Популярные услуги

Вседневная утреня

2021-03-09СтудИзба

Вседневная утреня

Чинопоследование /до канона/

Священник, облачившись в епитрахиль и фелонь[1], отвергает завесу царских врат и, взяв кадило, произносит возглас: "Бла­гословен Бог наш..." Если в служении участвует диакон, то завесу отверзает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста (Типикон, 23 гл.).

Чтец: "Аминь". "Приидите, поклонимся"[2] (трижды) и далее читает псалмы: "Услышит тя Господь в день печали..." (Пс. 19-й), "Господи, силою Твоею..." (Пс. 20-й). Затем "Слава, и ныне", "Трисвятое", "Отче наш..." и тропари: "Спаси, Господи, люди Твоя...", "Слава"... - "Вознесыйся на крест волею...", "И ныне" - "Предстательство христиан непостыдное...".

Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение. О каждении в начале утрени в Типиконе говорится: "Иерей, став пред св. трапезою и сию покадив, глаголет: "Благословен Бог наш" (отверзаяй прежде и завесу) и кадит св. тра­пезу крестообразно и весь жертвенник; и исходит северною стра­ною и кадит св. иконы, и предстоятеля, и вся, яко обычай" (Типикон, 9 и 22 гл.), подобно тому, как в Ветхом Завете запо­ведано было Богом, "да кадит Аарон над ним (над кивотом) фи­миамом, сложенным благовонным, рано рано" (Исх. 30,7). После каждения священник входит в алтарь "южною страною", т.е. дверью, и кадит престол.

Эти псалмы "глаголются в монастырях косно (медленно), за еже кадити священнику братию всю" (Часослов). В приходских церквах псаломщик должен читать псалом тоже медленно, сообра­зуясь с каждением священника. "Долженствует же, - говорится в Типиконе, - внимати чтец и священник, егда имать рещи: "Яко Твое есть царство..." быти ему посреди храма" (Типикон, 9 гл.).

По окончании чтения священник произносит сокращенную су­губую ектению: "Помилуй нас, Боже..." (Ектению произносит в алтаре пред престолом с кадилом в руках, см. Типикон, 9 гл.). После возгласа: "Яко милостив..." священник в алтаре пред престолом, начертывая кадилом крест, возглашает: "Слава Свя­тей, и Единосущней..."

От недели Фоминой до отдания праздника Пасхи во все эти дни утреня начинается возгласом: "Слава Святей..." Хор: "Аминь" и затем поет: "Христос воскресе..." (трижды, косно). В неко­торых храмах, но не везде священник в это время совершает каждение алтаря и всего храма. После этого читается шестопсалмие, обязательно среди церкви.

Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов, именно: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Оно предваряется следующими литурги­ческими текстами: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Это ангельское славословие читается трижды. Затем дважды произносится стих из 50 псалма: "Госпо­ди, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою". После этого следует чтение первых трех псалмов шестопсалмия (т.е. 3,37 и 62).

Рекомендуемые материалы

Эти три псалма сопровождаются славословием: "Слава, и ны­не". "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (триж­ды), "Господи, помилуй" (трижды) и "Слава, и ныне". После этого читаются остальные три псалма шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142). Они заключаются текстами: "Слава, и ныне" и "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды).

Во время чтения трех последних псалмов священник выходит на солею и пред царскими вратами с непокрытой головой читает, тайно утренние молитвы. (Молитвы эти находятся в Служебнике, всего их двенадцать).

После шестопсалмия следует великая ектения: "Миром Госпо­ду помолимся". После великой ектении диакон произносит "Бог Господь..." со стихами. Хор поет: "Бог Господь... (4-жды) на глас следующего за ним тропаря.

Если священник служит без диакона, то великую ектению и "Бог Господь" со стихами произносит он пред царскими вратами, затем он входит в алтарь южною дверью, поклоняется престолу и становится на своем месте. Если в служении участвует диакон, то указанная ектения и проч. произносится диаконом.1

После "Бог Господь" поются тропари. Они поются в следую­щем порядке:

1. если служба святому, имеющему шестеричный знак (или без знака), не совпадает с субботней службой, а также с попразднством и предпразднством, то поется тропарь святому (2-жды), а на "Слава, и ныне" - Богородичен (по гласу тропаря) из IV приложения Минеи.

2. Если в Минее находятся тропари двум святым, то тропарь первому святому поется дважды, на "Слава" - тропарь другому святому - (один раз) и на "И ныне" - Богородичен по гласу "Славы".

3. Если служба святому совпадает с субботой, то тогда Бо­городичен поется воскресный по гласу "Славы".

4. Если же служба святому совпадает с предпразднством или попразднством, то тогда Богородичен совсем не поется, а поют­ся тропари таким образом: дважды поется тропарь празднику. "Слава" - святому, "И ныне" - празднику.

После пения тропарей следует стихословие 2-х или 3-х рядовых кафизм (См. Типикон, 17 гл.). После каждой кафизмы, если память святого (шестеричного или вовсе без знака) сов­падает с субботою, предпразднством и попразднством, полагает­ся малая ектения. Если служба святому не совпадает с этими днями, то ектения между кафизмами не полагается и чтец закан­чивает кафизму: "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" (трижды),1 "Господи, помилуй" (трижды). Далее читается седален.2

Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди.

Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпаде­нии праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празд­нествам. В этом случае одни седальны читаются или поются пос­ле кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3-й песни канона (см. Типикон 9, 24 февр.; 23 апр.; 8 мая и др.).

После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.

Канон состоит из 9 песней. Первый стих каждой песни назы­вается "ирмосом", т.е. "связью" - образцом для других стихов, за ним следующих, которые называют "тропарями". Число тропа­рей бывает различно.

Выражение: "Устав предписывает читать канон на 16, на 14, на 12, на 8, на 6, на 4" - является указанием для исполнения. Выражение: "Канон на столько-то" означает, что тропари долж­ны быть исполнены столько раз, чтобы составить указанное число. Для этого тропари повторяют или же вводят тропари второго и третьего канона. Такое соединение мотивируется совмещением на одной службе нескольких празднований. Глава 11-я Типико­на содержит правила, как соединять между собою различные ка­ноны.

Соединением между тропарями и соответствующей песнью яв­ляются ирмосы. Для пения ирмоса иногда оба лика сходились на средину храма. Отсюда этот ирмос и получил название "ка­тавасия" - "схождение".

В самые великие праздники катавасия состоит из начального ирмоса. В другие праздники, в том числе и в воскресенья, ка­тавасией служат ирмосы другого "сродного или близкого" празд­ника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она поется после 3, 6, 8 и 9 песен. В Великий пост катавасия иногда заменяет собой ирмос, т.е. ирмос поется только в каче­ство катавасии. В Типиконе, в 19 гл. имеется специальное ука­зание о порядке пения катавасий на весь год.

После 3, 6 и 9-й песни канона полагаются малые ектении с соответствующими возгласами священника. Кроме того, эти же песни (т.е. 3, 6 и 9-я) сопровождаются: 3-я - ипакои и седальном, 6-я - кондаком и икосом; 9-я - светильном и экзапостиларием.3

Во время чтения 8-й песни канона диакон кадит сначала весь алтарь, затем кадит иконостас и по окончании пения ка­тавасии становится пред образом Божией Матери и возглашает: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим" (Типикон 2 гл.) Хор поет: "Величит душа моя Господа..." Диакон продол­жает совершать каждение (кадит хор, молящихся и весь храм).

В двунадесятые праздники, их отдания, а также некоторые другие дни поются особые припевы, начинающиеся словами: "Ве­личай, душе моя..." Об этом подробно изложено в 20-й гл. Ти­пикона: "О еже, когда поется Честнейшая и когда не поется".

После 9-й песни, если совершается вседневная служба поет­ся "Достойно есть...", а затем - малая ектения.

Малая ектения произносится священником в алтаре, а диаконом перед царскими вратами.

После ектении положен светилен или экзапостиларий. В Типиконе есть особая глава (16-я): "О светильнах на утрене. По 9-й песни, после "Достойно", како глаголются в седмице, кроме недели". В этой главе указывается, в каком поряд­ке поются светильны Октоиха и Минеи. Так, в седмичные дни, кроме субботы, поется вначале светилен Октоиха, а потом на "Слава" - светилен Минеи, на "И ныне" - "Богородичен", а в среду и пятницу - Крестобогородичен Октоиха. В субботу же вначале поется светилен Минеи, а потом на "Слава" поется све­тилен Октоиха, на "И ныне" - Богородичен.

Но светилен Октоиха опускается, если совершается праздно­вание святого с великим славословием, полиелеем, всенощным бдением, и тогда поется светилен только из Минеи или Триоди.

Когда на утрене поется полиелей, тогда светилен или экза­постиларии имеют отношение к читаемому на утрене Евангелию. Таковы, например, экзапостиларии воскресные (Октоиха), число которых, как и утренних воскресных Евангелий, одиннадцать.

Вслед за светильном-экзапостиларием читаются псалмы. Эти псалмы называются "хвалитными''. "Хвалите Господа с не­бес..." (148 Пс.), "Воспойте Господеви песнь нову..." (149 Пс.) и "Хвалите Бога..." (150 Пс.).

К этим псалмам прибавляется вседневное славословие. Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрене. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмерт­ный, помилуй нас". Славословие, которое читается, оканчивается словами молитвы: "Сподоби, Господи, в день сей..." (см. Часос­лов и Следованная Псалтирь).

Далее диакон или священник произносит просительную ектению: "Исполним утреннюю молитву нашу Господеви"... "Главы наша..."

После возгласа священника хор поет стихиры на стиховне. Стихиры на стиховне поются из Октоиха особые на каждый седмичный день (Типикон, 9 гл.). В субботу на стиховне поются те стихиры, которые положены в Октоихе на хвалитех.

После пения этих стихир чтец читает: "Благо есть исповедатися Господеви", "Трисвятое", "Отче наш...". После воз­гласа священника поется тропарь с Богородичным, называемый отпустительным, устав пения которого во многом одинаков с уставом пения отпустителъных тропарей на вечерне. Оба эти устава излагаются вместе во 2 гл. Типикона, где и можно ви­деть сходство и различие их.

Во все седмичные дни поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи (один раз).

Если же случится два святых, из которых каждому положен тропарь из Минеи, то вначале поется тропарь первого святого, а на "Славу" поется тропарь другого святого.

Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи - по чину, или лику святого.

Если в седмичные дни случится предпразднство или попразднство, то после тропаря святому поется тропарь предпразднства или попразднства. Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется один тропарь предпразднства или попразднства (Типи­кон, 52 гл.).

После тропарей произносится сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже..." Затем: "Премудрость".

Хор: "Благослови".

Свя­щенник: "Сый благословен Христос Бог наш..."

Хор: "Аминь. Утверди, Боже..." и далее чтец читает первый час.

Символика и история песнопений Утрени /до канона/

Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. "Утро" для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро, застало человека во грехах. И Сам Спаситель начал Свое служение роду человеческому с проповеди покаяния. Вот почему на утрене, после евангельского гимна "Слава в выш­них Богу..." сразу же следует исполненные покаянной скорби и сокрушения псалмы шестопсалмия.

Во время шестопсалмия, по Уставу, свечи "погашаются" для того, чтобы со вниманием слушать читаемое, чтобы "очи наши" не развлекались ничем внешним, и мы были бы "обращены внутрь своей души".

Наступившая при этом темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришел на землю Спаситель, прославленный ангельским пением: "Слава в вышних Богу..." (Лк. 2, 14), в которую вифле­емские пастыри во мраке ночи "текли" в пещеру к Богомладенцу и в сумраке беседовали при яслях Его (Лк. 2, 15-18). Эта тьма приводит на память ту темноту, при которой Моисей беседовал с Богом - "вниде во мрак" (Иcx. 20, 21). Затем темнота ночи изображает и ту ночь, среди которой Господь явится второй раз - судить живых и мертвых.

Среди полной тишины раздается молитва, дважды повторяе­мая, о том, чтобы Господь отверз уста читающему, т.е. дал силу и власть его словам: "Господи, устне мои отверзеши..." Затем следуют псалмы, исполненные покаяния и скорби.

В наступившей в храме темноте катятся волны молитвен­ных псалмов, проникнутых глубочайшей печалью (Псалмы 87 и 142) и являющихся в то же время пророчеством о страдании Самого пришедшего на землю Спасителя, ибо Он "взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис. 53, 4). Здесь темнота храма соответствует тьме смертной ночи.

О настроении, с которым следует слушать шестопсалмие, в Типиконе говорится: "Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы с благо­говением и страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседую­щие и молящиеся о гресех наших" (9 гл.). И еще: "Глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся (не торопясь), и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути, но со страхом Божиим стояти, яко Самому Богу беседующе невидимо..." И далее говорится о том, что подобает "внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенных персем (с руками, прижатыми к груди), главы же преклонены, очи иму­ще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гре­сех наших, поминающе смерть и будущую муку, и жизнь вечную" (Понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Во время чтения трех последующих псалмов шестопсалмия (т.е. 87, 102 и 142) священник выходит на амвон и становит­ся пред царскими вратами и с открытою главою читает "Утрен­ние молитвы", аналогичные по своему смыслу светильным молитвам вечерни. "Как на вечерне, - говорит архиепископ Вениамин, - во время чтения священник один про себя читает светильничные молитвы, изображая Ходатая Христа Сына Божия, так точно и в начале утрени тот же священник, после трех псалмов шестопсал­мия, начинает читать пред святыми дверьми "Утренние молитвы" один и про себя, показывая такое же ходатайство об исполнении моления, содержащегося в шестопсалмии".[3]

Очень важно отметить, что священник, изображающий Хода­тая Христа, выходит ко времени начала чтения самого скорбно­го, наполненного смертной горечью псалма 87-го. Этим изобра­жается то, что Христос услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в этом псалме, а также в заключительном 142-м.

Текст "Слава в вышних Богу..." издревле входил в бого­служение. Этот текст мы видим в литургии Апостольских Постановлений.

Уже св. Венедикт предписывает начинать утреню сти­хом "Господи, устне мои отверзеши..." В древности утреня начи­налась одним 62 псалмом (Псевдо-Афанасий "О девстве", IV-V вв.). Потом под влиянием монашеских уставов количество псал­мов быстро возросло до 12. Впоследствии в монастырской прак­тике келиотов возникла необходимость в уменьшении количества псалмов под влиянием песенно-храмовой практики исполнении их. Господствовавшее ранее число 12 было сокращено до 6, которое стали называть шестопсалмием. Это произошло сравни­тельно рано, так что об этом есть упоминание уже в древнейших Иерусалимских уставах. О шестопсалмии также упоминает св. Бе­недикт Нурсийский. В настоящем виде оно упоминается в VII веке в описании Синайской утрени.

После окончания шестопсалмия произносится "Великая ектения", выражающая прошения и надежду на то, что явившийся на земле Ходатай, Спаситель, рождение Которого прославлено в начале шестопсалмия, исполнит все прошения, о которых гово­рится в этой ектении.

После этой ектении диакон или священник возглашает славу пришедшему Спасителю в словах прокимна: "Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне". Этим исповеду­ется пришествие на землю Господа и продолжается прославление Его пришествия, воспетого ангельским славословием во вступ­лении к шестопсалмию.

Затем произносятся особые стихи, пение и чтение которых отличается праздничным торжеством и радостью. В ознаменова­ние этой радости зажигаются свечи. Симеон Солунский так объ­ясняет этот момент богослужения утрени: "Иерей тотчас, сотво­рив перед Богом утренние молитвы, по окончании шестопсалмия молится о всех, говоря мирную ектению (т.е. "Миром Господу помолимся"). И в то время зажигаются свечи, в ознаменование того, что слава Господня осияла их. Потом громогласно, в подражание славословию ангелов, поется "Бог Господь", ибо Христос, как Бог, явился нам во плоти во имя Господа Отца Своего и Себя Самого (плотское Его пришествие изображает ночь).

Поелику Он родился ночью, так как нам, сидящим во тьме и сени неведения, явился "Свет великий Божий", по словам Исаии, то и мы, находясь в житии сем, как в ночи, ожидаем, что вожде­ленный Жених наших душ придет к нам среди ночи".1

Архиепископ Вениамин прибавляет к сказанному: "Поелику Христос родился ночью и ночью же придет опять, то стих "Бог Господь", прославляющий два Его пришествия, поется всегда ночью, т.е. на утренях, а не в других дневных славословиях; а если и поется на молебнах и на некоторых других дневных службах, то потому, что эти службы суть те же всенощные".2

После пения "Бог Господь" - поются тропари. Тропарь, в котором прославляется праздник, как бы на конкретном примере раскрывает сущность и силу слов "Бог Господь".

Затем стихословятся две или три кафизмы. Сидение за ка­физмами возникло из древней подвижнической практики, когда в течение суточной службы прочитывалась вся Псалтирь. Об этом имеются сведения у св. Кассиана (V век). Сидеть, впро­чем, полагалось только во время назидательных чтений. Во время же пения отделов Псалтири полагалось стоять, почему отделы эти назывались статьями. Они соответствуют поздней­шим кафизмам. Под влиянием св. Кассиана появляется обычай сидеть во время исполнения святых статей. К IX веку уже появ­ляется термин кафизма ("сидение"), указывающий на упрочив­шийся обычай.3

Далее начинается другая часть утрени. Она посвящена прос­лавлению события пли святого дня. Этой цели особенно служит канон.

Канон

Начало канонов относится к древним временам христианст­ва. Подражая пению (Деян. 16, 25) и наставлению Апостолов, глаголати "во псалмах и пениях и песнех духовных" (Еф. 5, 19), преемники Апостолов на основании Священного Писания и Священного Предания составили многие священные песни. Слово "песнь", взятое из Священного Писания (Кол.3, 16), показывает, что церковные песнопения выражают священный восторг Церкви.

Полный канон на утрене есть стихословие десяти избранных песней Священного Писания (псалмы отсутствуют). Среди  этих песен первые восемь из Ветхого Завета, а последние две (т.е. 9-я и 10-я) - из Нового. Последняя 10-я песнь заменяется обыкновенно 9-й и, поэтому фактически нормальный канон "есть стихословие избранного числа девяти песней".

Большею частью канон состоит из стихословия избранного числа 9-ти песней. Вторая песнь, составленная по образцу об­личительной песни Моисея, имеется только в канонах великопост­ных; во всех же прочих канонах вторая песнь не употребляется.

Канон является важнейшей подвижной частью утреннего богослужения. Замена в этом месте стихословия псалмов стихословием песней Священного Писания имеет глубокое богословское и психологическое значение. Торжественность этого места службы, где помещается канон, переполнение сердца молит­венным восторгом, психологически требует излияния в ряде возвышенных песней, прославляющих праздник или святого, память которого отмечается в этот день. Здесь как бы подтверждаются слова ап. Павла: "От избытка сердца глаголют уста".

Образцом для составления песней канона послужили 10 Богодухновенных песней, содержащихся в Священном Писании.

1-я песнь. Это благодарственная песнь иудеев по переходе их через Чермное морс. Она была воспета Мариамною, сестрою Моисея и Аарона: "Поим Господеви, славно бо прославися" (Исх. 15, 1-19), В этой песне прославляется Господь, как Всемогущий Избавитель от зол и нападений вражьих и прежде всего диавола ("фараона мысленного").

2-я песнь. Она воспета Моисеем во время странствования евреев по пустыне - во обличение их беззаконий и для пробуж­дения в них чувства раскаяния. Ее начальные слова: "Вонми, небо, и возглаголю..." (Втор. 32, 1-44). В этой песне образ Господа, карающего за грехи, беззакония и посылающего в огонь геенский (Втор. 32, 22). В праздничных канонах она опускается, а поется только в период Великого поста.

3-я песнь следует на праздничных канонах за 1-й песнью. Она воспета Анной, матерью пророка Самуила, в благодарность за сня­тие с нее Господом позора безчадия. Ее начальные слова: "Утвердися сердце мое во Господе", а также: "Несть свят, яко Господь" (1 Цар. 2,1-10). Ее основная мысль: полное возложе­ние своего упования на Господа и на Его всемогущество.

4-я песнь. Она состоит из некоторых стихов книги пророка Аввакума, в которых предсказывается явление Господа Иисуса Христа и выражается чувство благоговения и страха: "Господи, услышах слух Твой и убояхся" (Аввак. 3,2,20 и др.). В этой песне прославляется добродетель, величие, сила и слава гря­дущего Спасителя.

5-я песнь. Эта песнь состоит из некоторых стихов книги пророка Исаии и выражает жажду мира, который принесет Гос­подь, и непрестанное от ночи до утра моление к грядущему Избавителю: "От нощи утреннюет дух мой, к Тебе, зане свет повеления Твоя. Мир даждь нам" (Ис. 29, 9, 12). Здесь прослав­ляется Спаситель, как миротворец. В этой же главе содержится пророчество о воскресении из мертвых (ст.19), начало которого положил Сам Христос.

6-я песнь. Она состоит из некоторых стихов книги пророка Ионы - его молитвы во чреве китовом. "Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя; из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой" (Иона 2, 3-7). В ней выражается проро­чество о восстании Христа из мертвых (ср. Пс.15,10) после схождения Его во ад. Там же выражена мысль, что нет такой беды и ужаса, среди которых не был бы услышан голос моляще­гося от всего сердца.

7-я песнь. Она взята из книги пророка Даниила и выражает славословие трех благочестивых еврейских отроков, находивших­ся в огненной печи Вавилонской, куда их ввергли за отказ пок­лоняться идолу. Ее основной текст такой: "Благословен еси, Господи, Боже отцев наших и хвально и прославлено имя Твое во веки" (Дан. 3, 21-56).

8-я песнь. Так же как и предыдущая, она взята из книги пророка Даниила и является продолжением славословия трех отроков, призывающих воздавать хвалы Богу за все: "Благословим­те все дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки" (Дан. 3, 57-72).

Обе песни содержат чрезвычайно важные богословские мысли (они особенно широко развиваются в контексте паримии вечерни Великой субботы, где книга пророка Даниила составляет заклю­чительную 15-ю торжественную паримию. Избавитель от огня печи Навуходоносоровой, явно прообразующей огнь геенский, есть Сам Сын Божий (Дан. 3, 25), сходящий во ад для освобождения заклю­ченных там от века узников.

9-я песнь. Является славословием Божией Матери, произне­сенной Ею после приветствия Елизаветы, наименовавшей Ее Матерью Господа: "Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Возе, Спасе моем" - и кончая словами: "Яко же глагола ко отцем нашим Аврааму и семени его даже до века" (Лк. 1, 46-55). Это славословие, являясь средоточием канона, содержит прославление Божией Матерью Господа и выражает также святую радость об осуществлении пророчеств.

В наше время эта песнь является прославлением Самой Бо­жией Матери от Святого Духа, подвигнувшего Ее на это славо­словие.

10-я песнь. Ею является славословие Бога священником Захарией при рождении сына, св. Иоанна Предтечи (Лк. 1,68-79). Начальные слова этой песни следующие: "Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людям Своим" (Лк. 1, 68). Песнь эта (взятая целиком) представляет много поразительных аналогий с величанием Божией Матери и являет­ся его как бы отзвуком и дополнением. Его основной мотив - пророчество о Предтече Господнем и о Самом Господе.

Когда диакон возгласит: "Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим", то этим возглашением и начинается стихословие 9-й песни. Стихословие этот состоит в том, что к каждому стиху песни Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 46-55) припе­вается текст песни св. Космы  Маюмского "Честнейшую Херувим..." В христианском богослужении песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа..." введена чрезвычайно рано. Согласно уче­ным исследованиям (Мабильона), она пелась в Галлии в начале VI века на утрене в воскресные и праздничные дни. На основа­нии александрийского списка Библии можно утверждать, что песнь Богородицы  входила в богослужение вместе с псалмами и другими песнями Священного Писания уже в 17 веке, если не ранее. Ее мы находим не только в древнейших греческих Псал­тирях, но и у несториан, коптов, яковитов, армян и др.

"Песнь Богоматери, - говорил архиепископ Филарет Черни­говский, - есть первая Боговдохновенная песнь христианского времени, - так как христианин, желая славить песнями Госпо­да, невольно после древних Боговдохновенных песен встречает­ся с песнью Святой Девы и невольно начинает ее петь. Самые обстоятельства первых времен - тяжкие гонения на христиан, - сближали христианскую душу с Тою, Которая так мало имела известности на земле, хотя и была из царского рода и Кото­рая так прославлена за смирение Свое".

Что касается славословия Космы  Маюмского "Честнейшую Хе­рувим" (X в.), то в Церкви существует умилительное преда­ние, засвидетельствованное Никифором Каллистом (XVI в.). Согласно этому преданию, Божия Матерь явилась святому Косме и сказала ему: "Приятны   Мне  песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда я столько близка не бываю к ним, когда поют они сию новую песнь твою".

Употребление же песней Священного Писания во время бого­служения восходит к ветхозаветным временам. Из талмудичес­ких трактатов известно, что во время принесения вечерней жертвы пелась торжественная песнь Мариамны, сестры Моисея (Исх. 15 гл.), т.е. наша первая песнь канона. При принесе­нии же добавочной праздничной жертвы в субботу пелась обли­чительная песнь Моисея, т.е. наша 2 песнь канона.

Из памятников III века "Завещание Господа нашего Иисуса Христа" видно богослужебное употребление песни Моисея и ка­кого-либо из пророков, составивших вместе с псалмами всего 4 песни.

О библейских песнях упоминает св. Иларий Пиктавийский (IV в.), который указывает, что в то время в Африканской Церкви пелись 2 песни Моисея, песнь Деворры, Иеремии.

С IV века начинают применяться в Церкви песнопения трех отроков.

В современном смысле каноны появляются у св. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.).Большие полные каноны впервые начал писать, по всей вероятности, св. Андрей Критский (VII в.). Он же, по-видимому, ввел ирмосы.

Исключение второй песни начинается около IX века. В IX веке же Триодь приобрела нынешний вид трудами прп. Феодора Студита и его брата Иосифа.

Для Октоиха и Минеи каноны составлены прп. Феофаном и св. Иосифом Песнописцем. При них же выработался современ­ный обычный тип канона с 4-6-ю тропарями. Этот объем установился в виду необходимости соединения нескольких канонов.



[1] См. С.В. Булгаков. Настольная книга, Харьков, 1900, см. 778.

[2] Когда на утрене поется "Аллилуиа" (вместо "Бог Гос­подь") и вообще в те дни, когда на полунощнице читается молит­ва "Господи и Владыко живота моего...", то после возгласа священника чтец читает не "Приидите поклонимся", а "Царю Небесный...", "Трисвятое", "Отче наш...", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне" и затем "Приидите поклонимся" (см. Часослов, Типикон, 9 гл., понедельник первой седмицы Вели­кого поста и др.).

1 В дни Великого поста, а также в дни поминовения умер­ших вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа".

1 После кафизм полагается, по Уставу, "чтение во Еванге­лии толковом" (см. Типикон, 2, 6, 4, 9 и др. гл.); из каких книг бывает это чтение и какому порядку оно следует, то указывает­ся в 10-й гл. Типикона. На практике эти чтения опускаются.

Рекомендуем посмотреть лекцию "3 - Понятие о минералах".

2 Седален есть текст, следовавший за кафизмой, при чте­нии или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозво­лялось садиться.

3 После 3-й песни, малой ектении и седальна, по Уставу, положено чтение Златоустова "Маргарита" и Симеона Метафраста, а после 6-й песни, малой ектении и кондака с икосом по­ложено чтение "Пролога" или "Синаксария", принадлежащих в большинстве случаев перу талантливого Никифора Каллиста (ХIV в.). Но на практике эти чтения совершенно не употреб­ляются.

[3] Цит. соч., стр.128.

1 Архиеп.Вениамин. Новая Скрижаль, стр. 128-129.

2 Цит.соч., стр. 129.

3 М.Скабалланович, цит.соч., стр. 217.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее