразу после Сретения, но во всяком случае - после Сретения. Не могло быть до Сретения: Было бы странно, если бы они бежали в Египет, потом вернулись. псалом на Сретение - наполовину Богородичный, наполовину все-таки посвящен Сретению: “Свят храм, то дивен...”. Очень важно заметить символизм Сретения: храм - это сердце Ветхозаветной религии, а Господь - сердце Новозаветной религии. Вот так две религии встречаются (44 псалом - это обычный псалом на праздники Божией матери). Канон - Косьмы Маюмского, великого песнописца. Обычно на такие большие праздники бывает 2 канона - Косьмы и Иоанна Дамаскина. Здесь - только Косьмы. Чтение на Литургии: прокимен - Божией матери, Аллилуйя - Христу. Опять двойственный: Прокимен Богородичный: “Величит душа моя Господа...”. Апостол: чтение из “Послания к евреям”, где говорится, что священство Мелхиседека выше священства Аарона, и доказывается это так: Аарон произошел от Авраама, а Мелхиседек благословил в свое время Авраама; Авраам ему дал в ответ десятину. Значит, Мелхиседек выше Авраама (раз он его благословил) и значит, выше Аарона (поскольку Аарон - от Авраама). Тем самым священство Мелхиседека выше священства Аарона. Зачем читается это чтение на Сретение? При чем здесь Аарон? Понятно, Христос - священник почину Мелхиседекову. Священство Новозаветное - священство Христа. Что произошло при Сретении? Что сделал Симеон при Сретении? Что он должен был по Закону сделать? Он должен был прочитать благословение. Он это и сделал. Поэтому читается чтение. Вроде бы Симеон благословил Христа, на самом деле Христос благословил Симеона. Таким образом произошла смена священства. Вот почему читается чтение Симеон - священник по чину Аарона. Христос - по чину Мелхиседека, священство вечное. Евангелие от Луки - сам рассказ о Сретении Господнем. Если вы захотите почитать о празднике Сретения, то есть такая книга Рубен “Сретение Господне”.