Повечерие
Повечерие
(малое)
Повечерие бывает великое и малое: великое повечерие совершается в дни Великого поста и на праздники Рождества Христова и Богоявления; малое - во все прочие дни года. Малое повечерие положено совершать по "вечери", т.е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну. Малым оно называется за свою краткость сравнительно с великим, которое (великое) состоит из 3-х частей. Уставной порядок малого повечерия содержится в Часослове и в Следованной Псалтири. Порядок малого повечерия следующий: По окончании вечерни священник в епитрахили выходит на амвон, становится пред царскими вратами и, сотворив три поклона, произносит: "Благословен Бог наш...".
Чтец: "Аминь", "Слава Тебе, Боже наш...", "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш". "Господи, помилуй" (12 раз), "Приидите поклонимся" (трижды), и, затем, читает три псалма:
50 пс. "Помилуй мя. Боже..."
69 пс. "Боже, в помощь мою вонми..."
142 пс. "Господи, услыши молитву мою..."
Затем чтец читает великое славословие: "Слава в вышних Богу..." - то славословие, которое читается на утрене. После славословия читается "Символ веры" и молебный канон Божией Матери из Октоиха (Типикон, 9 гл.).[1] Затем поется "Достойно есть". По окончании чтения "Трисвятое" и "Отче наш..." - тропарь дню, святому, храму и рядовые тропари по Часослову: "Боже отец наших...", "Иже во всем мире мученик Твоих...", Слава: "Со святыми упокой..." И ныне: "Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко един...".
Порядок в пении или чтении тропарей следующий: сначала тропарь Господу, затем Матери Божией, далее Небесным Силам, Предтече и святому дня седмицы.
Рекомендуемые материалы
В среду и пятницу в течение всего года в храме, посвященном Господу, не читается тропарь храма, а тропарь креста "Спаси, Господи, люди Твоя..." и кондак: "Вознесыйся на крест..." (Типикон, 52 гл.).
В субботу, если храм освящен в честь какого-нибудь святого, тропарь храма не поется "во весь год", потому что в дневном тропаре упоминаются все святые - (Типикон, 52 гл.).
Тропари дневного святого и святого, в честь которого освящен храм, а также "Боже отец наших..." и др. поются или читаются только в дни, не имеющие праздничного знака. В праздничные же дни вместо них читается один кондак праздника.
Ещё посмотрите лекцию "14 Проблемное десятилетие" по этой теме.
После пения тропарей и кондаков чтец произносит 40 раз "Господи, помилуй" и молитву "Иже на всякое время и на всякий час..." Далее чтец читает молитву к Пресвятой Деве "Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Чистая Дево...". Затем следует молитва ко Господу: "И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души...". За этими молитвами чтец снова обращается с кратким молитвенным "воззванием" к Божией Матери: "Преславная Приснодево...". И наконец, воссылает славословие Пресвятой Троице: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе" (Часослов). Священник: "Слава Тебе, Христе Боже...". И далее бывают малый отпуст, т.е. хор поет "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды), "Благослови". Священник: "Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец".
После отпуста священник просит у стоящих в храме прощения себе.
Священник: "Благословите, отцы святии, простите ми, грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы". Братия отвечают: "Бог простит тя, отче святый". И затем священник произносит ектению: "Помолимся о Великом Господине и отце нашем...". Хор: "Господи, помилуй". Затем священник возглашает: "Молитвами святых отец наших..."
В службе повечерия, совершаемой "по вся дни", выражаются глубокие религиозные чувства христианина, отходящего ко сну. В последовании всей этой службы содержится покаяние во грехах, которые мы совершили в течение дня, памятуя, что жизнь человека коротка, что, может быть, не придется увидеть следующего дня.
Св. Церковь особенно внушает прилежно молить Пресвятую Богородицу о помощи и заступлении от врагов нашего спасения в предстоящую ночь, пока смерть не постигла человека.
[1] Есть дни, когда канон на малом повечерии читать не положено, а именно: Пасхальная седмица, дни седмицы Пятидесятницы, начиная от вечера понедельника Св. Духа до Недели всех святых и др.