Художественный текст и его образная природа
Художественный текст и его образная природа. Художественный образ
и его многозначность
Многовековое развитие художественной литературы, характеризующееся все большим проникновением ее во внутренний мир людей, и их связи с окружающим внешним миром, в их отношения друг с другом, закономерно приводит к мысли, что главным предметом литературного изображения является человек. Завоевание человеком центрального места в художественных произведениях было, как указывал Белинский, результатом большого пройденного человечеством пути художественного познания и творчества.
Для того чтобы читатель осознавал важность чтения, ему необходимо увидеть слово в разных его проявлениях, почувствовать его необходимость для понимания окружающего мира, для общения с другими людьми, с книгой ( Е.И. Матвеева Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы, с.134-135). Увидеть мир сквозь цветное стёклышко может только чуткий человек, вдумчивый и понимающий читатель (Е.И. Матвеева учебник для 1 класса, с.126).
Идейное, нравственное, эстетическое назначение как отдельных литературных произведений, так и литературного творчества в целом.
Человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял преобладающее место в его творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображенное в ней - природа, животные, вещи - получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотношении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями.
Правда, в пейзажных стихах и картинах природы, воспроизведенных в прозе, главный объект изображения - именно природа, но не сама по себе, а в обязательном соотнесении с человеческой жизнью. Еще Гораций говорил, что только плохой поэт описывает рощи, ручей, жертвенник, шумящий поток, радугу вне всякой связи с человеком. А один из английских поэтов первой половины XVIII века Александр Поп остроумно сравнивал картины природы, изображенные ради них самих, с обедом, приготовленным из одних соусов.
Приведем тютчевское стихотворение, посвященное морю:
Как хорошо ты, о море ночное,-
Рекомендуемые материалы
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Тютчев пишет о море, о его многоцветных в лунную ночь красках, о его живом, бурном дыхании, о гремящих и сверкающих волнах,- и какое высокое человеческое чувство праздника жизни, ее полноты, могучей красоты возникает у читателей!
Своеобразие предмета литературы органически связано и со своеобразием ее цели. Другими словами, человек в художественных произведениях столько же является их предметом, сколько и целью.
Литература – это вид искусства, потому что:
- это одна из форм художественного освоения мира;
- свое искусство создает из слов языка, и оно постигается интеллектом;
- взаимодействует с живописью, музыкой, архитектурой и т.д.;
- широта охвата явления несравнима ни с каким другим видом культуры;
- изобразительность передается в художественной литературе с помощью слов.
Искусство то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешней формой и значением, идей образ возникает на основе использования слов в их переносном значении и определяет поэзию как иносказание.
Подобная опосредованность изобразительности – свойство литературы и Запада, и Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человека в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя роль изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является «затаенной живописью», вынужденной обращаться к слову.
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Бесплатная лекция: "7 Диаграммы последовательности" также доступна.
Рисунок, вычерченный метко.
Это стихотворение О. Мандельштама – своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугубо литературной.
Изобразительное начало присуще и эпосу. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредовано, например, через композицию.
Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче литературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность.
Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства – литературе.