Особенности межэтнических отношений
Лекция. Особенности межэтнических отношений.
Межэтнические отношения связаны с межгрупповым восприятием, его механизм определяется внутригрупповым фаворитизмом, т.е. тенденцией благоприятствования собственной группе и ее членам в сравнении с другими сопоставимыми с ней группами, или предпочтение своей группы.
Этноцентризм – пример группового фаворитизма, предпочтение своей этнической группе. У.Сомнер определяет это как такое видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней, оцениваются в соответствии с ней. (см. Стефаненко, с. 378)
Основные показатели этноцентризма:
· восприятие элементов своей культуры (норм, ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур – как неестественных.
· Рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных,
· Представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, и при этом не доверять и даже враждовать с членами других групп.
Третье определение – это этноцентризм индивида. 1и 2 – некоторые признают, что и другие культуры имеют свои ценности. Самая наивысшая форма этноцентризма – убеждение, что их традиции и обычаи универсальны для всех людей на земле.
Ряд исследователей считает этноцентризм негативным явлением, как национализм или расизм.
Рекомендуемые материалы
Часто этноцентризм оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, но он также сохраняет целостность и специфичность группы. Изначально этноцентризм не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям.
Этноцентризм -----благожелательный
------воинственный
------ведущий к делегитимизации (крайняя степень), например : европейцы и индейцы, немцы и евреи, цыгане.
Отсюда и формы противопоставления и дифференциации , предвзятости к другим.
Дифференциация – это приписывание себе только позитивных качеств, а врагам – негативных.
Наиболее ярко противопоставление проявляется в неоднократно описываемом зеркальном восприятии , когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки – врагам, соперникам (США - СССР, Нагорный Карабах)
Тенденция к межэтническому противопоставлению может проявляться и в более сглаженной форме, когда практически тождественные по смыслу качества оцениваются по-разному в зависимости от того, какой группе приписываются. Так, американцы считают себя дружественными, раскованными, а англичан – считают холодными снобами,
Англичане считают себя сдержанными и уважительными, а американцев – назойливыми и развязными.
Возможность интеграции этнических общностей в обозримом будущем представляется сомнительным. В СССР была концепция «сближения наций». Американские исследователи признали устаревшей теорию коренных изменений, согласно которой «в результате смешения различных этнических и расовых групп образуется некая однородная амальгама». Принятие и признание различий, а не интеграция – вот наиболее приемлемая форма социального восприятия при взаимоотношении этнических общностей и культур на современном этапе человечества (с. 284, Стефаненко, Определение типичного американца, советского человека).
Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов. Стереотипы – как картинки, которые помогают человеку ориентироваться в море социальной информации. Значительное количество исследований посвящено этническим стереотипам. Здесь классической признана методика американцев Д. Каца и К. Брейли, «Методика приписывания качеств», созданная на базе Пристанского университета. Вторая линия исследования стереотипов – анализ представлений об этнических группах в литературе, искусстве, СМИ (американская публицистика, немецкие кинофильмы, французские журналы, газетные комиксы, изображения разных этносов и культур на ТВ). Эта научная ориентация, объединяющая психологов, историков, литературоведов, получила специальное наименование – имагология. Проблема состоит в том, насколько адекватно художественная литература, публицистика, искусство отражают стереотипы, существующие в головах людей.
Функции стереотипизации.
1. Объяснение существующих отношений между группами.
2. Оправдание существующих межэтнических отношений.
Враждебные, полные предрассудков этнические стереотипы – это сугубо отрицательное явление, которое способствует стабильности межэтнических отношений, основанных на господстве и подчинении.
4 вида стереотипов:
"8 Групповые интересы и цели" - тут тоже много полезного для Вас.
(эмоциально-оценочный характер стереотипов)
1. Стереотипы презрения.
2. Стереотипы восхищения.
3. Стереотипы зависти.
4. Стереотипы патернализма.
Этнические стереотипы устойчивы, но относительно слабо согласованы (с. 292, Стефаненко). Американский психолог О. Клайнберг выдвинул гипотезу «зерна истины», согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных знаний. Межэтнические отношения предполагают конфликты и сотрудничество, но главные проблемы для общества наносятся конфликтами.