Концепции полифонии
КОНЦЕПЦИИ ПОЛИФОНИИ
Полифония представляет собой систему музыкального мышления, имеющего определенные исходные принципы и художественные средства, их реализующие. При всем многообразии проявлений полифонии основополагающих принципов было два, они определили две различных концепции полифонии. Ю. Евдокимова называет одну из них мелосной концепцией, другую – комплементарно-контрапунктической. В первой реализуется исходный тезис, связанный с мелодически оформленной музыкальной мыслью, реально присутствующей в произведении, на его развитие направлено внимание композитора. Во второй концепции исходная мысль вводится с помощью небольших символов (вплоть до одного звука), поэтому исходный тезис развивается в совершенно ином звуковом пространстве и ином времени.
Мелосная концепция исторически первична, с ней соотносится большая часть художественных явлений в истории музыки, включая фольклорное многоголосие. Первые этапы профессионального многоголосия и на Западе, и в России связаны с богослужебным пением, далее из Евдокимовой:
Мелосную концепцию характеризуют следующие положения:
1. В основе лежит мелодия, изначально заданная или сочинённая. На первых этапах зарождения и развития полифонии это напев-первофакт (cantus prius factus), воплощающий основной смысл, цель и назначение многоголосного сочинения. Позднее аналогично стали использоваться народные и авторские мелодии.
2. Музыкальное произведение ориентировано на закономерности мелодического развития, проявляющиеся не в одном, а во всех голосах многоголосия.
3. Мелодия находится в центре внимания композитора, приёмы построения музыкальной ткани связаны с тем, чтобы полнее и ярче выразить свойства мелоса. Такое многоголосие полимелодично, при этом варианты его сложения могут быть различными: сопровождающие голоса (голос) могут повторять основной напев с интонационными отклонениями от его главного русла (в виде втор, подголосков, дублировок и т.д.), они могут быть искусно выведены из мелодического материала исходного напева (быть его вариантами), это могут быть самостоятельные мелодии, связанные единством внутреннего смысла, которые приспосабливаются к совместному звучанию. В эпоху романтизма стало возможным сочетание и контрастных по смыслу мелодий.
4. Приёмы развития служат повторению исходного напева, они связаны с техникой вариантности, виды которой меняются в зависимости от исторического времени и условий музыкального стиля, но сам принцип повторения с обновлением, расцвечиванием, вариантами сохраняется.
Рекомендуемые материалы
5. В ряду характерных средств полифонической техники на первом плане стоит техника вариантного обновления звучания при повторении, возможны техника вертикальных перестановок мелодий голосов и каноническая техника. Имитации не типичны, т.к. они предполагают вычленение, расчленение мелодических построений, т.е. отрицание целостности мелодического смысла.
6. Музыкальные формы строятся на основе последовательного соединения законченных построений, каждое их которых является одним из вариантов первоначального, т.е. из цепи вариантов.
В комплементарно-контрапунктической концепции:
Лекция "Рост и развитие" также может быть Вам полезна.
1. Основным импульсом музыкального произведения является краткий звуковой тезис – несколько звуков или даже один тон.
2. Идея развития сосредотачивается не на горизонтальном выявлении мелодического процесса, а на передаче прозвучавшего тезиса из голоса в голос и, т.о., на формировании совокупного мелоса как бы по диагонали.
3. Для полноты выявления образующегося диагонального мелоса важны пространственные координаты – расположение голосов в более широком отстоянии друг от друга, чем при мелосной концепции.
4. Среди технических приёмов преобладают имитации (мелодические,ю ритмические или тембровые), сложный контрапункт, секвенции и канонические секвенции, бесконечные каноны, – все средства техники, которые ориентированы на работу с небольшими мелодическими звеньями. Используется мотивная комбинаторика.
5. В полифонической ткани может использоваться длительный, тянущийся мелодический голос, но роль его не мелодическая, а гармонико-фоническая либо структурно-композиционная.
6. Музыкальные формы обладают сложным составом фактуры, большой протяжённостью. Общие законы композиции имеют аналогии с храмовой архитектурой.