Литература США
Литература США
Война – значимый этап для развития страны. Разбогатевшая на поставках продовольствия страна, обладающая оружием Масспоражения стала ведущей. Рост благосостояния, нет безработицы. Но ВПК необходимо развитие, поэтому возникает «холл война» и гонка вооружений.
«Сытые» 50-е годы. Отмечены ростом потребления и революцией электронных коммуникаций. В литературе -творчество корифеев реализма (Хемингуэй, Драйзер, Стейнбек, которые исп элементы условности, символы, иносказания, но работают в старом русле классич традиции (Старик и море1952, Заблудившийся автобус1947 –знаковое заглавие Стейнбека).
Военные романы рассказывают не только о войне, но и о захватнической политике страны. Первые сигналы неблагополучия, первый намек – драмы Миллера «смерть коммивояжера» и Т.Уильямса «стеклянный зверинец» и «трамвай желание»
Артур Мейлер «Смерть коммивояжера» (1949). Жанр абстрактного реализма. Трагедия общества на примере одной семьи. Новая пьеса – сочетание прошлого и настоящего в сознании героя, Образ ч-ка – тип янки, оборотистого и хваткого, но внутри одинокого, потому что в обществе он только деталь. Всю жизнь – работа и стремление к достатку, в итоге одиночество, безработица и самоубийство
Томас Ланир уильямс (1911 - 1983). Стеклянный зверинец 1945, Трамвай желание (1947). Сын коммивояжера обувной фабрики (торговый представитель), 3 года работы вспоминал с ужасом. В 14 порвал с семьей и зарабатывал сам. Окончил ун-т.писал рецензии, отзывы. Сценарист, режиссер. Основные темы: обреченная красота, возвышающий обман, непонимание между людьми, их одиночество. Гл герои – идеалисты, которые не могут защитить себя и идеалы (Бланш Дюбуа – в сумасшедшем доме). В предисловии к Стеклянному зверинцу обосновал принципы пластического театра.
· Основная нагрузка – не на слово, а на пластический образ, который обращ к эмоциям зрителя
· Не д быть фотографич сходства с реальностью, реальность нужно соединять с воображением.
· Исп-е внелитер средств – цвет, музыка, сквозная мелодия неизбывной печали, творчески примен освещение, экран накот прецирются изобр-я и надписи
Рекомендуемые материалы
· В действии – искусная смена мизансцен, быстрое и прихотливое взаимодействие характеров
· Герои – жертвы жестоких обстоятельств, символы
Исследователи: севр «Вишневый сад», решенный в традициях натурализма и тонкого лиризма.
Криком о неблагополучии, на которое намекают драматурги, стал роман Сэлинджера. Джером. сын торговца, учился в 3-х коледжах, не закончил ни одного.40-50-созд осн масса рассказов. 1951 – роман «над пропастью во ржи». После до самой смерти – молчание.журналист, участник войны. После войны – сильное влияние восточных философий индуизма, дзэн, даосизма, иудаизма. (Перевернутый лес 1947– инд образ ашваттхи – дерево, растущее корнями вверх). Темы - отн ч-ка и мира. Ч-ка и бога, тема бегства и з действительности и путей возвращения и примирения с жизнью. Учение дзэнбуддизма.
Ловец во ржи – исповедь подростка, фиксир-е душ и физич состояний. Роман исповедь душевнобольного Холдена, искл из школы, он оскандалился перед одноклассниками, забыв перед соревнованиями спорт снаряжение в метро.
Техника потока сознания, смешение временных пластов, замедление повествования за счет отступлений и детализации,, ассоциативность, самоанализ. Единство стиля создает подростковый жаргон,
Дверь в комнату старика Спенсера была открыта, но я все же постучался, просто из вежливости. Я увидел его - он сидел в большом кожаном кресле, закутанный в одеяло. Он повернулся, когда я постучал.
-кто там?- заорал он. – Ты, Колфилд? Входи, мальчик, входи!
Он всегда орал дома, не то, что в классе. На нервы действовало, серьезно.
Только я вошел – уже пожалел, зачем меня принесло. Он читал «Атлантик Мансли», и везде стояли каке-то пузырьки, пилюли, все пахло каплями от насморка. Тоску нагоняло. Я и вообще-то не люблю больных. И еще унылее все казалось оттого, что на старом Спенсере был ужасно жалкий, потертый, старый халат – наверное, он его с самого рождения носил, честное слово. Не люблю я стариков в пижамах или в халатах. Вечно у них грудь наружу, все их старые ребра видны. И ноги жуткие. Видали стариков на пляжах, какие у них ноги страшные – белые и безволосые.
Здравствуйте, сэр! Говорю. – Я получил вашу записку спасибо вам большое.
Холден подмечает и остро реагирует на мельчайшие проявления лжи и лицемерия где бы то ни было: и в школе, и в семье. Сам герой не тупица, поступки (также как и сочинение о боксерской перчатке) — это проявление его внутреннего протеста. Угнетает героя ощущение безысходности, обреченности всех его попыток построитьсвою жизнь в соответствии со своими возвышенными мечтами. «Большой мир» открывает ему и свои положительные стороны, ранее ему неведомые. В последних главах романа Холден выглядит уже терпимее и рассудительнее. Его внутренний кризис нарастает и приводит к нервному срыву. С другойстороны, герой начинает замечать и ценить радушие и воспитанность своих сограждан — официантки, гардеробщицы, школьной секретарши.фраза, произнесенная учителем Антолини, когда он цитировал Холдену немецкого психолога Штекеля: «Признак незрелости человека — то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости — то, что он хочет смиренно жить ради правого дела». – перекличка с бр Карамазовыми.
(американский вариант названия - «ловец во ржи» . Христ мотивы (аллюзия названия КОГО НАЗЫВАЮТ ЛОВЕЦ ДУШ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ? В библии).Осн идея - спасение через любовь. Параллель между романом «Подросток» ФМД и романом + идеи Бр Карамазовых (сцена старец Василий и Алеша Карамазов – оставить мир людей просто, сложнее жить с людьми.)
«Испуганные» 60-е - наступает эпоха реакции, отмеченная политикой маккартизма – преследование инакомыслящих, слежка и прослушивание. Почти не пишут Стейнбек и Хемингуэй. В литературе начала периода – разоблачение т.наз. «среднего человека», его нравственной нечистоплотности (Стейнбек «Зима тревоги..»1961). писатели обращаются к центростремительному взгляду – изучение условий жизни через обращение к внутреннему миру
Появляются пограничные явления между постмод-мом и реализмом. Например, в творчестве Д.Апдайка (1965) К.Воннегута (ум 2006), автор романа «Бойня №5» 1969) – сатирическая фантастика, игровое начало, техника черного юмора, приемы документалистики, притчевая манера, герой – холодный и жестокий)
Подъем афроамериканской л-ры (после ю. о.Нила) на фоне борьбы негров за свои права. Борьба за избирательное право. (роман Харпер Ли «Убить пересмешника» 1960).
. Появляется ангажированная (заказная) литература.
Появление в конце 60-х протестной контркультуры. Основные формы – рок-музыка, подпольное кино, молод движения хиппи и тдт.
В театре – хэппенинг (нет грани м/ужизнью и сценой, ряд бессистемных сцен, где участники произвольно взаимод=ют с предметами и друг другом).
В л-ре – появление битников (beat – разбитый, отчаявшийся) – манифест – роман «На дороге» Керуак, а также Снайдер, уильям берроуз. Жизнь – бесконечние движение без цели (автостопом с одного конца америки до другого), бегство из цивилизации, от ума к безумию (свобода полов + наркотики). Повлиял выход фильма «шведская семья»1969г. – первый в мире фильм с откровенными сценами. (от откровенного изобр любви в л-ре к фильму).
Эта пестрота и существующая цензура – стимул для паралитературы, которая затопила рынки США и Европы, поскольку была рассчитана на очень среднего человека без индивидуального вкуса, языка, образа жизни, готового воспринимать готовые стандарты. И к началу 70-х авторы понимают, что книга д.быть хорошо сделана, чтобы быть успешной (книга – товар.)
70-е разочарованные. Усиливаются реакционные тенденции. «Уотергейтское дело» - разоблачение противозаконной деятельности ФБР (прослушка в отеле Уотергейт, в рез.Никсон вышел в отставку), приводит к падению престижа правящих кругов. Литература опять возвращается к среднему американцу как в 30-е гг. поток реализма начинает иссякать на фоне масскультуры
Молод орг-я 1971 – новое американское движение против расизма (сборники негритянской поэзии, романы антирасистской тематики).
1. 80-е:отмечены новым течением – эскейпизм (escape – выход, побег от существующих условий), его последствием стал новый виток фэнтэзи, новинкой в котором стало очеловечивание фант мира и новая мифология. В массл-ре – оккультизм и ужастики. Нельзя сбрасывать со счетов влияние оформ деконструктивизма и постструктурализма. Культура, история – большой интертекст. В этом русле – джон Гарднер. Нельзя не сказать о Гендере как новом подходе к тексту – появление женской прозы – Тони Моррисон «Любимая» (Нобелевская в 1993г.)
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Великий шёлковый путь.
Другие имена., джон Барт (черный юмор, апокалиптический роман, проза кошмаров), Том Вулф (проза сырого факта, паражурнализм – стать за Бальзаком секретарями эпохи. Черты паражурнализма:
· Субъективность авт позиции
· Раскрытие жизни вдрам сценах. Острые темы (наз себя разгребателями грязи)
· Непоср восприяти е живой разг речи
· Внимание к мелочам жизни (манеры, привычки, одежда и проч)
В 90-е гг - Осн напр-е л-ры США под влиянием культурной энергии маргиналов., выход на арену писателей инонациональных (буккер 2003 – индианка по происхождению)