Словарь по этике
XI. Словарь по этике
АБСОЛЮТ – понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.
АБСОЛЮТИЗМ этический (лат. absolutis – безусловный) – методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе множества домарксистских и некоторых современных буржуазных этических теорий.
АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, согласно которому не может быть решен окончательно вопрос об истинности познания окружающей действительности человеком. Гексли 1869
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей.
АПАТИЯ (греч. apatheia – бесчувственность) – безразличное, безучастное отношение к окружающему миру.
АППЕРЦЕПЦИЯ – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.
АПОСТЕРИОРИ – знание, получаемое из опыта.
АПРИОРИ – знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Рекомендуемые материалы
АРХЕТИП – в позднеантичной философии: прообраз, идея. В психологии Юнга: врожденные психические структуры в коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения.
АСКЕТИЗМ (от греч. ask:et:es – упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах) – практический метод нравственного самосовершенствования, выражающийся в ограничении или подавлении своих телесных потребностей, чувственных желаний и т.п.
АТАРКСИЯ (греч. ataraxia-невозмутимость) – категория древнегреческой этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя.
АТЕИЗМ – система философских и научных взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религии вообще.
АТМАН – в древне-индийском религиозном умозрении и исходящих из него философских учениях – всепроникающее субъективное духовное начало, “Я”, душа. Противопоставляется брахману как высшей объективной реальности и совпадает с ним, т.к. брахман осознает себя и становится атаманом.
АТОМИЗМ – учение о дискретном (прерывистом) строении материи. В широком смысле дискретность объекта, процесса, свойства.
АТРИБУТ – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
АФФЕКТЫ (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – эмоциональные состояния, для которых характерно бурное и относительно кратковременное протекание: ярость, гнев, ужас и т.п.
БРАХМАН – в древне-индийском религиозном умозрении – высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Боге.
БУДДИЗМ – религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии 6-5в.до н.э. Одна из 3-х мировых религий.
БЫТИЕ – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.
«ВЕЩЬ В СЕБЕ» – философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (“в себе”), в отличии от того какими они являются “для нас” – в нашем познании.
ВОЛЮНТАРИЗМ – идеалистическое направление в философии, рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия. (в отличие от рационализма, интеллектуализма, у которых на первом месте разум, интеллект). Введен Тённисом в 1883 г.
ВСЕЕДИНСТВО – одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех его элементов.
ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone – наслаждение) – 1) тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные).
ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство и теория истолкования текстов. В древне-греческой философии – искусство понимания, толкования (иносказаний, многозначных символов).
ГИЛОЗОИЗМ – введен: Кедворт в 1678 для обозначения натурфилософских концепций, отрицающих границу между “живым” и “неживым” и полагающим жизнь имманентным [внутренне присущим] свойством праматерии.
ГНОСЕОЛОГИЯ = теория познания = эпистемология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Основные направления: материализм и идеализм.
ГУМАНИЗМ – в широком смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения.
ДАОСИЗМ – наряду с конфуцианством одно из двух основных течений китайской философии. Возникло во 2-й пол. 1-го тысячелетия до нашей эры.
ДЕИЗМ – религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Противостоит теизму и атеизму.
ДЕМАГОГИЯ (греч. demos-народ и agogos – ведущий; demagogos-политикан) – термин, используемый для отрицательной моральной характеристики образа действия, представляющих собой разновидность лицемерия в политике.
ДЕМИУРГ – термин древнегреческой философии для обозначения “творца” (“мастера”). Демиург творит космос из со-вечной ему материи, наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный прообраз-парадигму – эйдос.
ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deоntоn – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Термин впервые был введен Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом.
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЭТИКА – особая отрасль этической науки, которая занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного общества.
ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Ядро детерминизма – положение о существовании причинности (связи явлений, когда одно с необходимостью порождает другое).
ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Основные принципы диалектики – всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
ДОБРО – в широком смысле слова понимается как благо и имеет два значения: 1) представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту; 2) сам этот стандарт.
ДОЛГ – этическое понятие, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.
ДРУЖБА – отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности.
ДУАЛИЗМ – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Противостоит монизму.
ЗЛО – основополагающее для морали и этики понятие, противоположность добра и блага. Охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, социальные потрясения, деятельность людей и т.п.).
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".
ИДЕАЛ (франц. idеal, от греч. idеa – идея, первообраз) - 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей; 2) в строгом философском смысле: в теоретическом плане - а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное ценностное представление (о благом и должном), в нормативно-этическом - б) совершенство в отношениях между людьми или - в форме общественного идеала - такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в) высший образец нравственной личности.
ИДЕАЛИЗМ – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
ИММАНЕНТНОЕ – 1) понятие, означающее внутреннее присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). В истории философии противополагается трансцендентному. 2) философская критика, которая рассматривает то или иное учение с точки зрения последовательного проведения его собственных предпосылок.
ИНДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). Противопоставляется детерминизму.
ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.(разновидность иррационализма)
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – обозначение идеалистических течений в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия.
ИСТИНА – адекватное отображение объекта познающим субъектом, каким он (объект) существует сам по себе, вне человека и его сознания; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий и целостной картины мира в диалектике ее развития.
КАТЕГОРИИ – в философии предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – основной закон этики Канта: “поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом”(формальное понимание этики); “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели никогда не относился бы к нему только как к средству”(ограничение формального понимания этики)
КОНФУЦИАНСТВО – древне-китайская философская школа, “ученые книжники”; Конфуцианство: этико-политическое учение, где рассматриваются вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления государством.
КРЕАЦИОНИЗМ – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистической религии: иудаизма, христианства, ислама.
КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ (греч. kriterion – мерило для оценки) – вопрос о критерии нравственности составлял одну из важнейших проблем этики на протяжении всей ее истории и решался по-разному, в зависимости от понимания природы и происхождения самой морали.
ЛЕНГАЛИЗМ (лат. legalis – законный) – понятие, часто использовавшееся в истории этики для обозначения такого поведения людей, к-рое лишь внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не отвечает подлинному духу нравственности (Формализм).
ЛЮБОВЬ – высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту.
МАЙЕВТИКА – метод философствования Сократа. Беседуя, ставя все новые и новые вопросы, побуждать других находить истину.
МАТЕРИАЛИЗМ – одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное лишь как свойство материи.
МЕТАФИЗИКА – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.
МИСТИЦИЗМ (МИСТИКА) – религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного “единения” с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
МОДУС – термин домарксистской философии, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.
МОНАДОЛОГИЯ – философская система объективного идеализма Лейбница. Учение о монадах (бестелесных “простых субстанциях”, “истинных атомах природы”, “элементах вещей”) для обоснования непрерывности психической жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире процессов.
МОНИЗМ – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения (в отличие от дуализма и плюрализма).
МОРАЛЬ (лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; от mos, множественное число morеs – традиции, обычаи, нравы, поведение) – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни; предмет изучения этики.
НАРОДНИЧЕСТВО – идеология и движение интеллигенции, объективно отражавшие антифеодальные интересы крестьянства. Соединение радикальной буржуазно-демократической программы с идеями утопического социализма.
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
НОМИНАЛИЗМ – философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.
НООСФЕРА – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.
НОУМЕН – понятие идеалистической философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания (в отличие от феномена как объекта чувственного созерцания).
НРАВСТВЕННОСТЬ – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика.
ОБЪЕКТ – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Часть объективной реальности, которая находящихся во взаимодействии с субъектом. Выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, отражающие свойства объективной реальности.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – одна из основных разновидностей идеализма, в отличие от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Основополагающая часть метафизики. Термин введен: Гоклениус 1613; закреплен в философской системе Вольфа.
ОТЧУЖДЕНИЕ – социальный процесс, присущий классово-антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека в и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
ПАНЛОГИЗМ – философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, самораскрытие спекулятивного понятия, как мыслящая себя субстанция, “сам себя познающий разум”(Гегель); разновидность идеалистического рационализма.
ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее Бога и мир. Термин “пантеист” введен: Толандом в 1705 г.
ПАРАДИГМА – 1) понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследуемой задачи.
ПАТРИСТИКА – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. (отцов церкви).
ПЕРСОНАЛИЗМ – направление современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога.
ПОЗИТИВИЗМ – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, “положительное” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Термин введен: Огюстом Контом в 1830 г.
ПРАГМАТИЗМ – субъективно-идеалистическое философское учение. Философия – не размышление о первых началах бытия, а общий метод решения проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире.
ПСИХОАНАЛИЗ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение аффективных переживаний в бессознательное.
РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
РЕАЛИЗМ – философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта.
РЕЛЯТИВИЗМ – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Отказ от преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий.
САМОСОЗНАНИЕ – осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
СВОБОДА – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.
СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х г.г. 19в. с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.
СМЫСЛ ЖИЗНИ – комплекс ценностных представлений, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом).
СОВЕСТЬ – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному как собственное несовершенство.
СОЛИПСИЗМ – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.
СОФИСТИКА – 1) философское течение в Древней Греции, созданное софистами. 2) Рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употребление ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.
СУБЛИМАЦИЯ – в психологии, психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие сублимации было введено Фрейдом в 1900 г. в разработанной им концепции психоанализа.
СУБСТАНЦИЯ – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание, позволяющее сводить чувств, многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.
СУБЪЕКТ – носитель предметно-практич. деятельности и познания; источник активности, направленной на объект.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – одна из основных разновидностей идеализма, в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
СХОЛАСТИКА – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматич. предпосылок с рационалистич. методикой и особым интересом к формальнологич. проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в Средние века.
СЦИЕНТИЗМ – мировозренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
СЧАСТЬЕ – понятие, конкретизирующее высшее благо как завершённое, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.
ТЕИЗМ – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им.
ТЕОДИЦЕЯ – “оправдание бога”, общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею “благого” и “разумного” божеств. управления миром с наличием мирового зла, “оправдать” это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введен Лейбницем в одноименном трактате (1710).
ТОМИЗМ – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для томизма в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – термин, возникший в схоластической философии и характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; предмет религиозного и метафизического познания.
ТРИАДА – метод философского конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме.
УНИВЕРСАЛИИ – общие понятия. В философской проблематике онтологического и гносеологического статуса универсалии ставится вопрос о том, что такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как возможно рациональное понятийное познание, как соотносятся мышление и действительность, общее и единичное.
ФАНАТИЗМ (лат. fanaticus – исступленный) – понятие, употребляемое для оценки характера убеждений и поведения людей, в к-рых проявляется слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее и предубежденное, исключающее разумный подход отношение ко всем иным учениям.
ФАРИСЕЙСТВО – отрицательное моральное качество, характеризующее личность с т. зр. способа выполнения ею нравственных требований; одно из конкретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия и ханжества.
ФАТАЛИЗМ – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
ФЕНОМЕН – философское понятие, означающее: 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувственного созерцания, в отличие от его сущностной основы – ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – вначале, одна из филос. дисциплин, позднее - идеалистич. филос. направление, стремившееся освободить филос. сознание от натуралистич. установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собств. области филос. анализа - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные хар-ки, изначальные основы познания, человеч. существования и культуры.
ФЕТИШИЗМ (фр. fietichisme. от португальского волшебство) – в морали это совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей.
ФОРМАЛИЗМ (лат. forma-наружный вид, внешнее очертание) – 1. Моральный - разновидность морального догматизма, проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в формальном выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.
ФИЛОСОФИЯ – форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально- политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру.
ФРЕЙДИЗМ – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологич. учение Фрейда[психоанализ] для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.
ХАНЖЕСТВО – негативное моральное качество личности, выражающееся в склонности к обману, к сознательной маскировке собственных неблаговидных поступков под заботу о нравственности и добродетели.
ЦЕННОСТИ (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества.
ЧЕСТЬ – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства.
ЦИНИЗМ – негативное моральное качество, выражающееся в презрительном отношении к культурным и нравственным ценностям общества; форма морального зла.
ЭВДЕМОНИЗМ – философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которой единственным или высшим человеческим благом является счастье.
ЭГОИЗМ – негативная ценностная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – или философия существования, иррационалистич. направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-ой мировой войны в России (Шестов, Бердяев).
Ещё посмотрите лекцию "9 Патофизиология аллергии" по этой теме.
ЭКЛЕКТИКА, ЭКЛЕКТИЗМ, ЭКЛЕКТИЦИЗМ – соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий.
ЭМАНАЦИЯ – философское понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням.
ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
ЭТИКА – практическая философская наука о морали (нравственности).
ЭТИКЕТ (франц. etiquette) – система требований, предъявляемых к поведению человека в различных ситуациях: на работе, в учебном заведении, на отдыхе и т.п.