О видах и формах проповеди
V. О видах и формах проповеди.
Основным предметом проповеди является раскрытие учения Священного Писания о нашем спасении в истинах вероучительных и нравоучительных.
В первые века христианства проповедь была простой безискусственной сердечной беседой, напоминающей беседу любящего отца со своими детьми[1].
Многое в этих проповедях - беседах давалось воздействием даров Святого Духа, которыми были богаты первые века христианства.
Эти беседы по своему содержанию и способу изложения были двух видов:
1) Беседа на текст Священного Писания в виде анализа его содержания (главы, зачала и пр.);
2) Поучения на определенную тему и раскрытие ее на основе Слова Божия.
Рядом с этими безыскусственными формами проповеди стала складываться и третья более сложная форма со своими особенностями.
Причиной ее возникновения явилось то обстоятельство, что, начиная с III - IV веков, среди христиан несколько ослабели вера и любовь, поэтому уменьшались и действия благодати, что создало потребность для проповеди черпать дополнительные силы в труде, усилиях ума и в светском ораторском искусстве.
Под воздействием всего этого и выработалась новая ораторская форма проповеди - СЛОВО и установился взгляд на церковную проповедь, как на один из видов ораторского искусства. Этот взгляд сохранился до самого последнего времени, найдя свое выражение и в самом наименовании гомилетики, как науки о церковном красноречии.
Рекомендуемые материалы
Этому взгляду противостоит другой взгляд, по которому проповедь не искусство, а живая, идущая из горячего сердца, безыскусственная речь. Этот взгляд опирается, главным образом, на тот простой и общедоступный характер проповеди, который существовал в Церкви в первые века христианства.
Из двух вышеуказанных первоначальных видов выработалось две ее формы.
Рекомендуем посмотреть лекцию "Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка".
1. Экзегетико-аналитическая беседа, последовательно изъясняющая Слово Божие: стих за стихом, главы, зачала и проч.[2].
2. Синтетико-тематическое поучение, в котором подбирается и систематически излагается учение Слова Божия на какую-либо определенную тему.
Анализ и синтез - это два основных метода, способа изложения мыслей. Анализ - разложение путем расчленения на составные части (например: главы на стихи) и объяснение каждой в отдельности. Синтез - изложение путем собирания, объединения в одно целое отдельных мыслей на определенную тему (так пишутся сочинения и тематические проповеди).
3. Третий вид проповеди - Слово сложился и развился из второго (из тематического поучения), превосходя его совершенством формы. Слову свойственна строгая и полная систематизация содержания, логическая последовательность изложения и богословско-отвлеченное раскрытие и освещение предмета.
[1] Все речи апостолов, запечатленные в деяниях имеют монологическую форму. Особенное значение для гомелетической науки имеет проповедь апостола Павла в Троаде (Деян. 20:7,11). В 7 ст. дееписатель указывает на общее собеседование в церковном собрании в 11- м – на монологическую речь апостола (Феодосий еп. Полоцкий и Глубокский. Гомилетика. – с. 110).
[2] Обычная беседа имеет характер простого собеседования об одном или нескольких предметах (Еп. Феодосий. – с. 116).