Художественная жизни России на рубеже XIX-XX вв
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX — XX вв.
Конец XIX — начало XX столетия — переломная эпоха во всех сферах социальной, политической и духовной жизни. В связи с новой исторической и политической обстановкой, с резким обострением идеологической борьбы в искусстве конца XIX — начала XX вв. различаются обычно три этапа, имеющих свою художественную специфику: с середины 90-х гг. до 1905 г. — период нарастания общественного подъема перед революцией; 1905 — 1907 гг. - период первой русской революции; 1908—1917 гг. — предреволюционный период. С кризисом народнического движения в 90-е гг., аналитический метод реализма XIX в. себя изживает. Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет. Все виды искусства — живопись, театр, музыка, архитектура выступили за обновление художественного языка, за высокий профессионализм. Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества — в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время канунов, ожидание перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Но оно породило также универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников. Достаточно назвать только имена Серова и Врубеля. Огромное влияние на искусство начала XX в. оказала революция 1905— 1907 гг. Она поляризовала художественные силы, четко определила идейные позиции многих творческих индивидуальностей, она вызвала к жизни новые художественные группировки, организацию множества выставок, периодических, изданий по изобразительному искусству. Большую роль в популяризации отечественного искусства XVIII в., а также и западноевропейского играли художники объединения «Мир искусства». «Мирискусники» собрали лучшие художественные силы в Петербурге, издавали свой журнал, самим своим существованием способствовали консолидации художественных сил и в Москве.
Импрессионистические уроки пленэрной живописи, широкая живописная манера — все это результат эволюции в развитии изобразительные средств во всех жанрах рубежа веков. В поисках гармонии и красоты художники пробуют себя в самых разных техниках и видах искусства — от монументальной живописи и театральной декорации до оформления книги и декоративно-прикладного искусства.
На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, начиная прежде всего с архитектуры и кончая графикой, получивший название «модерн». Это искусство было рассчитано главным образом на буржуазные вкусы, оно было несколько вычурным, претенциозным. Стиль модерн — это новый этап в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств. В России центром архитектуры стиля модерн стала Москва. Создаются образцы стиля модерн, такие как дом Рябушинского (автор Шехтель), интерьер здания Московского Художественного театра (автор Шехтель); дом Московского купеческого общества (автор Беренс), (Модерн — от фр. слова «новейший», «современный»).
В живописи воздействие стилистики модерна можно наблюдать в некоторых произведениях Врубеля, Серова, Коровина, Нестерова, художников «Мира искусства».
К концу XIX в. более разнообразными становятся типы жанровой и исторической картин.
Валентин Александрович Серов (1865—1911) — один из крупнейших продолжателей русской реалистической демократической школы на рубеже XIX—XX вв. Творчество художника было многогранным. Им создана обширная портретная галерея представителей разных социальных слоев русского общества — деятелей культуры, портреты Левитана, Горького, писателя Лескова, композитора Римского-Корсакова, историка Забелина, актрис Ермоловой, Федотовой, великого русского певца Федора Шаляпина. Серов создает ряд парадно-декоративных портретов, сделанных на заказ -портреты Морозова, Гиршмана, портреты Юсуповой и Г. Гиршман, Орловой.
Картиной «Девочка с персиками» (1887) ознаменован поворот от критического реализма к реализму поэтическому. Он дал прекрасному и счастливому в жизни прекрасную и счастливую живопись. Вся картина словно пронизана тем радостным светлым оживлением, которое сквозит в облике ее героини — Веры Мамонтовой. Пейзаж, интерьер, натюрморт, портрет-слагаемые этого произведения, образующие некий новый жанровый синтез, в чем проявляется чрезвычайно важная для искусства XIX в. тенденция. В картине «Девушка, освещенная солнцем» Серов дает образец импрессионистической живописи. Динамика свободного мазка, тонкая передача световоздушной среды, обилие фрагментарно изображенных предметов, рождающих впечатление как бы случайно кадрированного пространства. Картина дышит тишиной, спокойствием, природа гармонична душевному со стоянию девушки. Картина-портрет. Художник показал, что пленэр может отлично сочетаться с пристальным изучением натуры и проникновением в личность человека.
Воспитанный на революционных идеалах русской интеллигенции, Серов трагически переживал кровавое воскресенье, жестокую политику, реакционного правительства. Он рисовал убийственные для царского режима карикатуры «После усмирения», «Урожай».
Рекомендуемые материалы
В сатирическом журнале «Жупел» была напечатана исполненная темперой на картоне картина «Солдатушки, браво ребятушки! Где же ваша слава?» Серова все больше привлекают и исторические сюжеты. Одна из картин называется «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте», а увлеченность образом Петра I дала миру такие картины, как «Петр I на псовой охоте» и «Петр I», где передан героический пафос Петровской эпохи, его бурной деятельности.
Место Врубеля в русском искусстве исключительно и обособленно. Он взял не свойственную его поколению высокую патетическую ноту и казался ни на кого не похожим, словно пришельцем из какого-то другого века, стоящим одиноко, подобно Демону, на горной вершине. Предметы на его картинах иногда напоминают скопление сросшихся кристаллов. Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры «целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Он видел натуру как драгоценную мозаику. Часто живопись Врубеля называют волшебной. Классический пример - «Жемчужная раковина». Удивительно передана фактура раковины, чудеса ее переливов. Врубель придавал первостепенное значение рисунку. В 1890 г. Врубель начитает работать над «Демоном сидящим», а в 1900 г. художник пишет «Демона поверженного». Позже тему Демона сменила тема Пророка, навеянная знаменитым стихотворением Пушкина:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
Врубель сделал несколько вариантов, эскизов и набросков «Пророка», вдохновенных и сильных.
Когда Россия прощалась с Врубелем, она прощалась с уходящей эпохой XIX столетия. Не стало Льва Толстого, умерла великая актриса Комиссаржевская, умер Серов. Уже невдалеке была первая мировая война, ощутимо переламывалось время, менялись его ритмы, окраска. В пластических искусствах настает конец элегиям и ретроспекциям; как мятежные духи огня, вырываются на волю красные плясуны, красные бабы, красные кони. «Приближался не календарный — настоящий двадцатый век».
К русским композиторам конца ХIХ- начала XX вв.» относятся Глазунов, Танеев, Лядов, Калинников, Стравинский, Мясковский, Рахманинов, Скрябин. В каждую эпоху люди творят по-разному, одни выражают приверженность к традициям, другие ищут новые пути. Но не всякая погоня за новизной являет акт новаторства. Музыканты заимствовали у художников терминологию, в обиход у композиторов входят определения: звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра.
Вам также может быть полезна лекция "Симпатическая часть вегетативной НС".
Музыка Скрябина — грандиозного размаха, она представляет собой отражение революционной эпохи в темпераменте и миросозерцании идеалиста-мистика. Поэмы, симфонии Скрябина — это бунт против косности и рутины. Новые горизонты открываются в изысканной гармонии, огромная сила лирического пафоса заложена в его полифонических нагромождениях, иступленным восторгом подлинного живого творчества пышет каждая страница скрябинской партитуры. «Поэма экстаза», «Поэма Прометей», третья симфония воспринимались современниками как своеобразное выражение идей и настроений, созвучных противоречивому, революционному началу XX в, Брюсов писал о музыке Скрябина:
Металл мелодий он посмел расплавить
И формы новые хотел излить;
Он неустанно жаждал жить и жить,
Чтоб завершенным памятник оставить.
Можно сделать вывод, что демократический подъем 1890 — начала 1900-х гг. создал благоприятную почву для развития русской культуры. Начало XX в. в России в искусстве выражало наивысшую напряженность перелома. Ростки нового и умирание старого во всем: в политике, в общественной жизни, культуре, науке. Искусство рубежа двух столетий оказывается в потрясенном состояний, теряющее старую почву и обретающее «новую почву для своего развития. Каждой из переломных -эпох свойственна своя специфика художественного творчества. Вместе с русским искусством развивается искусство народов Закавказья. Грузинский скульптор Николадзе, живописец Нико Пиросманашвили, художник Сарьян. Многие художники, композиторы, поэты проходят сквозь те или иные течения, настойчиво ища гуманистические ценности своего искусства. Утверждение высокого и нравственного в человеке, вера в высокое предназначение искусства в жизни общества — все это свойственно искусству конца XIX— начала XX вв.