Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Литература » Японская литература

Японская литература

2021-03-09СтудИзба

Японская литература 

  Япония – гос-во, образованное захватчиками-китайцами. В 3-4 вв н.э. образуются плем. Союзы, образуются раннефеодальные гос-ва с сохранением рабства 

Японскую классику, как и китайскую, часто рассматривают по хронологическим этапам («эпохам»), но в Японии наименования ранних эпох произведены от названий тогдашних столиц государства: эпоха Нара (по имени древней столицы Японии).

.Япония была уже единым централизованным государством, построенным по китайскому образцу. Из Китая пришли и многие составляющие японской культуры: основы буддизма и конфуцианства, придворные нравы и обычаи, иероглифическая письменность. Они наложились на японскую культурную первооснову, японский субстрат (пребывавший, пожалуй, на иной стадии развития). В искусстве популярны скульптурные и ремесленные изделия высокой ценности. В литературе – исторические сочинения. Первое художественное – «Манъесю» (Собрание мириад лепестков).- сборник народной и авторской поэзии, основные темы – общество и любовь. Первые поэты  - Хитомаро и Якамоти.

Средневековая поэзия Японии канонична и разнообразна в одно и то же время. Своим островным положением Япония была «обречена» в значительной мере «вариться всобственному соку», т. е. изыскивать собственные силы и резервы, жить своим умом. И постоянная напряженная духовная (и физическая, разумеется) работа по обустройству своего мира отразилась на японской ментальности Вполне сознательно «подражая» китайским образцам, японский творческий дух интуитивно переосмысляет их, интерпретирует. Это демонстрирует пейзажная лирика китайских и японских мастеров: если в китайских описаниях природы господствуют созерцательность, философский подход, то в более напряженных японских зарисовках преобладают темперамент и экспрессия. Природа очень мифологизированна, через стих с ней устанавливается какая-то таинственная связь. Кроме тематики, вполне соответствующей китайским канонам, в творчестве поэтов заметна и тема любви (например, у Отомо Якамоти), в китайской лирике принципиально отвергаемая. Женская тема (и женское поэтическое творчество вообще) находит себе воплощение в японской классике. Женщины-поэтессы — нередкое явление в японской культуре.

И уже в то время, несмотря на увлечение Китаем, дает о себе знать принцип несмешиваемости чужого и родного, «неслиянного единства», гармонии — ва. Это касалось всех сторон жизни, в частности, буддизму следовало ужиться с исконно японской религией — синтоизмом.

Китаю подражали, но до определенного предела, в соответствии с принципом «вакон кансай» — «японская душа — китайская премудрость», предохраняя субстрат японской культуры от растворения в инородном. Без осознания этого принципа не понять путь японской культуры. Не было замещения, а было совмещение. Японцы брали лишь то, что могло обогатить их собственную культуру. И это дало свои плоды.

 В эту эпоху утверждается древнейшая заимствованная форма стиха танка – нерифмованное пятистишие. В классическом «танка» всего 31 слог (5 +7+5+7+7)

В 7—8 вв. начинается эпоха Хэйан (от Хэй-ан — Киото, куда переместилась столица страны) в Японии.в основном. установился феод. Строй во главе с императором. Установлена госсобственность на землю. К 8 в использование рабов прекратилось. Старейшины родов превращаются в феодалов. С 9 по 11 век утверждается частная собственность на землю. Историки сравнивают феномен эпохи Хэйана с феноменом Древней Греции. Тоже своего рода чудо и тоже приток тысячелетнего знания главным образом из Египта и Индии. Их роли в чем-то совпадают, только Греция дала духовный заряд западному миру, предопределив на века ход его развития, а Хэйан — самой Японии.

Рекомендуемые материалы

Культурный взлет Хэйана не был бы возможен без встречного движения умов, которые стремились выбрать необходимое из огромной сокровищницы, которая скопилась на континенте — в Индии, Китае, Корее и других странах. Из этого огромного богатства они быстро и творчески освоили не только рисоводство и шелководство, ремесла, но и духовную культуру. Японцы не были бы японцами, если бы не дорожили своими корнями. А им уже было чем дорожить и в дописьменную эпоху. Древние правители повелевали собирать все, созданное народом.

ВIX веке японцы создали на основе китайского иероглифического письма свою слоговую азбуку — кана. Атрибутами знати становятся живопись, музыка и поэзия. Высокий уровень образования достигается заучиванием большого объема древних текстов..Культура сконцентрировалась в одной точке, при дворе, и от этой предельной концентрации — ее сила, которой потом хватило на многие века. Эта культура распространялась, как волны, медленно, но все дальше расходясь от единого центра На рубеже 10-11 вв. творят женщины-писательницы. Здесь – 2 знаковые фигуры фрейлин: Мурасаки –сикибу (нравоописательная «Повесть о Гэндзи») и фрагментарная проза Сэй-сенагон «Записки у изголовья».

Жанр Дзуйхицу (записки при дворе) предполагают соучастие, встречную работу мысли и сердца, ту степень совместной искренности, когда изображаемое явление как бы рождается вновь. «Записки у изголовья» — не исповедь и не разговор с самим собой. Все богатейшие изобразительные средства, которыми великолепно владела писательница, поставлены на службу главной цели: они призваны воздействовать на читателя, обращены к нему. Жанр – выражение чувства восторга перед тем, что открывается взору, даже перед самым незаметным, это наследие древней народной песенной стихии (ута),

То, что заставляет сердце сильнее биться

Как взволнованно твое сердце, когда случается:

Кормить воробьиных птенчиков.

Ехать в экипаже мимо играющих детей.

Лежать одной в покоях, где курились чудесные благовония.

Заметить, что драгоценное зеркало уже слегка потускнело.

Слышать, как некий вельможа, остановив свой экипаж у твоих ворот, велит слугам что-то спросить у тебя.

Помыв волосы и набелившись, надеть платье, пропитанное ароматами. Даже если никто тебя не видит, чувствуешь себя счастливой.

Ночью, когда ждешь своего возлюбленного, каждый легкий звук заставляет тебя вздрагивать: шелест дождя или шорох ветра.

30. То, что дорого как воспоминание

Засохшие листья мальвы.

Игрушечная утварь для кукол.

Вдруг заметишь между страницами книги когда-то заложенные туда лоскутки сиреневого или пурпурного шелка.

В тоскливый день, когда льют дожди, неожиданно найдешь старое письмо от того, кто когда-то был тебе дорог.

Веер «Летучая мышь»— память о прошлом лете.

31. То, что радует сердце

Прекрасное изображение женщины на свитке в со­провождении многих искусно написанных слов.

На обратном пути с какого-нибудь зрелища края женских одежд выбиваются из-под занавесок, так переполнен экипаж. За ним следует большая свита, умелый погонщик гонит быка вовсю.

Сердце радуется, когда пишешь на белой и чистой бумаге из Митиноку такой тонкой-тонкой кистью, что, кажется, она и следов не оставит.

Крученые мягкие нити прекрасного шелка.

Во время игры в кости много раз подряд выпадают счастливые очки.

Гадатель, превосходно владеющий своим искусством, возглашает на берегу реки заклятие против злых чар.

Глоток воды посреди ночи, когда очнёшься от сна.

Томишься скукой, но вдруг приходит гость, в обычное время не слишком тебе близкий. Он сообщает последние светские новости, рассказывает о разных событиях, забавных, горестных или странных, о том, о другом... Во всем он осведомлен, в делах государственных или частных, обо всем говорит толково и ясно. На сердце у тебя становится весело.

Посетив какой-нибудь храм, закажешь там службу. Бонза в храме или младший жрец в святилище против обыкновения читает молитвы отчетливо, звучным голосом. Приятно слушать.

В хэйанскую эпоху окончательно шлифуется самый распространенный в японской лирике жанр «танка», формируется

 (установился сёгунат, независимые феодалы ликвидированы). Кровавое время борьбы военной аристократии за власть отразилось в возникновении в средневековой японской культуре стиля «югэн»,  в котором ясность уступила место сокровенности, нарочитой смутности.

Сайге (1118 — 1190 гг.), Сётэцу (1381 — 1459 гг.) Басе (1644 — 1694 гг.) – 3 основных известных имени этого периода. Сайге получил это имя, став в 22 года монахом, всю жизнь он провел в пути, странствуя из одного монастыря в другой. И всю жизнь писал стихи, составившие его книгу «Горная хижина».

Прямо под облака

Навстречу осеннему ветру

Улетая во мглу.

Так бездумно и беззаботно

Светлячки лесные резвятся

С начала XVII в. в поэтический канон входит новая форма — трехстишие «хокку» или «хайку» (корнями, возможно, уходящее еще в архаические обрядовые запевки), которая стала в лирике кульминацией поэтического духа. (Формула  хокку – 5+7+5). Басе - поэт, который вывел на литературную арену этот жанр. В его творчестве глубина содержания сочетается с лаконичностью, причем стихи сохраняют легкость и прозрачную ясность.

Чуть дрожат паутинки,

Тонкие нити травы сайко

в полумраке трепещут

Басе был последователем дзэн-буддизма, поэтом-странником, в чем-то повторившим жизнь Сайге,

«танка», и «хокку» самой своей краткостью подразумевают концентрацию смысла в немногих словах-образах, высокую степень символизма. Восприятие их невозможно без «соучастия» читателя (или слушателя), которому немногочисленные строки стихотворения посылают импульс, пробуждающий воображение, эмоции, целый мир чувств.

Эпоха Хэйан имеет четкие границы. Официально она закончилась в 1192 году, когда Минамото Ёритомо (1147 1199) был объявлен первым сегуном Японии (буквально: сэйи-тайсёгун —«великий полководец — покоритель варваров»).

Светлое и одновременно чарующее мироощущение эпохи Хайань рухнуло с началом в XII веке феодальных междоусобицКXI веку дом Фудзивара начал терять свое влияние, по мере роста оппозиции и восхождения таких родов, как Тайра и Минамото, происходивших от императорского рода. Расширяя владения и ощущая свою мощь, Тайра и Минамото начали враждовать друг с другом. В 1108 году Тайра подавили мятеж Минамото против Фудзивара, после чего очистили берега Внутреннего Японского моря от пиратов и усмирили воинственных буддийских монахов, претендовавших на власть.

С 1167 года Тайра Киёмори, один из крупнейших землевладельцев того времени, стал полновластным хозяином Киото, низведя до минимума права императора и регентов из дома Фудзивара. Но как ни мечтал Тайра Киёмори истребить род Минамото, последний набирал силу. Владения Минамото располагались в северо-восточных провинциях, и, оттесняя все дальше на север айнов, они расширяли свои земли и в виде ленов раздавали их дружинникам, увеличивая число своих вассалов — служилых людей, самураев, которые и стали ведущей социальной силой Японии.

В год смерти Тайра Киёмори (1181) и началась война между двумя родами; почуяв свою силу и слабость двора, предававшегося поэтическим турнирам, два рода начали борьбу не на жизнь, а на смерть. Сражения шли с переменным успехом, но с такой беспощадной неистовостью, что запомнились японцам надолго. В морской битве при Данноура (1185) Минамото уничтожили воинов Тайра.

Эти события настолько потрясли японцев, что заполнили собой литературу последующих веков и породили особый жанр—«записи сражений», или «военные эпопеи» (гунки), которые распевались бродячими певцами, хэйкэ-бива, по всей Японии. Так их называли, потому что они распевали «Хэйкэ-моногатари» под аккомпанемент четырехструнной бивы '.

Когда разрушается культура, исчезает свобода, а вместе с нею и талант как всеобщее достояние. Когда исчезает свобода, не появляются дзуйхицу: время насилия несовместимо с любовью к природе, ощущением красоты вещей. Почти два века прошло, прежде чем появились следующие дзуйхицу — «Записки из кельи» («Ходзёки») Камо-но Тёмэя (1153— 1216). Но, заметьте, из кельи, а не из дворца.

. Прошло еще более века, и появились знаменитые «Записки от скуки» («Цурэдзурэгуса») Кэнко-хоси (1283—-1350). Это уже новый виток истории. Став сёгуном, Минамото Ёритомо, хотя и сохранил систему экс-императоров и регентов из Фудзивара, но лишь для видимости. Вся власть сконцентрировалась в его руках, и от своих вассалов он требовал полного повиновения. Столичная знать должна была склониться перед силой «восточных варваров».

После смерти сегуна, в 1199 году, регентом при его малолетнем сыне был назначен Ходзё Токимаса, принявший титул сиккэна — правителя. И с тех пор правителями назначались люди из рода Ходзё. Теперь номинальной оказалась роль самих сегунов, которых назначали из Фудзивара или из императорской фамилии. В 1318 году император Годайго захотел освободиться от власти. Камакуры, опираясь на поддержку буддийских монастырей и тех, кто был недоволен правлением Ходзё. Но Ходзё раскрыли заговор, ввели в Киото войска и вынудили императора скрыться.

Однако в 1333 году сторонники императора захватили г. Камакуру, и последний сикхэн(правитель) из дома Ходзё покончил с собой, положив конец камакурскому режиму. Поддержавший императора Асикага Такаудзи решил сам воспользоваться победой и, захватив Киото, вынудил Годайго бежать на юг, в Ёсино, сам же возвел на престол императора Коме. Так началась почти полувековая вражда между северным и южным дворами. Основавшись в Киото, сёгун Асикага Такаудзи начал восстанавливать разрушенную столицу. Правление рода Асикага носит название периода Муромати (1338—1573), по названию района Киото, где отстроен сёгунский дворец. Центральная власть вновь переместилась в Киото со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правящий род Асикага уже не назовешь «восточными варварами». Уставшие от битв самураи начали приобщаться к культуре, сегуны покровительствовали искусствам.

Так развивались события после «Записок из кельи» до того времени, когда появились «Записки от скуки». События канули в Лету, дзуйхицу остались.

 С конца 12 в. до 1867 гос. власть находилась в руках сегунов из рода Токугава и не отмечена сколько-нибудь выдающимися событиями в литературе (много народу погибло)

В 1867 — 68 произошла незавершённая бурж. рев-ция, которая свергла сегунов из рода Токугава (чья власть длилась с даты правления сегуна Токугавы с1542г) и восстановилась власть императора Муцухито. Началась эпоха Мэйдзи (1868-1912), когда Япония, наконец, открылась миру, вошла в моду на Западе, победила в японо-китайской (1894—95) и русско-японской (1905г.) войнах, импортировала в огромных масштабах западную науку, ученость, философию, одежду, этикет, и, конечно, литературу. Эпоха Мэйдзи  — интереснейшее и сумбурное время, эпоха борьбы идей, столкновения бывшего раньше и пришедшего из-за моря, эпоха смешанных японско-европейских мод и причесок, становления новой живописи, музыки, архитектуры, медицины. Развивается империализм в Я., к-рый сложился на рубеже 19 — 20 вв.

И вот сквозь все это стала понемногу прорастать эпоха Тайсё – великая справедливость, время правления императора Иосихито (1912-1926).  Эпоха Тайсё в в отношении мысли и стиля — была особым временем. — эпоха, когда первый период адаптации был более или менее закончен, и приблизилась эра зрелости новой японской культуры, интегрированной в мире, и тогда воздвиглись первые высокие вершины ее современной литературы, видимые теперь всему миру.

В этот период вступает в литературу Акутагава Рюноске. Это был период поисков путей обновления страны, увлечения японской молодежи Западом, часто за счет отказа от национальных традиций. Акутагава. сумел соединить в своем творчестве лучшие стороны национальной и европейской литератур, что в значительной степени определило характер развития японской художественной прозы XX в.

Когда публиковались первые новеллы А., в японской литературе господствующую роль играл натурализм. Его крайним выражением стала эгобеллетристика, основанная на представлении о том, что достоверно писатель сможет изобразить только самого себя.

«Школа нового мастерства », основанная А.кутагавой Кумэ и Кикути, стала проявлением протеста против фотографичности, отказа от идеала в искусстве, декларируемых японскими натуралистами. Писатели новой школы отстаивали право вымысла, фантазии, гротеска в художественном творчестве, отбора ярких жизненных фактов, позволяющих раскрыть тему с наибольшей выразительностью, использования образного языка.

Принципы «школы нового мастерства» воплощает в своем творчестве Акутагава. Писатель наследует ясный, лаконичный стиль средневековой литературы. В его творчестве находит применение прием реминисценции, восходящий к старинной японской и китайской поэтической традиции, в соответствии с которой мотив заимствования предполагал наличие подтекста, выявлявшего осознанную связь творчества поэта с историко-культурным прошлым страны. Используя прием реминисценции, А. не ограничивался японскими сюжетами, но стремился установить связь своего творчества с европейской литературной традицией.

"ВЕБЕР Макс" - тут тоже много полезного для Вас.

В 1914 Япония вступила в 1-ю мир.войну на стороне Антанты. В 1918 развернулось нар.движение — «рисовые бунты». В 1918 — 22 япон. империалисты предприняли интервенцию на Д. Востоке, но потерпели поражение. В 1925 были установлены днпл. отношения между Я. и СССР.

 В 1931 Япония оккупировала Маньчжурию, а в 1937 начала войну за захват всего Китая. Я. совершала провокации на сов. и монг. границах, но получала отпор (бои у оз. Хасан, 1938, Р- Халхин-Гол. 1939, и др.). Во 2-й мир.войне Я. выступала как союзник фаш. Германии и Италии. Она оккупировала мн. азиатские страны, но с 1943 начала терять захваченные терр. В авг. 1945 япон. народ стал жертвой атомных бомбардировок. 6 авг. амер. ВВС сбросили атомную бомбу на г. Хи­росима, а 9 авг. на г. Нагасаки.

Эти бомбардировки не вызывались воен. необходимостью и преследовали прежде всего политич. цели. Они повлекли огромные жертвы среди мирного населения. В 1945 СССР, стремясь быстрее закончить 2-ю мир.войну, объявил с 9 авг. войну Я. Сов. Армия разгромила Квантунскую армию Я.  02.09.1945 подписан Акт о безоговорочной капитуляции.

08.09.1951 США, Великобритания и ряд др. гос-в подписали Сан-Францисский мирный дог.с Я., проект к-рого, в нарушение принципов Потсдамской декларации, был подготовлен без участия СССР. США подписали с Я. ряд договоров и соглашений («дог. безопасности» и др.), явившихся юрид. основой амер.-япон. воен.-полит. союза. «Дог.безопасности» был заменён в 1960 новым — «дог. о взаимном сотрудничестве и безопасности» (продлён в 1970). В окт. 19956 пр-во СССР и пр-во Я. подписали Совм. декларацию о прекращении между СССР и Я. состояния войны и восстановлении дипл. Отношений.

Во 2 пол – синтез высоких технологий и  традиц японской к-ры. В целом – опять «принцип неслиянного единства» -  нац традиций+фр экзистенц-м (ж в песках), амер научной фантастика, русский психол роман (стон горы)

Постмодерн – Страна чудес без тормозов (Мураками)

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее