Творчество К.С. Петрова-Водкина
Творчество К.С.Петрова-Водкина.
К.С.Петров-Водкин - русский художник, теоретик искусства и писатель.
В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов.
Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства».
Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна («Сон», «Играющие мальчики»). Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно «Купание красного коня» – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Так же воспринимаются картины «Мать» и «Девушки на Волге». В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, Морском Никольском соборе Кронштадта, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции («1918 год в Петрограде» (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане)).
В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты («Селедка»), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени («Автопортрет», «А.А.Ахматова»). Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», «Смерть комиссара»). Но картина «1919 год. Тревога», с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное «Новоселье» – на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.
Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» – своего рода «вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).
1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.