Проблема историчности Христа
7.2 Проблема историчности Христа. Основателем христианства является. Согласно Библии, Христос родился в конце I в. до н.э. в Вифлееме (Палестине), где прожил в безвестности 30 лет и лишь 31-м году начал проповедническую деятельность, объявив себя Сыном Божиим. Христос собрал 12 учеников (апостолов) и несколько женщин, которым разъяснял свою миссию Спасителя. Он призывал всех к покаянию, творил чудеса, демонстрировавшие его божественность, клеймил тех, кто сохранял верность сформировавшемуся ранее иудаизму и не принимал его учения. Придя в Иерусалим, Христос был предан учеником (Иудой Искариотом), схвачен, приговорен к смерти иудейским судом (синедрионом). Этот приговор утвердил римский наместник Понтий Пилат, и Христос был распят на Голгофе, погребен, но на третий день воскрес, явился апостолам, пробыл с ними 39 дней, а на 40-й вознесся на небо. Идеи Христа разнесли по миру апостолы, утвердив новую религию – христианство.
Сколько существует христианство, сколько продолжаются споры о личности его основателя. В светской научной литературе по поводу историчности Иисуса Христа сложились два основных подхода – мифологический и исторический.
Представители мифологической школы рассматривают Иисуса Христа как вымышленное лицо, персонаж мифологии. Свою точку зрения представители этой школы аргументируют указанием на популярность в эпоху возникновения христианства легенд об умирающем и воскресающем боге, наличие культов, предполагающих ритуальное убиение вождя или его сына, противоречия между отдельными текстами Священного Писания и т.п.
Историческая школа считает, что Иисус Христос, существовал как реальная историческая личность. В пользу этого говорят не только тексты Священного Писания христиан, в частности четыре Евангелия (греч. Благая весть) от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, но и свидетельства античных историков и литераторов (Иосиф Флавий, Плиний Младший, Тацит).
Представители обеих школ внесли значительный вклад в издание библейских текстов и других источников, относящихся к первым векам христианства. В последнее время большинство исследователей придерживаются точки зрения исторической школы.