Возникновение христианства
ХРИСТИАНСТВО
Христианство – самая распространенная из мировых религий. В 1996 г. в мире насчитывалось около 2 миллиардов христиан. Христианство включает 3 самостоятельных направления: православие, католицизм и протестантизм. При всех различиях догматические основы христианского вероисповедования у различных конфессий одинаковы.
7.1 Возникновение христианства. Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине находившейся после завоеваний Помпея в составе Римской империи. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению иудеями. Но уже во второй половине I в. христианство стало интернациональной религией. Рис.2-7-1
С богословско-теологической точки зрения, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, сына Божьего, который является ипостасью Бога на земле.
Вам также может быть полезна лекция "Литература".
В светской научной литературе указывается, что главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. Сыграли свою роль и некоторые другие социальные обстоятельства. Существование императорской власти содействовало выработке и закреплению представления о едином Боге на небе. Усиление экономического, политического и идейного общения между народами (в результате образования Римской империи) формировало и закрепляло представление об интернациональном Боге, который заботится о всех людях, независимо от их национальности. Кризис рабовладельческого общества привел верхи общества к разочарованию в старых религиях, к потере веры в богов, которые не могли предотвратить ухудшения положения правящих классов. И на вновь возникшую религию многие из представителей правящих классов возлагали надежды как на могучую силу, которая может их поддержать.
Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные источники иудаизма, древних восточных религий, философские воззрения. Из иудаизма христианство заимствовало идею монотеизма, часть Священного Писания – Ветхий Завет и др. Ессеи (течение в иудаизме), жившие уединенными общинами – коммунами, проповедовали мессианство. Само слово «Христос» – греческий перевод еврейского слова «мессиа», что означает «помазанник», «спаситель». Из восточных религий христианство заимствовало учение о сходящем на землю Боге, который рождается от земной женщины, затем страдает, умирает и воскресает, также была перенята идея «непорочного зачатия». Из митраизма христианство заимствовало идею о борьбе двух начал: добра и зла, света и тьмы. На становление христианского мировоззрения существенное влияние оказала античная философская традиция. Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали учения Филона Александрийского и нравственное учение римского стоика Сенеки. Филон Александрийский стремился согласовать античную философию с Библией. Он развил учение о Логосе как посреднике между Богом и миром. Филон считает, что «Логос – это разум Бога, идея всех идей, образ Божий, первородный Сын Божий, идея мира, творческая энергия, соединяющая и одухотворяющая мир, посредник Откровения для разумных существ». Логос у Филона – это священное слово, позволяющее созерцать Сущее и познать Бога.
Луций Анней Сенека заложил основы нравственного учения, в особенности о достижении добродетели. Главным для человека Сенека считал, «достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости». В качестве нравственного императива он признал «золотое правило морали»: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше». В Новом Завете содержится близкая формулировка: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Вобрав в себя элементы многих религий и учений христианство трансформировало их в соответствии с новыми условиями общественной жизни, привело все в определенную систему, дополнило новыми, чисто христианскими догмами и выступило как новая религия.
Новая религия получила широкое распространение сначала на востоке, а затем и на западе Римской империи. По мере увеличения количества приверженцев христианства изменяются его отношения с государством. Из-за отказа христиан участвовать в обрядах официального государственного культа, служить в армии и выполнять другие социальные функции на них периодически обрушиваются гонения – репрессии, пик которых приходится на вторую половину III – начало IV в. Возникает традиция почитания мучеников – христиан, которые, невзирая на пытки и казни, не отреклись от своего вероисповедания и были умерщвлены. Однако позднее власть переходит к политике веротерпимости в отношении христиан. Император Константин, вынужденный считаться с ростом числа приверженцев этой религии, возвращает христианам конфискованное во время гонений имущество, придает этой религии официальный статус, активно вмешивается в дела церкви, добиваясь ее единства в борьбе с ересеями – направлениями, высказывающими точку зрения, отличную от догматической. К V в. христианство становится государственной религией Римской империи.
Почему происходило быстрое распространение и усиление влияния христианства? Во-первых, эта религия несла веру и утешение всем людям как равным перед Богом, без различия их национальности и сословий. Вo-вторых, в христианстве было сильно выражено гуманистическое нравственное содержание. В-третьих, в христианстве присутствовала идея возможности получения и обретения счастья в потустороннем мире за страдания в земном мире. В-четвертых, христианство упростило обрядность, сделав ее доступной для всех людей.