Временные виды искусства - Музыка
§№8. Временные виды искусства. Музыка.
Вопросы для повторения:
l Что такое скульптура, к какому виду искусства она относится?
l Какие материалы применяются в скульптуре?
l Чем отличается «ваяние» от «пластики»?
l Что означают термины: круглая скульптура, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф?
Му́зыка (греч. Μουσική от греч. μούσα — муза) — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. Музыка - вид временного искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"'.
Средства выразительности музыки.
Рекомендуемые материалы
l В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода.
l Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.
l Форма музыки – это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (соотносящихся друг с другом тонов – интервалов) или музыкальных тем во времени.
l Музыка - искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации.
История происхождения музыки.
Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера.
1 гипотеза – мифологическая.
Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было.
В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса.
2 гипотеза – коллективно-трудовая
Другая гипотеза (К.Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.
3 гипотеза - эволюционная
Теория Ч.Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).
Влияние музыки на живых существ.
Многие дpевнейшие yчения содеpжат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия мyзыки на животных, pастения и человека.
В дpевности выделяли 3 напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Считается, что мyзыка может yсиливать любyю pадость, yспокаивать любyю печаль, смягчать любyю боль и даже изгонять болезни.
Установлено, что у человека, кроликов, кошек, морских свинок и собак под действием музыки изменяется кровяное давление, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается ритм и глубины дыхательных сокращений.
Проведённый в Японии эксперимент показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую музыку, количество молока увеличивается на 20-100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку, сокращается на 50-20 %.
Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться.
Даже среди животных одного вида есть различия: определённая часть равнодушна к музыке, часть — весьма чувствительна и восприимчива, а некоторые оказываются способными к активному музыкальному творчеству.
В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели.
В конце 80-х годов было убедительно показано, что прослушивание классической музыки помидорной рассадой ускоряет ее рост приблизительно на тридцать процентов. А также повышает ее (рассады) устойчивость к различным заболеваниям!
Особое внимание нужно уделить влиянию частот, употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80.000 герц) частотами.
Исходя из исследований бельгийских ученых из медицинского университета Брюсселя, "музыкальные произведения стилей "тяжелый рок" и "хэви-металл" могут нанести непоправимый вред легким, а именно привести к пневмотораксу - состоянию, при котором легкие перестают наполняться воздухом и дышать".
Еще один интересный факт, отмеченный психологами, - это «совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме.
Если эти ритмы идентичны, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенны и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т.к. последний подстраивается под первый.
Виды музыки:
l Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;
l Популярная – массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.
l Этническая (и традиционная) – фольклорные (и устно-профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.
l Эстрадная (или легкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.
l Джаз – подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.
l Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь – гитар.
l Авангардная (экспериментальная) – общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в.
l Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки
Функции музыки:
1. Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, кино-музыка и т.д.
2. А также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.;
3. По отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т.п.
Стили в музыке:
l Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками.
l Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард; в классической музыке: рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул – в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т.п.
Музыкальные инструменты.
Музыкальный инструмент — обычно предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.
l Струнные щипковые: балалайка, домра, уд, гусли, гитара, лютня, бузуки и подобные им.
l Струнные смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также виола да гамба, виола д'амур,баритон, шведский народный инструмент никельхарпа и норвежская традиционная скрипка хардангерфеле.
l Медные духовые инструменты: труба, корнет, тромбон, валторна, туба, геликон, сузафон
l Язычковые духовые инструменты: Варган (хомус, дрымба…), Губная гармоника, Аккордеон, Баян, гармонь.
l Деревянные духовые инструменты: Диджериду, Трембита, Альпийский рог, Дудка, Дудук, Флейта, Флейта Пана, Флейта-пикколо, Кларнет, Бас-кларнет, Гобой, Фагот, Контрафагот, Курай, Шэн и примкнувший к ним саксофон (при том, что сам он металлический, язычок в нём деревянный).
l Ударные инструменты: Самое многочисленное семейство музыкальных инструментов. Ударные подразделяются на 3 основных вида:
l С неопределенной высотой звучания, среди них: Инструменты с мембраной : барабаны, бубны, гавалы, гоша нагара, думбек, дарбука и пр.
l Инструменты с самозвучащим корпусом : треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и мараки, деревянные коробочки, флексатон и т. д.
l С определенной высотой звучания, то есть настроенные на ноты. В том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков, гонгов и др.
l Клавишные ударные: ксилофон, вибрафон, челеста, маримба, колокольчики и другие подобные инструменты, предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий.
l Клавишные духовые инструменты: орга́н, фисгармония; баян, аккордеон и гармонь (тем не менее, клавиатура последних трёх отличается друг от друга).
l Клавишные струнные инструменты: Струнный клавишный инструмент — всем известное фортепиано, существующее в горизонтальной (рояль) и вертикальной (пианино) разновидностях, а также клавесин, вёрджинел, спинет и клавикорд.
l Электромузыкальные инструменты: Развитие электроники в начале XX века повлекло за собой возникновение электромузыкальных инструментов; первый из них (терменвокс) был создан в 1917 году. Современные синтезаторы звука имитируют звучание всех известных музыкальных инструментов, а кроме того, и всевозможных шумов (например, пение птиц, раскаты грома, звук проходящего поезда и т. д.).
Изображение музицирования и музыкальных инструментов
в мировом изобразительном искусстве.
Др.Египет.
Индия. Китай.
§ Кришна с флейтой. Индия.
§ Музыканты. Керамика. Китай. VI-VII вв.
Др.Греция, др. Рим.
Средневековая музыка.
Древняя Русь.
Ренессанс.
Поющие ангелы. Фрагмент Гентского алтаря. Художник Я. ван Эйк. 1422-1432 гг
Европа нового и новейшего времени.
Лютня и виола. Картина неизвестного итальянского художника. XVII в.
Оперный оркестр. Художник Э. Дега. Около 1868-1869 гг.
Две девушки у пианино. Художник О. Ренуар. 1892 г.
Практическая работа:
Ответьте на следующие вопросы:
l Какое из прослушанных в течение урока музыкальных произведений вам понравилось более всего и почему?
l К какому виду (стилю, жанру) относится это произведение?
l Какие инструменты в нём звучат, по вашему мнению?
l Какую музыку любите вы и почему?
Обратите внимание на лекцию "7 Графика в Web".
l Есть ли связь музыки с другими видами искусства? Аргументируйте свою точку зрения.
Источники информации:
l www.krugosvet.ru
l ru.wikipedia.org
l www.imbf.org/320-vliyanie-rok-muzyki.html