Популярные услуги

Томас Гоббс

2021-03-09СтудИзба

Лекция 10 (08.11.10)

Томас Гоббс (1588 – 1679)

Основные труды:

  • «Возражения на «Метафизические размышления» Декарта», 1641 (оппозиция Декарту)
  • «О гражданине», 1642 (взгляды на действительность в виде политической концепции. Он представитель номинализма. Это были люди, которые активно утверждали идеи либерализма как альтернативе монархии).
  • «О теле», 1655 (психологические и психофизические взгляды)
  • «О человеке», 1658
  • «Левиафан», 1651 (концепция государства)

Главная направленность учения – построение социальных концепций, гносеология же и онтология рассматриваются им как вторичные области знания.

Сторонник учения о двух истинах. Говорил о необходимости «отделять религию, т. е. правила, согласно которым следует чтить Бога, и правила философии, т. е. учения частных людей. При этом истины религии должно доставлять Священное писание, а философские учения – естественный разум».

Окончил Оксфорд. Служил гувернером в семье, был наставникам Карла Стюарта (будущего короля), переписывался с Галилеем, Декартом. Вынужден был эмигрировать в Париж с роялистами. После реставрации династии Стюартов возвратился в Англию, получил от короля пенсию и занимался философией.

Считает, что предметом исследования философии д. б. тела. Две истины: религиозная, отвечает за нравственность и истина философская. Приверженец новой галлилеевской концепции, согласно которой в мире кроме физических тел и законов физического движения нет доступных изучению объектов. Основные разделы философии:

  1. Учение о естественных телах
  2. Учение об умственных способностях и нравах людей
  3. Учение об обязанностях граждан.

Критикует онтологическое доказательство существования Бога. Теистическая концепция: Бог является творцом мира, задает некий первотолчок и далее мир развивается самостоятельно.

Учение «о естественных телах»

Рекомендуемые материалы

Универсум – совокупность тел, в мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем.

Движение рассматривается как механическое перемещение тела в пространстве.

Свойства всех тел разделяются на 3 класса:

  1. Объективные, механические, присущие всем телам (протяженность и фигура)
  2. Присущие большинству тел (движение и покой)
  3. Переменные, или чувственно воспринимаемые.

Объективными являются только механические свойства: звук, цвет, запах и т. п. не имеют объективной значимости, а являются продуктами сознания человека. Тем самым делается акцент на то, что все явления, относящиеся к миру метафизическому, выносятся за пределы объективной реальности. (Что реальнее: внешний объективный мир или внутренний? Реально и то, и другое. Первый мир – физический, второй – психологический.)

Гоббс переносит понятие объективного на внешние физические объекты (так же считает и советская философия).

Теория познания Т. Гоббса основывается на номинализме:

«Имена» и «названия» выступают в качестве «знаков», «меток», посредством которых восстанавливаются сохраняющиеся в уме знания. Доказывает условность связи имен с вещами, произвольность и субъективность их выбора, зависимость от воли человека.

Наряду с положительными именами – «человек», «природа», есть отрицательные имена – «не человек», «не природа». Одна и та же вещь, согласно принципу непротиворечивости, не может быть наделена одновременно и тем, и другим именем.

Определение не отражает сущности вещи, связано не с чувствами, а со словами. Реальны только единичные вещи, общее же – продукт мысли человека.

Отвергает душу как особую сущность.

Человек определяется как телесное существо.

Все психические функции – проявление деятельности тела. Они включены в общие законы мира, подчиняются им, представляя по своей природе разновидность движения – особое внутренне состояние движущейся материи (начатки будущего ассоцианизма).

Ощущение – итог воздействия двужуще5гося объекта на чувствующего субъекта, который, в свою очередь, реагирует движением, и из него возникает образ или представление.

Движениями являются также чувства удовольствия, боли, стремления, желания, любви, ненависти, а также воля.

Начало познания – в чувственном опыте, в ощущении, источник которого – материальный мир.

«Нет ни одного понятия в уме, которого не было бы порождено первоначально чувствами или ощущениями».

Подчеркивается, что причины чувств – «внешние тела, или предмет».

Гносеологическая концепция Гоббса

Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения.

Ощущение – момент перехода внешних движений во внутренние.

Все другие психические явления производны от ощущений.

По закону инерции из ощущений возникают представления («ослабленные следы»), образующие, в свою очередь, цепи мыслей, следующие друг за другом в том же порядке, в каком появляются ощущения.

В качестве универсального закона психологии провозглашает ассоциацию.

Механизм ассоциации положен в основу всей психической жизни, включая ее высшие проявления – рациональное познание и произвольное действие.

При этом им выделяется только один вид ассоциации – механическое сцепление психических элементов по смежности.

Упраздняет метафизическую реальность и начинает выстраивать новую науку, основываясь только на опыте. Эмпирическая психология во многом основана на номинализме. Это опытная наука, и ассоциация - -это некая закономерность, связка опыта.

Разум он определяет как продукт ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т. е. опыт.

Природа ума трактуется механистически и сводится к операциям сложения и вычитания наименований. Рассуждать, по Гоббсу, значит производть вычисления, считать.

В качестве примера мыслительных актов выступают следующие рассуждения: Человек = живое существо + разумное, живое существо = человек – разумное.

«Под рассуждением я подразумеваю исчисление. Вычислять – значит находить сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего либо илз другого. Рассуждать —значит то же самое, что складывать и вычитать».

Теория государства Т. Гоббса

Философская проработка идей либерализма. Теория государства раскрывается в книге «Левиафан» или земной бог. Говорит о том, что человек по своей природе эгоистичен и лишен общественного чувства. Природа человека агрессивна, каждый сам по себе выстраивает жизнь, основываясь на основе самосохранения. В связи с этим устройство государства Гоббс видит как некое восприятие необходимых общественных норм со стороны отдельного индивида. Люди делегируют государству свои потребности, задача государства – их удовлетворение, чтобы общество должно сосуществовать. Государство должно быть неким сдерживающим фактором, законы – выражение интересов, которые обеспечивают безопасность каждого отдельного человека.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 – 1677)

Спиноза был изгнан за свои взгляды из религиозной общины, поселился в деревне, работал подмастерьем гончара и занимался философией.

Трактат, который вызвал ожесточенную полемику. Центральный труд Спинозы, вышедшим в год его смерти – «Этика». Спиноза – рационалист.

Не отвергая роль опытного знания, причислял его к области мнения, говорил о его субъективности, ошибочности, обманчивости. В чувственном опыте знания о предмете смешаны с тем, что привносит от себя субъект, поэтому трудно достичь точности и объективности познания. Можно сказать, что любое знание обладает этой чертой антропоморфности как некой погрешности, иначе прогресс был бы невозможен.

Чувственное знание носит фрагментарный характер. Наш ум стремится прийти к ясности, целостности. В то же время чувственное познание является наиболее распространенным и имеет практическое значение, являясь важной ступенькой в получении истинного, достоверного знания.

Чувственные данные могут быть получены как в личном опыте индивида, так и от других индивидов, которые также опираются на чувственный опыт.

Достоверное знание достигается на основе логического мышления и выступает в форме «общих понятий». К нему он относятся, в первую очередь, математические понятия как наиболее объективные и истинные, логически связанные друг с другом.

Высшей формой познания является интеллектуальная интуиция, посредством которой душа приобщается к Богу и к истине. Любое позитивное развитие – это присутствие Бога. Бог является определяющим принципом для знака любого явления. Что хорошо, что плохо, определяется Богом.

Одним из последних использует учение о субстанции.

Субстанция есть «причина самой себя».

Существует единая, вечная субстанция – природа, или Бог, характеризующаяся бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых, качественно определенных свойств).

Субстанция бесконечна, неизменна, модусы (вещи природы, выражающие состояния субстанции, ее фрагменты) конечны, пребывают в движении.

Человеческому разуму открыты только два основных атрибута природы – протяженность (тело) и мышление (душа).

Человек – один из конечных модусов, объединяющий в себе два атрибута субстанции – мыслящую и телесную субстанции.

Здесь подчеркивается, что человек един по природе с Божеством, это входит в разрез с богословской точкой зрения.

Концепция психофизического паралеллилизма:

Связь идей та же, что и связь вещей; мышление человека не противоречит тому, что происходит в природе.

Как связаны душа и тело? Спиноза вводит психофизический параллелизм, согласно которому душа и тело – это вещи, которые работают синхронно. У Лейбница это потом будет выражено в двух хронометрах, запущенных с великой точностью.

Теория аффектов:

Аффекты – побудительные силы человеческого поведения. Выделяются три главные фундаментальные силы, которые управляют людьми и лежат в основе всего многообразия чувств:

- влечение (или собственно сущность человека, ощущение себя, как живого существа); у Фрейда это тоже найдем.

- радость;

- печаль.

Регулирующая роль аффектов проявляется в том, что радость увеличивает способность тела к действию, печаль – уменьшает ее.

Этическая система

Свобода проявляется в автономной самоорганизующейся активности субстанции, определяющей себя к действию.

Два условия, определяющих свободу:

1. Нет зависимости  от другого в своем существовании

2. Наличие самоопределения (свободы действия). С этой точки зрения, человек как конечный модус не имеет свободы, ибо он в своем существовании зависит от другого. Но он может быть свободен в своих действиях, поставив свои страсти под контроль. Сделать это можно лишь на основе осознания того, что все в мире совершается с необходимостью.

Каждый человек, взятый сам по себе, обладает характеристиками свободы, но взятый как модус божественной субстанции, он зависим от нее, и его свобода определяется свободой божественной субстанции.

Здесь отличие от абсолютной свободы (Локк, Гоббс).

Человек стремится к самосохранению, Но самосохранение для Спинозы – не физиологическое, а метафизическое понятие. Поэтому добром и злом является то, что соответственно способствует или препятствует его сохранению.

Джон Локк (1632 – 1704)

Представитель эмпиризма. Выступал за создание парламентарной монархии (то, что теперь есть в Англии – королевская фамилия практически никакого влияния на политическую жизнь не оказывает).

Главная научная проблема – определение пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Исходил из идеи опытного происхождения знания:

1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; тем самым отвергая рационализм

2) ни один человеческий разум, каким бы сильным и мощным он ни был, не способен сформировать или изобрести идеи, также как уничтожить уже существующие идеи; (не способен человек произвести идеи – значит, их нет)

3) источником и пределом разума является опыт.

Разум человека способен комбинировать идеи, пришедшие к нему из опыта, но не может изобретать их сам.

Источником для развития разума выступает опыт. Из него он получает материал для познания.

Два источника и типа опыта:

  1. Ощущение материальных предметов.
  2. Внутренняя деятельность души.

Из этих двух источников опыта возникают два разных типа «простых идей»: «идеи ощущения» и «идеи рефлексии».

Ощущение – итог взаимодействия человека с миром, воздействия внешних предметов на органы чувств.

Внешний мир выступает как главный источник  идей.

Утверждает, что познание начинается с чувств, что «нет ничего в интеллекте, чего бы ни было до этого в ощущениях».

Наряду с идеями, которые доставляют органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как особой внутренней деятельностью души, заключающейся в восприятии ею собственных состояний.

И простые идеи ощущения, и простые идеи рефлексии становятся предметом осмысления сознанием, из них как их строительного материала возникает все содержание сознания, и только на их основе начинается сам процесс мышления.

Потом это будет положено в основу структурализма.

Цитата, подтверждающая эмпиризм Локка: «… я не вижу повода считать, что душа начинает думать до того, как органы чувств принесут ей идеи; и по мере того, как возрастает их количество, они удерживаются в памяти…»

Соотношение внутреннего и внешнего опыта:

Приоритет отдается внешнему опыту, которому отводится роль исходного.

Сознание – восприятие душой того, что проиходит в ней самой. Мышление как отдельная функция не присутствует.

Объектом сознания при таком подходе выступают не внешние предметы и явления, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), в том их виде, в каком они предстают перед внутренним взором наблюдающего за ними субъекта

Теория познания

Ощущения как исходный простой элемент опыта – это отпечатки внешних воздействий в органе чувств, и их возникновение не требует активной деятельности души.

Простые элементы чувственного опыта дают материал, который начинает перерабатываться душой, и побуждают, тем самым, ее активность.

Она начинает «комбинировать идеи друг с другом и таким образом формировать сложные идеи, кроме того, она способна отделять некоторые идеи от остальных.

Сложные идеи строятся путем комбинирования простых идей

Познание понимается как установление степени согласованности идей.

Выделяется три уровня познания:

- чувственный

- демонстративный (доказательный)

- интуитивный (Локк считает его самым достоверным, истина здесь воспринимается непосредственно, спор с Декартовской теорией познания). Интуитивный уровень – самый ясный и достоверный, считает Локк.

Чувственное познание, являясь исходным моментом познавательного процесса, в то же время оценивается как недостаточно надежное.

Наиболее достоверное знание обеспечивается интуитивным познанием, представляющим собой явление непосредственной очевидности.

Истина здесь воспринимается «непосредственно». Интуиция уже выходит за пределы концепции Локка.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)

Был советником Петра Первого. Посоветовал ему, чтобы государство работало как часы.

В основу своих философских рассуждений кладет идею «финализма», т. е. конечной цели, считая недостаточным ограничиваться в исследовании только учетом «действующих причин», как это делается в механистических концепциях.

Хотя мир напоминает огромный механизм, и все отдельные организмы являются механизмами, но в целом все существующее реализует конечную цель, намеченную Богом. Следование этой цели – главная задача человека.

Один из немногих философов своего времени, который задумывался о целесообразности мироздания. Идея финализма – в движении мира существует конечная цель. Идея финализма будет поддержана в 20-м веке.  (Юнг).

Монадология и концепция восприятий

Лейбниц – сторонник идеи единства телесного и психического. В основу этого единства он кладет духовное начало.

Идея целостности мира и человека раскрывается в учении о монадах.

Мир состоит из деятельных простых и неделимых субстанций – монад. Не путать с молекулами. Монады – это элементы всех вещей, живые, духообразные единицы, их которых все состоит, и кроме которых ничего в мире нет.

Каждая монада психична и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной.

Монада – это начало силы и способности действовать.

Основные свойства монады – это деятельность восприятия и активность. В зависимости от уровня развития этих внутрен6них качеств монады различаются между собой и составляют следующую иерархическую лестницу:

- «чистые монады», которым присуща активность, но отсутствуют какие-либо представления (неживая, но активная материя)

- «монады-души», обладающие смутными представлениями, ни одно восприятие у них не достигает уровня ясного сознания, а лишь доходит до памяти (растения и животные)

- «монады-духи», обладающие ясным и отчетливым восприятием (это человек)

- Бог и ангелы, свободные от телесной оболочки и олицетворяющие абсолютную полноту, ясность и осознанность знаний.

Монада – это неделимая вещь.

Дифференцируется «простое» и «сознательное» восприятие, используя для определения последнего понятие «апперцепция».

Если восприятие – общее свойство всех монад, то апперцепции свойственны только особым монадам, относящимся к душе и разуму.

Но даже в монадах, характеризующихся апперцепцией, присутствует огромное число бессознательных восприятий. Утверждается, что человек, будучи разумным существом и обладая апперцепцией, между тем, многого не осознает, воспринимает бессознательно.

Весь 20-й век будет озадачен поиском бессознательного. Фрейд и др. Идея о существовании иррационального в природе человека была очень модной.

«Часто мы испытываем состояние, при котором ничего не помним и воспринимаем не отчетливо, например, когда находимся в обмороке или погружены в глубокий сон без сновидений. В таком состоянии душа не очень заметно отличается от простой монады, однако, поскольку подобное состояние длится недолго, душа освобождается и становится чем-то большим».

Соотношение души и тела:

Душа и тело автономны, совершают свои операции самостоятельно и независимо друг от друга (психофизический паралеллилизм).

Ещё посмотрите лекцию "Заключение" по этой теме.

Вместе с тем между ними существует предопределенное свыше гармония, они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.

«Я объяснил согласованность души и тела примером синхронного движения двух маятников часов различной конструкции в момент, когда показывают одинаковое время. Это могло произойти тремя способами:

1) согласовать их таким образом, чтобы они непременно качались синхронно;

2) поручить кому-нибудь регулировать их движения, делая их синхронными

3) построить новые часы, насколько добротные и точнее, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции.

Без сомнения, последний путь наилучший».

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее