Литература Великобритании
Литература Великобритании
1. Общественно-политическая ситуация в стране
Активный распад британской империи после войны - с 47-по 56 все провинции получили независимость. Потеря мирового престижа – ведущая роль у США, Англия ее поддерживает. Осознание английскости (гордость за мужество и лишения во время 2 мировой) – переписывание истории. М Стюарт Полые холмы (Роль короля Артура). В 50-60- проводятся соц реформы для трудящихся, чтоб избежать социального взрыва, но уровень благополучия рабочих снижается, поскольку духовное подменяется материальным (век потребления!), которое массам недоступно. К концу десятилетия зарождается эпоха панка. Средний класс выходит в л-ру, без нр ценностей идет вниз по лестнице. Начало холл войны. Усиление тоталитарного контроля – появление новых антиутопий.
В 70-е гг. литературу определяет пик хол войны и массовая культура («битллз» как успешный коммерческий проект), а так же теория постструктурализма Р.Барта(1973) . 80—е гг стирается грань между постмодерном и реализмом. Волна массовой л-ры. Герой – маргинал.
2. Эпоха 50-х гг. После 2 мировой войны продолжается влияние писателей –реалистов старшего поколения. Антиколониальная тематика в анг л-ре разрабатывалась Грэмом Грином (Тихий американец – провокатор во Вьетнаме). Автор детективов, журналист, путешественник, Грин в увлек манере излагал проблемы об-ва. Осн тема – борьба ч-ка с самим собой в период выбора, мотив преследования и поиска. Преступления и наказания. Все герои живут в Гринландии – особое пространство, где происходит мучительная борьба за истину. Разные персонажи : от современных кихотов до магнатов.(кр книга зар повесть М 1985)
· Пристрастие к темным героям
· Герои раскрываются в действии, множеств-ть взглядов на мир и поступки
· Прием перевоплощения в героев
· Соединение трагического и комического
Рекомендуемые материалы
Движение сердитых молодых людей («рассерженные» - вариант) –группа писателей, драматургов , недовольных падением престижа, холодной войной, обманом надежд (победили фашизм, сами стали создавать атомное оружие).
Джон Осборн. «Оглянись во гневе» (1956). Герой – бывший маленький человек, ставший личностью.Джимми Портер – Гамлет потерянного поколения: анархический бунт против всего, выражается не в действии, а в монологах (диванный протест). Нет положительной программы, поэтому Е.Евтушенко сказал: «Понимаю я, чего не надо им, А чего им надо - не пойму…»
Усиление тоталитарного контроля передхолл войной - появление антиутопии (в синтезе с философией экзистенциализма). Роман голдинга Повелитель мух (1954). «Повелитель мух» — это не просто роман-притча, это роман-антиутопия, своеобразная «робинзонада» наизнанку.
Роман представляет собой рассказ с натуралистическими подробностями о постепенном одичании и озверении английских детей, оказавшихся в результате крушения самолета на отдаленном и неведомом острове посреди океана совершенно одни. Голод и лишения, первобытные условия существования пробуждают в детях дикие инстинкты, приглушенные и спрятанные в современном человеке достижениями цивилизации.
В каждом человеке от рождения живет первобытный зверь и потенциальный убийца, которые просыпаются в нем, если складываются благоприятные для этого обстоятельства. Чаще всего человек даже не подозревает о существовании в нем животного начала, усыпленный всевозможными нравственными, культурными, философскими и прочими системами и теориями, выработанными человечеством за всю его историю, но только до определенного момента.
Обыкновенный английский мальчик, благовоспитанный и получивший основы образования (в романе идет речь о детях разных возрастов), становится под влиянием обстоятельств жестоким безжалостным зверенышем, возбужденным видом крови, способным убить своего товарища. Писателя занимает вопрос, как представители древнейшей цивилизованной нации, с великими литературными, музыкальными, философскими традициями, могли вести себя как первобытные дикари. Историческое образование и учительский опыт позволили писателю шаг за шагом проследить этапы этого чудовищного преображения.
Как и романы Мердок, произведения Голдинга имеют «двойное содержание», два смысловых плана: непосредственно происходящее с мальчиками на затерянном в океане острове должно в то же время аллегорически представить судьбу человечества в целом. Звериное существо, хочет сказать писатель, в человеке не умирало никогда, оно лишь прикрыто пылью столетий. Поэтому выдуманное детьми и их самих пугающее чудовище — кабанья голова —символ этого кровавого звериного начала в людях.
В ответ на упреки в сгущении красок и нарушении литературных табу по части изображения детей писатель говорил, что был в истории Европы гитлерюгенд, и была травля одиночек озверевшей толпой, и была реальная угроза гибели мировой цивилизации от фашистского варварства. «Поэтому есть все основания прочесть роман «Повелитель мух» как аллегорию на события недавней истории, а в антитезе Ральф-Джек усмотреть противостояние бессильного либерализма и грубой силы нацизма», — считает критик В. Скороденко. Хотя сводить конкретно-исторический аспект романа только к событиям Второй мировой войны нельзя, ибо в философском романе речь идет о человеческой природе как таковой.
Сам писатель по этому поводу говорил: «Повелитель мух» — это просто-напросто книга, которую я счел разумным написать после войны, когда все вокруг благодарили Бога за то, что они — не нацисты. А я достаточно к тому времени повидал и достаточно передумал, чтобы понимать: буквально каждый мог бы стать нацистом; посмотрите, что творилось, какие страсти разгорелись в Англии в связи с цветными... И вот я изобразил английских мальчиков и сказал: «Смотрите. Все это могло случиться и с вами». В сущности говоря, именно в этом — смысл книги».
Разумеется, можно не соглашаться с автором и отметить, что весь смысл книги не сводится к нацизму и не всякий становился зверем. И в самом романе, помимо Ральфа, Хрюши и Саймона, кое-кто из ребят внутренне не согласен с этим «миром злого буйства». Перо писателя в данном случае обращено не против детей и не против человека вообще, апротив «темных» инстинктов в homosapiens. Единственной по-настоящему зловещей фигурой здесь выступает Роджер, прирожденный палач и садист.
Особое отношение у писателя к двум героям — Ральфу и Саймону. Саймон вникнул в суть происходящего и разоблачил новоявленных «зверей», потому он и стал первой жертвой. Голдинг посвящает ему самую высокую и красивую страницу, описав, как тело мальчика отплывает в вечность в обрамлении «дивной мистерии вселенной». Очевидно, он должен был стать истинным героем романа, а не Ральф, который лишь в последнем эпизоде осознает, сколь «темна человеческая душа». Тем не менее, именно Ральф, этакий эталон нормального, здорового, честного, в меру умного, в меру смелого и доброго для своих лет подростка, находится в центре повествования, а не «чокнутый» Саймон . Все остальные ребята и изменения, происшедшие с ними, соотносятся также с Ральфом. Он вызывает неизменные симпатии у читателей и у автора. Голдинг спасает своего героя, тем самым оставляя надежду на выход из «темного царства» своей притчи.
Таким образом, смысл этой книги Голдинга не только в том, что зло может проснуться в человеке, но и в том, что человек способен обуздать пробуждающееся зло.
3) 1960-е гг – эпоха свинга и холл войны. приводит к поиску разных путей бегства от ситуации. Один из них - появление жанра «Фэнтэзи» 1966 – закончен роман Властелин Колец Джона Толкиена. Использовал кельтские сказания. Создает образ новой земли, живущей по старинным законам. Придает черты реальности с пом-ю псевдодокументалистики, бытописания, психологизма (заимств К Вольф). Проза многозначна и символична (значение кольца!)
Второй способ противостояния – молодежные субкультуры. Панк-культура – вышла из рабочих окраин (безысходность порождает агрессию)
С 70-х годов – постмодерн. Нач с романа Фаулза Джона. Женщина французского лейтенанта (1969)
· Сочет фр и англ традиций.
· Пародия на классиков
· Эпатажность героев
· Открытая концовка
· Цитаты и парафразы англ, амер и фр авторов.
70-е - объединение молодежного театра и театра жестокости («когда опускается занавес, в зале должен остаться разбросанный мозг»)в политическом театре (сохр до сих пор). Это влияние драмы абсурда, которая была заимствована из Франции.
В 70-е в анг л-ре продолжается влияние экзистенциализма, в частности, в творчестве Айрис Мердок.
Английские исследователи рассматривают творчество писательницы как борьбу двух тенденций: стремления к заданности, аллегоричности, мифу — и стремления к живому, реальному изображению живых характеров.
Одно из лучших произведений— роман «Черный принц» (1977), само название имеет символический смысл. О чем этот роман? Главные темы: творчество, о самопознание художника. Вновь тема раскрывается в двух аспектах — искусство и любовь, правда в искусстве и любовь.
Центральная проблема романа — вопрос о «степени свободы» художника в его стремлении воплотить правду в искусстве. Перед нами – ряд «состояний сознания» героя, серии его «озарений». Исповедь Бредли Пирсона ставит своей целью проникнуть в тайны сознания, понять глубины человеческой личности и творчества. Свою задачу художника он видит в том, чтобы с предельной четкостью воспроизвести уникальную, неповторимую человеческую личность со всеми свойственными только ей особенностями.
сюжетная линия: немолодой уже писатель Бредли неожиданно не только для своих друзей, Рейчел и Арнольда, но и для самого себя влюбляется в их дочь, еще не оформившегося голенастого подростка Джулиан. Эта любовь, мучительная, трагическая, затмевающая разум и прекрасная открывает ему такие тайны бытия, о существовании которых он только догадывался; любовь дает мощныйимпульс к творчеству, к пониманию истинного назначения искусства. Параллельно с основной сюжетной линией - любовью героя и его взаимоотношениями сДжулиан, ее родителями (своими друзьями) — в романе проходит побочная линия сестры Бредли, Присциллы, и взаимоотношений героя с ней.
Название романа — «Черный принц» — может быть осмыслен как «князь тьмы» или «повелитель мух» (здесь возникает аналогия с романом У. Голдинга «Повелитель мух»), с которым ведет диалог герой. Однако в романе возникает аналогия и с мифом об Аполлоне и Эроте, античных мифологических мотивов гораздо больше.
Роман начинается с предисловия издателя Бредли, некоего Ф.Локсия. Локсий и завершает повествование, рассказывая о последних днях писателя Бредли Пирсона в монастыре. «Локсий» — одно из имен греческого бога-покровителя искусств Аполлона, имя которого, кстати, ни разу не упоминается в романе, но образ которого присутствует в целой системе символов. «Локсий» в переводе — «темный», «неясный». Но у Аполлона было еще одно имя — Феб — «светлый», «чистый», оно присутствует у издателя в качестве инициала. Таким образом, в имени издателя соединены обе сущности Аполлона — свет и мрак.интеллектуальное и чувственное, духовное и телесное, полет мысли и творчества и стихию страстей,
Двойственность натуры Аполлона лежит в основе сюжета и композиции романа. Любовь несет герою счастье и радость, но она же становится источником муки и гибели.
Метафорические аналогии в романе:. Лирообразная спинка стула, которую обнимает герой, думая оДжулиан, напоминает о лире Аполлона, символе его могущества и владычества музыки среди всех остальных видов искусства. Лебедь, вышитая на другом стуле, — священная птица бога. Лиловые сапожки Джулиан заставляют вспомнить стихи Анакреонта о «деве прекраснообутой», которая бросает в стареющего поэта «пурпурный мяч» и тем возбуждает у него любовь.
Роман метафоричен, потому сложен и многозначен, Произведение строится по принципу Зазеркалья: что казалось истинным, становится ложным, и наоборот. Рассказ героя начинается с сообщения об убийстве — мнимом — его другом Арнольдом своей жены; он заканчивается убийством — настоящим — Арнольда его женой. Сестра Бредли, Присцилла, в первый раз кончает собой «ложно», второй раз — «реально». Число подобных примеров бесконечно, прием опрокинутого, зеркального отражения становится универсальным. Какую роль он выполняет? Писательница не дает прямого ответа на этот вопрос, предоставляя читателю самому найти его. Может, это свидетельство амбивалентности жизни и самого человека или один из приемов обнажения работы человеческого сознания, постигающего себя и окружающий мир.
80-е гг. – 90-е гг в англ л-ре ярко выражены постмодерн-е черты (многослойность, интертекст), но без крайностей. Тематика на фоне массовой л-ры оскудевает. На сцену выходят англоговорящие инонациональные писатели (салман рушди со своим антиисламским произведением, индианка по происхождению, получившая букер). Отличительные ос-ти англ. Лит процесса, в том числе и Постмодерна следующие:
Обратите внимание на лекцию "Повторители".
- ориентация на детективный сюжет: Питер Акройд «процесс элизабет» (героиня - маньячка)
- ретроспективность (устремленность в прошлое, историч сюжет)
- герои возрастные
- нет открытых финалов и недоговоренностей, все завершено, точка поставлена
Тем не менее, есть скандальные романы и яркие в этом отношении авторы, например, Ирвин Уэллш. Успех и экранизация его романа «Трейнспоттинг» (1993), 1996 – сборник рассказов «Экстази». Тематика – история панк движения, наркотики, секс. Герои – дети рабочих, сменившие выпивку на экстази, поскольку также не имеют выхода из замкнутого круга. Язык – сленг, жаргон, феня.
В целом в британской литературе - Противостояние менталитетов: традиции и к-ра 20в, запад и восток.многозн символика, хаос мышления, который скрывается за гуманит обр-ю, противост технократич к-ре. Усиление калейдоскопичности, перегруженность романов осколками жанров.