Популярные услуги

Вечерня

2021-03-09СтудИзба

Вечерня

Предварительные понятия

Следующей службой после девятого часа является вечерня. Вечерней называется ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию Типикона, "перед вечером мало" (вечерня вседневная, Типикон 9 гл.), "прежде солнечного захождения" (вечерня малая, Типикон 1 гл.) и "по еже зайти солнцу мало" (вечерня великая, Типикон 2 гл.). Итак, по различию дней вечерня быва­ет "великая", совершаемая в воскресные и праздничные дни; "ма­лая", "поемая" перед воскресными и праздничными днями, в кото­рые положено всенощное бдение; и, наконец, вечерня "вседнев­ная", или будничная, которая собственно принадлежит к кругу ежедневного богослужения. Состав песнопений, положенных на вечерне, дан в Часослове (чины вечерни), а иерейские молитвы, возгласы и диаконские ектении находятся в Служебнике (чин вечерни).

ВСЕДНЕВНАЯ ВЕЧЕРНЯ

Чинопоследование

Совершается вседневная вечерня (Типикон, 9 гл.) следую­щим образом.

После молитве девятого часа: "Владыко Господи..." отпуста не бывает. Священник по окончании молитвы девятого часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 гл.), ис­ходит из алтаря северной дверью, становится пред царскими вра­тами и возглашает: "Благословен Бог наш...". "Чтец: "Аминь". "Приидите поклонимся"... (трижды), и читает псалом (103-й), называемый предначинательным: "Благослови, душе моя, Господа".

В таких случаях, когда девятый час не совершается, то вечерня начинается обычно так.

Священник: "Благословен Бог наш..."

Рекомендуемые материалы

Чтец: "Аминь" и чита­ет обычное начало, т.е. "Царю Небесный...", Трисвятое по "Отче наш...", "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава и ныне", "Прииди­те поклонимся" (трижды), а затем предначинательный псалом.

Во время чтения предначинательного псалма священник, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно семь светильничных молитв, которые находятся в Служебни­ке в самом начале "Чина вечерни". Светильничными эти молитвы называются потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники.

Чтец, окончив чтение 103 псалма, произносит "Слава, и ныне", с троекратным "Аллилуиа". После этого священник, стоя на том же месте, на солее, произносит великую ектению: "Миром Господу помолимся". Если со священником служит диакон, то по окончании 103 псалма он (диакон) исходит северными дверями на амвон, кланяется священнику и произносит великую ектению, священник же уходит в алтарь. По окончании ектении диакон также входит в алтарь (если же сию ектению произносит священник, то он уходит в алтарь только по возгласе "Яко подобает...").

После возгласа читается рядовая кафизма. Кафизма начина­ется чтением псалма, а не пением "Господи, помилуй" (трижды) со "Славой". По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В неделю, (воскресенье) вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено.

Далее хор поет "Господи, воззвах" со стихирами по Уставу[1]. "Господи, воззвах" в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, ука­занный в Минее. Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тог­да "Господи, воззвах" поется на глас текущей недели Октоиха и первые три стихиры будут из Октоиха, а остальные из Минеи. Общее количество стихир по Уставу положено шесть, не считая стихиры на "Слава" и "И ныне".

Далее "Слава, и ныне" и поется Богородичен, а по вторни­кам и четвергам поется Крестобогородичен, которые находятся наряду в Минее. С пятницы на субботу на "И ныне" поется догма­тик гласа истекающей недели. В дни предпразднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи. Иногда у святого имеется стихира на "Славу". В таком случае Богороди­чен берется на "И ныне" из II приложения Минеи по гласу "Славы".

Во время пения стихир на "Господи, воззвах" диакон, а если нет диакона, то священник, совершает каждение (Типикон, 2, 9, 22 гл.) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйдя северной дверью на солею, диакон кадит св. врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клиросы, молящихся и весь храм. После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вра­тами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре кадит пред престолом священника и этим заканчивает каждение (см. Типикон, 22 гл.).

После стихир на "Господи, воззвах", хор поет "Свете Ти­хий" (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается).

Если священник служит без диакона, то он произносит: "Вонмем", "Премудрость, вонмем" и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен). Хор поет прокимен. После прокимна чтец: "Сподоби, Господи....". Затем священник (или диакон) произносит просительную ектению: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви".

Если службу совершает священник с диаконом, то возгласы после "Свете Тихий", "Вонмем" и прокимен произносит диакон в алтаре на Горнем месте (у престола). Произносить же проситель­ную ектению, как и все ектении, диакон выходит на солею.

После ектении и возгласа: "Яко благ и человеколюбец Бог еси..." Хор: "Аминь".

Священник - "Мир всем".

Хор: "И духови Твоему".

Диакон: "Главы наша Господеви приклоним".

Хор: "Тебе, Господи" (протяжно).

Священник тайно читает молитву главопреклонения. После этой молитвы возглас: "Буди держава Царствия Твоего..."

Затем поются стихиры на стиховне.

В период предпразднства и попразднства и при славословной службе стихиры на сти­ховне берутся из Минеи, в другие дни, когда служба не празднич­ная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день. В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и две стихиры на "Господи, воззвах" мученичны, "Слава" святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на "Славу" из приложения Минеи, а Богородичен "стихиры на стиховне" опускается.

После стиховных стихир читается: "Ныне отпущаеши..." и Трисвятое по "Отче наш...". Затем священник произносит воз­глас: "Яко Твое есть Царство..." Хор поет тропарь.

В обычные дни тропарь святому, "Слава, и ныне" - Богоро­дичен от меньших, т.е. из IV приложения по гласу тропаря. В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на "Слава, и ныне" - тропарь празд­ника. Если в один день память двум святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь первому святому, затем "Сла­ва" - тропарь второму святому, а на "И ныне" - Богородичен от меньших, т.е. из IV приложения по гласу последнего тро­паря. В субботу тропарь святому, а на "Слава, и ныне" - Бого­родичен воскресный по гласу истекающей недели.

После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению, начиная с прошения: "Помилуй нас, Боже..." (ектения эта нахо­дится в Служебнике). По возгласе: "Яко милостив..."

Диакон возглашает: "Премудрость".

Хор: "Благослови".

Священник: "Сый благословен..."

Хор: "Утверди, Боже..."

Священник: "Пре­святая Богородице, спаси нас".

Хор: "Честнейшую..."

Священник: "Слава Тебе, Христе Боже..."

Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови".

Священник северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст[2].

Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литур­гии св. Иоанна Златоуста.

Причем если службу будем совершать в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни священ­ник будет произносить так: "Христос Истинный Бог наш, молитва­ми Пречистыя Своея Матери, Предстательствы честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и свя­тых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец".

После отпуста поется многолетие: "Великаго Господина...". Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это приня­то во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: "Утверди, Боже...", священник произно­сит возглас: "Слава Святей...", и далее начинается утреня.

После отпуста, если служится одна вечерня, задергивает­ся завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда заве­са не закрывается.

Символика и история песнопений

Настоящий порядок и состав вечернего богослужения в глав­ных частях носит на себе печать глубокой древности. Так, напри­мер, некоторые указания на предначинательный псалом и на пе­ние "Господи, воззвах"[3] имеются в VIII книге Апостольских Пос­тановлений и в памятниках VIII-IХ веков.

От IV-V вв. имеются свидетельства о светильничных мо­литвах, которые священник читает пред царскими вратами. Хотя неизвестно каково было их точное содержание в древности, но из творений св. Василия Великого нам известно, что они в его время уже были и назывались светильничными.

Светильничные молитвы являются одной из древнейших, если не самой древней частью Вечерни. Согласно греческой термино­логии сама вечерня с IV в. и до нового времени называлась также "светильничное". Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, которым началась вечерня и сначала они относились к "антифонам вечерни", т.е. к псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к "антифонам на литургии". Эта аналогия исторически очень важна, она объединяет историю обеих служб - всенощного бдения и литургии.

После предначинательного псалма в Светильничных молит­вах на вседневной вечерне следует великая ектения.

Великая ектения называется еще "мирной", потому что на­чинается выражением "Миром", или, вернее, "В мире".

Термин "ектения" - "молитвенное прошение" - очень древ­ний, ибо он встречается уже на рубеже I и II веков. (См. "По­слание к Коринфянам" св. Климента Римского). В IV в. именно в древнем чине Амвросианской литургии встречается форма весь­ма близкая к современной. Непосредственными же предшественни­цами ектений нашего времени являются диаконские молитвы в ре­дакциях: асирско-антиохийской (III в.) и Иерусалимской (Поста­нов. Апост. IV и V вв.).

Выражение "Паки и паки", характеризующее малую ектению, встречается в IV в. (Постановл. Апостол.).

О псалме 140 на вечерне есть упоминание в IV в. (св. Иоанн Златоуст). Далее, начиная с V в., упоминания о его упот­реблении на вечерне становятся повсеместными на Востоке.

Что касается гимна "Свете Тихий", то он восходит к эпохе катакомб и является наряду с "Господи, воззвах" и стихирами типичной особенностью вечерни.

Хронологию автора песни "Свете Тихий" установить трудно. Это одно из древнейших песнопений первоначального христианст­во, о котором упоминается в Греческом Часослове, автором его назван св. Афинагор (нач. IV века). Весьма распространено мнение, согласно которому автором "Свете Тихий" является св. муч. Афинаген (III в.). Св. Василий Великий в своем "Послании к Амфилохию о Св. Духе" (гл. 29) пишет  следующее: "Хотя мы не можем положительно сказать, кто был творцом тех хвалений, - говорит св. Василий Великий, - которые читают во время све­тильных молитв, впрочем народ повторяет древний голос и нико­му не представлялось еще, что хулу произносят, когда говорят: "Поем Отца, Сына и Св. Духа"[4].

Славянский Часослов упоминает об авторстве "Свете Тихий" знаменитого литургиста VII века, св. Софрония, патриарха Иеру­салимского. Многие исследования по этому вопросу тоже останав­ливаются на имени св. Софрония.

Однако, тип христологии в "Свете Тихий" и стиль догмати­ческого выражения очень характерны для II и III века, с полным основанием констатирует М. Скабалланович.

Что касается возгласа "Премудрость", то по контексту "Свете Тихий" и "Премудрость" относились к Господу Иисусу Христу. Однако в практике древнерусской Церкви здесь произош­ло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: "Премудрость, прости, Свете Тихий", а певцы или чтец продолжали, начиная от слов "Святыя славы" до конца, почему и сама песнь в XVI в. называлась "Святыя славы".

К очень древним временам относится также прокимен стих из псалмов Давидовых, который произносится после "Свете Тихий".

Что же касается возгласа: "Мир всем", то он является при­сутствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа ("Мир вам" Ин. 20,19-26). На Западе оно заменено ветхозаветным приветствием: "Господь с вами".

Возглас: "Вонмем" - встречался уже в памятниках IV века. Возглас: "Премудрость" - сравнительно более позднего происхож­дения. Он встречается в памятниках VIII-Х вв.

В Апостольских Постановлениях указывается также на древ­нее произношение при вечернем богослужении молитвы: "Сподоби, Господи...". В православную вечерню она перешла в IV в. из Сирской Церкви, где возникли "Апостольские Постановления", на что указывают описания Синайской вечерни Софрония и Иоанна Мосха (Памятник VII-VIII веков).

Вслед за молитвой "Сподоби, Господи" следует ектения, ко­торая называется "просительною", а в богослужебных книгах "Исполним". Эта просительная ектения имеется в Апостольских Постановлениях.

По окончании стихир на стиховне поется или читается молит­ва св. Симеона Богоприимца "Ныне отпущаеши". Текст молитвы св. Симеона Богоприимца (Лк. 2, 29-32) появляется в последовании вечерни очень рано. Он встречается уже в вечерне "Апос­тольских Постановлений". Есть он и в описании "Синайской ве­черни" Софрония и Иоанна Мосха, а также и в Часословах VIII ве­ка.

Очень загадочным по своему происхождению и смыслу явля­ется термин "тропарь", - это текст, содержание которого ука­зывает на общее значение службы соответствующего праздника или дня. Этимология слова "тропарь" не известна. По своему значению оно отождествляется с понятием "гласа", "напева", как это и делает М. Скабалланович. Это форма, передающая со­держание праздника. Тропарь посвящен памяти святого или празд­нику. Тропарь есть основная и самая древняя форма церковной песни, из которой выросли стихира, кондак и икос.

Термин "сугубая ектения" значит буквально "прилежное, усердное моление". Первоначальный тип этой ектении близок к просительной. Впервые вид, близкий к нашему, она принимает в рукописях Х века. Нынешнее (содержание) надо отнести к XV веку. Тройное "Господи, помилуй" (независимо от ектений) встречает­ся в сирских и греческих списках литургии св. ап. Иакова.

Таким образом, порядок всей вечерни передан Церкви и сохранен ею от первых времен христианства. Конечно, в тех ука­заниях последования вечерни, которые начинают встречаться с XIII в., с указаниями вечерни, совершаемой в Русской Церкви, имеются некоторые отличительные особенности в ее составе, ибо тогда вечерня была короче теперешней. Но бесспорно, что эти "разности" различия не касались существа чина. Чин вечерни VI в., сохранившийся до нашего времени, почти не отличает­ся (за очень немногими исключениями) от чина современной[5].

Символика вечерни

Вечерня изображает ранний вечер, вернее, это "раннее ут­ро истории человечества". Радостно и светло было начало исто­рии человечества, но не надолго. Скоро человек согрешил и сде­лал через грехопадение свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.

В вечернем богослужении воспоминается творение мира и прославляется Промысл Божий во всем творении. Псалом 103 в величественных стихах рисует картину начала мира... Господь, дивно великий, одевается в свет. Непоколебимо утверждаются законы жизни миров. По мудрым законам тяготения на горах и вокруг сферы земли стоят воды. Светила днем и ночью освещают землю. И вода небесная питает ее. Звери, птицы, пресмыкающие­ся наполняют леса, горы... Его всемогущая сила держит во влас­ти мир и обновляет лицо земли Духом Своим... Он дал жизнь, Он поддерживает ее.

Последовательно воспоминаются пребывание прародителей в раю, их грехопадение и изгнание из рая, раскаяние их и приготовление к искуплению людей чрез пришествие на землю Христа Спаси­теля мира и само это пришествие.

Изображая скорбящего, плачущего пред вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем при закрытых Царских вратах (в вечерних молитвах) молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, "не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей".

Общее значение "светильничных молитв", по учению архи­епископа Вениамина, следующее: после падения, но прежде еще изгнания из рая, Адаму обещан Ходатай и Искупитель всего рода человеческого, Христос Сын Божий, как сказано змию: "Той сотрет главу" (Быт. 3 гл.) "Священник, образуя этого Ходатая и как бы принимая на себя его звание, - говорит архиепископ Вениамин, - выходит перед царские двери и перед ними, как перед затворенными раем, приносит Богу молитву о всех людях, тайно читая молитвы светильничные"[6].

Число этих молитв, по объяснению проф. М. Скабаллановича, есть священное число, соответствующее семи дням творения и промышления[7]. Зажигание в это время светильников - прекрасный символ ветхозаветных упований, откровений и пророчеств - так же как наступающая ночь - символ сумерек, окутавших чело­вечество после грехопадения.

После предначинательного псалма и светильничных молитв на вечерне следует Великая ектения: "Миром Господу помолимся", в которой диакон велегласно произносит прошения, подобные тем, какие священник тайно возносит к Богу в светильничных молит­вах. В ектении испрашивается то, чего лишились люди и в чем нуждаются по грехопадении, а именно: мира с Богом, мира с ближними и мира с самим собою. "Миром Господу помолимся" - в мире с самим собою, без смущения духа, без сомнений, без развлечений мыслей и в мире с ближними, без нужды к ним, но с взаимною любовью (Мк. 11,25; 1 Тим. 2,3).

Мир есть необходимое условие и в то же время результат всякой богоугодной молитвы. "Поэтому, - говорит архиепископ Вениамин, - не токмо без правой веры в Бога и без чистой со­вести, но и без взаимного согласия с ближними мы не можем приступить к молитве[8]. В такое состояние мира трудно, а иногда и невозможно привести себя без помощи Божией, поэтому далее следуют прошения, в которых испрашивается у Господа, чтобы Он водворил в нас мир, умирил нашу совесть и соделал нас участниками мира с Богом (Рим. 15,13).

"Плач Адама" у затворенных дверей рая еще сильнее и яр­че выражается далее, в 140, 141 псалмах. Псалмы выражают глубокое сознание греховности души и упование на милосердие Божие. В псалмах неотступно просим Господа, чтобы Он услышал каждого из нас и принял нашу вечернюю молитву, как жертву, как фими­ам благоуханный, и извел из темницы греха на путь правды, вернул в светлый рай Свой...

Эти стихи псалмов являются характернейшей особенностью всякой вечерни. Сумерки, окутавшие согрешившего человека, возбуждают в нем молитвенную тоску по свету незаходимому и, стоя у закрытой райской двери, он начинает взывать к Источни­ку жизни и счастья, к своему Творцу и Отцу. Кроме того, и каждодневные сумерки по наступлении вечера, столь естественно напоминающие о смерти - последствия греха, - располагают к этому молитвенному взыванию, обращению.

Итак, все эти песнопения печальны и скорбны, соответственны плачу у дверей рая. Но Творец не покинул людей и после их грехопадения. Он дал "обетование" о Господе Спаси­теле, Который придет и сотрет главу змия. Это обетование на­ходит свой отзвук в дальнейших песнопениях вечерни. Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражает­ся радость человека, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихирами на "Господи, воззвах".

Во время пения этих стихир полагается каждение. Ввысь восходящий кадильный дым в реальном образе знаменует подни­мающееся к небу единодушное моление клира и предстоящих.

Песнь "Свете Тихий" является славословием Бога во Святой Троице, Тихого Света, Который ради немощи людей умалил Себя, сошел с небес, дал всем жизнь и достойно воспевается во все времена "гласами" людей преподобных.

Молитвой "Сподоби, Господи" и ектениею "Исполним вечернюю молитву..." молим Господа о даровании нам мирного и без­грешного вечера и о святом провождении жизни нашей, просим всего, что добро и полезно для наших душ и спокойствия миру.

В молитве старца Симеона "Ныне отпущаеши" напоминается нам о нашем спасении и "востании" в Боге Спасителе. Спасение, данное через Его воплощение, "открылось очам нашим". И мы, встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надеж­ды словами св. Богоприимца: "Ныне отпущаеши". Этим заканчива­ется центральная часть вечерни.

Молитва "Ныне отпущаеши" помещена в конце вечерни, и это имеет свою особенность.

Эта молитва - напутствие ко сну грядущим. Вечер закончен, наступает покой ночи. И Церковь хочет внушить нам помнить о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его. С молитвой к Спасителю о сне тихом, мир­ном и безгрешном.

Эта глубоко умилительная и святая особенность вечернего богослужения всегда неотразимо действует на душу.

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

Чинопоследование

"Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но тотчас, как он наступал, приносили бла­годарение", - так пишет св. Василий Великий о тех благочести­вых стремлениях, которыми руководились древние творцы вечер­них храмовых молитвословий. С эпохи великого каппадокийца чин вечерни пополнился другими молитвами и песнопениями, приобрел полноту и стройную соразмерность.

В современной Великой вечерне, которой начинается служба, намечаются три части:

1. Начальный возглас, предначинательный псалом и вели­кая ектения. Антифон 1-й кафизмы ("Блажен муж").

2. Псалом: "Господи, воззвах" (140-й), стихиры к нему, "Свете Тихий", прокимен и ектении: сугубая и просительная.

3. Стихиры на стиховне, тропарь и отпуст.

      Великая вечерня совершается в те дни, когда Устав пред­писывает на утрене полиелей. Кроме того, она иногда соверша­ется на воскресный день и на праздник, когда по каким-либо причинам не совершается положено Уставом всенощное бдение.

Великая вечерня частично изложена в 7-й гл. Типикона, которая имеет следующую надпись: "...во дни недельные, идеже всенощныя не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и ут­реня в свое время". Порядок же вечернего входа изложен во 2-й главе Типикона. Отпуст вечерни изложен в 7-й гл. Типикона и в Служебнике.

Начинается великая вечерня таким же порядком, как и вечерня вседневная, т.е. в начале читается 9-й час. По про­чтении его священник отдергивает завесу (катапетасму) и перед царскими вратами, на амвоне произносит возглас: "Благословен Бог наш...". Чтец: "Аминь. Приидите поклонимся" (трижды) и далее читает 103 псалом. Священник в это время перед св. вра­тами читает светильничные молитвы.

После великой ектении "Миром Господу помолимся" поется "Блажен муж" - первый антифон, т.е. первая "Слава" первой кафизмы. Если великая вечерня совершается под воскресный день, то стихословится вся первая кафизма, на которой после каждой "Славы" перед царскими вратами произносится малая ектения.

Пение антифона "Блажен муж" по содержанию своему и форме отличается торжественностью. Поэтому он "не полагает­ся" в дни, когда нет полиелея (торжественного пения "Хвалите имя Господне") на утрене. ("Блажен муж" на вечерне как бы сим­волически соответствует полиелею на утрене). Этого пения не бывает и тогда, когда праздники с полиелеем совпадают с дня­ми Великого поста, ибо этот пост есть время сокрушения о со­деянных грехах и он подводит к Страстной Седмице, когда вспо­минаются страдания Христа Спасителя.

После малой ектении хор поет 140 псалом: "Господи, воззвах" и стихиры по Уставу. Во время пения "Господи, воззвах" диакон или священник, как и на вседневной вечерне, совершает каждение вокруг престола, всего алтаря, иконостаса, клира, молящихся и всего храма.

По окончании пения стихир "И ныне" поется стихира, ко­торая называется "Богородичной". На малой вечерне и вечерне вседневной поются обыкновенные Богородичные стихиры (не дог­матики), содержащии прославление Божией Матери. В пятницу и на бдении в неделю (т.е. под воскресенье) после стихир на "Господи, воззвах" поется Богородичен догматик текущего гласа.

Во время пения "И ныне" диакон отверзает царские врата и совершается вход. Сначала священник вместе с диаконом при­кладываются к св. престолу. Затем диакон берет кадило и ис­прашивает на него благословение у служащего священника. Священник, благословляя кадило, с молитвой: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благо­дать Пресвятого Твоего Духа", идет за диаконом от южной сто­роны престола через горнее место северной дверью на солею; пред ними предносится свеча, которая ставится справа от св. врат. Диакон кадит икону Спасителя и Божией Матери и тихо произносит: "Господу помолимся". Священник останавливается против царских дверей и читает тайную молитву входа: "Вечер и заутра, и полудне..." Диакон, покадив иконы и священника, и повернувшись к нему, берет перстами правой руки орарь и, указывая к востоку, говорит: "Благослови, Владыко, святый вход". Священник благословляет к востоку и произносит: "Бла­гословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков". Диакон: "Аминь" - и кадит снова священника. Когда окончится пение догматика, диакон становится в царских вратах и, начертав кадилом крест, возглашает: "Премудрость, прости". На клиросе поют: "Свете Тихий..." Диакон входит в алтарь и кадит св. Престол; за ним входит в царские врата священник, который целует при этом находящиеся на св. вратах иконы Спа­сителя и Божией Матери".1

По входе в алтарь диакон кадит престол и горнее место. Священник же, целуя св. престол, идет на горнее место и становится по правую сторону престола, обратившись лицом к западу. Диакон, став на левой стороне св. престола, произносит: "Вонмем". Священник: "Мир всем". Хор: "И духови Твоему". Диакон: "Премудрость, вонмем" - и затем произносит прокимен дня со стихами (см. Служебник, Часослов, Следованная Псалтирь), после чего закрываются царские врата.

На каждый день седмицы берется особый прокимен.2 Во все воскресные дни в течение всего года поется один и тот же великий прокимен: "Господь воцарися, в лепоту облечеся" и далее три стиха. В Господские праздники вечером: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения, Воздвижения, если они случатся в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, поется особый великий прокимен. Если же эти празд­ники совпадут в субботу, то в субботу вечера поется прокимен: "Господь воцарися...", а великий прокимен праздника поется в самый день праздника в пятницу вечером (Типикон, послед. 14 сентября).

На некоторые праздники и памяти святых полагаются чтения паримий. Каждая паримия предваряется возгласом диакона: "Премудрость", а когда чтец скажет название чтения, например: "Бытия чтения", диакон возглашает: "Вонмем", затем чтец чи­тает паримии.

После прокимна, а если есть паримии, то после паримий, диакон через северную дверь выходит из алтаря и произносит сугубую ектению: "Рцем вси от всея души, и от всего помышле­ния нашего рцем" (если нет диакона, то священник эту ектению произносит в алтаре). Во время ектении священник внутри алта­ря стоит пред св. престолом и по окончании ектении произносит возглас: "Яко милостив и человеколюбец Бог еси...".

За возгласом читается молитва: "Сподоби, Господи, в ве­чер сей без греха сохранитися нам...". После чтения этой молит­вы диакон произносит просительную ектению, начинающуюся слова­ми: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви". Эта ектения является как бы продолжением предшествующего моления "Сподо­би, Господи...".

Далее поются "стихиры на стиховне" с особыми стихами к ним, которые находятся наряду в службе. Затем читается "Ныне отпущаеши" и Трисвятое по "Отче наш...". Священник произносит возглас: "Яко Твое есть царство…". Хор: "Аминь" - и поет тропарь праздника с Богородичным воскрес­ным по гласу тропаря.

При пении тропаря открываются св. врата и диакон выхо­дит на солею и становится напротив образа Спасителя. По окон­чании пения тропарей он возглашает: "Премудрость".

Хор: "Бла­гослови".

Священник: "Сый благословен Христос Бог наш"...

Хор: "Аминь". "Утверди, Боже....".

Священник: "Пресвятая Бого­родице, спаси нас".

Хор: "Честнейшую..."

Священник: "Слава Тебе, Христе Боже..."

Хор: "Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), Благослови".

Затем священник делает отпуст, а хор поет многолетие: "Великого Господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси..." (см. Типи­кон, 7 гл. С.В. Булгаков. "Настольная книга", Харьков, 1900, стр. 759-761).

После отпуста священнослужители (священник и диакон) входят в алтарь, царские врата закрываются и задергивается завеса.

Если только великая вечерня совершается вместе с утре­ней, то после пения тропарей

Диакон: "Премудрость".

Хор: "Благослови".

Священник: "Сый благословен Христос Бог наш..."

Хор: "Аминь. Утверди, Боже..."

Священник: "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей Троице..."

Хор: "Аминь" - и сразу же начинается утреня чтением шестопсалмия.

Символика и история песнопений

На великой вечерне особенного внимания заслуживают те песнопения, которые не встречаются на вседневной вечерне. Поэтому необходимо указать как на историческую, так и на символическую сторону этих песнопений.

Так, например, употребляемая первая кафизма на великой вечерне, т.е. пение "Блажен муж", встречается в памятнике VI века, именно, в описании Синайской вечерни у св. Иоанна и Софрония. У Никона Черногорца - (в Тактиконе XI в.) имеет­ся рассказ Софрония и Иоанна Синайской вечерни конца VI в. и начала VII в. "Сказывал нам авва Иоанн и авва Софроний, -говорит автор данного известия, - пред святою неделею (воскресеньем) пошли мы к авве Нилу на гору Синайскую. Ста­рец был вверху, на вершине горы. Так как мы пришли к вечерне, то он начал: "Слава Отцу" и проч., и после того как сказал: "Блажен муж" и "Господи, воззвах" без тропарей, со стороны слушателей задавали вопрос: "Почему авва Нил не сохраняет чина кафолической церкви, когда поет "Господи, воззвах" без тропарей".1  Из приведенного отрывка можно сделать заключе­ние, что в состав вечерни VI в. пение "Блажен муж" уже входило.

В этом псалме, т.е. "Блажен муж", по толкованию архиеп. Вениамина, и в двух последующих прославляется обещанный всему миру Ходатай, Христос, Сын Божий. Содержание этих псалмов следующее: "Вочеловечившееся Слово Божие есть един Блаженный Муж, который греха не сотворил. Он есть древо жизни. Это древо нечестивых демонов возметает, как прах...".[9]

Песнопения, посвященные в честь Божией Матери называются Богородичными. Богородичные многообразны. Из них осо­бое богословское значение имеют догматики. Стихира "Богоро­дичен догматик" называется так, ибо происходит от греческо­го слова "догма", это значит "учение". В догматике содержит­ся похвала Пресвятой Богородице и догматическое учение о Лице Иисуса Христа (христология), т.е. учение о воплощении Госпо­да и соединении в одном Лице Его двух природ - Божественной и человеческой.

Во время пения Богородичной стихиры совершается Вечерний вход.

Вход со светильником и кадильницей означает приход Хри­ста в мир для просвещения его: "Аз есть свет миру" (Ин. 8, 12). Перед входом на вечерне отворяются царские врата и священник в предшествии свещеносца и диакона выходит боковыми, а не царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в зраке раба, как тихий свет вечера, скрыв Божественную славу Свою. Открытие Царских врат, имен­но, и означает, что рай Боговедения и Богообщения, закрытый преступлением и грехом Ветхого Адама, вновь отверзается при­шествием на землю Адама Нового, воплотившегося Слова и Бого­человека. При этом входе, говорит Симеон Солунский, "иерей несет или благовоннейшее кадило, которое означает святую душу Христа и жизнь Его, или держит Евангелие, как бы Самого Гос­пода, и с ним наклоняется в знак того, что Христос нисшел к нам. Потом он выпрямляется, показывая, что Христос и Сам восшел, и нас воздвиг с Собою. Это выражает он также или, творя крест кадильницею, словами: "Премудрость, прости", или же возвышением Евангелия".[10]

При служении с диаконом, впереди несут светильник, зна­менующий свет Христов; за светильником следует диакон с ка­дильницею, изображающий как бы Предтечу, а за ним идет свя­щенник "прост" (Типикон, 2 гл.), т.е. прям, с опущенными вниз руками, знаменуя величие Христа, пришествие в мир Которо­го он в это время изображает. Во время входа священник после тайного возглашения диакона: "Господу помолимся"  тайно чи­тает молитву входа: "Вечер и заутра, и полудне хвалим...". Что касается догматического смысла входа на вечерне, то к сказанному в тексте следует прибавить еще следующее: "Иисус Христос пришел в мир через Божию Матерь". Поэтому вполне уместно и необходимо пение Богородична при совершении этого действия. Что же касается истории символики входа, то следу­ет различать вход на литургии и вход на вечерне, хотя воз­можно, что они восходят к общему корню. Общий первоначальный смысл входа, несомненно, есть первое вступление в алтарь. Лишь впоследствии вход отодвинулся от начала службы, но все же и в наше время находится близко к нему. Одно из древнейших, если не самое древнее упоминание входа на вечерне, есть 90 правило Трулльского Собора (VII в.).

После пения Богородичной стихиры диакон возглашает: "Премудрость, прости". "Здесь слово "Премудрость" означает Христа, - объясняет архиеп. Вениамин.[11] Слово: "прости" оз­начает в переводе "прямое" или "прямо" и имеет многоразлич­ный и многообразный смысл. Непосредственно оно означает при­глашение стоять благоговейно, "прямо". Диакон перед священ­ником именно изображает св. Иоанну Предтечу".[12]

Св. Герман объясняет это слово так: "Да возносим сердца наша вместе с попечениями над всем земным и да уразумеем от­кровение благ".[13]

Тропарем называется краткое молитвенное обращение к святому или же к памяти прославляемого церковью лица, день которого празднуется в связи с воспоминанием священного собы­тия. После тропаря следует Богородичен.

На воскресном всенощном бдении тропарь и Богородичен заменяются тропарем: "Богородице, Дево, радуйся...". Основ­ное содержание тропаря "Богородице, Дево, радуйся..." - евангельское и состоит оно из соединения приветственных слов Архангела Гавриила и Елизаветы, обращенных к Божией Матери (Лк. 1, 28-42). Слова этого тропаря мы имеем в древнем списке литургии ап. Иакова. Позже, в XI в., прибавляются слова: "Яко Спаса родила еси душ наших".

Пение тропаря "Богородице, Дево..." на великой вечерне под воскресенье определяется следующими правилами:

1. Если не случится в неделю (воскресенье) святой с бдением, то по "Ныне отпущаеши..." и "Отче наш..." поется тропарь: "Богородице, Дево, радуйся..." (трижды) (Типикон, 2 и 4 гл.).

2. Если воскресенье совпадет с праздником святого с бдением, то поется "Богородице, Дево, радуйся" (дважды) и тропарь святому (единожды).

3. Если служба святому с бдением совпадет со службой в седмичные дни, то поется тропарь святому (дважды) и "Богоро­дице, Дево, радуйся" (единожды).

4. В праздники Господские и Богородичные в неделю (воскресенье) пение "Богородице, Дево..." заменяется пением тропарей праздника.

5. В неделю (воскресенье), в которую случится предпразднество Преображения, Введения, Благовещения или же отдание Вве­дения и Благовещения, "Богородице, Дево..." поется как в служ­бу под воскресенье, т.е. если не совпадет память святому, которому полагается совершать бдение, а в остальных случаях, как при святом со бдением.

6. Если празднуется память двух святых в седмичные дни, то поется тропарь первому святому, на "Слава" - тропарь второму святому и на "И ныне" - Богородичен по гласу второго тропаря.

7. Если в седмичные дни совершается празднование святому с полиелеем или великим  славословием, то поется тропарь свя­тому (единожды), а на "Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря чтимого святого из III приложения (т.е. воскре­сный Богородичен).



[1] Счет стихир бывает различен. Иногда стихиры поются на 4, 6, 8, 10. Стихиры на "Слава" и на "И ныне" в счет не входят. Если стихир по Уставу положено петь на 6, а их в Минее меньше, тогда некоторые стихиры поются во второй раз.

[2] Отпусты бывают великие и малые. Великие отпусты  произносят­ся по окончании вечерни, утрени и литургии, а малые - пос­ле полунощниц, повечерия, часов и малой вечерни.

   Великие отпусты отличаются от малых тем, что на первых бывает воспоминания святых: дневного и храмового, а на ма­лых отпустах таких воспоминаний не бывает. "Воздвигаем на молитву, говорится в Служебнике о Великом отпусте, в по­недельник Бесплотных сил, во вторник Предтечу" и т.д. Затем воспоминается святой, в честь которого устроен храм, и святой, которого память совершается в день службы.

[3] Стихиры бывают различного рода, и поются они в различном количестве. Стихиры, следуемые за стихами псалма - "Гос­поди, воззвах к Тебе", так и называются "Стихиры на Госпо­ди, воззвах" термин стихира появился сравнительно поздно (около IX в.) и установился далеко не скоро. Первоначаль­но, в VI-VII веках, припевы "Господи, воззвах" назывались тропарями.

[4]  Творения св. Василия Великого, I, к Амфилохию о Духе Святом, 29.73.

[5] См. А.Петровский "Богословская Энциклопедия" П.П. Лопухина, т. 3, изд. СПб., 1902, с. 332-340.

[6] Архиеп. Вениамин. "Новая Скрижаль", стр. 94.

[7]  М..Скабалланович. "Толковый Типикон", Киев, 1913 г., выпуск II, стр. 71.

[8] Цитированное сочинение, стр. 97.

1 Сначала целует икону Спасителя и, благословив крестооб­разно свещеносца и народ, целует икону Божией Матери.

2 Прокимны, называемые великими, имеют при себе не по одно­му стиху, а по три; потому поются продолжительнее других прокимнов. В великих прокимнах прославляется величие Всемо­гущего, Всеблагого, Всемилостивого Господа Бога.

Вместе с этой лекцией читают "Параанальные и парапроктальвые свищи ".

1 А. Петровский. "Богословск. Энцикл." т. III, СПб., 1902, с.335.

[9] Цитир. соч., стр. 99.

[10] Архиеп. Вениамин, чит. соч., стр. 104.

[11] Цит. соч., стр. 108.

[12] См. К. Никольский, стр. 210.

[13] Архиеп. Вениамин. "Новая Скрижаль", стр. 108.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5184
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее