Последование 3-го и 6-го часа
Последование 3-го и 6-го часа
На 3-м Часе (который соответствует у нас 9-му часу утра) воспоминаются события из последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругание над Ним и бичевание Его после Суда у Пилата.
Кроме того, 3-й Час посвящен воспоминанию события сошествия Св. Духа на Апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. "Сие же размышляя, - повелевает Учительное известие священнослужителю, - прилежно Богу да молится - яко да подаст и ему Духа Святаго, яко же и Святым Апостолом", сообразно с этими воспоминаниями избраны и псалмы для 3-го Часа:
16-й - "Услыши, Господи, правду мою...",
24-й - "К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...",
50-й - "Помилуй мя, Боже...".
В 16 и 24 псалмах изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов: "Изгонящии мя ныне обыдоша Мя..." (Пс. 16, 10). В 50-м псалме - раскаяние в грехах и молитва о ниспослании нам Св. Духа: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей..." (Пс.50).
На 6-м Часе (который соответствует у нас 12 часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Соответственно этим воспоминаниям избраны и псалмы:
53-й - "Боже, во имя Твое спаси мя...": пророчески указывается на предательство и
Рекомендуемые материалы
54-й - "Внуши Боже, молитву мою..." страдания Спасителя
90-й - "Живый в помощи Вышняго..." благовествует о надежде и уповании на Бога.
Богослужения, совершаемые в 3-й и 6-й часы, освящены самими апостолами. Из книги Деяний мы узнаем, что свв. апостолы время 3-го и 6-го часов считали временем молитвы (Деян. 2,15; 10,9).
Приготовление священнослужителей к совершению Божественной литургии
Св. Православная Церковь особенно строго требует, чтобы священнослужители достойно "приуготовляли" себя к совершению ими святейшего таинства Причащения.
Служение священником литургии без приготовления, хотя бы даже и при соборном служении, ни в каком случае не допускается, не следует этого допускать даже и для диаконов[1].
В физическом отношении от совершителя таинства требуется, чтобы все тело его было чисто, одежда - не рваная, прилична и опрятна, лицо и руки вымыты, голова причесана, ногти обрезаны, усы подстрижены, зубы вычищены еще с вечера. Если нужно "измыть" уста утром, то следует делать это с большой осторожностью, чтобы не проглотить воды, что, впрочем, в случае нечаянности, не может служит препятствием к приобщению (Уч. изв.; сравни 16 пр. Тимофея Александр.).
В духовном отношении от готовящегося к совершению таинства требуется, чтобы он возбудил в себе молитвенное настроение и приобрел искреннее желание совершить Св. Таинство и причаститься Христовых Тайн. Для этого священнослужители обязываются выполнить так называемое "правило", положенное Уставом перед совершением Литургии.
Священнослужитель, готовящийся к совершению литургии, должен:
1. Совершить или выслушать вечерню и утреню. (Для священника должны быть прочитаны тайные светильничные и утренние молитвы, диакону их читать не нужно).
2. Вычитать определенные каноны, положенные на каждый день:
а) Спасителю.
б) Божией Матери.
с) "Дневной".
д) Св. Ангелу Хранителю.
Спасителю | |
воскресение понедельник среда суббота | Канон Иисусу Сладчайшему |
Божией матери | |
воскресение понедельник вторник четверг пятница | Канонон молебный ко Пресвятой Богородице: «Воду прошед…» |
среда | канон Одигитрии |
суббота | канон Акафиста (неотложно) |
Дневной | |
понедельник | Архангелам и Ангелам |
вторник | Предтечи |
четверг | Св. Апостолам и свт. Николаю |
суббота | Всем святым |
Св. Ангелу Хранителю на каждый день (только в понедельник – по желанию) |
3. Канон и молитвы ко Святому Причащению. Если кто по каким-либо причинам, независящим от него, не может выполнить всего правила, то обязан дочитать его после литургии, но молитвы ко Причащению непременно должны быть прочитаны перед литургией.
Кроме этого, от готовящегося к совершению литургии требуется, чтобы он соблюдал себя от всего того, что может препятствовать ему совершать св. Таинство, это:
1. запрещение в служении от архиерея,
2. смертный грех на душе,
3. вражда,
4. вкушение пищи после полуночи,
5. женатый священник должен накануне воздержаться от супружеских отношений,
6. препятствием могут также послужить особые состояния духа, которые священник должен стараться искоренить.
а) уныние,
б) тоскливость.
наконец,
7. осквернение во сне.
В последнем случае, если священнослужителю совесть подсказывает, что виноват в этом он сам (дал повод накануне скверными мыслями или разговорами, неумеренностью в пище или излишним сном) без исповеди не должен приступать к совершению таинства. Напротив, если совесть ни в чем не укоряет, а искушение последовало от сатаны, то при необходимости без предосуждения может приступать к священнодействию (4 пр. св. Дион. Александр.), предварительно прочитав правило от осквернения.
Как должен поступать при совершении литургии диакон, служащий без приготовления
1. Он не выходит со священником перед царскими вратами для чтения входных молитв.
2. Не берет обычного начала у священника перед "Благословенно Царство", а только тихо произносит: "Благослови, владыко", и, получив благословение, целует руку священника, и выходит на амвон для произнесения: "Благослови, владыко" и ектении.
3. После Великого входа не обращается к священнику за молитвою о себе, равно также и священник к нему (ибо это касается общего служения, в котором нужна взаимная молитва), а только таким образом, как и при начале Литургии, испрашивает бпагословение, говоря: "Благослови, владыко", и, поручив благословение, отходит на свое место для дальнейшего священнослужения.
Обратите внимание на лекцию "8.4 Приспособление (уступка, коллаборационизм)".
4. При возгласе священника: "Победную песнь ... " - диакон не поднимает звездицы, вместо него делает это сам священник.
5. При освящении св. Даров не подходит к св. Трапезе и не поднимает св. Дары при возгласе: ''Твоя от Твоих...", а только по освящении св. Даров совершает каждение во время "Достойно есть''.
6. Не выносит св. Даров и не возглашает: "Со страхом Божиим..."
"От такого образа действования, как установившегося у нас по требованию чувства благоговения к великому и страшному священнодействию, не следовало бы отступать никому из диаконов, без надлежащего приготовления участвующих в совершении Литургии"[2].
[1] См. Булгаков, Наст. книга, с. 707.
[2] (Рук. д.с.п. 1888, 16, Ц. В. 1890, 44. Ряз. E. В., 15) См. об этом прот. С.Булгаков, Настольная книга свящ.- цер.служ. Киев, 1913, изд. 3-е, стр. 914-915).