Беседа
Беседа[1]
Проповедь в виде беседы чаще всего употребляется при последовательном изъяснении текста какой-либо главы священного Писания, церковного песнопения, чинопоследования богослужения, таинства или обряда.
Весьма часто отдельный стих той или иной главы текста Священного Писания имеет свой предмет, как и каждая мысль церковного песнопения или действия богослужения.
При этом они (стих, мысль, действие) не столько нуждаются в доказательствах, сколько в простом изъяснении и раскрытии их содержания путем установления не отвлеченно-логических, а внутренне - органических связей между мыслями, относящимся к данному предмету.
Отсюда вытекает определение беседы, как такой проповеди, которой свойственна некоторая многопредметность содержания, раскрытие, а не доказательство мыслей в изложении, и внутренне - органическая, а не отвлеченно-логическая и механическая, связь мыслей в раскрытии предмета.
Эта много предметность внутри беседы дает формальное основание считать ее сложным, мозаичным видом проповеди, состоящим как бы из нескольких отдельных проповедей - миниатюр.
В конце II – начале III века, вследствие образования канона книг Священного Писания, за церковным богослужением активизируется употребление священных текстов. Это обстоятельство имело прямое отношение к церковной проповеди, ибо в задачу пастыря входило объяснение библейского текста прочитанного за богослужением. Эта разновидность проповеди - гомилия изъяснительная - сохранила все характерные черты апостольской проповеди: простоту, ясность, доступность. К отличительным признакам изъяснительной гомилии следует отнести ее построение, определяемое не ходом рассуждений проповедника, а последовательностью объяснения библейского текста. Дальнейшее развитие изъяснительная гомилия получила благодаря экзегетическим трудам Оригена. Им были установлены правила толкования Священного Писания в гомилии, согласно которым проповедник изъясняет прочитанный текст стих за стихом, слово за словом, исследуя каждую фразу с различных точек зрения: текст мог изъясняться филологически, исторически, этнографически, археологически и т. д. После подробного разбора указывается смысл нравоучительный, а затем аллегорический или таинственный. Вклад Оригена в дело церковной проповеди велик. Он создал особый тип проповеди – экзегетическую гомилию, которая стала нормой церковного проповедничества сохранив в церкви свое значение на все времена[2].
Составные части беседы.
Изъяснение и нравственное приложение составляют неотъемлемую принадлежность всякой беседы, но, помимо них, может быть в беседе краткий приступ и заключение.
Изъяснение в беседе состоит в последовательном анализе или раскрытии одного предмета за другим, входящих в состав беседы.
Нравственное приложение, вытекающее из анализа предмета, может непосредственно следовать за разъяснением каждого предмета в отдельности (в этом случае эта часть проповеди будет как бы отдельной маленькой проповедкой), но может быть отнесено ко всем по следуемым предметам вместе, тогда оно ставится в конце беседы.
Рекомендуемые материалы
Нравственное приложение в беседе имеет два вида:
1) Вразумление;
2) Нравственное напутствие[3].
Нравственное приложение в беседы должно соответствовать самой сущности раскрываемого предмета и степени духовно-морального состояния верующих.
Кроме апостольских гомилий, запечатленных в Священном Писании, сохранилась беседа св. Климента Римского (епископ с 92 по101 г. Память 25 ноября), известная как «Послание к Коринфянам»[4].
Образец беседы:
Беседа святого Иоанна Златоуста на послание апостола Павла к Римлянам[5] (15,127) (в очень большом сокращении).
1 стих: «Мы сильные должны».
Слово «должны» показывает, что это дело обязанности, а не милости. Что мы должны делать? «Немощи бессильных носить».
Этими словами Апостол призывает нас к милосердию...
Так должно поступать не только в сем случае, но и с немощными другого рода. Гневлив ли кто, или причиняет тебе зло, или имеет другой какой недостаток, - ты перенеси, ибо призван другим, а не себе, угождать.
2 стих: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо к назиданию».
... Не просто сказал Апостол «угождай», но присовокупил: «во благо» и не просто влечь к добру, а к «созиданию». Апостол этого требует от всех, не говорит, что тот или другой, «но каждый из вас».
3 стих: «Ибо Христос не Себе угождал». Христос не захотел Себе угодить, а наблюдая нашу пользу, пренебрег то, что Ему принадлежало... Но как написано: «Злословия злословящих Тебя пали на меня» (Пс. 68:10) - те самые, которые в Ветхом Завете поносили Бога, восстали с неистовством и против Сына Его. Писано же это, дабы мы подражали Сыну Божию, почему и Апостол поощряет к терпению в искушениях.
Ст.4,5,6,7-й изъясняются у св. Златоуста так же, как и 2-й и 3-й. Очень подробно изъясняется с большим нравственным приложением 7-й стих, вырастая в целую отдельную проповедь о любви к ближним.
Катехизическая беседа и ее особенности.
Догматические истины удобнее всего излагать в форме беседы, как наиболее доступной слушателям, но беседы особого рода[6].
Простое изложение догматических истин в беспрерывной связанной речи самого поучающего обыкновенно оставляет в слушателях недостаточное представление об изложении предмете, является нужда в повторениях, дополнительных разъяснениях, поправках и пр. Для этого проповедник сообщает беседе вопросно-ответную форму. Предусматривая все недоумения и трудности, он сам же ставит вопросы и отвечает на них, по возможности, в доступных и простых выражениях.
Через такую форму изложения проповедник может поддерживать интерес и внимание в слушателях и содействовать лучшему уяснению догматической истины.
Нравственное приложение в катехизической беседе может чередоваться с вопросами или быть отнесенным на конец беседы. Образцом такой беседы может быть беседа «О мире духовном» Митрополита Макария Московского.
Эта беседа построена по следующему вопроснику-плану:
1.В каких мирах мы живем?
2.Что такое мир духовный?
3.Какое устройство мира духовного?
4.Где находится духовный мир?
5.Какое отношение мира духовного к вещественному и к нам?
6.Какое, наконец, должно быть отношение наше к миру духовному?
Ответы на эти вопросы даны убедительные, живые, на Слове Божием основанные. И проповедь своей раздельностью, четкостью, живостью и убедительностью производит сильное воздействие на верующих.
"Внешняя политика Ивана III" - тут тоже много полезного для Вас.
[1] Греческое слово ojmilησας, послужило основанием для терминологического обозначения первой формы церковной проповеди – гомилии или беседы. Слово «гомилия» обозначает с одной стороны простоту, безискуственность, общепонятность, а с другой полную искренность, серьезность задушевность речи проповедника. До отделения Евхаристии от агап церковная проповедь могла прерываться вопросами слушателей, просьбой разъяснений некоторых высказываний проповедника. После же упорядочивания чина христианского богослужения проповедь, сделавшись составной его частью, принимает преимущественно монотонную форму (Еп. Феодосий.- с.111).
[2] См. Еп. Феодосий.-с. 112
[3]См. иеромонах Сильвестр.
[4] "Безискуственность и теплота чувства - главное ее достоинство". ( См. Поторжинский, т.2)
[5] См. «Избранные проповеди».- с.151
[6]См. Еп. Феодосий.- с.128.