Популярные услуги

Главная » Лекции » Литература » Литература » Литературоведение

Литературоведение

2021-03-09СтудИзба

Литературоведение

Познавая язык, филология познает бытие. Литература рассматривает эстетическую функ. языка. Лингвистика – нет. Эстетическая ценность лежит в основе разгран. лингвистики и лит.

Для определ. эстетического нужно:

1. Разгран. эстетич. и прекрасное.

2. Разгран. эстет. Как свойство объекта и эстет. Как эмоцию.

Задача литер. – определить черты текста, которые опред. его художественность.

Худ.текст – дискусс. Обладает референцией – (суждение прямо относящ. к миру), но не прямой, а последовательной. (деят. – вымысел – слово). Это называется мимисис – подражание.

Телеология – целеположение (модальность). Текст – результат кодирования. Тескт – зафиксирован.и воспроиз. высказывание.

Художественный текст многозначен.

Рекомендуемые материалы

Автор – эксплицитный и имплицитный.

В массовой лит.интенция автора харак. Не эстетической задачей.

+ тенденциозная литература.

Худож. текст – зафиксированное высказывание, облад. внутренней организацией, способная вызывать у чит. эстет.реакцию. Модальность и смысл любого нехуд. текста не зависит от его структуры и выражения. При переводе модальность не изменится – только экспрессия. Худож. текст непереводим.

Тематич. Уровень подлежит переводу.

Произвед. Сущ., но может быть выражено текстом. Темат. Уровень может сущ. Вне текста. Обретая форму, тема превращ. В содержание.

Принципы изуч. Текста – синхронный, диахронный. Операция анализа -  разложения, синтеза. Синхронич. Вариант может быть ущербным, если текст – многоуров. структура. Диахронный способ изучает только один аспект – рифму и т.д. Следовательно, эти варианты ущербны.

Объект истории литературы – не текст, а литературный процесс.

Художественная речь – прозаическая и стихотворная. Она откланяется от нормы стандартного языка, т.к. имеет тропп и фигуру.

Стихотворная речь – графическое оформление стиха, закон упорядочивания звуковой формы.

Системы стихосложения – 1. Метрическая (принцип изохронности, квантитативный). 2. Силлабическая (принцип изосиллабизма) – один.количество слогов – до 1735 г. 3. Тоническая (принцип изометризма) регулярное повторение икт.

Стопа – определ. сочетание долгих и кратких гласных.

Рифма – такой звуковой повтор, который при фонетической точности подчеркивает семантическую разницу.

Поэзия и проза – эстетические категории.

Тынянов – «Деформация значения ролью звучания – конструктивный принцип поэзии. Звучания ролью значения – прозы» Поэзия  - от звучания1 к значению2.

Проза- знак, значение, а звучание потом.

Дискурс (наука, религия, мораль, право, искусство) – модель речи, речевая практика, носящая надиндив. х-р. Он уникальный, отличающийся от других, способ суждения, оценки мира.

Предмет науки – объективная закономерность мира. Любому дискурсу хар. Оченка. Наука оценивает себя по отношению к этому миру в соответ. Истинности или отклонения от нее.

Эстетическая оценка всегда субъективна и эмоциональна.

Любое произведение искусства – худож. образ.

Художественный образ – свойство наглядного, материального представления о мире, через слух и зрение.  Художественное мышление образно – Гегель.

Образ худ. неповторим и индивидуален, многосоставен, чем и отличается от науки. !Художественный образ - не моделирование, а преображение действительности.

В основе эстет.деят – синекдоха.

Язык – не продукт деятельности, а деятельность. Основная его функция не коммуникативная, а когетивная – познавательная. Гумбольдт – «Понятие извлекаются из нашего сознания и их выражением явл. слово». Потебня – «Слово – творческий акт речи и познания». Слово – логос, а не знак.

Внутренняя форма слова – мотивировка.  Слово – единство членораздельных звуков, само значение, образное представление, в его основе – образ.

В основе языковой деятельности – тропп, происходит метафорический перенос по значению. Любай тропп – образ. П: стол, т.к. стелют. Затем происходит забвение слова. Сначала слово символично, но затем происходит метаморфоза – слово становится знаком.

В основе каждого произведения лежит ведущий тропп, определяющий его смысловое начало.

Жанр – категория исторически сложившаяся. Он определяется объективно и автором. Категория литературного рода – эстетическая категория, состоит из совокупности жанров.  – Эпос, лирика, драма. Синкретизм (неразложимое единство музыки, слова, мифа). Синкретизм: Эпос – слово и миф, лирика – слово и музыка, драма – слово и обряд.>дописменная эпоха.

1793 г (Фбрев.) – максимальная диффер. литературных жанров. Из лирики образуется стихотворная форма, из эпоса – повествовательная, из драмы – драматическая. Деление на роды восходит к Платону («Госуд.») и Аристотелю.

Платон – мимисис подражание и диегезис – повествование. Выделяет 3 формы:

1. чистое повествование о прошлом, настоящем и будущем.

2. Мимисис – драма.

3. Диегетико-мимистичекая форма. – Гомер.

Аристотель гов. не о родах, а о типах высказывания. Он выделяет предмет и способ подражания. Мимисис заключен только в действ.лицах. Драма у него выигрывает за счет разнообразия (>1 метра), единства, Лирика тогда еще не интегрирована.

В 4в д.н.э. Дионед выд. Категорию лиет. Рода. 1. Генус – подражание, 2. Генуснорративус – повеств., 3. Смешан. Форма.

Буало счит., что лирика неполноценна, т.к. не подражает лицам дейтсвит.

1668 – Джон Гайдон вводит манеры – драм,, эпическую, лирическую.

1746 – аббат Берто – интеграция лирики в роды. В лирике - категория вымысла, персонаж словами подражает чувствам автора.

Эпос – чередующиеся акты высказывания.

Ф.Шлегель – рассмат. Лит роды через призму субъект., объективного, субъект. – объективного.

А.Шлегель – тезис, антит., синтез (драма).

+ Гегель.

В драме (род) – сюжет=фабуле, прямая послед. Событий, невоз. Освещ. Внутр. Мира героя. + предельная эмоциональность восприятия. Момент действия=воспр. + катег. Комич, трагич.

В Лирике (род) -  бессюжетна. Переживание события эквивалентно моменту речи, субъект = объект.

В основе классификации драмы – конфликт, лирик – тематич. принцип, в эпосе – принципы сюжето-сложения.

Трагедия: Катарсис – очищение. + трагическая ошибка., страсть, фатум. Герой – а) целен в устремлениях, б) конфликт связан с личностью. Люди лучше нас.

!793 – эголитарное об-во – люди равны, трагедия погибает.

Комедия ( возник.во 2й пол 5 века): Смешное – «некоторая ошибка, никому не пагубная и не прич. Страд.» Типы комического – 1) комизм положений – интрига, водевиль. 2) Типов, хар-в – прив. К драме. 3) речевой – фарс. В комедии нет катарсиса.

Драма – связ. С появ. бурж. общества. В ней нет катег. возвыш. И низменного.

 1771 – Бомарже – «Евгения». В основе драмы – жалость, перех. в слезы. Это свид. Начав. Дисгарм. Между личностью и гос.

Типы – соц., Псих., Натур., Лир. (монол.вне дейст.).

Поль Валери  - лирические жанры классиф. с т.з. эмоции. Эмоция предопред. темат. планом. Ода происх. Из религ. гимнов. Торжествен. Восходит к имени Пиндера. Лир.субъект испыт восторг, но не вдохновение. Основной тип иносказ. – аллегория. Ода максим.кокретна. Ода рассмат. себя как послед., истинное слово о мире. Горац. Ода не знает восторга. Этот жанр был выработан в новоевроп. литер.на основе опыта Горация.  Объект=субъект(частный человек).Основная тема – обсужд. нрав., морал. Принципов. Из госуд. Идей перех. в область эпических. Это сопряжение эпик.и стоиц. идей. Никогда не говор.о себе. В ней – вдохновение. Анакреон. Ода.

Элегия – мотив изгнания., утрач. любви. Восх. К антич. И Риму. Это сомнение о прошлом. Она оптимистична. + пейзаж.

Сатира. – если не жанр, то эстет. катег., где объект уничтож. Смехом.

Сущ. – мор.-эпич. И полит.

Эпиграмма. – если убрат кат. сатир., получ мадригал.

Послание – не связано с переж. Лир.субъекта.  Если убрать адресата, получ. дидактич. повеств. Возник.в роман. Эпоху, связано сгор. Одой. Из друж. Послания вытекает лирич. стих.

Песня -  стил. под фольклор, связ. С ритмом, танцем. + любовная тематика.

Сонет – обладает опред. орган., тематикой. АББАВВГДГД.

Баллада – не строго лир. жанр., перех.  – повеств. о страшном, великом событии.

Повеств. жанры.

Принцип их выделения – сюжетный. Они вытекают друг из друга. Повеств. рождается на основе мифа (космогонические, о культурных героях, о животных). В них нет сюжета, только временная связь. Время преувеличено или уменьшено. !Миф – не жанр, а принцип организ. повествов. Миф перех. в челов. Быт – сказка появ.

Из героической эпопеи происх. Все остальное – древн. Жанр, сущ. До 18 века.

- большая повеств. форма. Жирмунский – «Эпос историческое воспоминание народа в форме героич. повествования». Присут. Герой, время. Героич. эпос возникает при появ. Гос-ва, когда оно идеализировано. Древность опред. присутствием в нем мифа. + атрибут – война.

Эпос испол. устно, стрем. К стих. форме. Сознание автора догматично. + формульность, описания. Героич. поэма не член.на строфы – астрофич. хар-р., но член. На песни.

Роман – Томашевский – «Циклизация малых пов. форм»? Роман способен включать в себя разные формы и эстет.категории. 1730 – 1й русский роман. – «Езда в остров любви». Герой романа не выдер. испытания.

Бюффон. – «Стиль – сам человек» – стиль прирав. к индив. началу -  это против.поэтике  - т.к. это индив. хар. текста. Он не сущ. Вне учета дискурсивности, вне автора. Модель-контекст; манера-автор. Стиль – соотнес.между автор. Способом словесной презен. Вымысла и внеположной ему эстет.сущ.

+ Концепция больших стилей.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 15. Безопасность оборудования и производственные процессы.

Роман – жанр постриторической эпохи. Томаш. – «Роман рез. Цикл. Новелл»(нев.). Гегель – «Бурж. Эпопея».

Между повестью, романом, новеллой разница количествен.

Невозможно против. Роман другим жанрам, след., это – род.

Бахтин – роман облад. Хронотопом., смешив. Автор и повествователь, особый тип героя. Роман включает в себя категорию мимисиса, поэтическое начало. Роман осознается как поэма без метра. Феномен – ромен – худ.лит, но в  прозе.

Это предрешает гибель риторически ориентир.слова. Цель романа – не слово, а повествование. Слово не стрем.быть троппом. Роман стремится перейти свои граници. Герой социально маркирован. Роман может быть рассмотрен как историко-филос. форма. Марксисты утверж. превос. соц. над эпическим.

Они оценивают эволюцию романа исходя из соц. т.з. В гер.эпосе  – феодализм (бурж. Эпоха), абсолютизм (республика), касты (эголитарность), духовное начало(матер. начало), религ. начало (внерел.). Предмет романа – не соц. положение, а его история. В героич. эпосе смысл жизни утверждался. Происходит диссонанс индив. и соц (Лукач). Роман возникает при соц. конфликте.  Роман стан. Массовой лит. В романе путь героя остается. Лукач опред. роман.героя как демонического. Роман – «эпос оставленного Богом мира». Герою героич. эпоса действия заданы, а не выбраны им. Герой активен, пытается обрести абсол. ценность мира, но мир ее лишен.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5137
Авторов
на СтудИзбе
441
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее