Спас нерукотворный
Спас нерукотворный (приложение с реконструкцией)
Икона из храма Сан-Сильвестро ин Капите; находится сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, считается одним из ближайших списков с оригинала Нерукотворного Образа. Похожая икона есть в Генуе, с 1384 г. находящаяся в церкви св. Варфоломея. (См. стр.4)
Обе иконы написаны на холсте (довод в пользу гипотезы о Нерукотворном Образе, проявившемся на Убрусе), закреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (~ 29х40). Обе иконы закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контуру головы, бороды и волос. Исследователи отмечают архаизм изображения, что подтверждает древность икон. В связи с ватиканской и генуэзской иконами вспоминают о Створках (X в.) из монастыря св. Екатерины на Синае. Створки посвящены истории Нерукотворного Образа и составляли триптих с утраченным средником. Логично предположить, что средник представлял собой Нерукотворную икону, возможно, даже оригинал, а генуэзская и ватиканская копии, соответствующие створкам по размерам, позволяют реконструировать первоначальный вид Константинопольского Спаса Нерукотворного.
7. Иконография Христа. Основные типы.
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
Возвращаемся к новгородской иконе Спаса Нерукотворного XII в. Этот исторический тип Спасителя (т.е. не выдуманный), утвердившийся в византийском искусстве, а затем по всему христианскому миру, считается каноническим. Такой установившийся тип композиции (тип изображения) имеет несколько изводов – разновидностей одного типа (см. с.3, История Нерукотворного образа).
Рекомендуемые материалы
В типе Нерукотворного Образа Христос изображается как человек средних лет, с длинными до плеч темными или русыми волосами, небольшой, иногда раздвоенной бородой, с правильными чертами лица т.н. греко-семитского типа, с большими карими или голубыми глазами. В каждую эпоху, в каждом регионе этот тип получил свою интерпретацию, но в целом он узнаваем и устойчив для всех школ.
Отличительной чертой изображений Христа стал крестчатый нимб, т.е. нимб с вписанным в него крестом, знаком Крестной Жертвы Спасителя.
Нимб – символ святости (лат. – облако). Нимб – не аллегория, а символическое выражение определенной духовной реальности, вполне определенного явления духовного мира. Это изображение света, которым сияют лики святых. В святоотеческих писаниях и житиях святых можно часто встретить свидетельства о свете, которым сияют лики святых. Сияло лицо Моисея, когда он сошел с горы Синай, так что он должен был покрывать лицо, так как народ не мог выносить этого сияния. Н.А.Мотовилов говорит о преображении преп. Серафима Саровского: «Представьте себе в середине солнца лицо человека, с вами разговаривающего».
Свет, которым сияют лики святых и который окружает их голову, естественно имеет сферическую форму. Живописно это передается изображением круга, как бы разреза этого сферического света. Это указывает на сияние лика.
Венец над головой святого в католическом изображении – это всего лишь световая корона, прилагаемая извне.
8. Иконография Христа. Основные типы. 2. Спас Нерукотворный
В византийских иконах крест украшен драгоценными камнями, по краям нимба писали греческие буквы альфа и омега. Позднее крест стали изображать из девяти линий (по числу ангельских чинов) и вписывать буквы омикрон, омега и ню, что означает Сущий. Это имя Бог открыл Моисею на Синае. Надпись прочитывают рядами или по кругу, поэтому как омикрон, так и омега могли помещаться вверху (ó – óмикрон – определенный артикль м.р.).
Буквы ИС ХС под титлами (титло – значок, используемый для сокращения слов) – сокращенное написание имени Иисуса Христа. Благодаря имени изображение связывается с тем, кто изображен. Икона закончена, когда подписана.
Фон в древних иконах чаще всего покрыт золотом. Если золота не было, то фон покрывали желтой краской, имитирующей золото. Древние художники всегда стремились к насыщенности своих произведений золотом. Кроме фона золотом нередко прорисовывали контуры фигур и складки одеяний. Иногда сеткой золотых линий покрывали сплошь все одежды. Такая частая сеть золотых лучей называется áссист. Золото активно использовали не только из-за его драгоценности, но главным образом из-за глубины символики, так как по христианской символике – это символ Божественного света. В древности фон так и назывался – «светом ».
Рекомендуем посмотреть лекцию "66. Методы управления стрессом".
Золото, невидимое в природе и как бы не существующее в ней, является в иконе проявлением невидимого Божественного присутствия во всем мироздании, знаком связи с Божественным.
Золото фонов образует плотный барьер, за который невозможно проникнуть человеческому глазу. Сцена, изображенная на фоне золота и погруженная в него, превращается в таинство. Золото, лежащее лучами на одеждах священных персонажей, а иногда и на предметах, полностью преображает земную материю, насыщая её Божественным светом.
Иногда фоны делали красными (по античному образцу) или синими, позже – зелеными.
Красный – цвет царский, цвет крови и жертвы, цвет земной.
Синий – цвет небесный, Божественный, обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый – цвет надежды, цвет жизни.