Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Литература » Французский романтизм

Французский романтизм

2021-03-09СтудИзба

Французский романтизм

Романтизм – это художественный метод, сложившийся в начале 19 века и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе в странах Европы, в России и США. Творчество романтиков к каждой стране имеет свою специфику и свой путь развития. Но основной почвой для возникновения романтизма явилась эпоха, связанная с Французской революцией, которая внесла изменения в жизнь людей и подарила новые идейно-эстетические потребности.

Романтизм во Франции. Общие характеристики.

Исторические потрясения огромного масштаба, произошедшие на глазах одного поколения, приковали внимание французских писателей к истории. В прошлом они искали ключ к сегодняшнему дню. Что, безусловно, обусловило  особенности Французского романтизма. Романтизм в этой стране начал свое развитие в начале девятнадцатого века и прошел несколько этапов.

Первый совпадает с периодом Консульства и Первой империи(1801-1815г.). В ту пору романтическая эстетика только начинает формироваться и в мире литературы выступают Шатобриан, де Сталь и Констан. В основе романтического мировоззрения этого периода лежало представление о существующей действительности как о явлении внутренне противоречивом и переходном. Из чего вытекало типичное для романтиков «двоемирие» в произведениях.  Отрицание существующей реальности романтики сочетали с мечтой об иной, насыщенной жизни. Что касаемо романтического героя, то его отличительной чертой являлась неудовлетворенность настоящим. Он человек беспокойный, взволнованный, с критическим отношением к действительности, полный неустанных стремлений. Всё это было вызвано тем, что традиционный уклад жизни, в котором романтики родились и выросли, распался в результате революции. Но одновременно за этими событиями они видели появление нового мира, более обширного и ёмкого, которого нельзя было игнорировать. Также, характеризуя романтиков первого периода, не стоит забывать о том, что они были далеки от народных масс в отличие от творцов следующих периодов.

Второй этап развития романтизма во Франции начинается с Реставрацией (1815-1839г.), когда рухнула наполеоновская империя и во Францию вернулись монархи династии Бурбонов. В это время окончательно складывается  романтическая школа, появляются главные романтические манифесты романтизма, и происходит бурный расцвет литературы. Выступают такие крупнейшие писатели-романтики как Гюго и Виньи. Романтизм этого периода осложнен и перегружен реальными мотивами, но при этом, как было сказано выше, он складывается в единую школу. Появляются многочисленные ученики Шатобриана и Гюго. Романтиков этого периода уже не удовлетворяют жанры лирического романа и лирической повести. В большей степени они сосредотачивают свое внимание на жанрах чистой лирики – оде и элегии, а позже и они уступают своё место повествовательной лирике, поэме и историческому роману. Больше не подвергаются одностороннему осуждению демократические свободы и технический прогресс. Романтики возвращаются к чувственному миру. Для произведений этого периода характерен образ одинокого, отрешенного от настоящей жизни героя на фоне общественности и исторической действительности. И именно в этой действительности герою приходится жить, действовать и бороться.

Третий этап падает на годы Июльской монархии ( 1330-1848г.), в это время окончательно утверждается господство буржуазии. А в литературе творят Гюго, Э. Сю и Ж. Санд. Новые тенденции оформляются в период 30-х годов, когда к романтизму приходят Сю и Санд. Герой романтиков 30-х годов не бежит от жизни, а вступает в борьбу с обществом за свои ценности. Жизнь раскрывается авторами как поле социальных конфликтов и столкновений. И романтический герой занимает определенное место в этой борьбе. Романтики все точнее определяют общественные силы, которые приведут к отмене существующего строя жизни и выведут человечество за пределы социально-экономических отношений. Поэтому писатели проявляют повышенный интерес к жизни низов общества, к отвергнутым народом.

Французский роман эпохи романтизма.

Французский роман эпохи романтизма – это прежде всего исторический роман. Франция – это та страна, где в большей степени были все подходящие условия для развития исторического романа. Революция, смена власти, постоянные волнения, изменившие за четверть века Францию до неузнаваемости, безусловно, сказались на искусстве того времени.

Рекомендуемые материалы

Исторический роман возникает на рубеже 18-19 веков, придя во Францию вместе с крупными переменами, он совершает своеобразную революцию в литературе этой страны. Романтики стремились понять внутренний конфликт в обществе, это в итоге вылилось в исторический роман.

Французские историки понимали историю как историю классовой борьбы и утверждали, что исторический процесс является завоеванием неких высших правительственных ценностей, которые сводятся к одному понятию – справедливости. Но история – это все же правдивое повествование о событиях прошлого, а роман – вымысел. Таким образом, можно определить исторический роман как «правдивый вымысел». Понятие правды – одно из центральных в романтической эстетике, а романтики 20х годов отождествляли ее с историей. Классическая эстетика обычно противопоставляла правду и вымысел. В эстетике романтизма воображение было признано средством познания. В первые годы развития исторического романа четко различались две его составляющие: правда и вымысел, позже историческая реальность стала одним целым с вымышленной. Историческая правда, состоящая из массы относительных истин, требовала широких обобщений и вместе с тем максимальной конкретности.

Одним из законов исторического жанра был закон перспективы, без которой не возможно было осмыслить и создать единство произведения. Автору нужно было показать то, куда влекут изображаемые события, к чему приводит эпоха, показать будущее.

История – это смена явлений идущих друг за другом, то есть исторический процесс, в основе которого лежит борьба. Конфликт и борьба существовали в обществе всегда, а во Франции начала 19 века конфликтных ситуаций было огромное количество. Чтобы понять возникшие противоречия в обществе, романтики воспроизводили изображаемую эпоху с максимальной точностью. Из четкого изображения жизни определенной местности в определенное время возникает местный колорит – одна из важных особенностей исторического романа. Соответственно изображались люди, но романтиков интересовали не их характеры, а нравы. Характер – свойство отдельного ума, а нравы – свойство нации в целом, более полезное для изображения широкой исторической действительности. Не зная местной культуры нельзя понять ни историю государства, ни его деятельность.

Интерес к прошлому влек за собой интерес к почве на которой происходили исторические события и складывались нравы. История, по мнению романтиков – это жизнь народа, поэтому его интересы, мнения, страсти также входят в состав истории.

Исторические персонажи незаменимая часть исторического романа и для приближения этих героев к читателю, к народу автор наделят их  страстью, которая свойственна любому человеку. Преобладание вымышленных героев над историческими, связано с тем, что предметом изображения был не столько король и власть, сколько сама эпоха.

Особое место в историческом романе занимал диалог – средство характеристики и объективизации изображаемого. Автор хотел уйти из повествования, стать незаметным, предоставить своим героям самостоятельность, чтобы не накладывать на них свои взгляды. Благодаря этому исторический роман мог охватывать такой огромный и разнообразный материал.

С появлением исторического романа возник не только новый жанр, но и само понятие романа и точка зрения на него изменились. Прежде роман состоял из вымысла, но с приходом романтизма и затем развиваясь в течении 19 века, он стал более серьезным и философским произведением. Исторический роман требовал знаний, знакомства с историческими источниками и понимания древних языков. Также многие завоевания исторического романа сохранились в литературе до сих пор.

Анализ романа Ж. Санд «Индиана».

По своему происхождению и общественному положению Жорж-Санд (настоящее ее имя было Аврора Дюпен) принадлежала к дворянству. Родилась она в 1804 году, воспитывалась до 1817 года у бабушки, старой аристократки, враждебно относившейся к новым порядкам, установленным после революции. В 1831 году, уже побывав замужем и став Авророй Дюдеван,  она уезжает в Париж, где знакомится с писателем Жюлем Сандо. Совместно они публикуют роман и несколько рассказов.

Роман «Индиана» также задумывался как совместный, но Жюль Сандо не принимал участия в его написании, поэтому это произведение можно считать первым самостоятельным романом Ж. Санд. «Индиана» была написана весной 1832 года. Роман сразу же снискал себе славу и одобрительную критику.

Действие романа  начинается в 1827 году и завершается в конце 1831 года. Это был довольно бурный период в истории жизни Франции. Произошла Июльская революция. Династия Бурбонов, в лице ее последнего короля Карла Десятого, сошла с престола. Вместо Карла его занял Луи Филипп Орлеанский. Но о всех этих событиях в романе упомянуто без особых подробностей.  Санд говорит о смене кабинетов, О реакционных действиях властей, о восстании в Париже.  Все это помогает соблюсти хронологию и не потерять читателю момент действия в произведении. Так же Санд осуждает интервенцию французских войск в Испании. Можно назвать этот момент новаторством, так как до нее многие писатели-романтики были увлечены изображением средневековья.

Главное внимание Санд уделила душевным переживаниям и жизни своих героев.

Действие романа, как уже было сказано, происходит в эпоху Реставрации, время, когда всем ещё памятны как события революции, так и правление Наполеона.  Индиана – молодая креолка, вынужденная выйти замуж за полковника Дельмара.  Не смотря на то, что девушка является креолкой, все она же особа нежная и утонченная. Дельмар  – деспот, хоть и бывает иногда добр, все же он не является тем, кого Индиана могла бы полюбить на самом деле. Она разочарована в нем. Но по стечению обстоятельств жизнь сталкивает ее с человеком, который поражает девушку – это Рейман де Рамьер, публицист, живущий в Париже. И не только ее, служанка  Индианы Нун тоже пленилась Рейманом, за что в итоге жестоко поплатилась. И есть  еще один герой, который в итоге подарит желаемое счастье Индиане, это ее кузен Ральф.

Индиана молода, прекрасна, но всю жизнь прожила в клетке. Сначала с отцом, который держал ее возле себя, а теперь муж, который проявляет постоянные признаки ревности или недовольства своей женой. Она бы хотела полюбить, но не встретила достойного человека как ей казалось. Но когда судьба сводит ее с Рамьером, девушка словно оживает, она чувствует, что готова полюбить и ради этой любви может пойти на все. И даже печальная судьба ее подруги-служанки, которая влюбившись в Рамьера, и будучи отвергнута им, убивает себя, не дает ей понимания о истинной сущности молодого дворянина.

 В итоге конфликт между Дельмаром и Индианой растет.  Героиня ради любви бросает мужа и едет в Париж за Рамьером. Но судьба распорядилась иначе, что бы поправить свое положение, как часто бывало в те времена, Рамьер женится на даме по богаче и забывает Индиану. Девушка, убитая горем хочет свести счеты с жизнью, но тут находится истинно любящий ее человек, ее кузен, который всю жизнь был с ней и который действительно любил Индиану.

Бесплатная лекция: "Лекция 6. Блок ввода-вывода" также доступна.

Роман включает в себя множество социальных проблем того времени. Одна из них – притеснение женщин в правах. Когда та не вольна в своих поступках. Как Индиана, пока жила с отцом. Вторая проблема заключается в слишком большом влиянии общества на жизнь и положение людей. Это ярко видно на примере Нун и Рамьера. Нун служанка, поэтому Рамьер не может позволить себе брак с ней в любом случае, так как это осуждалось бы обществом. Третья проблема, на мой взгляд, заключается в расчетливости людей того времени. Многие, такие как Рамьер или тетка Индианы, думают о выгодных партиях с целью обогащения себя. Четвертая – это эгоизм. Рамьер попросту играет и с Нун, и с Индианой. Это развлечение для молодого человека, ему лишь приятно то, что в него влюблены. Эгоистичным я бы назвала мужа Индианы.  Это человек - собственник и он ни в коем случае не допустит того, что хотя бы толика его имущества уйдет в чужие руки. И для предотвращения этого он пойдет даже на убийство. Это реалии, которые Ж. Санд разоблачает в своём романе. Бальзак писал: « Эта книга – реакция правды против фантастики, нашего времени против средневековья…»

Действительно, Ж. Санд показывает нам пережитки средневековья, устои, которые остались еще с того темного времени. Так же Бальзак весьма точно определил главную мысль книги: « Героиня отважно сбрасывает социальное иго, возложенное на нее предрассудками и гражданским кодексом».

Композиция произведения очень интересная. Герои появляются тогда, когда их не ждешь, а сцены и пейзажи идут  друг за другом по произволу автора. Этот «разнобой» создает беспокойство на протяжении всего произведения, волнения героев передаются и нам, читателям. Даже внезапный обморок Индианы, перед  тем как ее муж поймает «вора», дает понять нам, что скоро случится что-то крайне не хорошее. Восстание против гнета мужа составляет содержание первой части. Затем не находя желаемого счастья рядом с Рейманом, она оказывается в конфликте с его эгоизмом, замаскированным приличиями.  Санд изображает иллюзии, которые героиня питает в отношении молодого человека, затем показывает нам разочарование в нем и кризис в душе девушки. Это разоблачение является центральным моментом действия. И завершается все тем, что на острове Бурбон Ральф и Индиана, готовясь расстаться с жизнью, поднимаются на живописную гору. Здесь Ральф в последнем порыве признается, что всегда любил Индиану. Наконец Индиана видит его столь страстным и возвышенным. Она понимает, что должна была любить его, а не Раймона.

Через год, бродя в горах острова Бурбон, молодой путешественник неожиданно набредает на хижину в которой живут сэр Ральф и Индиана. Счастье далось им ценой многих усилий, зато теперь дни их «одинаково спокойны и прекрасны». Жизнь их течёт без горя и без сожалений, и они наслаждаются безвестным счастьем, коим обязаны только самим себе.

В итоге Ж. Санд приходит к выводу, что истинное счастье, во-первых, всегда рядом, а во-вторых, оно неотделимо связано с природой и ничто не способно изменить это.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5168
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее