Популярные услуги

Древнегреческая лирика

2021-03-09СтудИзба

Лекция 8. Древнегреческая лирика

· Социальные процессы VII – VI вв. до н.э. и возникновение архаической лирики.

· Жанровая классификация древнегреческой лирики.

· Элегическая и ямбическая поэзия.

· Монодийная поэзия (Алкей и Сапфо).

· Хоровая мелика.

Роды и виды в литературе и поэзии развивались последовательно. Каждый из жанров востребован определенными социальными и общественными процессами. Архаика – эпос, потом дидактика, потом – лирика.

Особенно бурной жизнью жила островная Греция. 7 – 6 вв. до н.э. – век социальной революции. Возникновение полисов разрушало патриархальность. Человек стал иначе смотреть на себя. Также влияла морская экспансия. К власти стали приходить новые люди – тираны, пришедшие к власти из низов. Они удерживали власть благодаря идеологии – поддерживали искусство, торговлю.

Судопроизводство – идет борьба за письменные законы. В общинах были устные законы, а здесь нужно личное отношение. Должно было быть законодательство. Первое законодательство ввел Ликург, спартанец. Затем его вводят тираны. Тиран Драконт в письменном законодательстве пишет, что за все преступления единственное наказание – смерть.

Рекомендуемые материалы

Эпос уходил в прошлое, эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувства. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Противостояние эпосу. Но как жанр, производный от эпоса, лирика заимствует от него:

– художественную форму;

– темы эпоса (первоначально осмысление мифологических сюжетов, но новая трактовка мифологических героев).

Лирика отталкивается от эпоса: если для эпоса характерно создание объективной картины, то лирика возникает как жанр изначально субъективный. В лирике, независимо от формы, присутствует человек.

Лосев: «Лирическая поэзия основана на более богатом развитии духовного мира индивида. В лирике гибнет гармония родового мира, и возникает дифференцированный нравственный мир ».

Лирика – поэзия для слуха, ее не записывали. Стихотворений не было. Мелодия была всегда. Текст и мелодия имели одинаковое значение. Чтение для глаз появилось только в Александровскую эпоху 3-1 вв. до н.э. До конца от мелодии не освободились, это случилось только в Риме. Мелодия связана только с определенными философскими и психологическими теориями. Аристотель и Платон считали, что «лирика успокаивает психику человека». «Успокаивает человека строгий дорийский лад, страсть олицетворяет фригийский лад, лидийский лад – скорбный лад». Пифагор писал о магических лечебных свойствах лирики. Мелодия занимает большое место в философской системе. Философ Пифагор утверждал, что весь мир построен на музыке.

Термин «лирика» появляется очень поздно – у ученых третьего века до нашей эры. Это то, что исполняется под лиру или кифару. Иногда флейта, авлос. Это всегда песенная поэзия. До третьего века до н.э. греки всю поэзию называли – мелика (от «мелос» – мелодия). Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии.

Всю поэзию делили на собственно мелос (сольный (монодийный) и хоровой) и декламационную лирику. Она делится на элегии и ямбы.

Жанры греческой лирики

                                                     ↓                   ↓                     ↓

                                               элегия              ямб             мелика

                                                                                            ↓            ↓

                                                                           монодическая     хоровая

Декламационная лирика представляла собой нечто вроде речитатива по музыкальное сопровождение и делилась на элегическую и ямбическую – термины, имевшие в греческой литературе специфическое значение.

 «Элегия » у греков – термин по преимуществу метрический: он указывает на соединение гекзаметра с пентаметром (пентаметр – гекзаметр с усечением последней краткости в обеих половинах стиха) Таким образом, элегический размер является наиболее близким к эпосу.

Элегия происходит от слова «элегос» – значение его трактуется по-разному. Одни считают, что это название тростниковой флейты, вторые – что это азиатское слово, плач по покойнику. По одной из версий, элегия возникает на основе обрядового похоронного плача (песни). В древние времена не было любовных, скорбных жанров – первые элегии это военные маршевые песни.

Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия, которая повествует об обобщенной ситуации. Элегия максимально близка эпосу по форме, так как также рассматривает мифологические сюжеты.

 С течением временем элегия начинает приобретать сатирический характер, принимающий форму диалога учителя и ученика. Привычная нам элегия появится только в Риме.

Элегия    гражданская. Прежде всего, мы встречаемся в Греции, с самого начала VII в. до н.э., с элегией воинственно-патриотической. Наиболее древним представителем ее является Калин из Эфеса, который в своих элегиях увещевал жителей Магнезии сопротивляться напавшим на них киммерийцам.

Тиртей –  создатель военных элегий. Он спартанец. Известно, что он был хромым. Пел патриотические элегии во время войны. В элегии: сначала тема, потом образное развитие, бурный призыв сражаться за родину.

 Главная тема этих элегий – старые гомеровские нормы, трус для него немыслимое слово, вместо него – дрогнувший в бою. Высшее счастье – смерть за родину. Дрогнувший – позор для всего рода. Идейная направленность – гражданское мужество, патриотизм, смелость в борьбе за отчизну, родину. Утверждает, что отваги, доблести недостаточно для того, чтобы быть положительным героем. Идеал Тиртея – активный гражданин. Герой – тот, кто способен умереть в первых рядах за родину. Для Тиртея благополучие государства есть благополучие его граждан. Массовый героизм – движущая сила.

 Проводились соревнования военных элегий. Победитель получал кусок мяса.

Афинский поэт Солон Афинский (638 – 558 гг. до н.э.). Был причислен к семи мудрецам. Происходил из древнего царского рода Кодра. Один из основателей афинской демократии. Много странствовал. В Афинах никак не могли взять город Саламин. Афины нищали, потому что все богатства были в руках у нескольких людей. Люди или отдавали свою земли или продавались в рабство. Солон пробрался на площадь, встал у храма и прочитал элегию о Саламине. Оракул велел ему управлять государством. Сначала он отменяет долговые камни, книги, граждане снова становятся свободными. Все свои взгляды Солон описывает в элегиях. Они политические, патриотические, гражданские, нравоучительные. Солон прислушивался к толпе. Ему приписывался афоризм: «Ничего сверх меры». Солон сам уходит от управления.

Феогнид  жил в городе Мигарды. 1400 стихов Феогнида дошло до нас. Отражение социальных процессов. Аристократ, изгнан из города. Человечество он делит на демос и знать. Знать – хорошо, демос – плохо.  Очень озлоблен. Тон сборника пессимистичен. Его угнетает, что плохие царствуют, что мельчает порода людей. Привычное расслоение общества исчезает. В политических элегиях возникает образ корабля-государства, застигнутого бурей. Экипаж изгнал доблестного кормчего, а теперь не знает, что делать, и корабль тонет. Впервые появляется стихотворение «Памятник» (Потом у Горация, Державина, Пушкина).

Любовная   элегия – очень субъективная, личная лирика, ее представителем в VII в. до н.э. является Мимнерм. Основной темой его элегий является любовь. Во всяком случае в его творчестве можно видеть переходную ступень от эпоса к лирике.

Дидактическая   лирика. Сюда прежде всего относится эпиграмма, которую нужно понимать не в том смысле, как ее понимает новая литература, но буквально, в значении «надпись». Эпиграммы были посвятительные (богам), надгробные и адресованные отдельным лицам, представляя собой одно или несколько элегических двустиший с острой и тонкой мыслью афористического характера. Главными представителями эпиграммы являются Архилох    и    Симонид  Кеосский.

Из всех видов лирических произведений элегия наиболее близка к эпосу и метрически, и содержательно. От древних воинственно-патриотических тем через гражданскую лирику она идет к страстной общественно-политической тематике и заканчивается спокойным нравоучительством с переходом к тонкой эстетике позднейшей, уже эллинистической эпиграммы. Темы элегии в дальнейшем будут занимать философов, ораторов, историков, баснописцев. В александрийскую эпоху останется только одна эротическая элегия.

Неизвестно откуда появляется название ямб. Долгое время его объясняли мифом про служанку Ямбу или глаголом «бросать». Т.е., ямбическую поэзию связывают с культом Деметры, т.е.  она восходит к фольклорным корням. Как гласит гомеровский гимн, служанка элевсинского царя Келея, по имени Ямба, рассмешила скорбящую Деметру непристойными шутками. Ямбы употреблялись и в известные моменты праздничной процессии из Афин в Эдевсин, когда по обычаю требовались как раз выражения насмешливого и шутливого характера. По другой версии, ямб возникает на основе фольклорных песен, связанных с плодородием.

Со словом «ямб» у греков, вообще говоря, соединялось представление о шуточном характере произведения, в то время как в новой литературе ямб является понятием исключительно метрическим.

Ямб – соединение краткого слога с долгим. По метру ямбическая поэзия гораздо дальше от гекзаметра, чем элегия.

Ямб в окончательном виде представляет собой хулительную песню, направленную против определенных лиц.

Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение – 6 апреля 648 года до н.э. – Архилох. В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам. Архилох жил в начале 7 века до н.э., прославился своими ямбами. Яркий поэт, интересная личность, писал и элегии, и ямбы. В отношении Архилоха мнения расходятся (неистовый, аморальный, развращенный). Его жизнь была тяжелой, он рос на Паросе, отец – аристократ, мать – рабыня. Отец его признал, но общество нет. Становится наемным солдатом. Творил инстинктивно. Несчастная любовь – описание любовной ситуации. Был влюблен в Ниобулу, посватался, но отец отказал. Архилох хочет отомстить, сочиняет такие ямбы, использует такие эпитеты, что даже появляется легенда, что тот покончил жизнь самоубийством от позора. В стихах четко видно, как меняется этика взаимоотношений: например, стихи о бегстве.

Архилох – поэт многозначный. Он начинает задумываться, философствовать, пытается увидеть жизненный ритм, говорит о черных и белых полосах. Для него характерно новое понимание человека: человек подвластен времени и обстоятельствам. Жизнь человека представляется как череда удач и неудач. Человек же беспомощен перед этим жизненным ритмом.

В своих ямбах он рассказал нам о том, как в качестве наемника бросил щит в сражении с фракийскими варварами. В своих ямбах Архилох также выражал свою любовь к Необуле, есть также ямбы посвященные друзьям, обсуждающие жизненную философию Архилоха (философия оптимизма). В ямбах Архилоха мы находим мораль, лишенную всякой скуки, ясное, спокойное доверие потоку жизни, начиная от Ареса, бога войны, и заканчивая музами, богинями искусства, начиная с юмора по поводу собственной измены и кончая грозным проклятием другу-изменнику.

Архилох – воин, любитель вина, женолюб и женоненавистник, поэт, «гуляка праздный», морально неустойчивый и страстный жизнелюбец, даже философ, напоминающий о быстротечности жизни, но и утешающий нас учением о ее вечном возвращении. Большинство его стихотворений носит ярко выраженный сатирический характер.

Мелика: монодийная и хоровая.

Мелическая лирика представляла собой песню, которая исполнялась хором или одним солистом. 

Лирическая поэзия (мелика) существовала прежде всего как комплекс мелодия-ритм-слово. Делилась на монодийную и хоровую. Мелическая поэзия получает распространение не на континенте, а на островах. Центром становится город Метилены. На рубеже VI – VII вв. до н.э. там вспыхивает классовая борьба, она подогревается тем, что аристократы ведут свой род от Агамемнона.

К поэтам-сочинителям песен мелической лирики относят Сапфо, Анакреонта, Алкея.

Древнегреческая поэтесса Сапфо (Сафо) родилась около 600 г. до н.э. на острове Лесбос, где основала школу молодых поэтесс под говорящим названием «Дом муз». За это саму Сафо называли десятой музой. Рано вышла замуж. Долго прожила. Даже Платон, не любивший поэтов, называет ее десятой музой. Именно у Сапфо в поэзию приходит пейзаж души, он становится способом передать свои чувства. Удивительная многокрасочность. В поэзии Сапфо ощущается женский взгляд. Главный жанр – эпиталамия, свадебные гимны для воспитанниц школы. Одним из лучших эпиталамий считается «Свадьба Гектора и Андромахи». Основная тематика песен поэтессы – прекрасные чувства – любовь и красота. К сожалению, до наших времен не сохранилось ни одного произведения Сапфо в полном объеме.

Алкей, соотечественник Сапфо, в своем творчестве уделял много внимание тематике восстания и мятежа. Продолжает тему Феогнида. Поэтому достаточно часто в его произведениях встречается образ корабля-государства, попавшего в бурю, но сумевшего остаться на плаву. Но не только военная тематика была присуща Алкею, подобно другим древнегреческим творцам прекрасного он также писал о красоте окружающей природы, о дружеских разговорах – одним словом, о всем том, что характерно для древнегреческой лирики.  Алкей пишет свои песни для мужских сообществ. Соревнования Алкея и Сапфо.

Близко по тематике к поэзии Алкея и Сапфо стоит поэзия Анакреонта. Песенная лирика Анакреонта – поэта с острова Теос отличалась автобиографичностью и легкостью, с которой автор пишет о жизни в своих произведениях. Это странствующий поэт. Одним из самых известных тиранов был Поликрат, он поддерживал искусство, покровительствовал Анакреонту. Очень много изображений Анакреонта на вазах. В историю литературы он входит как создатель легких песен о любви-флирте, игре. Ему принадлежат и философские стихи. Язык Анакреонта лишен украшений. Создается впечатление, что строка сама рождается  у него под пером.

Хоровая лирика древнее лирики сольной. Она напрямую связана с религиозными и свадебными обрядами. «Хор» означало, прежде всего, место для хоровода. Отсюда видно, в какой неразрывной связи танец и хоровая лирика.

Греки пели и соло, и хором. Хоровые песни адресовались прежде всего богам. Эллины не просто чтили своих богов, но и стремились ублажать их и радовать. В их честь приносили жертвы и совершали возлияния — выплёскивали вино из сосуда на землю, обращаясь при этом к богу с какой-то просьбой или мольбой. Наконец, богов развлекали плясками и песнями. Песнь во славу бога называлась гимном; Аполлону предназначался особый гимн – пеан, Дионису – дифирамб (это страстная песнь, повествующая о трагических событиях в жизни бога Диониса. Особенность – дифирамб исполнялся как диалог).

Гимны строились по правилам. Сначала следовало обратиться к богу, не забыв его прозвища – эпитеты. Ведь у каждого бога они были свои и точно характеризовали его. Например, Зевса можно было величать «отче Додоны, мощный силой, высший уменьем» (Зевса особо чтили в Додоне –  на северо-западе Греции). А так обращались к покровительнице колдовства Гекате: «Геката, несущая светоч, дочь темнолунной ночи...». Затем следовал рассказ о боге. Заключала гимн просьба.

Парфении, или партении это гимны в честь Афины, исполняли пятнадцатилетние специально обученные девушки.

Эпиникии – гимны, посвященные победителям олимпийских игр.

Энкомии – гимны, посвященные влиятельным лицам. Оды – песни, мастер оды Пиндар, до нас дошло 17 его книг. Эти оды изобилую темными непонятными местами. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Его переводил Ломоносов. Вакхилид писал дифирамбы, вплотную подходит к искусству трагедии. Почти сохранился дифирамб «Тезей».

Но были у греков и обряды, связанные с человеческой жизнью и смертью. Когда праздновали свадьбу, исполняли гименей – песнь, величавшую жениха и невесту, а также покровителя брака бога Гименея. Неизвестно, песню назвали по имени бога или бога – по песне:

Эй, потолок поднимайте, — 

О Гименей! —

Выше, плотники, выше! 

О Гименей!

Входит жених, подобный Арею,

Выше самых высоких мужей! 

Сапфо. «Гименей» (перевод В. В. Вересаева) 

В лекции "Краткое описание особенностей микроконтроллеров" также много полезной информации.

Другую свадебную песнь исполняли у дверей спальни, за которой уже находились новобрачные. Она называлась эпиталама (от греч. «таламос»  – «спальня», «покои»).

А когда человек умирал, его провожали треносом (греч. «плач»).

Застольная песня – сколий. Сколии были разнообразны и по содержанию, и по мелодии, и по метрике, могли быть даже в форме загадок. Слушатели не сразу понимали, что речь здесь идёт о кувшине с вином, а таинственная «ветвь истмийская» – просто затычка из сельдерея.

Долгое время хоровые песни были не авторскими, а народными, фольклорными. Но примерно с VII в. до н.э. греки стали жить отдельными небольшими городами – полисами, – где число граждан составляло всего несколько тысяч. В полисах все знали друг друга, поэтому и сочинителей хоровых песен знали по имени и в лицо.

Произведения Пиндара относятся к хорической лирике, то есть к песнопениям религиозного и торжественного содержания, которые исполнялись хором на празднествах; это были гимны богам, писавшиеся на заказ дифирамбы, эпиникии (хоровые победные оды с музыкой и пляской в честь победителей на общегреческих играх). В целом виде до нас дошло четыре неполных цикла эпиникиев, написанных по заказу победителей игр, всего 45; в том числе 14 – в честь победителей Олимпийских игр, 12 — Пифийских, 11 – Немейских и 8 – Истмийских. (Самое раннее произведение Пиндара, которое поддается датировке, – 10-я Пифийская песнь, 498 до н.э., самое позднее – 8-я Пифийская песнь, 446 до н.э..). Сохранившееся составляет едва ли четверть того, что было создано поэтом, поскольку издание Пиндара, подготовленное александрийскими учеными, включало 17 книг. Здесь имелись гимны, пеаны (молитвы о покровительстве богов), дифирамбы (гимны Дионису), песни для торжественных процессий, энкомии (хвалебные песни), плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии. Представление об утраченных 13 книгах мы получаем теперь только по случайным фрагментам.

Вывод: Несмотря на разнообразие видов и форм, античная лирика связана с музыкальным сопровождением. В Древней Греции музыка и поэзия были неотделимы друг от друга, поэтому все лирические произведение не имели рифмы, зато обладали четким ритмом, благодаря которому строчки можно было не просто выкрикивать, а напевать. В зависимости от ритмики древнегреческая лирика, в частности стихи также имели различное содержание. К примеру, элегии создавались для плавного и размеренного ритма, и обычно несли в себе какие-либо размышление автора. Ямб же, с более быстрым ритмом, считался идеальным обрамлением для сатиры. Теоретическую разработку лирика получила после отделения стиха от музыки.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее