Мелодический материал строгого письма
МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ СТРОГОГО ПИСЬМА
Первоматериал в строгом стиле мог быть любого происхождения – духовного, светского, это м. быть хорал, песня, сочинение анонимное или авторское. Первоматериал разделялся на многоголосный и одноголосный. Произведение, написанное на одноголосный напев-первоисточник, наз. парафразой, на многоголосный – пародией. Соответственно, первообразцами для парафраз служили григорианские хоралы, светские и дух. Песни. Для пародий – мотеты, шансон, мадригалы. Пародиями м. быть и мотеты, и мессы, масштаб композиции мессы давал возможность более сложных замыслов. Первые мессы-пародии появились в середине XV века.
Самой разнообразной и традиционной была техника cantus firmus. Обычно каждая часть мессы давала новую многоголосную интерпретацию одного и того же cantus firmus. Та же идея лежит в основе тех месс Жоскена, где композитор для исходного импульса cantus prius factus формирует искусственный ряд звуков, например, в мессе La sol fa mi re.
Для Обрехта характерно расчленение напева cantus prius factus, благодаря чему каждая часть мессы имеет новую фразу исходной мелодии в виде cantus firmus. Единство цикла достигалось приёмами напоминаний первой фразы оригинала в начале каждой части, либо воссоединением расчлененной мелодии cantus firmus в одной из заключительных частей мессы.
Вместе с этой лекцией читают "25 - Инженерно-геологические изыскания".
Возможны и более сложные идеи, например, присутствие в сочинении нескольких cantus firmus. Обрехт в мессе De Sancto Martino последовательно вводит 13 новых мелодий первоисточников в виде cantus firmus, т.к. эта месса предназначена памяти св. Мартина и в мессу включаются все напевы, ему посвященные. В другой мессе – Sub tuum praesidium новые cantus firmus вводятся на фоне уже звучавших. Наслоение разных мелодий – полимелодический импульс, поэтому имитационно-остинатная техника представлена в этой мессе довольно сдержанно по сравнению с другими мессами данного периода.
cantus firmus-техника и cantus firmus-формы – это самая богатая и разнообразная область творчества в строгом стиле. Композитор был озабочен придумыванием порядка проведения cantus firmus в форме – со стороны количества проведений, размещения по голосам, звуковысотного уровня. К концу циклической формы использовались приемы преобразований cantus firmus – увеличение, обращение, ракоходное движение, прямое и совмещенное с обращением и т.д. cantus firmus мог получить «двойника» – один из свободных голосов, который сначала был похож на cantus firmus и мог его замещать, предвосхищая появление подлинного cantus firmus. Он мог вступать с ним в имитационный диалог и даже канон. cantus firmus-канон – это особая область творчества в этот период. Виды канонов такого типа были весьма разнообразны.
Композитор придумывал пропорции в соотношении разделов муз. формы со звучащим и паузирующим cantus firmus. Так, в мессе Окегема L’homme armé общее число звучащих длительностей cantus firmus равно 770, столько же незвучащих длительностей в cantus firmus-голосе, причем в каждой части преобладают либо cantus firmus=тоны, либо cantus firmus-паузы.
Другая техника работы с первоисточником связана с отражением его мелодического материала в новом произведении средствами мелодии. Колорирование для строгого письма нетипипчно, используется свободное допевание заданных голосов, их новая ритмизация. Жоскен иногда дополняет распевы вычлененные из cantus prius factus мотивы. Исходные мелодии иногда цитируются в новом произведении, чаще всего в верхних голосах.
Для позднего периода творчества Жоскена и для творчества Палестрины характерна мотивно-тематическая разработка первоматериала. В этом случае композитор работает уже не с одном мотивом, а с целым комплексом мотивно-тематических ьобразований. Распределение этого комплексва по частям мессы, пропорции и порядок расположения материала связаны с общими идеямип в области музыкальной композиции, часто воплощающими некие законы геометрического, пространственного порядка. Роль звуковой архитектоники, симметрии, проявляющей себя на разных уровнях и в разных видах, значительно возрастают. Высший уровень такого метода разработки первоисточника представляют произведения Палестрины с их отточенностью муз. материала, немногословностью, предельной экономией каждого тематического элемента, выверенным планом расположение тематических блоков в форме.
Такие приемы м. соединяться в одном произведении. Так, месса-парафраза Палестрины Veni Creator Spiritus включает в себя и мотивно-тематический метод работы с первоматериалом, и cantus firmus; в мессе Жоскена Malheur me bat используется и cantus firmus, и мотивно-тематическое развитие, и мелодическое воспроизведение материала (цитирование).