ЭСХИЛ
ЭСХИЛ (525—456 гг. до н. э.) - древнегреческий драматург, «отец трагедий». Родился в аристократической семье в Элевсине, центре религиозно-мистической жизни Греции. Опыт участия в священных мистериях придал творчеству Э. таинственную глубину. Э. был героем сражений с персами при Марафоне, Саламине, Платеях и свои боевые заслуги ценил выше поэтических. На театральных состязаниях в Афинах побеждал 13 раз при жизни и несколько раз посмертно. Э. был постановщиком своих трагедий, сочинителем музыки и танцев, первым актером (протагонистом), костюмером. Его считали изобретателем театральных масок и первых театральных машин. До Э. в трагедиях, наряду с хором, партия которого была главенствующей, участвовал только один актер. Э. ввел второго, ограничив партию хора. Актеры заговорили друг с другом в присутствии публики, и был открыт путь для развития сценического диалога и действия. Позже, вслед за Софоклом, он ввел и третьего актера. Но трагедии самого Э. по духу и структуре все-таки больше напоминают возвышенную ораторию, чем современную пьесу. Герои Э. — персонажи мифов. Содержание его трагедий — проблемы рока, долга, вины, судьбы, возмездия, высшей справедливости. Их атмосфера проникнута присутствием потусторонних и высших сил. Наиболее известна трилогия «Орестея», принесшая Э. последнюю и самую славную прижизненную победу на состязаниях в 458 г. Сохранились также трагедии Э. «Семеро против Фив», «Персы», «Прикованный Прометей» (часть не дошедшей до нас трилогии) и др. Современники ценили величественный стиль Э., нравственное воздействие его сочинений, считали его первым из трагических поэтов. Позже предпочтение стали отдавать более совершенному в драматургическом отношении театру Софокла. Произведения Э. не уходят из репертуара мирового театра. В 1966 г. в Москве была показана «Орестея» в постановке немецкого режиссера П. Штайна. На сюжет этой трагедии написана оперная трилогия Танеева, к которой периодически обращаются музыкальные театры. Многочисленные музыкальные и поэтические сочинения на тему Прометея также, в той или иной степени, восходят к трагедии Э. как к своему первоисточнику.