Древнерусское искусство (IX-XVII вв.)
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО (IX—XVII вв.)
Древнерусское искусство - создание коллективного многоликого гения народной традиции.
Н. А. Дмитриева
Более семисот лет охватывает период древнерусской художественной культуры. Истоки ее восходит к жизни восточнославянских племен докиевского периода. Через многообразие культурных явлений и форм просматриваются и общие черты: сильное влияние религии (христианско-языческое двоеверие), традиционность и замкнутость (локальность), а также преимущественное следование канону и анонимность (имперсональность).
Искусство Древней Руси включает в себя искусство Киевской державы, мощного Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской боярской республики и искусство Москвы, возглавившей борьбу за объединение страны после тяжких испытаний монголо-татарского нашествия.
Древнерусское государство — наша национальная гордость, яркое воплощение идеалов русского народа. Стремление к душевной чистоте и способность к состраданию, стойкость и богатырский размах, любовь к родной земле, трудолюбие, терпимость и восприимчивость — эти лучшие черты национального характера питали великие творения древнерусского искусства.
Правдивость и искренность, тяга к гармонии и единению с народной жизнью, с родной природой, особенная сердечность и задушевность, глубинное проникновение в человека и его предназначение составляют самобытный вклад древнерусских мастеров в сокровищницу общечеловеческих ценностей.
Русь домонгольская (IX — начало XII вв.)
Образование древнерусского государства — Киевская Русь — завершилось к IX веку. Одно из крупнейших государств средневековой Европы — Русь—исторически представляло собой зону политических, торговых и культурных контактов между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком и творчески усваивала влияние извне, опираясь на собственную культуру, сложившуюся в эпоху язычества.
Рекомендуемые материалы
Неизвестный русский автор «Слова об идолах» (XII в.) выделил три этапа развития славянского язычества. На первом славяне «клали требы (жертвы) упырям и берегиням, злым и добрым духам, управлявшим стихиями. На втором этапе поклонялись древнейшему земледельческому божеству Вселенной Роду и рожаницам, божествам благополучия и плодородия. Праздник Рода и рожаниц — это праздник урожая. Род давал жизнь всему живому и стал источником корневых понятий: народ, природа, родня, родина... На третьем этапе сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны Перуна, ранее почитавшегося богом грозы, а Род стал покровителем семьи, дома».
Среди важнейших божеств в доперуново время — Сварог (бог неба и небесного огня), его сыновья — Сварожич (бог земного огня) и Даждьбог (бог солнца и света, податель всех благ), среди солярных богов (солнечных) — Коляда, Купало, Ярило, позднее — Хорс. Стрибог почитался богом воздушных стихий, а Велес (Волос) — покровителем скота и богатства. Культ Велеса был распространен во всех славянских землях, его именем клялась вся Русь. В дружинной среде Велеса считали покровителем искусства — музыки и песен; недаром в «Слове о полку Игореве» легендарный певец Боян назван велесовым внуком.
Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы (жрецы) молились, совершая обряды, и приносили богам жертвы.
Духовные устремления наших предков ярче всего проявились в культе природы, глубоко поэтическом и развитом. Жизнь древнего славянина подчинялась календарно-земледельческому кругу и сопровождалась торжественными празднествами. Новый год славяне начинали с марта, когда, по преданию, светлые боги приступали к созданию своего благодатного царства, был сотворен мир и первый человек. Масленица и закликание весны, семик, или русальная неделя, летний праздник Ивана Купалы, зимний Коляды и т. д. сопровождались обрядовыми игрищами с хоровыми песнями и плясками. Именно в фольклоре и декоративно-прикладном народном искусстве сохранилась более всего художественная культура древних славян, веками питавшая и музыкальную культуру, и русскую словесность. Ведь с языческим прошлым связано рождение и сказок, и былинного эпоса.
Художественная культура славянских племен, а также античного и скифского Причерноморья способствовала созданию самобытной культуры средневековой Руси. С другой стороны, она формировалась в процессе творческого восприятия христианской культуры византийского образца.
Насаждаемый сверху переход от языческого многобожия (политеизма) с его первобытным равенством к единобожию (монотеизму) христианской религии, освящавшей централизованную власть и социальное неравенство, продолжался веками. Христианство на Руси утверждалось иногда силой, но чаще оно приспосабливалось к языческому мировоззрению.
Согласно летописи, в 980 г. киевский князь Владимир Святославич, увидев «заблуждения язычества», совершил второе, решающее (после принятия христианства киевскими князьями Аскольдом и Диром еще в 860-е гг.) Крещение Руси. Выбор веры, по преданию, носил эстетический характер: послов Владимира потрясли красота, величие и великолепие византийского богослужения.
С принятием христианства начинается формирование официальной, государственной культуры и сложный процесс взаимодействия ее с народной культурой.
Принятие православия, допускающего богослужение на национальных языках, способствовало распространению письменности, а также формированию древнерусской литературы, ее питали как устное народное творчество, так и переводная литература Греции, Египта, Иудеи и Сирии. Среди литературных жанров выделяются летописи («Повесть времен ных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора), жития святых («Житие преподобного Феодосия Печорского» Нестора), поучения (Владимира Мономаха) и «хождения» (игумен Даниил о паломничестве в Палестину). Уцелело немного литературных памятников Киевской Руси, но они свидетельствуют о гражданственности, патриотизме, благородстве образов реальных исторических лиц и событий.
В целом искусству раннего средневековья, домонгольской поры, присуща такая отличительная черта как монументальность форм. Особое место занимает архитектура. Усваивая византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера использовали также традицию деревянного зодчества — многоглавие.
Первый, упомянутый в летописи, известный каменный храм Киевской Руси — храм Успения Богородицы, или Десятинная церковь — огромное 25-главое шестистолпное сооружение. Вокруг него располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Во время нашествия церковь была разрушена.
Самый известный из памятников — София Киевская. Этот главный собор, построенный при Ярославе Мудром, представляет собой пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм. Интерьер богат и живописен. По образцу Софии Киевской возводили Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Хотя каменное строительство велось на Руси X—XI вв. в основном византийскими зодчими, эти постройки отличались от византийских многоглавием, пирамидальностью и новыми строительными материалами.
Живопись Киевской Руси также представлена монументальными формами — мозаикой и фреской. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, внеся и национальные черты. Живописный канон представляет собой «евангелие для неграмотных». Мозаики покрывали центральный купол, подкупольное пространство (Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта в алтарной апсиде). Остальная часть храма украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески. Например, два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей, фигуры скоморохов, музыкантов и т. п.
В XI в. время первого расцвета переживает иконопись. Было создано множество произведений этого вида станковой живописи. Сохранилось имя знаменитого иконописца Алимпия Печерского, ему приписывают создание иконы Оранты Ярославской, или Великой Панагии. Иконы почитали как видимый символ невидимого мира. По приданию, древнейшие иконы явились чудесным образом («Спас Нерукотворный») либо написаны с натуры (Богородица евангелиста Луки).
Церковь требовала соблюдения иконописного канона. Условность письма: плоскостность, удлиненность фигур, обратная перспектива и вневременность, золотой фон как символ божественного света — подчеркивали возвышенную духовность образов. Богословие в образах, красках, жестах, надписях и текстах — таково предназначение иконы. Чтобы следовать иконографическому канону, мастера пользовались иконописными подлинниками, а также толковыми (словесное описание сюжета) и лицевыми прорисями.
Расцвет культуры домонгольской Руси (XII — начало XIII вв.)
После распада Киевского государства образовался ряд самостоятельных княжеств — Владимиро-Суздальское, Новгородская республика и др.; единый историко-культурный процесс разделился на несколько потоков, но сохранилось исконное духовное единство Руси.
В это время родилось великое «Слово о полку Игореве» и «Моление Даниила Заточника». Архитектура отличается уменьшением объемов и упрощением конфигурации каменных зданий. В Новгороде сложился собственный тип храма. Торговому городу была чужда киевская изысканная роскошь. Традиционной становится небольшая кубической, формы одноглавая церковь с одной или. тремя апсидами без резного декора, т. к. местный камень плохо поддавался резьбе (церковь Спаса на Нередице).
Во Владимиро – Суздальском княжестве особенно активно каменное строительство велась при Андрее Боголюбском. Знаменит Успенский собор — величественный пятиглавый храм, украшенный резным аркатурным поясом — дом Богоматери. А при впадении Нерли в Клязьму, на высоком искусственном холме вознеслась церковь Покрова, памятник мировой архитектуры. Посвященный новому празднику богородичного цикла, этот храм, по преданию, построил князь Андрей Боголюбский, печалясь о смерти сына Изяслава. Одноглавая церковь Покрова поражает гармонией пропорций и поэтичностью образа, устремленностью к небу.
С закатом Киевской державы отошло в прошлое и дорогостоящее искусство мозаики, или «мерцающей» живописи.
В это время на Руси появляется икона «Богоматерь Умиление» из Византии, получившая название «Владимирская Богоматерь», (ГТГ), именно для нее строили Успенский собор во Владимире. Драматическая судьба иконы и удивительная красота и проникновенность сделали ее одной из самых прославленных на Руси.
Новгородская школа этого периода может быть представлена иконами византийско-киевской традиции. Это «Спас Нерукотворный» (ГТГ). На русских воинских хоругвях изображали именно этот образ Христа-триумфатора. Монументальна икона «Устюжское благовещение» (ГРМ). Широко известна и икона «Ангел златые власы» (ГРМ). Суровость и внушительность образов, сочетание контрастных цветов, укрупнение форм — отличительные черты новгородской школы.
На самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.
Русская культура второй половины XIII—XV вв.
Если время с 1240 г. до середины XIV в. отмечено заметным упадком во всех областях культуры в связи с нашествием и вторжением западных феодалов (немецких, тверских, датских, венгерских, литовских и польских), то период со 2-й половины XIV в. до конца XV в. являет собой подъем национального самосознания, стремление к объединению русских земель во главе с Москвой. Разгром Византии и установление на Балканах турецкого владычества усилили значение Московской Руси как центра православия.
Борьба против монголо-татар стала главной темой фольклора в былинах и новом жанре исторической песни (например, об Авдотье-Рязаночке, возглавившей строительство новой Рязани). Ведущим жанром в литературе, становится воинская повесть («Слово о погибели земли русской», « Повесть о разорении Рязани Батыем»), а позже возникают исторические произведения о победе над татарами («Сказание о Мамаевом побоище», летописная повесть о Куликовской битве, «Задонщина», близкая «Слову о полку Игореве»).
Самостоятельное развитие новгородского зодчества привело к созданию простого и конструктивно ясного, классического типа одноглавого храма с богатым наружным декором (церковь Федора Стратилата, Спасо-Преображения па Ильине), аналога ему нет в архитектуре других стран.
В Пскове развивалось в основном оборонное зодчество. Крепость Изборск — одно из крупнейших сооружений Древней Руси. XV в. — время бурного развития Псковской архитектуры, было возведено 22 церкви.
В «послекуликовский» период каменное строительство и в Московском княжестве приобретает большой размах. Строились церкви в Москве, Коломне, Звенигороде, Можайске, Дмитрове, Раннемосковское зодчество создало новый тип одноглавого храма башнеобразной конструкции на высоком цоколе, со сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар и кокошников, с куполом на высоком барабане и системой лестниц к перспективным порталам (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря в Москве).
Длительная изоляция Руси от Византии и разобщенность русских земель подтолкнули формирование в XIII в. новгородской и ростовской школ живописи, а в XV .в. — тверской, псковской, московской и вологодской. Более всего сохранились новгородские памятники. Своеобразным «бунтом» против византийской традиции стали краснофонные иконы («Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», ГРМ). От парадного искусства в них яркие краски, орнаментальность, графическое построение формы («Никола Липенский», Новгородский музей).
В XV в. монументальная фресковая живопись Новгорода переживает расцвет. Огромное влияние оказал на нее великий византиец Феофан Грек. В 1378 г. он расписал церковь Спаса па Ильине.
В куполе — Христос Пантократор (Вседержитель), и барабане — про роки, в апсиде - причащение (евхаристия) и святители. Живописная ма нера Ф. Грека отливается мощью и смелостью: широкие удары кисти, уверенно положенные блики (как знаки божественной энергии), преобладание красно - коричневых и желтых охр - все выразительные средства на-правлены на воплощение страстного духовного горения.
К числу оригинальных икон относится новгородское «Отечество», трактуюшее Троицу не в виде трех ангелов Бог отец — это убеленный сединами старец на престоле, Бог-сын — отрок, Дух святой — голубь. Такая конкретная форма понадобилась для борьбы с ересью, отвергавшей догмат Святой Троицы. В XV в. появляется новый тип двух-трехчастной иконы, воспринимающейся как историческая картина («Чудо от иконы Знамения пресвятой Богородицы» пли «Битва новгородцев с суздальцами»).
Московская живопись по размаху и разветвленности в XIV-— XV вв. не знала себе равных. Ко времени переезда Ф. Грека в Москву здесь сложилась самобытная художественная традиция. Московские мастера учатся у Феофана, но не подражают ему. Под руководством греческого мастера были расписаны церковь Успения Богородицы, Архангельский и Благовещенский собор Московского Кремля. Лучшая из сохранившихся икон круга Феофана — «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны с «Успением Богородицы» на обороте (ГТГ).
В работе над созданием иконостаса Кремлевского Благовещенского собора встретились Феофан Грек и Андрей Рублев — величайший художник Древней Руси. Высокий иконостас — это русское национальное явление, в его становлении сыграли большую роль эти выдающиеся иконописцы.
Полнота единения с Богом в молитве — эту идею в хоровом звучании воплощает композиция иконостаса, спаянная также и художественными средствами общего ритма и цветового строя. Ряды икон (чины) соотносились с архитектурой храма и живописью на стенах. Читается пятиярусный иконостас «хронологически »: сверху — праотеческий ряд ветхозаветной церкви от Адама до Моисея с новозаветной Троицей в центре; ниже -пророческий ряд и Богоматерь с младенцем на центральной иконе; далее праздничный чин событий из жизни Христа и Богородицы от рождества ее до успения; затем деисусный ряд икон молящих Спаса (в центре) о милости; внизу располагался местный чин — рад икон, особо почитаемых в данной местности, и храмовая икона (справа от царских врат).
Кисти Феофана Грека в Благовещенском соборе принадлежат 7 икон деисуса, а 7 икон праздников, по-видимому, написаны Андреем Рублевым. Об этом гениальном иконописце известно немного. В Успенском соборе Владимира он участвовал в создании монументального иконостаса в 6 м высотой из 61 иконы, в числе лучших его икон «Богоматерь Владимирская». Чудом сохранился Звенигородский чин: «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Спас» — гениальный образ Христа — учителя истины.
Самое совершенное творение А. Рублева — «Троица», писанная в похвалу духовному учителю Сергию Радонежскому для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Содержание иконы не ограничено богословскими идеями о таинстве причастия и триединстве божества, она несет в себе и величественную идею соборности, духовного единения людей как условия подлинной свободы человечества.
Русская культура конца XV—XVI вв.
После двух с половиной веков почти полной изоляции культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессансной культурой Запада, укрепляя свое положение среди европейских государств.
Наряду с исторической песней появляется народная баллада («Гнев Ивана Грозного на сына», «Оборона Пскова»). Развивается светская публицистика и историческая литература, проникнутая идеей укрепления самодержавия и его союза с церковью. Появляется и новый жанр остросюжетной повести, его героем стал активный торговый люд.
"Каналы связи" - тут тоже много полезного для Вас.
Выдвижение Москвы сопровождалось размахом строительства. Рядом с искуснейшими мастерами со всей Руси работали и лучшие зодчие Европы, создавая общерусский архитектурный стиль. В Кремле на месте старых храмов времен Ивана Калиты возводились новые. Первым был построен Успенский собор (итальянский архитектор Аристотель Фиораванти) — величественный крестово-купольный пятиглавый храм с единым внутренним пространством. Благовещенский собор, домовую церковь великих князей строили псковские мастера. Среди традиционных образов святых условные портреты великих русских князей и византийских императоров. Архангельский собор (итальянский архитектор Алевиз Новый) соединил в себе традиционные элементы и черты итальянской дворцовой архитектуры XV в. (раковины в закомарах, орнаментированные порталы, круглые венецианские окна). В этом соборе — государственном некрополе — хоронили великих князей и царей. Завершает ансамбль Соборной площади Грановитая палата (Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари), имевшая 500-метровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами с мощным опорным столбом посередине.
В начале XVI в. в каменном зодчестве возникает новый тип шатрового храма, возродивший традицию русского деревянного зодчества. Знамениты два храма, связанные с именем Ивана Грозного. Церковь Вознесения в Коломенском воздвигнута в честь рождения маленького Ивана IV (будущего Грозного) — наследника престола; церковь-памятник во славу родной земли. Вариантом шатрового храма был и собор Василия Блаженного
(Покрова на рву) — храм мемориальный в память покорения Казанского ханства, построенный зодчими Бармой и Постником под стенами Кремля. Вокруг центрального шатрового «столпа» восемь меньших, увенчанных причудливыми главами — многонациональная сказочная каменная поэма. Это был взлет архитектурного гения русского народа. Стоглавым собором 1551 г. шатровые постройки как противоречащие византийским образцам были запрещены.
Среди живописцев второй половины XV в. выделяется Дионисий. Он и продолжает «рублевское» направление, и отступает от него. Мирянин, видимо, знатного происхождения, Дионисий возглавлял большую артель, выполнявшую княжеские, монастырские и митрополичьи заказы. Известны его иконы «Спас в силах» и «Распятие» (ГТГ) и житийные — митрополитов Петра и Алексия. Самым замечательным памятником Дионисия являются фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря па Вологодчине, объединенные ярко-лазурным тоном — ликующее славословие в красках. Место рублевской глубины и простоты занимает у Дионисия праздничная торжественность, уравновешенная и декоративная. После Дионисия эпическая песнь Древней Руси постепенно затихает. Постановлениями Стоглавого собора искусство становится орудием в руках церкви, а она сама — орудием деспотического самодержавия. В условиях церковного надзора затухало настоящее творчество, преобладал шаблон и ремесленничество.
Средствами искусства государство стремилось возвеличить официальные политические идеи в иконописи историко-аллегорического жанра о торжественном возвращении Ивана Грозного из покоренной Казани — «Благословенно воинство небесного царя». Идея «Москва — Третий Рим» воплотилась в росписях Новодевичьего монастыря.
Именно в XVI в. сложилась культура великорусской народности и начинается история культуры русского народа в собственном смысле слова, а развитие древнерусской художественной культуры вступает в завершающую фазу.