Особенности развития английской культуры
Лекция №1
Особенности развития английской культуры
1. История завоевания Британии англосаксами.
2. Становление английской культуры.
3. Формирование английской нации и английского языка.
4. Героический эпос.
5. Рыцарская культура.
Особенностью развития культуры на территории Великобритании, созданной английским народом, является то, что с древнейших времён она смыкалась с культурой разных народов. В последние века античного мира Британские острова были населены народами кельтского происхождения, попавшими в I - V вв. н.э. под римское владычество. Затем Британия подверглась нашествию германских племён англов, саксов и ютов, частично покоривших кельтских аборигенов, частично оттеснивших их в горные области: в Уэльс, Шотландию, Ирландию, долгие века остававшиеся очагами кельтской культуры. Оставшиеся кельты, после вытеснения из Британии на континент, поселились на полуострове в Галлии, который в дальнейшем получил название Бретань. Территория Британии, завоеванная англосаксами к концу VI – началу VII века, впоследствии и стала собственно Англией.
Исходным моментом истории английской культуры является завоевание Британии англо-саксонскими племенами (V в.), однако ни о какой «чисто» английской культуре в последующие столетия не может быть и речи. Англо-саксонские племена, пришедшие с континента Европы, принесли с собой язык и культуру, стоявшие на уровне первобытнообщинного развития. В конце VI в. началось обращение английского населения в христианство, что принесло в страну элементы латинской языковой культуры на том уровне, какой был усвоен римско-католической церковью. Церковь в средневековье руководила духовной и эстетической жизнью общества.
Рекомендуемые материалы
Известно, что англо-саксонский ученый Беда Достопочтенный - автор «Церковной истории народа англов», написанной на латыни, был бенедиктинским монахом, к тому же был очень образованным человеком, занимался математикой, медициной, историей, поэзией. Вышеназванный труд он посвятил происхождению англов, событиям английской истории до 731 года, сюда также были включены старинные предания и легенды. Это первое в средневековой истории сочинение, где использовалось новое летоисчисление от рождества Христова, а не от сотворения мира. Духовником был и англосакс Алкуин, он преподавал в епископской школе в Йорке.
Набеги датчан, начавшиеся с VIII в., завершились в IX в. завоеванием значительной части Англии. Освобождение от датского владычества в X в. не положило конца иноземным вторжениям. В 1066 г. англо-саксонские войска отдали страну во власть норманнов, потомков скандинавских викингов (датчане), покоривших ранее Бретань (на северо-западе Франции), ассимилировавшихся с местным населением и перенявших их французский язык. Этот язык, который норманны принесли в Англию, стал на некоторое время языком господствующего класса. Таким образом, с концом античного мира, миграции населения иноземные завоеватели привносили в культуру страны различные этнические, культурные и языковые элементы. Коренным оставался язык англо-саксонских племён, но он вбирал в себя кельтские, латинские, скандинавские элементы. Кроме того, условия социального развития предопределили на долгое время существование двух языковых культур – коренной англо-саксонской (с внесёнными в неё иноязычными элементами) и латинской (латынь была на протяжении средневековья языком церкви, науки и юриспруденции).
Взаимодействие с покорёнными кельтами и общение с населением Уэльса, Шотландии, Ирландии не могли не оказать влияние на английскую культуру. В более поздние времена происходит покорение Уэльса и Ирландии англичанами и присоединением Шотландии к Англии. Английская культура становится господствующей на британских островах. В силу этого многие деятели культуры, ирландцы и шотландцы по происхождению, начиная с 1442 года, пишут на английском языке, и литература создается на английском языке. На британских островах возникают литературные памятники в XIV веке, а до этого в Британии был древнеанглийский или англо-саксонский язык. Эти периоды рассматриваются как этапы единого процесса, на протяжении которого происходило формирование английского языка, английской нации, английской культуры.
С IX века началось летописание исторических событий на английском языке. Были сделаны переводы сочинений латинских авторов на английский язык. Фольклор – одно из слагаемых средневековой культуры, который породил инородную поэзию и сказки, он лежит в основе героического эпоса. Наиболее значительным памятником англо-саксонской поэзии является поэма «Беовульф», которая возникла на основе героических песен, саг и преданий. Самый ранний список поэмы сохранился в записи X века (3000 стихов). Центральный герой Беовульф – храбрейший воин короля - освобождает Данию от опустошавшего его чудовища Гренделя и совершает ряд других подвигов. Герой эпоса всегда осознается защитником своего рода.
Ирландский эпос представлен древними сказаниями Уладского цикла (100песен). Памятником исландского эпоса является «Старшая Эдда».
В литературе Англии Средневековья (XI-XIV вв.) важное место занимают произведения на французском языке. Было известно произведение французского героического эпоса «Песнь о Роланде».
Оппозиция официальной церковно-феодальной культуре сосредоточилась в городах, где в 12-13 вв. происходит рост школ. Именно они были очагами свободомыслия. Расцвет средневековых городов вызвал потребность в образованных людях. Последовало появление университетов, создававшихся на базе школ в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права. Первые университеты возникли в Оксфорде (2-я половина XII в.), Кембридже (начало XIII в.), в Болонье (XI в.), Париже (XIII в.). Ведущий факультет – богословский; другие факультеты способствовали распространению в феодальном обществе и светских знаний. Философия, господствовавшая в IX - XIV в., получила название СХОЛАСТИКИ – типа средневековой религиозной философии, цель которой дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению, доказать религиозные догмы путём логических методов доказательств. Название «схоластика» происходит от латинского «scholar » , что указывает на его школьно-дидактический характер. Крупнейшим систематизатором схоластики был выдающийся философ и богослов Фома Аквинский.
В средневековую эпоху существовало два основных пласта культуры: церковная (официальная), к которой относились философия и богословие, и народная, выразившаяся в различных видах народного творчества и в фольклоре. Она выразилась в письменной форме - книги, а вторая - устная (фольклор). Смеховое начало в народной культуре не могло найти отклика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставляла ему «священную скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу и присущи нечистой силе и слугам Сатаны. К ним причисляли бродячих актеров, скоморохов, а зрелище с ними именовалось как «безбожная мерзость». В глазах церкви скоморохи служили бесовской славе, опутывали «сетями дьявольскими» своих жертв.
Мрачному средневековью было свойственно и праздничное, комическое восприятие мира. Народная культура господствовала в карнавале, в площадных представлениях, в творчестве народных бродячих актеров – жонглеров, танцоров, певцов, музыкантов, фокусников. Высшим проявлением народной культуры был карнавал, объединяющий людей всех званий, сословий, возрастов. Карнавальный характер имели и городские пиры, и театральные действия, заимствовавшие свои сюжеты из жизни, выразительные средства из фольклора. Персонажи театральных постановок выступали как типы-маски (монах-купидон, враг-шарлатан, горожанин-хитрец).
Кроме церковной культуры существовала также и светская, в которой особое место принадлежало рыцарской. Рыцарская среда выработала особые рамки этикета: рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков; защищать вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным, бескорыстным и щедрым, благородным, быть путешественником, сражаться за честь Дамы сердца на турнирах, преклонятся перед ней. Изменение идеалов во времени связано с наполнением понятий доблести и чести от героики к куртуазности, от варварства к утонченности. Настроение свободомыслия проявилось в поэзии бродячих поэтов, которые кочевали по всей Европе. Их остроумные песни любовного и сатирического содержания распевали повсюду. В рыцарской поэзии сложились определенные нормы куртуазного (изысканного) поведения. Рыцарская поэзия возникла в местечке Прованс (юг Франции). Трубадуры (провансальские поэты) воспевали возвышенные чувства рыцарей, культ Дамы. Этот образ не соответствовал реальной действительности.
Идеалы феодального общества получили свое отражение в рыцарском романе. На английском языке первые рыцарские романы появились в XIII веке. В XIV веке был создан роман «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Рыцарский роман связан с преданиями о кельтском легендарном короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Герои рыцари превыше всего ставили свою честь и рыцарское достоинство. Таков король Артур и его приближенные, таков и появляющийся таинственный Зеленый рыцарь.
«Роман о Тристане и Изольде» - типичный рыцарский роман. Автор защищает принципы вассальской верности, святости феодального брака и одновременно хочет воспеть силу любви, который, согласно куртуазной концепции, возникает вне брака. Это роман о несчастной любви, которая сильнее смерти.
Особняком стоят представляющие бретонский цикл романы о Граале. Грааль - сверкающая священная чаша, в которую капала кровь из ран распятого на кресте Иисуса Христа. Популярна была версия, согласно которой чашу Грааля изготовили ангелы из изумруда, выпавшего изо лба поверженного Люцифера, а собранная в ней кровь Спасителя - залог очищения от Люциферовых грехов.
Итак, рыцарское понимание любви получило выражение в рыцарском романе (роман о Тристане и Изольде, роман в стихах «Ланселот» на сюжет легенд о короле Артуре, а также чисто английские романы «Ричард Львиное Сердце», «Гай Уорикский» и др.).
Английская литература 14-15 вв. была представлена различными балладами-посвящениями, например, о Робин Гуде. В его образе отразилась вековая мечта народа о справедливом защитнике бедных.
Таким образом, к концу XIV века войны и междоусобицы привели английскую литературу к упадку. Среди многочисленных богословских сочинений, епигонских рыцарских романов, прозы подражателей Чосера, замечательным памятником является народная поэзия, особенно английские и шотландские баллады о Робин Гуде с их драматизмом и народным юмором.
Художественное творчество представлено образцами вооружения (богато украшенные рукояти мечей), культовая и обрядовая утварь, различные пряжки, застежки, свидетельствующие о развитой технике обработки металлов. В произведениях искусства предпочтение отдавалось орнаменту. Представление о могучих кельтских богах и героях, их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты, изображения фантастических животных, которые вплетались в замысловатые узоры. В последствии этот «звериный» стиль применялся в прикладном искусстве и романской архитектуре. В средневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг (песня), кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображении святых.
Вопросы для контроля:
1. Кем и когда была завоевана территория Британии?
2. В чем особенности становления английской культуры?
3. Как формируется английский язык?
4. Какие представления о духовно-культурных основах народа дает героический эпос?
5. Когда возникли первые университеты в стране?
6. Что такое куртуазная культура?
Список основной литературы:
1. Краткая история. Англия. В.В. Адамчик, М.В. Адамчик, А.Н. Бадак и др. – Минск, 2003.
2. Бадак А.Н. и др. Всемирная история, том 15. Эпоха Просвещения. - Минск, 1999.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М., 1999.
4. Полищук В.И. Культурология. – М., 1999.
5. Федотов О.И. История западноевропейской литературы средних веков. - М.: Флинта: Наука, 2003.
Список дополнительной литературы:
1. Васильев А.А. История средних веков. – М., 1993.
Рекомендация для Вас - Рабочая программа дисциплины.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М., 1990.
3. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987.
4. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. – М., 1983.
5. Карпушина С. История мировой культуры. – М., 1998.
6. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979
7. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура. - М., 2001.