Популярные услуги

Главная » Лекции » Философия » Теория и практика строительства демократического общества » Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане

Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане

2021-03-09СтудИзба

Тема 1: Предмет, цели и задачи курса «Теория и практика строительства   демократического общества в Узбекистане»

                                   

План:

1. Необходимость изучения предмета «Теория и практика строительства   демократического общества в Узбекистане».

2.  Предмет, цели и задачи курса «Теория и практика строительства   демократического общества в Узбекистане»

3.  Демократическое общество и национальная государственность.

1. Изучение предмета « Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» имеет важное значение в изучении закономерностей, связанных с осуществлением реформ в нашей стране и в претворении в жизнь «Узбекской модели» демократического развития. Это даёт возможность ясного представления национальных и общечеловеческих принципов демократии, учит рассматривать их в связи с общественной жизнью.

Формирование демократии в нашей стране способствует укреплению чувства патриотизма, формированию демократического сознания и мировоззрения молодежи, ценить национально-духовное наследие, глубоко знакомит с «Теорией и практикой строительства демократического общества в Узбекистане», служит для осуществления этой цели.

Рекомендуемые материалы

Существуют своеобразная необходимость и причины изучения данного предмета.

Во – первых, во всём мире на сегодняшний день разработаны научные концепции о демократическом обществе. В них всё шире находят своё отражение общепринятые закономерности развития, жизни, образа демократического общества, а также его свойства, связанные с национально-духовными особенностями каждого народа, государства.

На сегодняшний день более чем в 160 государствах демократический строй признается в качестве общенародной и национальной ценности. Именно на современном этапе всеми признано то, что демократия – это наиболее приемлемый путь развития общества и это является причиной  изучения её как науки.

Во – вторых, определение и изучение своеобразных особенностей создаваемого демократического общества связано с этой закономерностью.

Необходимо учитывать её изучение, как науки, наряду с социально – гуманитарными и общественно- политическими предметами, так как она обладает общим закономерностями, связанными с демократическими изменениями в мире. Каждое независимое государство чувствует особую потребность в знании своего пути развития и строительства общества, в определении его закономерностей. С этой точки зрения, до настоящего времени в системе социально – политических предметов не существовало науки, изучавшей задачи, связанные с формированием основ гражданского общества и правового демократического государства.

Предмет « Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» имеет возможность охватить этот процесс, так как эта наука подробно изучает не только теоретические задачи строительства справедливого демократического государства, исходя из своеобразных особенностей нашей страны, основываясь прежде всего на исторический опыт мировой цивилизации.

Эту науку нужно изучать и потому, что в стране, где соединяются цивилизации Запада и Востока впервые в истории общепризнанные принципы демократии дополняются национальными ценностями. Необходимо изучать, анализировать этот процесс, его взаимосвязь с происходящими изменениями, явлениями и событиями в нашей стране.

Как отмечает Президент И. А. Каримов « Наша конечная цель – это создание сильного демократического правового государства и гражданского общества, социально – ориентированного на рыночную экономику, обладающего открытой внешней политикой.

Это можно назвать третьей основной причиной изучения предмета « Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане».

Известно, что последнее десятилетие 20 века характеризуется появлением на карте мира независимых государств. Эти государства расположены в различных континентах, включая в себя Центральную Европу (5), страны Балтии (3), Болгарии и Румынию, стран западно-восточной Европы (5), стран Закавказья (3) и государств Центральной Азии (5), западную часть содружества независимых государств (4).

Республика Узбекистан является одной из стран, которая выбрала свой путь независимого развития.

В жизни народа Узбекистана начался новый исторический период, сущность и содержание которого связано с «Узбекской моделью» строительства демократического общества в Узбекистане.

В настоящее время общие задачи, стоящие перед Республикой Узбекистан и новыми независимыми государствами, можно увидеть в следующем: «Узбекистан – суверенная демократическая республика».

Названия государства « Республика Узбекистан» и « Узбекистан» равнозначны.

В произведениях президента И. А. Каримова научно обоснована своеобразность и неповторимость строящегося демократического общества. Это связано с общей задачей по ликвидации трагических последствий неудачного исторического опыта. Это требует всестороннего изучения этого процесса. Так как он помогает устранению последствий прошлой социально-политической, экономической и культурной жизни, открывать общие стороны целей и задач, стоящих перед странами, а также связано с решением сложных задач по строительству демократического общества с современной рыночной экономикой, обеспечивающей достойную жизнь людей, защищающей права и свободы граждан.

В связи с этим стало уделяться большое внимание изучению задач теории и практики строительства демократического общества в стране.

    Особое значение имеет изучение данного предмета как науки для определения того, за счет чего можно добиться последовательного демократического развития.

     После крушения системы тоталитарного режима под названием «социалистическая» прекратилось деление мира на два полюса. Но изучение процесса социальных потрясений в мире показывает, что невозможно добиться развития и безопасности новых независимых государств без формирования и укрепления демократических основ.

Наряду с тем, что строительство демократического общества в Узбекистане опирается на общепринятые мировые демократические принципы и ценности, оно связано с решением задач по строительству нового общества, опирающееся на своеобразное национальное - культурное наследие, ценности и традиции национальной государственности.

Без завоевания независимости, Узбекистан не мог бы выбрать свой путь развития. Обретение Независимости ставит перед Узбекистаном ответственную задачу. Мировая общественность обратила особенное внимание на вопрос: «Какое же государство будет строить Узбекистан?» Независимость Узбекистана и судьба людей, отношение к национально-духовному наследию, гармоничность общечеловеческих принципов непосредственно связаны с тем, как будет осуществляться государственное строительство.

Независимость открыла новый исторический период в жизни народа Узбекистан. Каждый народ, который приобрел Независимость, ищет свой путь развития, стремится разработать свой образец строительства нового общества.

Узбекистан тоже определил свой политический, социально-экономический и духовный путь. Говоря о задачах стоящих перед страной И.А.Каримов, отметил: «Общество, которое мы строим, должно обеспечить народу Узбекистан достойную жизнь, гарантировать его права и свободу, возрождение национальных ценностей, обеспечить духовно-нравственное совершенство человека».

Здесь важно учитывать, что речь идет не о взятии мерок демократии того или иного государства. Основная цель-это определение отличительных сторон, идущих по пути демократического развития на основе изучения теории и практики строительства своеобразного демократического общества в Узбекистане.

Одна из основных причин, по которой предмет «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» занимает свое достойное место среди социально-политических наук, заключается в необходимости, научного анализа полученных достижений некоторых жизненных уроков в процессе строительства демократического общества. Для познания значения демократического процесса в стране, творческого подхода к нему необходимо глубоко изучить ступени формирования демократии в качестве национальной и общечеловеческой ценности. Эту стратегическую задачу выполняет только данная наука.

Предмет «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» ставит перед собой несколько задач: знание своеобразных и общепризнанных законов строительства демократического гражданского общества в стране, умение делать теоретические выводы и обобщения. В частности основной задачей предмета является формирование мировоззрения граждан, отвечающего требованиям демократического общества, связанного с уважительным отношением к  разнообразию мнений, свободе, чести и достоинству человека. Эти задачи проявляются в организации граждан на строительство свободной и процветающей Родины, благополучной жизни, через уважительное отношение к демократическим ценностям. Она как наука служит для осуществления этих великих и созидательных дел.

Для этого она использует различные методы. Это используемые мировыми науками сравнительный анализ, эмпирико-социологические методы и другие.

Значит анализ демократических изменений, происходящих в обществе, их логическое обоснование, задачи внедрения в сознание молодежи принципов светского государства требует изучения этого вопроса.

Предмет и наука «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» основывается на установлении и соблюдении национальных и общенародных принципов, принятых в мире по формированию демократического общества, строительству гражданского общества. В настоящий момент, исходя из подходящих нашей стране свойств, изучения закономерностей и путей строительства свободного, демократического, справедливого гражданского общества образуют предмет и объект науки. Все отрасли социальной жизни Узбекистана - объекты науки. «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» с одной стороны опирается на существующие взгляды о демократическом обществе, теории, а также считается с идеями мыслителей, связанных с историческим наследием государственности в стране, с другой стороны, на разработку важных концептуальных взглядов и идей о строительстве демократического общества  в годы Независимости, свойства своеобразного пути развития Узбекистана. В третьих, в этой сфере изучают достижения за годы Независимости, опираясь на опыт строительства демократического общества. Важное место занимает знание закономерностей развития и разработки основ взаимовыгодного сотрудничества, место Узбекистана в мировом обществе. В демократизации социально-экономической жизни страны и независимой политической жизни, государственном суверенитете, властности народа, отношениях граждан общества  государство считается основным корнем сферы, связанной с верховенством закона и Конституцией в стране. Общие правила и демократические принципы, связанные с основными правилами, свободой и долгом граждан и человека, организации отношений общества и личности, общественных объединений, семьи, государственной власти считаются сферами изучения предмета «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане». Некоторые качества этих понятий изучают и другие науки. Но каждый из социально-политических наук, события и изменения, происходящие в обществе, изучаются исходя из своих закономерностей, целей, объекта и предмета. Например, известно, что проблемы сознания изучают все социальные науки. Но если философия изучает сознание - как качество свойственное человеку, важная основа в развитии общества, то социология изучает - как появление его свойственных качеств, сознания определенной группы или социального слоя общества. А политология изучает его политический вид, то есть политическую форму сознания его появления. Если правоведение изучает правовое сознание, то «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» изучает демократическую форму сознания, то есть свойственные ему качества, его ценности, основы формирования, а также общечеловеческие, демократические закономерности процесса в качестве важной основы.

     В переводе с греческого «Демократия» означает «Народовластие» (demos-народ + kratos-власть). Демократией называют общество или государство, в котором высшая власть принадлежит народу и осуществляется его желанием. Конечно, важно не то, как комментируется термин «демократия», а то, на сколько он реален, правдив.

«Значит, - пишет И.А.Каримов, - как мы бы не осмысливали демократию, если она не вошла в каждый миг нашей жизни, не обратилась  в неотъемлемую часть нашего быта, все лозунги и определения или всякие крики останутся бессмысленной игрой слов». Задача демократии состоит в строительстве общества, в котором признаются и защищаются права его граждан. Участие в политической жизни демократического управленческого процесса остается не только знаком политической активности, но и сознанием того, что это их право, долг.

   Итак, во – первых, демократическое общество – это общество в сфере государственности, считающееся с общепринятыми в демократии ценностями и сторонами, опирающимися на свойства национально – культурного наследия народа, в котором граждане активно учувствуют в управлении государства, а их права соблюдаются и защищаются.

Во – вторых, под словом демократия понимается власть большинства и уважение, терпение меньшинства на пути всех интересов.

В–третьих, при подробном анализе определяется, что демократия – это и форма самоуправления граждан, и взгляд народа на свою свободу и независимость, и защита от ограничений прав и интересов каждой личности.

2. Существуют понятия связанные с «Теорией и практикой строительства демократического общества в Узбекистане». Его формирование начинается с древнего мира. Идея демократии, до того как превратилась в ведущий принцип и основу самых развитых стран мира, встречала на различных ступенях развития очень сложные, иногда трагические изменения. На сегодняшний день, полное освоение основных понятий демократических ценностей остаётся важным условием в демократизации общества. В их освоении необходимо отдельно считаться со следующими тремя сторонами:

-  общие понятия, используемые в социально-гуманитарных науках. Например: общество, цивилизация, свобода, право, закон, культура, развитие, демократия;

- понятия, близкие с понятиями, используемыми в социально-политических науках: правовое государство, частная собственность, гражданское общество, политика, политическая власть, политические организации, политическая система, политический режим, политический плюрализм, политические сознания, политическая культура и т.д.;

- опорные понятия, которые изучает «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане»:

«Свойственный и своеобразный путь развития Узбекистана», свобода, независимость, демократия, верховенство закона, демократическая государственность, демократическое общество, взгляды на демократическое общество, национально-духовные ценности, свободная демократизация экономической жизни Узбекистана, социальная жизнь и демократия, демократические принципы политической жизни, демократические ценности, строительство гражданского общества в Узбекистане, « Независимая процветающая Родина, Свободная и счастливая жизнь»; Узбекистан и мировое сообщество, Национальная государственность, демократия и др.

А также использование следующих понятий в процессе изучения «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане»: либеральная демократия, демократия и рыночная экономика, права и свободы человека в условиях демократии, основы демократии. У каждого из этих понятий есть своеобразный смысл и содержание.

В знании закономерностей, на которых основывается наука «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» необходимо учитывать следующие стороны.

Во – первых, «Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» учитывает принятые в мире общие закономерности.

Во – вторых, они опираются на частные и отдельные закономерности, связанные со своеобразными особенностями Узбекистана. Например: закон собственного и своеобразного пути строительства демократического общества в Узбекистане, или закон учёта национальных особенностей при строительстве демократического общества, закон связи своеобразных особенностей демократического общества в Узбекистане с историей государственности, национально-культурным наследием, экономической, социально-политической жизнью и др.

Известно, что эти закономерности требуют особого внимания из-за своей многогранности, сложности. Остановимся на задаче отношений между демократическими взглядами и национальными ценностями. На самом деле, демократия, ценившая широту души сама демонстрирует широту души по отношению к национальным качествам.

Некоторые международные организации и общества, представители некоторых иностранных организаций, показывающие себя как борцы против религиозного экстремизма и терроризма, как сторонники мирового демократического строя, не считаясь с национальными ценностями народа, его традициями, мыслями, воспитанием, честью, ставят эти ценности против западной демократии, представляясь при этом защитниками прав человека. Эти положения можно назвать стремлением ослабления веры некоторых наций и народов в демократию.

Об этом Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, комментируя события в Андижане на пресс-конференции в г. Ташкенте, состоявшейся 14.05.2005 г., утверждает: « Попытками принудительного установления демократии в Центральной Азии некоторых государств может воспользоваться третья сила. Эта сила – радикальное течение со злыми намерениями, надевшее на себя маску религии Ислам. Наш регион, 80% населения которого составляют мусульмане, очень удобен для создания вышеуказанных положений экстремистскими силами».

« Некоторые иностранные организации, занимающиеся защитой прав человека, и некоторых государств, далеко ушедших вперед в вопросах демократии, до сих пор «проливают слёзы» о том, что бедные безгрешные мусульмане, преследующиеся властями, для того чтобы добиться своей цели, на примере « Хизбут – тахрир» в Узбекистане. Трагические события в Андижане раскрыли безжалостные лица тех, кого защищали эти организации».

«Известно, что институт махалли появился у нас не вчера.  К сожалению, во время советской власти эта организация была отделена от общественного управления. Махалля была превращена в пункт, где предоставляют справки по требованию каждой советской конторы. В результате этого проявлено как появлением таких взглядов как « ты меня не трогай, я тебя не трону», уничтожение доброты и милосердия между людьми, увеличение не существующих вообще « живых сирот». Сегодня, находясь на пути к цели по уничтожению не подходящей нашей нации и быту…. Мы на понимаем тех « защитников прав человека», которые пытаются дать оценку, исходя из своих узких взглядов, ищут грязь в наших добрых намерениях. Если мы не вмешиваемся в дела Западных стран, в каком-то уголке которого разрешается однополый брак, в то, что представители некоторых культурных наций в голом виде врываются в магазин и уносят что попадет под руки, то это не значит, что мы не имеем собственного мнения. Никто не спрашивает нашего мнения по поводу ежедневно повторяющихся подобных событий. Так же наши старания по пути возрождения наших национальных ценностей не дают другим спать? Ведь наша отдаленность от намерения принудительного навязывания своего мнения другим означает, насколько мы глубоко понимаем демократию».

Как понимают 64 и 66 статьи Конституции Республики Узбекистан те, которые объясняют помощь Махалли в разрешении семейных скандалов как « нарушение прав человека»? Напоминаем, что одна из этих статей строго определяет то, что «родители обязаны кормить и воспитывать своих детей до их совершеннолетия», а другая указывает, что « дети, достигшие совершеннолетия и трудоспособные обязаны заботиться о своих родителях».

Поэтому каждое государство, народ осуществляет демократию по- своему. В противном случае, она не служит развитию. Этому свидетельствует принудительное внесение демократии в « советском » виде. Не отрицание этой закономерности приводит к бесполезным социально – политическим, духовным результатам.

« Новая независимая государственность Узбекистана устанавливается в сложных условиях. Сейчас мы с уверенностью можем сказать, что за эти годы  построили основу национальной государственности. Завершено формирование органов и состава упорядочения политического и экономического управления. Они являлись башнями централизованной   планово- распределительной экономики, системы административного управления. Они были основной преградой для создания основы свободной рыночной экономики и установления новой государственности, основанной на демократических ценностях и принципах.

Принятие Конституции Республики Узбекистан 8 декабря 1992 года стало политическим событием, важным шагом в становлении нового Узбекистана. Государство, которое не укрепило стратегическое направление, экономические основы развития общества, права и свободы граждан, принципы государственного строя в своем основном Законе, не может быть настоящим суверенным государством. Конституция стала главной опорой формирования законно- правовой основы нашего суверенного государства, нашей независимой государственности.

Согласно Конституции, была создана система власти, основанная на принципе деления, то есть на законодательную, исполнительную и судебную власти, резко отличающиеся от бывших органов государственной власти тоталитарного режима. В деятельности каждой из них установились демократические грани и направления, отрицающие на правовой основе тоталитаризм и авторитаризм. Организованные органы исполнительной власти в корне отличаются от бывших. Вместо многих министерств созданы хозяйственные объединения, союзы, концерны, корпорации, холдинговые компании, соответствующие рыночным условиям. Появилась новая система органов местной государственной власти. Её основу составляет институт власти, в котором объединены задачи исполнительной власти на местах и руководителя представительной власти.

Систему органов местной власти нельзя представить без местных органов самоуправления граждан. Основу этих органов составляют объединения граждан – махалли. Они созданы на основе духа и исторических традиций народа. Значимость важнейшего органа самоуправления – махалли, всегда  была высока.

Махалля играет важную роль в воспитании отношений среди людей, добрососедства, взаимоуважения и человечности. Она защищает социальные интересы граждан, оказывает помощь нуждающимся слоям населения.  Дело в том, что махалля должна быть практической помощью в осуществлении экономических и демократических изменений.

Согласно Конституции, впервые в истории Узбекистана на основе новой демократической системы выборов проводились альтернативные свободные выборы в парламент Республики – Олий Мажлис и в местные органы представительной власти на основе многопартийности. В результате возникла законодательная сеть, состоящая из Олий Мажлиса, государственной власти и местного совета народных депутатов. Она работает качественно. В результате сил, направленных на великую и определённую цель по правовым реформам, судебная система Республики установилась как свободная и независимая от других сетей власть, основанная на правилах Основного Закона. Возникли новые составы судебной власти. Расширился правовой круг суда.

Согласно правилам и стратегическим целям демократического развития общества, образовалась новая сеть органов национальной безопасности, органы правовой защиты. Национальная армия стала очень важным объектом на пути установления национальной государственности. Возникли институциональные составы, обеспечивающие внешние связи: Министерство иностранных дел, агентство внешне – экономической связи при кабинете Министров, Национальный банк внешнеэкономической деятельности, а также другие специализированные учреждения.

Впервые в истории Узбекистана, введённый институт Президентства Республики занял центральное место в системе органов государственной власти. Он остался корнем политического устройства.

В образовании государственной власти Президент Республики Узбекистан – это глава государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан. Принятие Конституции дало возможность создания прочных основ, гарантирующих главенство закона, равенство граждан перед законом, формирования правового государства, законодательной деятельности прошлых лет.

Наряду с этим, значение государства изменилось в корне. Государство, превращаясь в самую лидирующую силу преобразования общества в начальных ступенях, осталось основным предводителем новых идей в социальной жизни. Выполнение задач установления дружеских отношений и сотрудничества со многими странами мирового сообщества, в укреплении Международного авторитета Узбекистана.

Независимый Узбекистан стал почетным и авторитетным членом международных организаций.

В настоящее время в реформировании важнейшего субъекта демократической политической системы – государственности стоят новые задачи. Это в первую очередь, объясняется тем, что задачи преобразования, модернизации, демократизации жизни общества на основе повышения политической активности населения, укрепления роли негосударственных социальных организаций и политических институтов, их разнообразности, стали важными.

Самая важная задача органов управления и государственной власти в новых условиях стоит в поиске новых форм сотрудничества и работе политических партий, негосударственных социальных структур, гражданского общества с только появляющимися различными институтами.

В свою очередь, государственная власть определяет возможности укрепления авторитета и повышения роли органов местного самоуправления, передачей им части задач и полномочий власти в новых условиях.

Роль государства на начальных ступенях реформ требует, чтобы основные полномочия были во власти государства и самое главное во власти исполнительной власти. Настоящая ступень демократических изменений требует разработки стратегии, нацеленной на длительное время политического, экономического и социального развития. Здесь роль государства – цель демократического развития, основанной на создании гражданского общества требует изменения в корне. Здесь имеется в виду создание системы социального строительства государства, направленной на собственные силы государственной власти, общенациональные задачи, в частности, оборона, формирования валютно-финансовой и налоговой системы, принятия законов, и другие стратегические задачи развития. А решение других задач важно поэтапно вложить с центра на места, с органов государственной власти на общественные организации.

Это наша стратегическая задача в области формирования и развития государственности. Она основывается на избранном нами пути демократического развития общества.

« В настоящее время, - подчёркивает Президент И. А. Каримов – наша основная и стратегическая задача остаётся прежней – это углубление рыночных реформ и процесса строительства гражданского общества, демократического государства, значит идти по пути укрепления в человеческом сознании демократических ценностей. Говоря о стратегии развития страны, хотелось бы подчеркнуть модели под названием « управляемая экономика» или « управляемая демократия» нам не подходят вообще».

Установление принципов демократии - долгий и сложный процесс, особенно в нашем обществе, которое долгое время проживало в тоталитарном режиме и в котором до сих пор остались его следы, сложное протекание этого процесса закономерно.

3.  Строительство демократического общества в Узбекистане имеет два приоритета. Первый из них, признание принципов строительства демократического общества принятого во всём мире. Второй состоит из опоры на национальные ценности, связанные с национально-культурным наследием демократии.

Эти два приоритета взаимосвязаны, нельзя представить без них строительства настоящего демократического общества. В практической жизни это привело к противоречиям между бытом различных народов и их национальных интересах, к отрицательным социально-политическим, духовным результатам.

       Непридерживание принятым принципам, то это отдалит страну от строительства  демократического общества. Нужно особо отметить, что за годы независимости проделываются следующие работы по строительству демократического общества:

· Формирование демократических институтов в стране;

· Переход на многопартийность;

· Независимость сетей власти;

· Повышение контроля общественности - соответственные стороны демократического общества.

Вообще, есть три стороны, определяющие степень демократии в обществе. Это связано:

ü С информированностью народа о принятии решений правительством;

ü От того насколько контролируются постановления правительства народом;

ü С участием простых граждан в управлении государством.

Демократические процессы в Узбекистане нужно анализировать на основе этих положений, в настоящее время свободные и справедливые выборы, являющиеся основной частью демократии, следуют принципам открытости

В истории социально – политической жизни Узбекистана строительство справедливого общества – одна из основных концепций.

Известно, что Узбекистан является самым древним государством в Средней Азии, где веруют в Ислам. Ценности Ислама очень тесно связаны с духовностью узбекского народа. Президент И. А. Каримов уделил особое внимание развитию страны на светской основе, продвижению по пути строительства светского государства. Это занимает важное место в строительстве демократического государства.

В Конституции Республики Узбекистан смысл, значение и принципы термина «светское государство» нашло свое выражение в  следующих статьях:

Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений (ст. 61)

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод её граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам.

Запрещается создание тайных обществ и объединений (ст. 57)

В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной (ст. 12)

В настоящее время часто используются понятия «Демократическое государство»,  « Национальная государственность и демократическое общество». Они находят свое точное выражение в следующем:

- правовое государство, опирающееся на демократические нормы;

- сохранение национальных ценностей общественной жизни не противоречащих демократии;

- ведение государственной политики, основанная на равенстве всех граждан;

- самостоятельное ведение внешней и внутренней политики;

- самостоятельный выбор и осуществление своего пути развития;

- открытость демократическим государствам.  Все это показывает на не противоречивость национальной государственности демократическому обществу.

Последняя четверть 20 века – это период  распространения демократии по всему миру. В 1998 году в 63,1% и в 117 странах из 191 проводились свободные, тайные, равноправные, справедливые выборы. После 1974 года 89 стран перешли на демократический строй.

В правовом демократическом государстве: 1. права граждан гарантируются законом; 2. государственные органы и должностные лица подчиняются законам; 3. защита и гарантия свободы личности на законной основе.

     Изучение науки « Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» имеет важное теоретическое и практическое значение. Граждане знакомятся с целями строительства демократического общества осуществляемого в стране, его формирование и с национально-духовными основами развития, с взглядами, идеями о демократическом обществе. Имеет важное значение в проникновении демократии в сознание и разум граждан.

Знание закономерности строительства демократического общества формирует чувство необходимости осуществления и его принципов, признанных в мире с учетом национальных, духовных ценностей каждого народа и страны, имеет важное значение в развитии настоящей и ложной демократии, в ее оценивании, в формировании гражданской позиции.

Изучая предмет « Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане» и вместе со знанием основ «теории строительства свободного, демократического, гражданского общества», общих закономерностей, связанных со строительством демократического общества в мире, можно добиться правильного понимания содержания «Национальной модели».

Социальное развитие и сегодняшний процесс глобализации оказывает влияние на социально-политическую, духовно-просветительскую жизнь народов мира. Народы мира все более связываются друг с другом. Для народа Узбекистана, сохранение своего « Я» в таких условиях, не забывая национально-духовные ценности, осуществление его в связи с принципами строительства демократического общества – важная первостепенная задача.

Наука, исходя из национальных интересов страны, учит каждого гражданина уважать национальные ценности, и общенародные демократические принципы.

Данная наука помогает гражданам стать активными участниками и почувствовать сердцем взаимосвязь демократических изменений, осуществлённых в социально-экономической, политической и духовной жизни общества Узбекистана и целей строительства свободной счастливой жизни, независимой, процветающей Родины.

Связь задач строительства демократического общества в Узбекистане с основами гражданского общества направлена на обеспечение на практике свобод и прав человека,  равенство, перед законом. Знание их условий осуществления, основных направлений, даёт представление о демократическом обществе. На сегодняшний день это помогает осознать значение целей встречающихся в жизни, противоречащих демократии некоторых не здоровых движений, его национально-духовные качества « под маской демократии», быт народа Узбекистана, национально-духовные ценности истории, языка, культуры, обычаев, не учитывая традиций.

Через изучение предмета граждане могут узнать о целях и задачах строительства демократического общества в Республике Узбекистан. Получить знание об областях жизни общества Узбекистана, властности народа, участии в демократическом обществе человека, основных правах и свобод, социально-экономических основ демократического общества, свойственные им качествам, общественных объединениях, организациях государственной власти и основах строительства гражданского общества. Все это имеет политическое и социально-просветительское значение, служит для формирования у граждан чувства патриотизма,  уважении к национальным и общенародным ценностям. С этой точки зрения, данный предмет осуществляет важные воспитательные задачи.

По нему, на сегодняшний день, предусматривается осуществление общественного контроля сетью профсоюзов, органами самоуправления граждан, 3000 негосударственными, некоммерческими организациями, 2 социальными движениями, 5 политическими партиями, 100 общественными союзами в 28 направлениях. Если в выборах в Олий Мажлис первого созыва Республики Узбекистан участвовало 2 политические партии и более 700 кандидатов представительных органов власти, то в выборе Олий Мажлис второго созыва Республики Узбекистан участвовали 47 субъектов– 5 политических партий, 1010 кандидатов из представителей органов власти. И снова в этой области осуществляются демократические изменения. Переход страны в двух  палатный парламент углубляет этот процесс.

По результатам выборов 26 декабря 2004 года и повторным голосованием 9 января 2005 года регистрировались и были избраны все 120 депутатов Законодательной палаты Олий Мажлис Республики Узбекистан.

В выборах участвовали 489 кандидатов в депутаты, в том числе 435 человек из политических партий и 54 человека – независимые кандидаты.

В выборах граждане участвовали активно. В выборах 26 декабря 2004 года приняли участие 12197159 (85,1%) избирателей, а 9 января текущего года более 5400000 человек или 80% избирателей, имеющих право на повторное голосование. В результате выборов либерально-демократическая партия Узбекистана получила наибольшее число голосов избирателей, избраны 34,2% депутатов из этой партии, 23,3% депутатов избраны из Народной демократической партии Узбекистана, а также избраны 18 членов партии « Фидокорлар», 11 членов партии « Миллий тикланиш» (Национальное возрождение), 10 членов партии « Адолат».

Выборы за места в Законодательной палате между политическими партиями прошли в среде резкой конкурентной борьбы. В 77% округов за один депутатский мандат боролись 4-6 кандидатов. В частности, в 55 избирательных округах за один депутатских мандат по 4, в 32 округах по 5, в 5 округах по 6 кандидатов. Кроме того, в 5 избирательных округах за один депутатский мандат боролись по 2, в 23 округах по 3 кандидата. Партии полностью воспользовались предусмотренными в законодательстве возможностями проведения предвыборной агитации. В демократизации политической жизни общества уделяют особое внимание следующим важным задачам: 

1. Независимость всех областей политической жизни страны, строительства государства и общества. Главное в этом процессе – усиление политической, экономической активности граждан и создание необходимых условий для полной реализации человеком своих способностей.

2. Необходимость установления многопартийной среды в политической жизни страны.

3. Развитие и укрепление деятельности органов самоуправления граждан, общественных организации, не зависящих от власти, негосударственных организаций.

4. Обеспечение условий для разнообразия мыслей и взглядов общества, их свободного выражения.

5. Развитие и укрепление права и свободы демократических ценностей в сознании людей. Необходимо создать все условия для защиты своих прав, жизни с опорой на свои силы и способности, собственного отношения на события, происходящие вокруг, ведение своих интересов в сочетании с интересами страны и народа.

Существуют соответствующие причины выбора пути строительства мирового государства в Узбекистане. Для этого важное значение имеет знание соответствующих сторон мирового государства, его положительные моменты.

Важные стороны мирового государства выражаются в следующих направлениях:

- преданность идеям государственного суверенитета и прав человека;

- преданность социальной справедливости и демократии;

- признание главенства общепризнанных правил по правам человека;

- обеспечение достойной жизни граждан республики;

- строительство гуманного, демократического, правового государства;

- опора на исторический опыт узбекской государственности;

- равенство перед законом и отделения от государства религиозных организаций и объединений. Невмешательство государства в деятельность религиозных объединений;

- обеспечение спокойствия и межнационального мира граждан;

- понимание огромной ответственности перед настоящим  и будущим поколениями;

- правовые основы строительства государства и общества в Узбекистане означает его обозначение в Конституции и ведении дел с опорой на неё.

Основы пути строительства демократического общества в Узбекистане имеет различие от бывшего тоталитарного режима в следующем:

- не опирается на единую коммунистическую идею;

- не признаёт классовость, принципы партийности;

- основывается на идее « Человек – это великий дар»;

- поставлен на справедливую правовую основу взаимоотношений между

« гражданин – общество – государство», отличающегося в корне от отношения « государство – общество – человек».

Литература:

1. Конституция Республики Узбекистан. Т. «Узбекистан», 2003г.

2. Каримов И.А. «Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология» Т., «Узбекистан», 1996 г., стр. 36-49, 74-81, 99-103, 117-124

3. Левитин Л., Карлайл Д, «Ислам Каримов – Президент нового Узбекистана». Т. Узбекистан, 1966.

Информация в лекции "Ответственность туроператоров перед третьими лицами" поможет Вам.

4. Салимов А.У. «Узбекистан 5 лет по пути демократических и рыночных реформ». Т.1996 год.

5. Таджиханов У., Саидов А. «И.А.Каримов о национальной государственности, идеологии независимости и правовой культуре» Т. МВД-Академия, 1999 г.

6. Узбекистан на пути к гражданскому обществу. Т. Шарк, 2003г., стр. 126-137.

7. Наша главная цель – демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Доклад Президента РУз И.А.Каримова на совместном заседании законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса РУз. (28 января

8. А.Т.Азизхонов, А.П.Ефимова. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане. Т.Университет.2005 г.

9.  Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета министров, аппарат Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана «Узбекистан: 16 лет независимого развития». 30 августа 2007 года.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее