Первоначальные формы многоголосия
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ МНОГОГОЛОСИЯ
Из потребности распеть церковную мелодию несколькими голосами возникли начальные формы двухголосия, а затем и трёх-, четырёхголосия. Заданная мелодия (обычно григорианский хорал) составляла суть, смысл пения, она и определяла назначение многоголосного распева. Изменять cantus prius factus не разрешалось, к ней м. было только подстроить другой голос (голоса).
Для этого использовались совершенные консонансы – унисон, кварта, квинта, октава. К каждому тону напева подстраивался один из возможных интервалов, что давало исходный, опорный остов двухголосия (такие образцы известны из трактатов). Допустимы при этом удвоения, также в совершенный консонанс, одного голоса или обоих.
При исполнении подобное двухголосие может звучать иначе, т.к. верхний голос мелодически распевал те тоны, которые составляли интервал с нижним голосом, эти тоны были для него опорными. Распевы могут быть различной протяжённости, соответственно, тоны хорала в нижнем голосе следовали один за другим то чаще, то задерживаясь. Певец нижнего голоса (основного напева) должен был вслушиваться в распев своего партнёра-певчего, чтобы тоны хорала давали при совместном звучании с сопровождающей мелодией лишь совершенные консонансы. Распевщик же верхнего голоса должен был крепко, «твёрдо» держать в уме хорал и ориентироваться на него, создавая свою мелодическую импровизацию. Т.е. сопровождающий голос возникал как отклик на хорал, «эмоциональная» интерпретация строго установленной музыкальной «истины».
Пение такого рода и есть начало мелосной полифонии. Это полифония солистов, ведь импровизировать распев верхнего голоса, искусно колорируя заданный напев, хором невозможно. Двухголосие основывается на свободном, не регламентируемом какими-либо формулами ритме. Голоса м. подстроить друг к другу различными способами, растянув мелодию, сдвинув один из голосов вправо или влево, лишь бы вертикальная координация удовлетворяла нормам звучания – совершенными консонансам. Такое пение производится по слуху (supra librum).
Можно выделить два типа мелодий, сопровождающих заданный напев – мелодию, соответствующую каждому звуку напева (нота-против-ноты) и мелодию колорированного, мелизматического характера (т.е. расширенная, украшенная версия первой).
Респонсорный способ (чередование фраз, исполняемых унисоном, с фразами, которые распевались ансамблем певчих) пения был основным. Антифонный способ существовал, но в связи с многоголосием практически не использовался до XV века. Оба способа упоминаются в Ветхом завете.
Рекомендуем посмотреть лекцию "Невербальная коммуникация".
По принципу нота-против-ноты может быть добавлен и третий голос как ещё один мелодический слой. Каждый из добавленных голосов соотносится с основным напевом, трехголосие состоит из пар: нижний-средний, нижний-верхний. Правила следующие:
1. Пары голосов должны давать при совместном звучании сов. консонансы, верхний голос со средним допускает диссонансы. Суммарное созвучие типа ре-соль-ля для средневекового трехголосия – норма.
2. Наряду с косвенным и противоположным движением используется параллельное, которое становится предпочтительным в наиболее значительные моменты напева или его текста (необходимо единение голосов).
3. Голоса располагаются в узком, однородном певческом диапазоне с максимальным удалением на октаву.
Многоголосие нота-против-ноты в средневековой музыке является как бы каркасом для развитых голосов – распевов. Это своего рода «канва», по которой «вышивались» мелодические орнаменты, здесь образовывались пункты «стягивания» голосов.
Соответственно, есть два пути в освоении письма нота-против-ноты: посредством соединения, подстраивания друг к другу разных мелодий, или посредством распевания, колорирования одной мелодии.